Церковь Симеона Столпника (Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Энгельса, 1)
Координаты: 60.746044, 46.314466
Среди тысяч русских святынь именно этот храм заслужил мою искреннюю любовь и привязанность. Не смотря на плотный график, и дальние поездки в Лальск, Сольвычегодск и Черевково, я умудрилась побывать здесь трижды. Меня тянуло к нему как магнитом, я мечтала побывать внутри, чтобы окунуться в таинственный полумрак его интерьера, и насладится благородным мерцанием патинированной позолоты иконостаса… Однако, верхний храм закрыт очень давно…
Я любила неторопливо подняться по широкой каменной лестнице на паперть-террасу, и облокотись на ее ограждение, смотреть на вечно сонную Сухону… наблюдать за солнечными бликами на речной ряби и редкими моторками…
Этот памятник не имеет аналогов в русской архитектуре. Искусствоведы советского времени называют его стилем барокко, а современные теоретики архитектуры относят постройку к «маньеризму», который вот уже более десятилетия не официально введен в научный оборот.
«Pérola barroca» Русского Севера
Церковь строилась в несколько этапов: нижний этаж относится к 1725—1728 гг., вскоре над ним возводится верхний, и устраиваются приделы. В 1757 г. пострадавший от пожара храм перестраивается на средства прихожан и купца И.Я. Курочкина. Работы завершены в 1765 г., тогда же с северной стороны соорудили отдельно стоящую нарядную звонницу, увенчанную высоким шпилем, составившую с культовой постройкой гармоничный архитектурный ансамбль.
В одном сооружении два храма: в нижнем этаже — теплый; в верхнем, двусветном – холодный, перекрытый куполом со световым восьмигранником с главкой. Апсидальный выступ также двухэтажный. Главный фасад по принципу двухколоколенных европейских базиликальных костелов сформирован из предстоящей четверику трапезной с хорами (обозначенными в экстерьере фронтоном с волютами), фланкированной по сторонам одноглавыми приделами. Выход из холодного и придельных храмов осуществляется на паперть-террасу на аркадах с центральной парадной лестницей.
В основе декоративного убранства постройки классический ордер со сдвоенными пилястрами, имеющими разноцветные изразцовые капители.
Внутреннее убранство
«Интерьер церкви Симеона Столпника, сложившийся в 1757-1765 годах, поражает цельностью своего барочного убранства, необычайно развитого, пышного и замысловатого. Основное помещение обильно украшено самой разнообразной лепниной: различного рисунка рамами с завитками, фронтонами-сандриками, розеттами с расходящимися лучами, картушами самых неожиданных очертаний, спускающимися в причудливом переплетении гирляндами. Все эти живые, текучие формы декора как бы дематериализуют стены и своды, придавая интерьеру удивительную легкость, нарядность и превращая его в светский, дворцовый зал.
Под стать лепному декору и иконостас. Большой, сверкающий золотом, он представляет собой высокую декоративную стену с необычайно сочной и пышной резьбой. Резной балдахин с двумя гирляндами, словно перенесенный сюда из парадной дворцовой спальни, венчает царские врата (утрачены). Подобные же балдахины украшают входные проемы в жертвенник и дьяконник (левая и правая части иконостаса). Два раскрепованных карниза четко делят эту алтарную преграду на нижнюю часть с четырьмя иконами, расположенными попарно друг над другом, среднюю с подобным же размещением меньших по размеру икон и венчающую, украшенную картушами, формы которых близки к лепным украшениям стен.
Резчики иконостаса проявили неистощимую фантазию. В его убранство входят кроме картушей пилястры с невероятно разнообразными резными деталями в виде листьев и гирлянд. Выступающие части чередуются с заглубленными, что создает чрезвычайно богатую игру поверхности. Это один из самых развитых барочных иконостасов XVIII века в устюжских храмах. Иконы, написанные для него, почти все бесследно исчезли. Сохранились лишь храмовая икона «Симеон Столпник в житии» (2-я половина XVI в., ГТГ), которая происходит из более раннего деревянного храма, посвященного тому же святому <...>» — Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов (см. источники).
Любопытные факты:
- — В 1771 году Устюжский мастер колокольных дел Матвей Бушковский отлил для церкви Симеона Столпника колокол весом 154 пуда;
- — на банкете, устроенном Курочкиным 1 сентября 1780 года по случаю учреждения в Великом Устюге Вологодского наместничества, на этой террасе был поставлен «златорогий елень, внутри которого накладено было всяких для народа съестных припасов»;
- — до рубежа XIX-XX вв. паперть-терраса имела значительно больший размер, но в одно из весенних наводнений была повреждена ледоходом, восстановлена с отступлением от первоначального замысла.
Источники:
С.И. Верхов (автор-составитель) Великий Устюг. Путеводитель. 2019, С. 72-74
В.П. Шильниковская Великий Устюг М., 1987, С. 109-112
П.А. Тельтевский Великий Устюг М., 1960, С. 120-125
Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. — Л., 1983
Уильям Брумфилд Великий Устюг, М., 2012, С. 124-131 (фото)