Княгинин Успенский монастырь во Владимире (Россия, Владимирская область, г. Владимир, ул. Княгинин монастырь, 37)
Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных. Построенный в 1200 году Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году.
Описание Княгинина монастыря во Владимире
Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе —- икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром.
Успенский собор Княгинина монастыря «построен уже не из белого камня, а из кирпича на рубеже XV— XVI вв. на основаниях старого собора 1200-1201 гг. Четырехстолпный одноглавый храм, но уже не с одним (как в XII в.), а с тремя ярусами «закомар», превращенными в кокошники. Образовавшаяся ярусно-пирамидальная композиция воспроизводит стиль раннемосковского зодчества рубежа XIV—XV вв., отражающий известные «ренессансные» тенденции в русской архитектуре. Боковые приделы и паперть пристроены позднее. В отличие от древней владимирской традиции собор не имеет никакой фасадной резьбы. Внутри собора хорошо сохранилась фресковая роспись, выполненная в середине XVII в. московскими мастерами во главе с Марком Матвеевым. Отсутствие у собора внутренних лопаток способствовало цельности повествования, которое развертывается в нескольких регистрах. Отсутствие же хоров позволило мастерам развернуть на западной стене храма грандиозную картину «Страшного суда». Среди изображенных на столпах князей особенно интересна фигура Андрея Боголюбского» — Г.К. Вагнер.
Литература:
С.В. Булгаков «Русские монастыри в 1913 г.
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 362