Дом обувного фабриканта И.В. Рыбкина (Россия, Тверская область, г. Кимры, наб. Фадеева, 10)
Координаты: 56.874454, 37.361705
Находится в частной собственности
Более подробная информация о городе и его достопримечательностях с подробной картой находится здесь
Расцвет сапожного дела, как нигде в России
Начну я издалека, с обувного производства в г. Кимры, которое прославило городок на всю Россию. Этот процесс с интересными подробностями изложен в очерке А. Столярова «Село Кимры и ее обитатели» (1899). Цитирую: «В черте Кимр функционировало три кожевенных завода, самый крупный принадлежал О.В. Потапенко, еще два Рыбкину и Крюкову.
На двух последних имеются бойни лошадей, шкуры с которых поступают на заводы для обработки. Подковы продаются железникам, из бабок вытапливается клей, хвост и грива продаются щеточникам, шерсть, снятая со шкуры, промытая и просушенная идет на войлочные ковры, а жир (мездра) продается на клеевые заводы. Уничтожается только мясо животных. Частью его съедают собаки, а остальная часть зарывается в землю.
Кроме лошадей, которых бьют на бойне, на кимрские заводы свозится масса сырых кож из окрестностей, которые здесь дубятся.
Местных заводских кож для Кимр крайне недостаточно. Большая часть кожевенного товара привозится сюда из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Богородска, Вильно и многих других городов России.
В Кимрах числится около 20 заведений, фабрикующих гамбургский и шагреневый товар. Товар этот вырабатывается из конины и идет на голенища мужских сапог и на заготовку женских полусапожек и мужских штиблет.
Затем следуют мастерские посадчиков, которые скроенную кожу вытягивают на особых колодках, через что получается выстроганная и вымазанная мазями и дегтем кожа в виде голенищ.
Далее следуют мастерские сдирок. Сии последние берут стружки кож от посадчиков и склеивают тестом из ржаной муки. Склеенные сдирки переходят к сапожникам для употребления оных на каблуки.
Существует несколько мастерских строчилен, в работе которых принимают участие женщины; ими работа производится на машинах и подготовляются заготовки для дамской и мужской обуви.
В Кимрах сапожное дело, в настоящее время получило такое громадное развитие, как нигде в России, имеет для себя благоприятные условия, как весьма немногие кустарные промыслы.
Самыми счастливыми годами, озолотившими этот край и сохраняемыми в памяти народонаселением, были всегда войны. Кимряки снабжали русскую армию в 1807, 1812, 1853, 1677 и 1878 гг.»
Дом Рыбкина и дом Лужиных — одна артель?
Раз уж мы вспомнили состоятельного кимрянина Ивана Васильевича Рыбкина, то не обойдем вниманием и его неординарное жилище, которое «спряталось» за развесистой липой на набережной Фадеева, д. 10.
Дом одноэтажный с мансардой в высокой теремной кровле. Трехчастные окна под острыми щипцами на которой кажутся позаимствованными из древнерусской архитектуры, а ниже стилистика резко меняется: огромное круглое окно с мелкой расстекловкой — прием вызывающей новизны. Крыльцо левой части здания походит на граненую беседку под фигурным шпилем. Удивительно, красочно и непредсказуемо. Остальные фасады просты и малоинтересны.
Так я писала для одной своей статьи, а гораздо позднее просто решила сравнить фасады дома Рыбкина и Лужиных, ведь на каждом из них красуется большое круглое окно, словно иллюминатор в будущее. Что же я для себя отметила: организация парадных фасадов идентична, она трехчастная: справа круглый оконный проем, слева – арочное окно, в центре дверь. Пропорции схожи, отличие в расстекловке. В доме Рыбкина 6 частей по вертикали и 2 по горизонтали, в доме Лужиных – соответственно 9 и 2. Есть общие приемы организации пространства и внутри дома – одна дверь на заднем фасаде, и схожее расположение продольно-вытянутого коридора, по сторонам которого группируются помещения. Только в одном доме он протяженный: от двери до двери, а в другом – в виде островка, со входами в другие комнаты.
О чем могут говорить эти совпадения? — похоже на один авторский почерк. А что, если проектировал один человек, или строила одна бригада, но узнаем ли мы разгадку?
О личной жизни хозяина известно крайне мало. Супруга Ивана Васильевича — Мария Георгиевна на многие десятилетия пережила мужа.
Сейчас дом принадлежит другим владельцам, что спасает его от вандалов и разрушения, хотя сравнивая теремную кровлю – отметила, что она выполнена в металле с упрощениями и искажениями…