Ферапонтов Лужецкий монастырь

Ферапонтов Лужецкий монастырь в Можайске (Россия, Московская область, Можайский район, г. Можайск, ул. Герасимова)

Основан в 1408 г. Ферапонтом Белозёрским по заказу удельного князя Андрея Дмитриевича в местности издревле именовавшейся «Лужки». Князь Андрей был третьим сыном Дмитрия Донского и владел к тому времени Можайском, Вереёй, Медынью, Калугой и Белозёрском. Преподобный Ферапонт (в миру Фёдор) — первый игумен обители родился около 1337 г. в Волоколамске в семье боярина Поскочина. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришёл в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг. Около 1397 г. Ферапонт вместе с Кириллом отправились странствовать на север.

Описание Ферапонтова Лужецкого монастыря в Можайске

После долгих скитаний они нашли те два места, указанные им в видении Пресвятой Богородицы. Так было положено начало двум величайшим святыням России: Кирилло-Белозёрскому и Ферапонтову монастырям. Когда молва об обителях дошла и до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского он умолил прп. Ферапонта основать подобную обитель в своём стольном граде под Москвой. Деревянные постройки просуществовали не долго.

План Ферапонтова Лужецкого монастыря

План Ферапонтова Лужецкого монастыря

  1. Колокольня
  2. Святые ворота
  3. Хозяйственные ворота
  4. Собор Рождества Богородицы
  5. Крепостная стена с башнями
  6. Келейный корпус
  7. Трапезная

Каменное строительство в монастыре началось в середине XVI в., очевидно на денежный вклад, сделанный между 1526 и 1542 гг. новгородским архиепископом Макарием, бывшим архимандритом Лужецкого монастыря. В это время был построен существующий собор и трапезная, которые упоминаются впервые в документах 1547 года. Ктиторство этого крупного церковного деятеля, будущего митрополита московского, как бы подтверждает наличие в соборе придела Макария Египетского, покровителя вкладчика.

Ферапонтов Лужецкий монастырь и окрестности в фотографиях С.М. Прокудина-Горского

Монастырский ансамбль окончательно сформировался в конце XVII века, когда все основные сооружения стали каменными. Особенно значительными были работы середины XVIII в., после пожара 1732 г., и XIX века, в результате которых характер архитектуры большинства построек значительно изменился. Собор Рождества Богородицы выстроен из кирпича в формах, характерных для эпохи Ивана Грозного. Раньше его окружали двухъярусные галереи, которые были позднее разобраны. При реставрации 1960 — х гг. были так же разобраны все храмовые пристройки, и проведён ряд работ по восстановлению первоначального облика здания. Окружающая комплекс кирпичная ограда имеет четыре угловые круглые башни, и носит характер глухой невысокой стены. После запустения монастырь вновь возрождается.

Реставрация Рождественского собора

Проектом предусматривается постройка новой паперти-галереи вокруг здания собора (1540–1542 гг.), строительство новой шатровой церкви над местом обретения мощей преп. Ферапонта Можайского. Существовавшая с XV в. шатровая церковь над местом погребения святого была не раз перестроена и впоследствии снесена в 30-е годы. После обретения мощей в 1999 г. было принято решение о восстановлении прежней архитектурной композиции ансамбля собора и храма-усыпальницы, соединенных в одно целое крытыми галереями с крыльцами.

В.И. Куковенко Фамильная усыпальница дворян Савеловых в Лужецком монастыре

Савеловы – дворянский род, происходивший, по сказаниям старинных родословцев, от выходца из «Свизской земли» Андроса. Действительным же родоначальником их был Кузьма Савелков, новгородский посадник. Сын его Иван в 1477 г. также был новгородским посадником и вместе с Марфою Борецкой вывезен был в 1478 г. в Москву, а обширные вотчины его «отписаны на государя». Племянники его, писавшиеся уже Савеловыми, были при Грозном переселены в Ростов и Можайск.
Иван Петрович Савелов, после смерти своей семьи от морового поветрия, в 1654 г. тридцати четырех лет постригся в монахи под именем Иоаким. В 1673 г. он избирается патриархом. Братья его, Павел и Тимофей Петровичи, были окольничими (1689), а Иван Петрович Меньшой – думным дворянином и воеводою в Воронеже (1698).
Никто более из Савеловых не проявил себя особыми заслугами перед историей. Один из последних, известных нам Савеловых, Леонид Михайлович родился в 1868 г. Он был известный генеалог, составитель «Библиографического указателя по истории, геральдике и родословию русского дворянства» (первое издание М.1893, второе – Острогожка 1898), издал несколько родословий, «Материалы для генеалогического словаря» и др.
Род Савеловых занесен в VI часть родословных книг Московской, Орловской, Тверской и Воронежской губерний.

Из Брокгауза и Ефрона
В Лужецком монастыре надгробных плит Савеловых не сохранилось. И лишь «Русский провинциальный некрополь» (В.Шереметевский, М.1914) сохранил сведения о том, что представители этого рода были погребены в этом монастыре.
Первым, как кажется, упоминается отец патриарха Иоакима, Петр Иванович Савелов, который скончался около 1656 г. Похоронен в Троицкой церкви Можайска (ныне снесенной).
Обращает на себя внимание то, что Савеловы в это время еще не погребались в Лужецком монастыре. Но вот два сына Петра Ивановича уже были похоронены в монастыре, в так называемой «колокольной палатке» — помещении под колокольней. На каменных плитах были помещены следующие надписи:
1. Лета 7207 (1699) марта в 15 день на память святаго мученика Агапия и с ним 6 мучеников представился раб Божий окольничий Тимофей Петрович Савелов, а житие его от рождения 67 лет.
2. 1709 года июня в 12 день представился раб Божий схимомонах Петр (Павел Петрович) Савелов и погребен на сем месте, а житие его было 90 лет.
Должно быть, чести быть погребенными под сводами колокольни, Тимофей и Павел удостоились за то, что их брат патриарх Иоким содействовал постройке колокольни и украшению монастыря. Строительство колокольни было окончена в 1692 году (строилась с 1673, т.е. с избрания Иоакима патриархом). Первым в ней был погребен так же представитель рода Савеловых:
3. Герасим Павлович, стольник, скончался 7203 (1695).
Можно предположить, что это один из сыновей Павла Петровича.
Вслед за Герасимом в колокольной палатке были погребены и другие его братья:
4. Гаврила Павлович, подполковник, скончался 1710.
5. Авдий Павлович, стольник, скончался 9 марта 1711, 58 лет. С женою М.П. Савеловой.
Но здесь же продолжали хоронить и потомков Тимофея Петровича. Об этом свидетельствует такая надпись:
6. 1741 года генваря в 13 день, на память святых мученик Ермила и Стратилата, по полунощи в первом часу оставил сию жизнь нашу и переселися в вечный покой, аз есмь действительный статский советник Тимофей Тимофеевич Савелов, а житие его было от рождения 73 года, тезоименинство его генваря 22 числа на память Святаго Апостола Тимофея. В службе был Их Императорскому Величеству 46 лет, погребен против сей надписи февраля 15 дня.
В колокольной палатке есть несколько захоронений женщин из рода Савеловых:
7. Савелова Евфимия Дмитриевна.
«1715 года iюля противъ 5 числа на память пренесенiя мощей преподобнаго отца Сергiя представися раба Божiя окольничаго Тимоɵея Петровича Савелова жена его Евфимiя Дмитрiевна (рожд. Коноплева) въ часъ по полунощи, житiя ея отъ рожденiя было 85 лѣтъ»
По поводу этого погребения стоит сказать особо. Возможно, что здесь похоронена именно та Евфимия, которая приходилась сестрой патриарху, и с которой произошло чудо. Она получила исцеление от иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости. День выздоровления сестры провозглашается Иоакимом днем празднования иконы. Рядом с домом сестры на Большой Ордынке вырастает в честь необыкновенного события церковь, впоследствии перестроенная и существующая поныне в варианте В.И.Баженова и О.И.Бове.
Но Евфимия, похороненная в Лужецком монастыре, носила девичью фамилию Коноплева. Следовательно она не была родной сестрой патриарха, а была женой его брата, т.е. приходилась ему невесткой. Но в те времена родственные связи были более тесными, чем сейчас, поэтому не стоит считать ошибкой то, что в документах и записях того времени ее именуют сестрой патриарха. Если это предположение верно, то особый смысл приобретает тот факт, что эта женщина, пережившая чудо перед иконой Богоматери, погребена в Можайске.
8. Савелова Екатерина Юрьевна, рожденная Скрипицына. Без дат. С мужем Т.Т. Савеловым.
9. Савелова Мария Кондратьевна.
«Лѣта 7203 (1694) октября 14 день на память свят. муч. Назарiя, Гервасiя, Протасiя, Келсiя преставися раба Божiя Марiя Кондратьевна дочь (Озерова), окольничаго Павлова жена Петровича Савелова»
10. Савелова Мелания Васильевна
Савелова Меланiя Васильевна, рожд. Баранова. Съ мужемъ А. П. Савеловымъ. Безъ датъ.

Есть и совместные погребения:
11. Здесь погребены тела Конной Гвардии секунд-ротмистра и кавалера Николая Петровича, скончался 1808, и супруги его Елисаветы Петровны, рожденной Толстой, Савеловых 1828 года декабря 11 дня.
12. Михаил Павлович, действительный статский советник, родился 1826 скончался 12 марта 1907 с сыном П.М. Савеловым.
13. Иоакима патриарха потомок, из потомственных дворян Павел Михайлович Савелов. Родился 7 сентября 1858 года, скончался 17 августа 1898 года.
Можно предположить, что в этих двух захоронениях погребены отец и брат Леонида Михайловича (ученого-архивиста).
Примечательна и следующая надпись:
14. Савелов Павел Петрович, Можайский предводитель дворянства, родился 1795 скончался 1872.
Это единственный известный нам, предводитель Можайского дворянства из рода Савеловых.
Среди погребенных в колокольной палатке, единственный, кто не носил фамилию Савелов, Мошков.
15. Мошков Федор Васильевич скончался 11 июля 1848 г.
«5 класса и кавалеръ Ɵеодоръ Васильевичъ Мошковъ, скончался 11 iюля 1848 года, 79 лѣтъ» (Можайскъ, Лужецкiй монастырь, въ колокольной палаткѣ).
Можно предположить, что Мошков Ф.В. являлся приемным сыном одного из Савеловых.
Савеловы внесли большой вклад в строительство церквей в Можайском уезде. Тот архитектурный облик Можайской земли, который дошел до наших дней, заложен стараниями и средствами и этого дворянского рода. С помощью патриарха Иоакима в Лужецком монастыре были воздвигнуты одновременно кирпичная колокольня (1673-1692), Братский корпус (1681), Настоятельские покои (1681-1692), нарядная кирпичная, хотя и невысокая, ограда и четыре круглые башни (1681-1692).
В городской крепости стараниями патриарха была воздвигнута пятиглавая церковь на городских воротах. Внутри этой церкви хранилась самая большая святыня города – деревянная резная икона Николы Можайского. 16 октября 1684 года патриарх Иоаким сам освятил новую церковь.
В поместье своего брата Тимофея, в селе Сивково, Иоаким построил патриаршую Преображенскую церковь (1685-1687г.г.), с ложей для патриарха в западной стене и патриаршей палаткой над приделом.
Уже после смерти Иоакима, его брат Тимофей в память о патриархе построил в другом своем селе, Бородине, Рождественскую церковь (1697-1701).
В списке дворян за 1861 в Можайском уезде упоминаются лишь два человека из фамилии Савеловых: Павел Петрович, титулярный советник, и Михайла Павлович, коллежский секретарь. Должно быть, некогда обширный род стал вымирать и беднеть.

Панорама

Схема проезда

icon-car.png
Ферапонтов Лужецкий монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Ферапонтов Лужецкий монастырь 55.521276, 36.007851 Ферапонтов Лужецкий монастырь

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только