Усадьба Афинеево

Усадьба Афинеево (Россия, Московская область, Наро-Фоминский район, Афинеево) рядом с посёлком Апрелевка

Сохранились: церковь Иоанна Предтечи, остатки парка

Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Киевского вокзала до ст. Апрелевка — 42 км, пешком 4,5 км

Уцелела только церковь, сохранявшаяся какое — то время часть Афинеевского парка теперь отведена под кладбище, которое окружило храм плотным полукольцом. Главный дом конца XIX века, перестроенный архитектором Бондаренко в 1913—1914 гг. утрачен, как и все хозяйственные и парковые сооружения.
История Афинеева такова: в XVII — XVIII вв. это была вотчина Протасьевых, затем поместье перешло к Волынскому, на рубеже XVIII — XIX веков усадьбой владел дворянин Ступишин, до середины XIX века — издатель Свиньин, далее разделённой надвое усадьбой владели Мусины — Пушкины и помещик Степанов. В конце XIX века — купец Ступин, в начале XX века — купец Власов. Последним владельцем (с 1913 г.) был фабрикант и коллекционер А.А. Бахрушин, при нём имение называлось Верино.

Описание усадьбы Афинеево

Церковь Иоанна Предтечи была возведена в 1704 — 1709 гг. окольничим М.А. Протасьевым в стиле московского барокко. Здание имеет трёхчастную композицию, вытянутую по продольной оси. К апсидальному храму типа «восьмерик на четверике» примыкает пониженная трапезная и четырёхъярусная готическая колокольня, увенчанная стройным шпилем, рубежа XVIII — XIX вв.
Основные элементы в наружном оформлении храма — наличники с полуколонками и разорванными фронтонами. Убранство колокольни более интересно и динамично. В нижнем ярусе дверные проёмы обрамлены массивными четырёхколонными портиками, не лишенных, однако хороших пропорций. Развитой антаблемент украшают консоли. Этот же мотив использован для завершения фасадов храма. Высокие стрельчатые арки на ярусе звона колокольни перекликаются с арочками на глухом барабане главы церкви. Эти общие приёмы были призваны объединить разновремённые объёмы храма.

А так описывала Афинеево Е.И. Македонская: «Село Афинеево, в современном Наро-фоминском районе Подмосковья, хотя и упоминается впервые в известных нам источниках лишь в 1627 г., принадлежит к одним из древних сел Московской области. На протяжении ХVII-ХIХ вв. село носило два имени: Финеево и Афинеево (последнее название было более распространенным и окончательно закрепилось за селом в 1910-е гг.). Происхождение названия села связано с легендами. Известный театровед Ю.А. Бахрушин, поселившийся здесь с матерью и отцом, основателем Театрального музея в Москве А.А. Бахрушиным, весной 1913 г., объясняет тем, что в далекой древности на месте Афинеева существовало финское поселение, от которого остались курганы, один из которых Юрий Алексеевич сам раскопал.
Однако, происхождение названия села, как и многих подмосковных поселений, носит владельческий характер. В числе бояр, подписавших первую духовную грамоту сына Дмитрия Донского — Василия I (1406/7 г.) упоминается Дмитрий Афинеевич. В составленном в середине ХVI в. государеве родословце самых известных боярских родов лица с подобными именем и отчеством нет. Судя по разысканиям С.Б. Веселовского Дмитрий Афинеевич был представителем особого рода, ибо сыновей у него не было и его род пресекся в начала ХV в., так что столетие спустя, когда составлялся родословец уже некому было подать родословную роспись.

Архивные фотографии усадьбы Афинеево

1. Вера Васильевна Бахрушина
2. Владельцы усадьбы Афинеево — Алексей Александрович и Вера Васильена Бахрушины
3-4. Усадьба Афинеево, главный дом усадьбы. Арх. И.Е. Бондаренко
5-6. Владельцы и гости имения Афинеево
7-8. Усадебный парк
9. Усадьба Афинеево, вид с балкона главного дома
10. Церковь Иоанна Предтечи в Афинеево
11-12. Главный дом усадьбы Афинеево

Судя по всему, это был видный боярин своего времени. По данным С.Б. Веселовского он состоял через дочерей в родстве с самыми верхами московской аристократии рубежа ХIV- XV вв., а около 1390—1392 гг. упоминается как боярин митрополита Киприана, участвовавший в мене последнего землями с великим князем. Со смертью в 1406 г. митрополита Киприана митрополичья кафедра на несколько лет оказалась вакантной и Дмитрий Афинеевич мог перейти на службу к великому князю, а следовательно, стать свидетелем его первой духовной грамоты.
Как видим, Дмитрий Афинеевич был довольно заметной фигурой. Несомненно, что и его отец занимал видное положение. Вероятно, он был именно тем Афинеем, у которого великий князь Иван Калита купил село во Владимирском великом княжении. К сожалению, текст второй духовной грамоты Калиты имеет здесь лакуну, но из общего смысла этого места можно предположить, что Афиней принадлежал к числу митрополичьих бояр. Очевидно, что Афиней был человеком богатым и как тогда говорили многовотчинным. От его-то имени и получило свое название одно из, его многочисленных сел, расположившееся на юго-западе тогдашнего Московского княжества.

Судя по писцовой книге 1627 г. Афинеево в конце XVII в. было вотчиной Ивана Патрикеевича Милюкова, а после «за дочерью ево за девкою Марьею». В Смутное время Афинеево превратилось в пустошь и в 1627 г. принадлежало Петру Степановичу Корсакову. «А писана за Петром Корсаковым та вотчина пустошь Афинеева до данной князя Михаила, княж Иванова сына Коркодинова, да Петра Денисьева сына Протасьева 135 (1627) году, что они дали тое вотчину за сестрою своею за девкою Марьею Ивановою, дочерью Милонова, ему Петру в приданое».
В 1646 г. Афинеево переходит к роду Протасьевых, которые владеют им более столетия. Упомянутый Петр Корсаков в 1646 г. «заложил» это, тогда еще сельцо, в котором находились: двор вотчинников, где жили 9 человек, да задворных 4 двора — 11 человек, вместе с деревней Першиной (в ней один двор бобыльский — 2 человека и три двора пустых) Петру Даниловичу Протасьеву.

Новый владелец села в конце 20-х-30-е годы ХVII в. служил сначала в патриарших, а затем государевых стольниках, a в 1643 г. был отправлен воеводой в Сибирь, в Красноярский острог, где пробыл до 1647 г. Его пребывание там ознаменовалось принятием в российское подданство части бурят и построением Удинского острога. В 50-60-е годы ХVII в. мы видим Протасьева в посольстве в Польшу, воеводой в украинских городах, активно участвовавшего во всех событиях, связанных с воссоединением Украины с Россией.
После его смерти в 1671 г. сельцом владел его сын окольничий Александр Петрович Протасьев. При нем в сельце значился двор вотчинников, где жило 15 человек, и крестьянский двор с 6 крестьянами. В 1704 г. следующий хозяин Афинеева — сын А.П. Протасьева Михаил начал строительство каменной церкви во имя Иоанна Предтечи. К этому времени в сельце в дополнение к двору вотчинников появились скотный и конюшенный дворы, а состав населения «перераспределился»: скотный и конюшенный дворы насчитывали 14 человек, вотчинный — 2, а три задворных- 5.

В 1709 г. церковь в стиле московского барокко с характерными для него наличниками окон и порталами с «разорванными» фронтонами, была построена. К концу ХVIII в. к её западной стороне пристроили портик, а на рубеже ХVIII и XIX вв. возвели колокольню в псевдоготическом стиле и северный портик, а так же классический карниз и венчающий барабан, чем нарушили единый стиль всей постройки. В таком виде этот храм дошел до наших дней и, более того, <…> действует.
После смерти М.А. Протасьева селом владела его дочь Любовь Михайловна, вышедшая замуж за Петра Афанасьевича Юшкова и получившая Афинеево по разделу с матерью, но в 1761 г. она продала его жене Ивана Михайловича Волынского — Анне Семеновне. В 1779 г. оно перешло к их родному внуку Захару Егоровичу Волынскому. В руках Волынских село находилось до конца ХVIII в. При них в усадьбе построен барский дом и разбит сад.

К концу столетия село перешло к московскому предводителю дворянства Ступишину, который благоустроил имение в соответствии со вкусами того времени: регулярный парк, каскадные пруды с искусственными островками и вычурными висячими мостиками, миловиды, беседки — придавали особое очарование усадьбе.
После смерти Ступишиных Афинеево достается их дальнему родственнику, человеку достаточно известному в истории нашей культуры — писателю, художнику, географу, основателю одного из самых популярных журналов «Отечественные записки», коллекционеру Павлу Петровичу Свиньину. Петербуржец П.П. Свиньин не очень интересовался подмосковным имением и, вывезя оттуда все ценное, продал его, а усадебный дом продал на слом. С той поры, за исключением небольшого периода, владельцами Афинеева стали купцы.

Первым из них был московский перевозчик мебели Ступин. Он начал сводить лес, поставил мельницу с крупоруткой, выстроил полу-зимнюю дачу, куда наведывался изредка и «гулял», оставляя после пиршеств огромное количество пустых бутылок из-под вин самых разнообразных марок, которые находили еще в начале XX в. в лесу, в прудах и реке.
В середине XIX в. одна часть Афинеева принадлежала Мусиным-Пушкиным, другая — подпоручику Александру Сергеевичу Степанову. Здесь же находилась дача князя Голицына, занимавшая лучшую землю, из-за чего крестьянам приходилось использовать неудобные участки и они добивались перемера территории и «составления полюбовной сказки» на раздел этой дачи для «уравнительного между собой раздела».

В конце XIX в. имение приобрел купец Н.Н. Власов. К этому времени парк пришел в упадок. На месте старого дома Волынских новый хозяин выстроил каменный дом в стиле ампир и тут же его изуродовал двумя нелепыми вышками на крыше – в угоду желанию обожаемой, но безвкусной дочери. Н.Н. Власов владел усадьбой до 1913 г., когда, как уже говорилось её купил Алексей Александрович Бахрушин. В честь своей жены – Веры Васильевны Носовой – он «переименовал» Афинеево, но понятно, в своем кругу, в «Верино». А.А. Бахрушин принялся благоустраивать дом и запущенную усадьбу. Он снес безобразные башни с крыши, через год пристроил к дому крыло». Возвели въездные ворота, соорудили лестницу к реке. В имении появился птичник, скотный двор, огород, цветник, начали разводить пчел.

Обитатели усадьбы посвящали свой досуг занятиям рыбной ловлей, собиранием грибов, охотой на зайцев, катанием в лодках. В.В. Бахрушина увлеченно занималась обустройством пасеки. Ульи для разведения пчелиного хозяйства ей подарили местный священник и соседний помещик Кругликов. Но усадьба недолго радовала Бахрушиных. <…> Усадьба сгорела в 1916 г. Газета «Раннее утро» об этом писала: «Бахрушина постигло несчастье: сгорело имение близ станции Апрелевка. Пожар тушили, но неудачно, он длился целую неделю. Хозяин утешается тем, что ценную и художественную обстановку удалось вынести и спасти». Позже Алексей Александрович до конца своих дней жил с семьей в Афинеево в наемной даче. Здесь он и скончался 7 июня 1929 г. – писала Н.А. Филаткина.

Источник:
Е.И. Македонской и К.А. Аверьянова//История сел и деревень, М., в. 2, 1993, с. 22-27

Из Холмогоровых Церковь Иоанна Предтечи в селе Афинееве

Село Афинеево в 1627 г. — пустошь, на речке Малой Пахре, Московского уезда, Гоголева стана, — вотчина Петра Степанова, сына Корсакова, «что была преж сего вотчина Ивана Питрикеева, сына Милюкова, а после» за дочерью ево за девкою Марьею; а писана за Петром Корсаковым та вотчина пустошь Афинеева по данной князя Михаила, княж Иванова, сына Коркодинова, да Петра Денисьева сына Протасьева 135 (1627) году, что они дали тое вотчину за сестрою своею за девкою за Марьею Ивановою, дочерью Милюкова, ему Петру в приданое». В 1646 г. значится «за Петром Даниловым, сыном Протасьевым закладная вотчина, что ему заложил Петр Корсаков сельцо, что была пустошь Афинеева, а в сельце двор вотчинников, людей в нем 9 человек, да задворных 4 двора, людей в них 11 человек; деревня Першина, в ней один двор бобыльской, людей в нем 2 человека и 3 двора пустых».

Деревня Першина в 1627 году-пустошь, на речке Малой Пaxpе, принадлежавшая «Петру Степ. Корсакову по данной 1628 г. от князя Семена Иванова Лыкова».
После Петра Данилова Протасьева вотчина досталась, в 1671 г., его сыну Александру Петр.; в 1678 г., в сельце Афинееве находилось: двор вотчинников, в нем 15 человек, и один двор крестьянской, в нем 6 человек, в деревне Першиной — 2 двора крестьянских, в них 6 человек». В 1704 г. сельцо Афинеево принадлежало сыну Александра Петр. — Михаилу Протасьеву, а в сельце «церковь каменная строится вновь, причетников нет да в сельце двор вотчинников, в нем 2 человека, дворы скотной и конюшенной, в них 14 человек, 3 двора задворных, в них 5 человек».
1709 г. ноября в 4 день «выданы два антиминса, по благословенной грамоте, в Московской уезде, в село Афинеево, в новопостроенную церковь Иоанна Предтечи, да в предел Алексея митрополита, Китайскаго сорока, староста поповской, Николаевской поп, Федор Яковлев взял два антиминса и росписался».

1710 г. в январе «дана перехожая память церкви Тихона чудотворца, что на Арбате, предела Николы чудотворца попу Венедикту Пименову в Московской уезд в вотчину Михаила Александрова сына Протасьева, в село Афинеево, к новопостроенной церкви Усекновения главы Иoaннa Предтечи; пошлин 8 алтын, деньги, взято».
«1712 года, апреля в «день, по указу Великого государя и по помете на выписке казначея иеромoнaxa Антония, велено: новопостроенной церкви Иоанна Предтеча, которую построил Михаил Александров, сын Протасьев в Московском уезде, в вотчине своей, в сельце Афинееве, на попа с причетники дани положить, по сказке человека его, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с одного вотчинникова с 30 крестьянских средних, пашни с церковныя земли с 10 четвертей, с сенных покосов 30 копен, по указной статье, рубль, 3 алтына, 3 деньги и те данные деньги велено имать с нынешнего 1712 года. И апреля в 20 день на нынешний 1712 год принял Стефан Турченинов; платил человек его (г. Протасьева) Василий Туманов. В приходных окладных книгах казеннаго приказа за 1713-1740 гг. церковь Иоанна Предтечи писалась под Загородскою десятиною. В 1720 г. платил дань 1 р. 10 1/2 к.: «тоя ж церкви поп Тимофей».

После Михаила Алекс. Протасьева его дочь Любовь Михайловна, жена Петра Афанасьева Юшкова, село Афинеево, доставшееся «ей по разделу с матерью ея Феклою Афанасьевою, продала в 1761 г. жене Ивана Михайлова Волынскаго, Анне Семеновой; в 1779 г. оно перешло к их родному внуку Захару Егорову Волынсксму по разделу с его родною сестрою Александрою (женою князя Петра Александровича Прозоровского) после их отца Егора Ив. Волынскаго (умер 17 февр. 1779 г.) и матери их Анны Андреевой (умерла 23 февр. 1765 г.).

Источник:
В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII» в. 3, Загородская десятина с. 95

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Афинеево

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Афинеево 55.527123, 37.101154 Усадьба Афинеево

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только