Лайково. Казанская церковь

Казанская церковь в Лайково (Мелтихино, Богородское) (Россия, Московская область, Одинцовский район, Лайково)

Как добраться? На автомобиле от Москвы по Можайскому шоссе до г. Одинцово. В Одинцове на перекрёстке ул. Свободы — Красногорское шоссе повернуть на шоссе, с него на ул. маршала Жукова, далее — на ул. Бирюзова. Городские кварталы постепенно сменяются лесопарком Верхнего Отрадного. Слева покажется городское кладбище, за которым повернуть налево, а затем направо, в сельцо.

В Лайково бывший усадебный храм расположен почти в самом конце длинной и узкой улочки, у пруда. Церковь действующая. От усадьбы почти ничего не осталось, кроме храма и единичных старых деревьев. Господский дом утрачен, вероятно, ещё во второй половине XIX века. «Владельцы: кн. Юрий Дмитриевич Хворостинин (1627—39), Федор Юрьевич Хворостинин (с 1639), Елена Борисовна Хворостинина (урожд. кн. Татева) с детьми Семеном и Иваном (с 1656), Марья Федоровна Хворостинина, Борис Алексеевич Голицын (до 1714), Сергей Борисович Голицын и Марья Александровна Голицына (урожд. Милославская, до 1758), Анастасия Александровна Нарышкина (с 1758), Александр Иванович Нарышкин (до 1780), Александра Алексеевна Хитрово (1780), Ольга Александровна Шувалова (кон. XVIII в.), Александр Васильевич Налетов (1852), генерал Александр Борисович Казаков.

Описание Казанской церкви в Лайково

Памятники: деревянная церковь Пресвятой Богородицы (XVII в., не сохранилась), каменная Казанская церковь (1764), 1-этажный господский дом со службами (кон. XVIII в., не сохранился), колокольня и трапезная (1903, арх. Н. Н. Благовещенский). Флора: парк (сохранились единичные старые липы и вязы)» — А.И. Фролов.
«Церковь Казанская, кирпичная, построена в 1762 — 1764 гг. в вотчине А. А. Нарышкиной «тщанием» сестры кн. М.А. Голицыной. Разоренная в 1812 г. неприятелем, церковь стояла «без пения» до 1879 г., когда в ней был сделан ремонт и устроено духовое отопление. Небольшая трапезная и колокольня в два яруса пристроены в 1903 г. по проекту Н. Благовещенского.
Миниатюрный храм стиля барокко сначала был, очевидно, усадебным. Двенадцатигранный, завершенный ротондой, опирающейся на внутреннее кольцо стен, он принадлежит к типу центрических ярусных сооружений, стоящих на пути развития от образцов петровского времени к решениям эпохи классицизма. Фасады скромно обработаны рустованными лопатками и плоскими однотипными наличниками несложного рисунка, но благодаря контрастной окраске деталей и фона, чрезвычайно нарядны. Киоты над карнизами обоих ярусов поставлены при обновлении здания И.С. Семеновым в 1879 г. Позднейшие части постройки тактично выдержаны в стилистике основного ядра.
Интерьер храма построен на контрасте высокого подкупольного пространства, освещенного исключительно верхними окнами, и окружающей его пониженной сводчатой галереи, первоначально именуемой папертью. В окна вставлены кованые решетки с крестчатым раппортом. Трапезная перекрыта кирпичными сводиками по металлическим балкам. Внутренняя отделка, иконостас и убранство новые» — ПАМО в. 4.

Литература:
Памятники архитектуры Московской области (ПАМО) в. 4, М., 2009, с. 191-192
А.И. Фролов Усадьбы Подмосковья М., 2003, с. 301
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий 1881-1911 в. 3 (Загородская десятина), с. 99-101

А.А. Пузатиков Лайково

Лайково. Казанская церковьВ нескольких километрах к северо-западу от Одинцова, среди лесных массивов, расположилось Лайково. В сохранившихся источниках оно упоминается с начала XVII в., хотя, очевидно, его история значительно древнее. Название села имеет антропонимический характер и происходит от прозвища Лайко, которое носил его первый владелец или основатель. К сожалению, установить точно -кому оно принадлежало, не представляется возможным. По данным С. Б. Веселовского это прозвище имели два лица: Федор Федорович Лайко Вельяминов, живший во второй половине XV в., и князь Федор Иванович Лайко Кривоборский, упоминающийся в документах на рубеже XV-XVI вв. Судя по родословцам, оба они были бездетны, и основанное кем-то из них селение, вероятно, вскоре перешло к другим владельцам. Впервые оно под двойным названием Мелтихино, Лайково тож, упоминается в писцовой книге 1627 г. как старинная вотчина князя Юрия Дмитриевича Хворостинина. В сельце находились двор вотчинника, в котором жили «деловые» люди, и 9 крестьянских дворов, где было 16 человек.

Юрий Дмитриевич Хворостинин в начале XVII в. служил в московских дворянах. В период Смутного времени он поставил свою карьеру на польского короля Сигизмунда, стремившегося получить московский престол, и сильно добивался его милостей, что очень сильно повредило ему при воцарении Михаила Романова. Неблагосклонное отношение почти всех окружающих к нему вынудило честолюбца постричься в монахи в 1638 г. В монашестве, впрочем, он жил очень недолго и умер в 1639 г.
После смерти Ю.Д.Хворостинина село Лайково перешло во владение его сына Федора Юрьевича. При нем здесь была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы, откуда и произошло третье название села -Богородское. Тогда же рядом расположенная пустошь Елизарово была заселена крестьянами и стала называться деревней Елизаровой.

По переписной книге 1646 г. в селе Лайково и деревне Елизаровой насчитывалось три двора боярских, 14 дворов крестьянских, в них 38 человек, и 3 двора бобыльских — в них 4 человека. Князь Федор Юрьевич Хворостинин с 1640 по 1645 г. в звании стольника занимал различные придворные должности, а чаще всего «вина наряжал при государевом столе». Перемена в его положении наступила с воцарением Алексея Михайловича, отмечавшего его особым расположением и доверием. Уже в июле 1646 г. он посылается во Псков, Изборск, Гдов и Опочку приводить тамошних жителей к присяге на верность новому царю. В январе 1648 г. он участвует в чине свадьбы царя с Марией Ильиничной Милославской. В марте 1651 г. он становится окольничим, а затем год спустя мы видим его постоянно при царском дворе. Во время русско-польской войны 1654 г. он участвует во всех главных сражениях и штурмом берет Минск. После взятия Вильны он возвращается в Москву, где, обласканный царем, получает чин боярина, но, из-за тяжелой болезни, покидает службу, постригается в монахи с именем Феодосия, и спустя год, в декабре 1655 г., умирает, завещав похоронить себя в Троице-Сергиевом монастыре.

В 1656 г., после смерти Федора Юрьевича, Лайково переходит к его вдове — Елене Борисовне (урожденной княгине Татевой) с детьми Семеном и Иваном. Стольник Иван Федорович умер очень молодым человеком, а Семен Федорович был последним представителем фамилии Хворостининых в мужском колене. У них была сестра княжна Марья Федоровна (1651-1723), вышедшая замуж за князя Бориса Алексеевича Голицына, к которому и перешло Лайково в качестве приданого.
По описанию 1678 г. в селе Мелтихине, Лайкове тож, находились «двор вотчинников, в нем 15 человек, и 22 двора крестьянских и бобыльских, в них 84 человека». Спустя четверть века, в 1704 г., в селе числилось 22 двора, «в них 83 человека крестьян».

Борис Алексеевич Голицын (1654-1714) был незаурядной фигурой петровского времени. С 1676 г. он служит комнатным стольником и был одним из главных инициаторов провозглашения царем Петра I после смерти его брата» Федора Алексеевича. При Софье он был видным сторонником партии Нарышкиных и воспитателем молодого Петра. Именно он внушил своему воспитаннику мысль искать защиты от Софьи в стенах Троице-Сергиева монастыря. Возведенный в 1690 г. в бояре, Голицын вместе с Львом Кирилловичем Нарышкиным фактически управлял всеми делами государства. После смерти царицы Натальи Кирилловны в 1694 г. его влияние значительно усилилось. Он сопровождал Петра в его поездках на Белое море, участвовал в Кожуховском и Азовском походах, в постройках кораблей. Во время первого заграничного путешествия Петра I, он был членом триумвирата (с Л.К.Нарышкиным и П.И.Прозоровским), заменявшего царя. Астраханское восстание 1705 г. в пределах подведомственной ему области, видимо, сильно пошатнуло его положение. За год до смерти он постригся в монахи. По воспоминаниям Б.И.Куракина, Голицын, постоянно пьянствовавший, небрежный в исполнении обязанностей, любил забавы и разорил вверенную ему область взятками, но в то же время был «ума великого».

После смерти Б.А.Голицына Лайково переходит к его сыну Сергею Борисовичу Голицыну, прожившему 70 лет, и умершему в декабре 1758 г. в чине статского советника. Однако, фактически селом управляла его вторая супруга Марья Александровна, урожденная Милославская. Незадолго до смерти, в 1758 г. он продает село жене Ивана Ивановича Нарышкина Анастасии Александровне. При ней деревянная Казанская церковь перестраивается в каменную, ныне существующую, представляющую собой кирпичное, двенадцатигранное в плане здание, завершенное ротондой, опирающейся на внутреннее кольцо прорезанных арками стен, которое принадлежит к типу центрических ярусных сооружений. Его объемно-пространственная композиция, уникальная для своего времени, предвосхищает аналогичные решения ротондальных храмов эпохи классицизма. Фасады обработаны в стиле барокко рустованными лопатками, плоскими фигурными наличниками и фронтонами сложного очертания. Однако, центричность памятника была нарушена пристройкой к нему во второй половине XIX в. трапезной и колокольни.

В 1780 г. Лайково было куплено Александрой Алексеевной Хитрово у Александра Ивановича Нарышкина, в потом владелицей становится Ольга Александровна Шувалова. При ней в селе, носившем сразу три названия (Богородское, Мелтихино, Лайково тож), числилось 30 дворов, где проживало крестьян 246 человек. Кроме каменной церкви Казанской божьей матери, описание отмечает одноэтажный господский дом со службами. Местные крестьянки занимались пряжей льна и тканием холстов. Война 1812 г. нанесла серьезный урон Лайкову -церковь сгорела и долгие годы стояла пустой.
В дальнейшем село меняет владельцев и по данным 1852 г. принадлежало подпоручику Александру Васильевичу Налетову. В селе значилось 29 дворов и 278 жителей. Последним помещиком был генерал Александр Борисович Казаков, от которого крестьяне смогли уйти «на волю» только в 1886 г., получив на 160 ревизских душ 568 десятин земли.

Малоземелье, невозможность прокормиться только земледельческим трудом, заставляли крестьян заниматься кустарными промыслами. Основными из них были предметы слесарного производства: замки, металлические кружки, печные трубы и заслонки. Имелись в селе и уникальные мастера, которые из воска изготовляли подвенечные украшения для невест. Здешнее население быстро росло. В 1859 г. в нем было 324 жителя, в 1890 г.508 человек, а по данным переписи 1926 г. в Лайкове зафиксировано 160 дворов и 768 жителей. В 1931 г. в селе создается колхоз — «Имени 1-го мая», перед Великой Отечественной войной переименованный в «Новый путь», В 1939 г. в колхоз входило 42 двора, колхозников было 165 человек. Колхоз имел: 120 га земли, коров — 23, овец — 30, рабочих лошадей — 12. Лишь в 1947 г. село было электрифицировано, а в следующем году радиофицировано. В середине 1960-х годов, при укрупнении колхозов, земли села вошли в состав совхоза «Горки-2».
Ныне село превращается в дачную местность. По данным переписи 1989 г. в Лайкове находилось 98 хозяйств и 177 жителей.

Литература:
А.А. Пузатиков Одинцовская земля
Холмогоровы В. и Г. Исторические материаы… М., 1886. Вып.З. С799-101

Схема проезда

icon-car.png
Лайково. Казанская церковь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Лайково. Казанская церковь 55.698546, 37.204728 Лайково. Казанская церковь

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только