Юрьев-Польский. Собор Георгия Победоносца

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Россия, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, Музейный пер.)

Храм создан по заказу князя Святослава Всеволодовича в 1230-1234 гг. артелью мастеров во главе с главным мастером Бакуном. Четырехстолпный одноглавый с тремя притворами белокаменный храм. Собор снизу доверху был покрыт резьбой растительного характера. В аркатурном фризе — крупные фигуры святых. Во втором ярусе — библейские и евангельские композиции, изображения святых, а также зооморфные рельефы. В XV в. собор обрушился и в 1471 г. был собран В. Д. Ермолиным с искажением первоначального вида.
Высотные пропорции снижены, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, рельефы перепутаны. Белокаменная резная алтарная преграда внутри не восстановлена. Древние стены с резьбой сохранились до верхней границы аркатурного фриза (исключая капители). Троицкий придел (у северо-восточного угла), в котором находилась усыпальница князя Святослава (виден заложенный аркосолий), разобран.

Описание собора Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском

Юрьев-Польский. Собор Георгия ПобедоносцаВ аркатурном фризе северного фасада помещены рельефы с фигурами целителей и патрональных святых — Пантелеймона, Дмитрия Солунского, Георгия Каппадокийского, Федора Стратилата и других. На угловой капители представлены (в профиль) княжеские дружинники. Северный притвор сохранился с незначительными переделками (вместо рельефа князя Святослава в замок внешней килевидной арки вставлен рельеф из барабана собора). Патрональный рельеф св. Георгия над порталом дан в патрицианском изводе и с гербовидным щитом (лев). Ниже — два рельефа с изображением Спаса Нерукотворного. Еще ниже — рельефы львов (охранителей входа). На резной тяге архивольта в круглых медальонах — Богоматерь Знамение и шесть пророков. Ближайшие к Богоматери — Давид и Соломон.
По бокам входа — резные «древа жизни». На углах — пилястры с рельефами зверей и Сиринов в круглых рамках. Рельеф князя Святослава определяется как портретное изображение князя Святослава Всеволодовича (строителя собора) благодаря своему положению (выше патронального рельефа св. Георгия; ныне — внутри собора) и сходству с изображением его брата Юрия на суздальской пелене.

Южный притвор над порталом имеет рельеф Богоматери Оранты — в качестве покровительницы владимирских князей. По бокам входа — рельефы барсов (традиционная княжеская эмблема). Ниже — стилизованные «древа жизни», почти аналогичные «древам» северного притвора. На угловых пилястрах — тоже птицы и звери, кроме того, оригинальный рельеф кентавра в кафтане и шапочке, которого Н. П. Кондаков сравнил с «доезжачим в княжеской свите». Рельефы южной стены все перепутаны. Среди них выделяются крупные рельефы святителей, первоначально входившие в алтарную преграду собора. На юго-восточном углу — скопление переложенных в 1471 г. рельефов зооморфного характера: дракон, грифон, лев и несколько Сиринов. Виден фрагмент фриза из львиных и человеческих масок. Среди других рельефов — ангелы из композиции «Вознесение Христа», а также рельефы святых в круглых рамках и ангела из композиции «Три отрока в пещи огненной». Лев — рельеф у западного портала — служил и охранителем входа и княжеской эмблемой. По сравнению с львами предшествующей владимиро-суздальской скульптуры отличается большей плоскостью рельефа и вместе с тем повышенной живописностью. Особенно примечателен древовидный хвост. Апсиды собора не имеют ни резьбы, ни колончатого фриза. Есть основание считать, что они — плод работы В. Д. Ермолина. Арочный карнизный поясок — дань древней владимиро-суздальской (Кидекша, Переславль-Залесский) традиции. Внутри собора находятся рельефы: «Распятие» — композиция из нескольких камней, не вошедшая в кладку В. Д. Ермолина 1471 г., и Малый деисус, а также консоли в виде мужских и женских голов. Первоначально «Распятие» находилось в центральной закомаре северного фасада. Под ним располагался камень с резной надписью о постановке креста князем Святославом, откуда «Распятие» получило название «Святославова креста». Поникшая голова распятого Христа по тонкости резьбы и проникновенности образа — лучшая часть всей скульптуры Георгиевского собора, вполне в духе дученто. Слева Христа — Богоматерь и три святые жены. Справа — Иоанн и сотник Лонгин. Малый деисус входил в декор западной стены западного притвора. При строительстве в XIX в. у стены западного притвора колокольни (ныне не существующей) был вынут из кладки стены и перенесен внутрь собора. Фигуры деисуса отличаются большей проработанностью резьбы, нежели фасадные рельефы. Консоли в виде мужских и женских голов входили в декор верхних частей собора. Характеризуются сильно выраженной трехмерностью. Складки на лбу напоминают немецкую (прирейнскую) скульптуру — Вагнер.
В настоящее время Георгиевский собор в Юрьеве-Польском вне служб используется государственным музеем как экспозиция с платным входом по билетам.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 398 — 399

Панорамы


Схема проезда

icon-car.png
Юрьев-Польский. Собор Георгия Победоносца

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Юрьев-Польский. Собор Георгия Победоносца 56.496523, 39.680042 Юрьев-Польский. Собор Георгия Победоносца

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только