Усадьба Марьинка

Усадьба Марьинка (Россия, Московская область, Ступинский район, Марьинка, 8 км от с. Мещерино, что на трассе [А108])

Усадьба недоступна для посещения

На юге Московской области расположились бывшие усадьбы Васькино, Семёновское-Отрада, и по направлению к Бронницам Авдотьино-Тихвинское и Марьинка. Всё это масонские гнёзда — «звенья» одной «магической цепи». Усадьба Марьинка (Воздвиженское) известна с начала XVIII века. При владельце Д.И. Бутурлине — видном масоне, в 1780-х гг. здесь началось строительство грандиозного дворца по проекту В.И. Баженова (?), как известно так же принадлежавшего к братству «свободных каменщиков». Мне не удалось выяснить дальнейшую судьбу Марьинского дворца, был ли он завершён, перестроен или на его месте возвели другое здание? По сведениям из книги А.Б. Чижкова («Подмосковные усадьбы сегодня») ясно одно, что главный дом, театр и парковые сооружения ныне утрачены.

Описание усадьбы Марьинка

План усадьбы Марьинка

План усадьбы Марьинка

  1. Конный двор
  2. Службы
  3. Церковь
  4. Место въездных ворот

Усадьба МарьинкаОт усадебного комплекса уцелели только Воздвиженская церковь 1748 г. с ампирной колокольней и конный двор со службами.
На период 2003 года, церковь по-прежнему пребывает в руинированном состоянии, завершения храма и колокольни отсутствуют. Восстановительные работы ведутся, но крайне медленными темпами.
Наиболее интересным и ярким сооружением в Марьинке является конный двор Василия Баженова (?), состоящий из двух, симметричных L-образных корпусов. Действительно, неординарное композиционное и художественное решение выдают руку талантливого, искушённого мастера, склонного к импровизациям.
«Плоские» торцы корпусов обработаны высокими и мощными цилиндрическими объёмами, с боковыми узкими башенками. Прямоугольные объёмы зданий сочленены между собой посредством полуротонд, когда-то имевших самостоятельные купольные кровли. Тонкий изысканный декор башен, в сочетании с фигурными карнизами на высоких консолях и стрельчатыми обрамленьями ниш и проёмов создают образ блестящего сооружения псевдоготики. Контрастное сочетание тёмно-вишнёвого и белого цветов ещё более усиливают выразительность зданий.
Мы видим, что баженовской постройке, был нанесён серьёзный ущерб. Большинство завершений над цилиндрическими «бастионами» отсутствуют, центральная венчающая башня сохранилась только на одном из корпусов. Плоские, конические завершения башен — весьма спорны. Одно из крыльев вовсе лишено своей торцевой башни, и попросту обрезано. Часть стен заменена на новые; стрельчатые проёмы заложены кирпичом или стеклоблоками, либо заменены на типовые окна.
Но, не смотря, на эти внушительные потери, конный двор всё-таки уцелел, и ныне поддерживается в образцовом состоянии. Огорчает только то, что сохранившиеся постройки усадьбы Марьинка, теперь находятся за бетонным забором, на территории детского оздоровительного лагеря.

Усадьба Марьинка Бутурлина

Е.П. Щукина, Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века

Усадьба Марьинка Бутурлина относится к отдалённым подмосковным усадьбам. Она расположена на расстоянии 75 км на юго-востоке от Москвы на границе бывших Бронницкого и Коломенского уездов.
При подъезде к усадьбе с любой стороны её густой и разросшийся парк виден издали и вырисовывается чётким тёмным силуэтом на фоне жёлтых и светло-зелёных полей и лугов.
Марьинка Бутурлина при первом знакомстве поражает удивительным сходством с Царицыным. Это первое впечатление основано на том общем настроении, которое вызывают оба произведения, совершенно разные по назначению и величине. Ощущение некоторой мрачности и загадочности неотъемлемо связано как с Царицыным, так и с Марьинкой Бутурлина. И здесь и там поражает соединение большой человеческой воли с буйной красотой природы и сочетание ощутимо-строгого рационализма с почти сказочной романтикой. При более близком знакомстве можно убедиться, что сходство между Марьинкой и Царицыным не ограничивается только общим настроением, но проявляется также и в общих планировочных и архитектурно-композиционных приёмах.
Усадьба Марьинка имеет площадь около 20 га и её участок имеет довольно четкую форму, приближающуюся к прямоугольнику.

Архитектурным центром усадебной композиции является большой неправильной формы двор, несколько сдвинутый на северо-запад по отношению к геометрическому центру пятиугольника, но лежащий в центре возвышенности, на которой раскинулась усадьба. Центральный архитектурный ансамбль усадьбы был, за исключением церкви, решён в романтическом «псевдоготическом» стиле, однако, из многочисленных когда-то усадебных построек до нас кроме церкви дошли только симметричные конный и скотный дворы. Эти чисто хозяйственные постройки играли, однако, большую роль, как в архитектурном ансамбле, так и во внутрипарковых перспективах.
От усадебного двора лучами расходятся три основных парковых аллеи, являющиеся одновременно въездами в усадьбу. Кроме них от двора отходят три сравнительно коротких аллеи: от церкви, от бывшей кухни и от площадки, на которой в своё время стоял дом.

Каждая из шести этих аллей получила оригинальное оформление, согласованное с её назначением.
Главными и наиболее парадными являются северо-восточная липовая аллея и южная дубовая. Значение и декоративность северо-восточной двойной липовой аллеи увеличивались наличием поставленных в её начале, на рубеже усадьбы, красно-кирпичных «псевдоготических» ворот с башнями по сторонам (в настоящее время этих ворот не существует), и замыкающих эту аллею конного и скотного дворов.
Эти пятиугольные в плане, поставленные симметрично по отношению к аллее скотный и конный дворы построены в том же романтическом «псевдоготическом» стиле, что и ворота. По углам длинных зданий стояли башни, украшенные декоративными башенками, шпилями и белокаменными резными карнизами с большими выносами. Дорога, которая за пределами усадьбы служит продолжением этой двойной липовой аллеи и ведёт в село Вокатово, была в своё время обсажена деревьями и кустарниками.

Фотографии конного двора в усадьбе Марьинка

Южная дубовая аллея, оформляющая подъезд со стороны деревни Ильинское, получила парадное и торжественное решение без привлечения элементов каменной архитектуры. Ширина этой аллеи, природный характер окаймляющих её могучих дубов, белокаменное мощёное полотно придают ей величественный и парадный характер.
При подъёме и приближении к центру усадьбы начинают действовать и архитектурные средства: в чётком стрельчатом проёме аллеи на фоне неба выступают красные с белокаменными украшениями башни, башенки и стены конного двора, поставленного под углом к дубовой аллее.
Третья лучевая аллея, проходящая между этими парадными аллеями, представляет собой хозяйственную дорогу. Она начинается у южного крыла скотного двора и проходит в луга, мимо прудов и огородов. Рядовой посадкой она оформлена не была, но живописные группы свободно растущих вдоль неё деревьев и кустарников, а также раскрывающаяся с неё гладь прудов придают ей большую привлекательность.
Прекрасным архитектурным завершением этой дороги был крытый колодец, стоявший на огородах недалеко от рубежей усадьбы. Несмотря на своё утилитарное назначение, этот колодец представлял собою декоративное сооружение, решённое в романтическом стиле и близкое по своему архитектурному характеру к въездным воротам и скотному двору.

Описанные три лучевые аллеи и короткая широкая дубовая аллея, ведущая к церкви, являются архитектурно-планировочной основой марьинского парка.
В секторах между этими четырьмя аллеями у подножия возвышенности, на которой расположен архитектурный центр усадьбы и по склонам которой раскинулся густой парк, лежат семь прудов.
Первые три пруда, расположенные в оврагах и имеющие естественные очертания, питают всю проточную систему. Вода из них поступает вначале в небольшой, но глубокий, почти квадратный пруд, а затем в лежащие на более низком уровне большие прямоугольные пруды. Берега двух из этих последних прудов со стороны парка решены в виде луга с несколькими отдельно стоящими деревьями. Когда-то здесь находились беседки и пристань, но от них в настоящее время осталась только груда кирпичей. Вокруг всех прудов идут обходные дорожки, которые изредка переходят в берёзовые или дубовые аллеи.
Описанные выше четыре луча и ожерелье прудов, лежащее у подножия склона, определили направление и рисунок второстепенных аллей и дорожек, число которых невелико. Наиболее значительными из них являются три аллеи.

Первая из них, сейчас почти исчезнувшая, представляет собой смешанную дубраву и липовую аллею, которая, изгибаясь вдоль прудов и оврага, шла от хозяйственной дороги к въездным воротам в начале двойной липовой аллеи.
Вторая аллея — берёзовая — идёт от хозяйственной дороги вдоль другого мрачного и заросшего оврага; она отделила на юго-востоке усадьбы основной массив парка от большого участка огородов.
Слегка неровная посадка то приближающихся, то удаляющихся берёз придаёт ей своеобразный непринуждённый вид.
Третья из предназначенных только для прогулок аллей соединяет начало церковной аллеи с южной дубравой. При продолжении этой аллеи были применены подрезки и подсыпки грунта, вследствие чего вымощенная и предназначенная для ходьбы дорожка идёт, изгибаясь по краю террасы над небольшим обрывом. В глубине этого обрыва когда-то сверкала гладь большого пруда, пересохшего сейчас. Своеобразное впечатление, производимое этой «висячей» аллеей, усиливается разнообразием применённых для неё древесных пород. В рядах деревьев, идущих вдоль дорожки, стоят, перемежаясь липы, берёзы, клёны, сосны и дубы.
Для Марьинского парка в целом характерно любовное и продуманное решение всех аллей. В нём учтены значение и роль каждой из них. Некоторые аллеи кроме основного назначения являются рубежами между частями усадьбы, что позволяло создать обособленность хозяйственных участков и церковной земли и в то же время упрочить композиционную монолитность всей усадьбы.

В расположении хозяйственных участков учтены как практические, так и композиционно-эстетические требования. Так, например, ягодники и фруктовый сад, расположенные в северной обращённой к деревне части усадьбы, занимают наиболее сухие места, а огороды, лежащие на юго-востоке от центра, расположены на низких, довольно влажных местах усадьбы. В то же время эти участки, находясь на рубеже усадьбы за ажурной зелёной оградой, не нарушают романтического и живописного образа всего парка.
По периметру вся усадьба вместе с фруктовым садом, ягодниками и огородами охвачена рвом, валом и густой и высокой зелёной оградой, которая подчёркивает монолитность парково-усадебной композиции.
Густой тенистый парк с его мрачными оврагами, сверкающими прудами, прекрасными аллеями и разнообразными группами разросшихся деревьев контрастирует с окружающим простором полей, куда устремляются широкие лучи аллей. Отсутствие в самом парке больших открытых или занятых низкорослой растительностью пространств и господство вертикальной зелени и каменной архитектуры подчеркивает этот контраст.

Богатый и разнообразный характер живописных зелёных декоративных форм при относительно простой планировке парка находится в непосредственной взаимосвязи с характером каменной архитектуры, сложный и романтический декор которой не исключает строгого и простого построения планов.
Несмотря на то, что связь между архитектурным ансамблем и парковой композицией носят не только механический, но и органичный стилистический характер, в данном случае всё же нельзя говорить о единовременном создании всего усадебно-паркового комплекса. И действительно, данные генерального межевания указывают на то, что ряд усадебных элементов уже существовал и до создания дошедшего до нас ансамбля.
Из старых чертежей усадьбы Марьинка Бутурлина сохранился только межевой план 1768 г. Несмотря на мелкий масштаб этого плана и неточность съёмки можно, однако, установить наличие в ней элементов, повлиявших на созданную позднее композицию. Участок усадьбы представлял собой неправильную геометрическую фигуру с резко изломанной линией границы. С севера к усадьбе примыкала деревня, через которую шёл подъезд к группе усадебных построек, стоявших на том месте, где сейчас находится конный и скотный дворы и церковь. При этом церковный участок имел то же очертание, что и в настоящее время, и обозначенные на нём здания являлись старой церковью и домом священника. На месте конного двора стоял господский дом и службы, к которым подходила, кроме идущей через деревню, ещё вторая дорога.

Эта дорога, превращённая впоследствии в двухрядную липовую аллею, существует и в настоящее время.
На юге и юго-востоке от барского дома были расположены три пруда и небольшая роща, которые и послужили основой для создания настоящего парка. Однако несмотря на естественную основу зелёного паркового массива, его основные растительные элементы, имеющие наибольшее эстетическое значение, появились в результате посадки и искусственного отбора.
Из старых планировочных элементов при создании новой композиции были сохранены расположение архитектурного центра, церковного участка и северо-западная подъездная дорога. Однако сам архитектурный ансамбль был отстроен весь заново и вместо отдельных хозяйственных усадебных участков, между которыми существовала главным образом только утилитарная связь, была создана чёткая и единая усадебно-парковая композиция.

Усадебный парк

Марьинка. Бывшая усадьба Марьинка, принадлежавшая в XVIII в. Д. И. Бутурлину, перестроена им в 1780 г. в псевдоготическом стиле. Предполагаемый автор проекта — архитектор В. И. Баженов. Усадьба имеет редкую для своего времени лучевую планировку. Оси главных аллей сходились к парадному двору, образованному усадебным домом, церковью, службами и двумя корпусами конного двора. Многое из усадебных построек утрачено, в том числе и парковые сооружения, но то, что сохранилось, представляет огромный интерес. Пейзажный парк XVIII в. разбит па основе лучевой планировки. Некогда его украшало множество садовых сооружений, в начале главной аллеи стояли оригинальные по композиции ворота, перекрытые стрельчатой аркой и напоминавшие «Хлебные ворота» в Царицыне. В парке имеется система прудов, многие из них высохли, а оставшиеся сильно заросли.
Рельеф местности холмистый с уклоном к прудам. Ландшафт живописный. В парке сохранились старые единичные деревья лиственницы сибирской (высота 26 м, диаметр ствола 64 см), а также тополя белого и душистого (высота около 30 м, диаметр ствола 75—90 см). Аллея гибридного тополя, близкого к тополю берлинскому, имеет высоту деревьев до 25 м при диаметре стволов до 34 см. Живую изгородь образует акация желтая (высота до 4 м). В парке осталось много куртин из рябинника рябинолистного и крыжовника европейского в хорошем состоянии. Кроме названных выше интродуцированных видов, в парке растет 15 видов местной флоры, среди них единичные экземпляры ели обыкновенной (высота до 20 м), дуба черешчатого (высота 22 м) и березы плакучей (высота до 20 м). В лесу особенно много клена остролистного (высота 22 м, диаметр ствола 48 см), прекрасно возобновляющегося семенным путем. Однако больше всего в парке аллей из липы мелколистной и вяза гладкого. Наиболее крупные растения липы имеют высоту 24 м при диаметре ствола 51 см, а отдельные растения вяза достигают высоты 22 м при диаметре ствола 125 см. В парке желательно восстановление лучевой планировки и организация его охраны как памятника садово-паркового искусства.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997, с. 177-178

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Марьинка

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Марьинка 55.242981, 38.319547 Усадьба Марьинка

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только