Памятники Архитектуры Подмосковья

Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на НерлиЦерковь Покрова на Нерли (Россия, Владимирская область, Суздальский район, Боголюбово)

Проезд: К храму невозможно добраться на машине, все дороги перекрыты шлагбаумами. Поэтому благоразумнее будет оставить авто рядом со станцией, и отправится к храму пешком (~ 1,5 км по мощеной дорожке). 

Построена из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским «за одно лето» в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Относится к типу четырехстолпного одноглавого придворно-княжеского храма. Первоначально была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной стене) на хоры. Древняя глава имела полусферическую форму (луковичная глава устроена в XVII в.). По стройности пропорций, изяществу силуэта, поэтичности архитектурного образа, оригинальности скульптуры представляет один из шедевров мирового зодчества. По реконструкции Н. Н. Воронина, вход на галерею был внутри башни у юго- западного угла (галереи и башня разобраны в XVIII в.). 





Церковь Покрова на Нерли, планРеконструкции других авторов менее убедительны. Лопатки с полуколонками делят каждый фасад на три части и переходят в закомары. Многоуступчатая профилировка лопаток, перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление пластичности здания. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы. Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым (но в короне!) псалмопевцем, восседающим на «троне», у основания которого расположены львы, а по сторонам — птицы. На левом колене Давид держит псалтырь. Символически связывается с посвящением храма Богоматери, а также прообразует князя Андрея как мудрый правитель. Иконографически представляет соединение образа Давида- музыканта (довольно частого в средневековых миниатюрах) с образом Христа во славе. Является, скорее всего, плодом местного творчества, поскольку аналоги такому изводу неизвестны. Первыми исследователями владимиро-суздальской скульптуры принимался за изображение Христа. В боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов. Символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду. Частично могут рассматриваться и по ассоциации с великокняжеской эмблематикой. Над окнами проходит пояс из 21 женских масок. Они символизируют посвящение храма Деве Марии, но уже без трилистника в прическе, что свидетельствует о фольклоризации замысла. По сравнению с боголюбовской женской маской черты романского стиля заметно ослаблены. В консолях аркатурного фриза наряду с зооморфными мотивами выступают женские головы, что вместе, вероятно, символизирует борьбу доброго и злого начала. Женские головы в функции консолей выполнены более трехмерно, чем женские маски, и представляют почти круглую скульптуру. Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестовокупольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов — символ злых сил, которым нет входа на небо (своды). Всего в интерьере храма около 20 таких капителей — целая «львиная сюита». Их можно было бы рассматривать как великокняжеские эмблемы, но «эпическая» трактовка львиных морд говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации злых сил (показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к алтарю, рельефов львов нет). Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне — внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по- видимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к воде — Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 357-359.

Фото Наталья Бондарева




icon-car.pngFullscreen-Logo
Церковь Покрова на Нерли

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Церковь Покрова на Нерли 56.196254, 40.561438 Церковь Покрова на Нерли

Рубрика: Владимирская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: