Церковь Спаса Преображения на Нередице

Церковь Спаса Преображения на Нередице (Россия, Новгородская область, Новгородский район, д. Спас-Нередицы)

  • Храм является музейным объектом
  • Режим работы:
    ежедневно с 11.00 до 16.00. Выходной день — четверг, пятница;
    с 1 октября по 1 апреля открыт до 14.00

Встречаются достопримечательности, не оставляющие долгой борозды в памяти, а есть места, куда стремишься, куда буквально влечет и примагничивает. …и ты преодолеваешь сотни километров ради того, что бы незримо ощутить связь веков, отринуть все мирское, осознав себя песчинкой в море мироздания, испытать трепет и волнение от увиденного образа, олицетворяющего Святую Русь, Родину… Таков Спас на Нередице.
Только что отшумел летний ливень, свинец облаков раскололся на кучевые обломки, отступил, обнажив яркую лазурь небес. Миновали древнюю церковь в Ковалеве, стоящую в стороне от жилья, на пригорке, в полукруге густой зелени, затем какую-то деревню, название не помню… Местность здесь слегка всхолмленная, дорога неторопливо струится через изумрудный шелк луговин и пахотей, иногда бежит параллельно спокойному и мелководному Малому Волховцу.
И вот он последний поворот, за которым от чуда нас будет отделять каких-нибудь 200 метров. В конце грунтовки показался прославленный на весь мир Спас. Стены постройки, по мнению обывателя, грязно-розового цвета, а на языке художников «неаполитанского желто-палевого».

Описание церкви Спаса Преображения на Нередице

Впрочем, колер фасадов скорее всего изменится, храм снаружи будут обновлять, рядом с ним штабелируют строительные леса. Поверхность стен слегка «плывет», волнится, но это не отвлекает от дивных пропорций, общей сбалансированности архитектурных масс.
Избы поодаль, окружение культовой постройки – обширное поле, частично скошенное. Разнотравье в слезах летнего дождя искрится, благоухает, одаривает свежестью. Что бы снять общий план приходилось отдаляться от церкви, джинсы вымокли до колен, но уезжать не хотелось. а хотелось только одного — прильнуть к палевым стенам, а затем присесть на бревенчатое крылечко в три ступени и забыться долгим сном созерцания… — Наталья Бондарева.

Построена князем Ярославом Владимировичем в 1198 г. на новом загородном княжеском дворе. Последняя постройка новгородских князей. Образец нового придворно-княжеского жанра. Храм небольшой, четырехстолпный, одноглавый. Лестница на хоры идет в толще западной стены. Троечастное членение фасадов асимметрично. Кладка стен — довольно свободная. Храм сильно пострадал в Великую Отечественную войну и восстановлен. От великолепной росписи конца XII в. (1199) сохранились нижние части. Особой выразительностью отличались сцены «Страшного суда» на западной стене. Четко оконтуренные фигуры, крупные черты лица, широко открытые («фиксирующие») глаза апостолов при довольно свободной манере письма характеризуют местное переосмысление византийского идеала. Суровость и некоторая тяжеловесность образов сочетаются с жизненностью их восприятия и понимания, что ведет к преодолению канона, то есть к своеобразному «средневековому реализму». Роспись аркосолия центральной апсиды, в отличие от фрески «Страшный суд», характеризуется более орнаментальной манерой живописи и более стройными пропорциями. Различия в манерах замечаются и в остальных частях росписи храма, что дало основание считать ее исполнителем довольно большую артель (примерно десять мастеров). В нише южной стены изображен князь Ярослав Всеволодович, подносящий модель храма Христу. Эта часть росписи выполнена в 1246 г., по-видимому, в память о князе, погибшем в 1246 г. На великокняжеском плаще (корзно) обращает внимание изображение одноглавых геральдических орлов (впервые геральдические орлы появились в резьбе Дмитриевского собора во Владимире) – Г.К. Вагнер.

Источник:
Г.К. Вагнер Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. М., 1980, стр. 375

И.Э. Грабарь История русского искусства. Храм Спаса-Преображения на горе Нередице

Построенный великим князем Ярославом Владимировичем, внуком Мстислава, в 1198 году в трех верстах к югу от города, на правом берегу Волховца, он наследовал от своих предшественников все их новые особенности [Летопись по архивскому списку под 6706 годом. “Новгородские летописи”, стр. 13.]. Его северный и южный фасады разбиты на такие же три неравные части, и так же слабо выступают алтарные полукружия, но боковые из них на этот раз опущены так низко, что едва достигают половины среднего. Хоры устроены здесь так же, как в Петропавловской церкви, в Благовещенье на Мячине и y Фомы Апостола, не на сводах, a на простых дубовых настилах, и купол опирается на четыре квадратных столба. Все стены внутри храма покрыты сплошным ковром фресок, хорошо сохранившихся и оставляющих глубокое впечатление значительностью композиций и торжественной суровостью красок. Фрески эти должны быть отнесены к числу лучших созданий стенной живописи 12-го века не только в России, но и в целой Европе и придают в высшей степени драгоценный вид этому так долго находившемуся в забвении созданию примитивной веры. Дивная по рисунку главка хотя и относится к более позднему времени, так же как и крест на ней, чудесно связана с общей композицией и кажется органически сросшейся с древним храмом. В 1904 году храм был реставрирован, при чем его четырехскатная кровля заменена покрытием по закомарам, по древним следам заложены те окна, которые были пробиты или расширены позже, и возобновлены старинные, узкие.

Новое покрытие освободило барабан его купола, совсем было ушедший в высокую крышу, и обнаружило всю необычайную соразмерность его масс и стройность пропорций отдельных частей. Однако что-то неуловимое и вместе с тем особенно нам дорогое и близкое после реставрации исчезло, и наоборот, неожиданно выступили черты как будто чуждые Новгороду. Исчезло бесследно то очарование, которое Спасу-Нередице придавала примитивность его приемов, вся его наивная самодельщина, взамен которой появилось холодное и мудрое мастерство, слишком еще византийское, и только нетронутая глава говорит еще сердцу о Новгороде. Реставрация эта, которой предшествовали обмеры и исследования, своей точностью и строгой научностью далеко опередившие все предыдущие, еще один раз показала, как, в сущности, мало y нас данных для реставраций безусловно неоспоримых [Этим обмерам посвящено весьма ценное исследование руководившего реставрацией П.П. Покрышкина, изданное Императорской Археологической Комиссией: “Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах”. Спб. 1906.]. Все больше упрощая тип храма, новгородцы не остановились на понижении боковых апсид до половинной высоты средней, a пришли к логическому выводу о ненужности их вообще. Для жертвенника и диаконника было совершенно достаточно места в тех углах, которые образовывались по обеим сторонам главного алтаря, позади восточных столбов, и не было никакой нужды увеличивать их полукружными выступами.

Архивные фотографии, чертежи, открытки

Фото №16-29 с сайта http://humus.livejournal.com/

Схема проезда

icon-car.png
Церковь Спаса Преображения на Нередице

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Церковь Спаса Преображения на Нередице 58.497170, 31.311496 Церковь Спаса Преображения на Нередице

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только