Владимир. Дмитриевский cобор

Дмитриевский собор во Владимире (Россия, Владимирская область, г. Владимир, Большая Московская, 60)

Главный княжеский (в отличие от епископского Успенского) храм, построенный великим князем Всеволодом Большое Гнездо на своем дворе в 1194-1197 гг. Развивает придворно-княжеский тип, доводя его до высокой репрезентативности и артистизма. Одноглавый и четырехстолпный храм первоначально был окружен низкими крытыми галереями, а у северо-западного и юго-западного углов имел лестничные башни с всходами на хоры. Башни и галереи разобраны в процессе реставрации XIXв. Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов.
Арочный фриз впервые имеет рельефные человеческие фигуры между колонок (в интерколумниях). Древними являются только фигуры в западной части северного фриза. Среди них — изображения князей Бориса и Глеба. Остальные фигуры появились в реставрацию ХIХ в. (спорными остаются сидящие фигуры западного фасада; возможно, они относятся к XIII в.).

Описание Дмитриевского cобора во Владимире

Южный фасад считался «княжеским», так как князья входили в храм через южные двери. Вероятно, поэтому в замковой части южного портала помещен рельеф царя Соломона, сидящего на своем знаменитом троне в виде фигур львов. Слева и справа от Соломона расположены парные львы, что напоминает изображение Соломона на портале собора в Страсбурге. В аркатурном фризе южного фасада находились фигуры русских князей, в том числе владимирских. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет идею мудрого и сильного царя. Преобладание в скульптуре образов льва и грифона указывает на дальнейшее развитие великокняжеской эмблематики. Однако усиление символизма и космологизация всего замысла привели к снижению рельефа, в чем усматривается отход от романского стиля и сближение с Византией (Болгарией). В центральной закомаре дана фигура царственного певца, играющего на псалтыри. Долгое время шли споры, изображает этот рельеф Давида (как в церкви Покрова на Нерли) или Соломона. Расчистка надписи около нимба показала, что центральной фигурой всех трех фасадов Дмитриевского собора является тоже царь Давид. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа (почти круглая скульптура!). Справа от Давида на южном фасаде изображено Вознесение Александра Македонского на небо. Довольно популярный в средневековье фантастический сюжет, взятый из романа Псевдо-Калисфена понимался как символ силы царской власти.

Дмитриевский собор во Владимире в фотографиях С.М. Прокудина-Горского

 Особенностью владимирского рельефа являются фигурки львов, которые держит в руках Александр. Главным (в культовом отношении) был западный фасад храма. В левой закомаре изображен царь Давид, за которым следует Соломон. В центральной закомаре — Давид-псалмопевец. В скульптуре западного фасада обращают внимание сюжеты подвигов Геракла (символизировавшего в средние века Христа): борьба с немейским львом, лернейской гидрой, стимфалийскими птицами и др. В отличие от других фасадов фигуры святых во фризе (между колонками) даны сидящими. Существует мнение, что они выполнены в XVI в., что спорно. Рельефы льва и Сирина в арочках фриза — работа XIX в. Двери западного фасада символически тесно связаны с христологической идеей (Христос — двери рая), поэтому в резьбе именно западного портала наиболее ярко выражена мысль об охране от злых сил. Символом их являются многочисленные химерические образы в резьбе архивольта, подготавливающие так называемый тератологический стиль. В правом (южном) прясле верхнего яруса западного фасада — скульптура в закомаре перепутана. Слева узнается Никита, избивающий беса. Наиболее интересны рельефы кентавра с мечом в руках и льва (напавшего на оленя), восходящие к романским прообразам. Рельеф человеко-дракона редок и в романском искусстве.

Владимир. Дмитриевский cоборДва скачущих св. воина входят в ряд аналогичных рельефов, протягивающихся одной линией по западному и южному фасадам. Среди св. воинов — Георгий Каппадокийский. Герой, борющийся с птицей, — часть одного из подвигов Геракла (борьба со стимфалийской птицей; передняя часть птицы — плод реставрации XIX в.). В центральном прясле верхнего яруса переплетенные шеями птицы относятся к символике неразрывного союза. Обращенный к городу северный фасад выражает своей скульптурой идею сильной княжеской власти уже прямо, а не символически. В левой (восточной) закомаре фасада изображен сам князь Всеволод III. Впрочем, эта идея подчинена более общей идее мудрого библейского царя Давида (рельеф центральной закомары). Сохраняется и образ Соломона (рельеф западной закомары). Именно на этом фасаде в аркатурном фризе представлены князья Борис и Глеб. Князь Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне с младшим сыном на коленях. Справа и слева к Всеволоду подходят в склонении другие сыновья. Редкий пример светской скульптуры, позволяющий говорить о портретной тенденции. Основная резьба западной части северного фриза сохранилась от XII в. В интерколумниях находятся рельефные фигуры князей Бориса и Глеба, архидиаконов и других святых.

Князья изображены мучениками, с крестами в руках и, повидимому, с портретным сходством: Глеб — молодой, безусый; Борис — с бородкой. Оба в княжеских шапках. Резьба именно этих фигур наиболее пластична. Некоторые рельефы в тимпанах арочек (лев и др.) — плод реставрации XIX в. В центральном прясле второго яруса северного фасада вверху снова дан царь Давид на троне с псалтырью в руках. Его пению внимают птицы и звери. Львы в знак смирения припали на передние лапы. Грифоны с ланями в лапах символизируют торжество горнего начала. Среди других символов останавливают внимание образы переплетенных шеями львов и птиц, что означает неразрывный союз. Слева от окна полуфигуры святых в арочках изображают апостолов Петра и Павла. Справа от окна рельеф в круге — плод реставрации XIX в. Архивольт северного портала несет резьбу на всех тягах, кроме внешнего вала. В вершине верхней резной ленты изображен деисус, по сторонам которого среди растительного орнамента размещены звери. Резьба северного архивольта отличается особой тонкостью. В резьбе барабана грифоны, птицы и другие существа в круговом плетении перемежаются с изображениями святых. Львиные маски в ступенчатых треугольниках символизируют княжескую принадлежность Дмитриевского собора. Полумесяц под крестом — древний символ священства власти. Капители внутренних столпов — все львиные.

План Дмитриевского собора во ВладимиреДва лежащих льва повторяют мотив, известный по Успенскому собору и церкви Покрова на Нерли. Но там львы были обращены головами в разные стороны, а здесь — к центру. По сравнению с львами церкви Покрова Дмитриевские львы менее фольклорны, но конец хвоста у них разработан более орнаментально. В этих образах животный эпос и эмблематизм уравновешивают друг друга. Дмитриевский собор и его богатейшая скульптура созданы большой артелью княжеских мастеров, среди которых, вероятно, были выходцы и с Балкан. По оригинальности всего образа представляет уникальное явление средневекового искусства. От росписи интерьера, выполненной в конце XII в., сохранились фрагменты «Страшного суда» в западной части храма, под хорами. На центральном своде, по его склонам, изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Считается, что автором всех фигур апостолов и ангелов южного склона был греческий (солунский?) мастер. Сложные и разнообразные повороты фигур как бы беседующих друг с другом апостолов, свободная и вместе с тем строгая драпировка одеяний, а главное, глубоко психологическая трактовка образов выдают руку большого мастера. Особенной выразительностью отличается лицо апостола Марка, говорящее о том, что портретные тенденции отнюдь не были чужды искусству XII в. Лица ангелов северного склона приписываются русскому мастерству (помощнику главного мастера). В них больше чисто земной красоты, душевной простоты, что за много веков предвосхищает искусство Андрея Рублева. Небольшие фрагменты росписи конца XII в. имеются в юго- западном углу собора, на малом своде. Здесь изображены «Рай» и «Шествие праведных в рай» — Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 359-361

Панорама

Схема проезда

icon-car.png
Владимир. Дмитриевский Собор

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Владимир. Дмитриевский Собор 56.129211, 40.410933 Владимир. Дмитриевский Собор

Проживание

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только