Троице-Гледенский монастырь (Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, д. Морозовица, ул. Центральная, 122)
Координаты: 60.718334, 46.309453
Великоустюгский государственный музей-заповедник
официальный сайт: www.ustyug-museum.ru
телефон для справок: +7 (81738) 2-35-76
собор открыт для посещений: с 10.00 до 17.30 (касса до 17.00),
обед: с 12.00 до 12.30
выходной день: понедельник
…там где был исчезнувший город Гледен…
Одним из древнейших на Русском Севере является Троице-Гледенский монастырь, расположенный в нескольких километрах от Дымковской слободы. У подножия всхолмленного отрога, где сливались Юг и Сухона, давая начало Северной Двине, некогда существовал древний город Гледен, вблизи которого и была основана Троицкая обитель. Она стояла на берегу, но в 1807 г. река сместилась на восток, а на месте старицы образовались заливные луга…
Монастырский ансамбль сложился в кон. XVII в. вследствие щедрых пожертвований богатых устюжских семей – Босовых и Грудцыных. В дальнейшем вклады иссякли, строительная деятельность прекратилась, поэтому каменные постройки дошли до наших дней почти в неизменном виде.
Главное сооружение пустыни – холодный Троицкий собор (1659-1701), прототипом для которого послужил собор Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Он представляет собой двустолпный, пятиглавый объем с боковыми приделами, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. К ней, посредством небольшого перехода, примыкает шатровая звонница. По соседству располагается одноглавая теплая Тихвинская церковь с трапезной. Так же сохранились: участки монастырской стены с объединенными вокруг башни кельями и больничным корпусом, и восточная восьмигранная угловая башня.
Барочный иконостас Троицкого собора
Бесценное сокровище пустыни – великолепный позолоченный иконостас, выдержанный в формах барокко (1776-1784 гг. иконописцы Алексей Колмогоров, живописцы Егор Шергин и протоиерей Василий Аленёв). Резьба выполнена тотемскими мастерами Тимофеем и Николаем Богдановыми, золочение – артелью Петра Лабзина.
При первом же взгляде на эту декоративную изощренность и святых, стоящих в непринужденных позах в задрапированных одеждах, на фоне архитектурных пейзажей и клубящихся облаков, не покидает ощущение влияния западно-европейского искусства. Часть образов была заимствована, например, из Библии Пискатора*, а резьба из Витенбергской Библии.
* Николас Иоаннис Пискатор (ок. 1586 — 1652, лат. piscator — рыбак) голландский издатель, пейзажист и гравер. Его типография «выпускала в свет» различные карты, атласы, офорты с видами городов. Наибольшую известность издателю принесла лицевая Библия – «Theatrum Biblicum».
Большеформатный альбом гравюр с латинскими надписями и отсылками к Библии, с именами граверов издавался в Нидерландах не менее четырех раз: в 1643, 1650, 1674 гг. в Амстердаме, в 1646 г. в Алькмаре. Все четыре издания имели свои особенности в расположении гравюр. В России были известны прежде всего издание 1650 г. и его переиздание 1674 г., эти книги привозил А. Виниус-старший (голландец на русской службе, дипломат), по-видимому, через Архангельск.
Библия Пискатора включала около 500 резцовых гравюр на сюжеты Ветхого и Нового Завета, выполненных разными нидерландскими мастерами второй половины XVI – начала XVII вв. с оригиналов художников итальянизирующего направления («романистов») того же периода. Как отмечают специалисты, Библия Пискатора была несколько архаизирующим памятником: в век барокко она несла классические, ренессансные ценности в своем изобразительном языке. Отдельные изображения из неё активно использовались русскими иконописцами Москвы, Костромы и Ярославля, а также других городов Руси.
Иконостас необычен – центральная его часть выдвинута вперед. Посредством гармоничного пространственного членения на регистры создано целостное художественное произведение, дополненное объемной скульптурой. Особенной виртуозностью исполнения отличаются Царские врата, увенчанные балдахином с кистями.
Источники:
В.П. Шильниковская Великий Устюг М., 1987, С 109-112
С.И. Верхов (автор-составитель) Великий Устюг. Путеводитель. 2019, С. 75-77
Теория и практика сохранения памятников культуры. Вып. 22. – 2009, С. 64