Мартемьяново. Троицкая церковь (Россия, Московская область, Наро-Фоминский район, Мартемьяново)
По некоторым данным здесь была помещичья усадьба, но о существовании господских построек мы не располагаем документальными свидетельствами. Исторический ландшафт большей частью утрачен, т.к. прилегающая к церкви территория плотно застроена частниками.
С конца XVII в. здесь вотчина боярина Б.И. Троекурова и его рода, в последствии земля переходит по родственной линии к гр. А.С. Салтыковой, затем к её дочери – подполковнице М.И. Штюрмер. В середине XIX в. владелицей числилась О.В. Штюрмер, в 1890 г. Мартемьяново было за купцом С.В. Ганешиным.
Дошедшая до нас Троицкая церковь долгое время пребывала в руинированном состоянии, она восстановлена в начале 2000-х гг. и действует. При въезде на церковную территорию, справа находится старый дом с мезонином, однако, его связь с бывшим имением не установлена.
Описание бывшей усадьбы Мартемьяново
Троицкая церковь в Мартемьяново «сооружена по прошению А.А. Волынской (нет среди владельцев у А.Б. Чижкова) в 1788 — 1792 гг. Сложена из кирпича с ограниченным применением в деталях белого камня, оштукатурена. Здание традиционного типа с трехчастной осевой схемой получило внешнюю обработку стиля раннего классицизма с чертами барокко. Своеобразный памятник зодчества своего времени, церковь в XX в. сильно пострадала от запустения, реставрирована в 2000-х гг. Из руин восстановлены алтарь и трапезная, возведен утраченный верх колокольни.
Господствующий в композиции бесстолпный двусветный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с люкарнами и отверстием для светового, снаружи восьмигранного барабана. Фасады украшают пилястровые портики большого ордера с крутыми фронтонами, в тимпаны которых вкомпонованы окна-люкарны. Строгая разработка остальных частей здания плоскими оконными нишами и накладными панелями строится на низком рельефе. Троицкая церковь в Мартемьяново «сооружена по прошению А.А. Волынской (нет среди владельцев у А.Б. Чижкова) в 1788 — 1792 гг. Сложена из кирпича с ограниченным применением в деталях белого камня, оштукатурена. Здание традиционного типа с трехчастной осевой схемой получило внешнюю обработку стиля раннего классицизма с чертами барокко. Своеобразный памятник зодчества своего времени, церковь в XX в. сильно пострадала от запустения, реставрирована в 2000-х гг. Из руин восстановлены алтарь и трапезная, возведен утраченный верх колокольни.
Господствующий в композиции бесстолпный двусветный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с люкарнами и отверстием для светового, снаружи восьмигранного барабана. Фасады украшают пилястровые портики большого ордера с крутыми фронтонами, в тимпаны которых вкомпонованы окна-люкарны. Строгая разработка остальных частей здания плоскими оконными нишами и накладными панелями строится на низком рельефе. Отдельные элементы декора, в том числе каннелюры и карнизы пилястр, розетки и «доски» над окнами, исполнены в штукатурке. В интерьере доминирует свободное, очень светлое динамичное пространство храма. Его вертикальную устремленность усиливают напольные амбразуры нижних оконных проемов, крутые отливы верхних и продольные лепные разгранки свода. В отделке интерьера широко использованы тянутые карнизы, профилированные наличники и рамы для живописных картин. Стены побелены, пол и иконостас мраморные» — Памятники архитектуры Московской области.
Литература:
ПАМО, в.4, М., 2009, с. 77
А.Б. Чижков Подмосковные усадьбы М., 2006, с. 115