Контора Северного пароходства (Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, улица Энгельса, 21)
Координаты: 60.749024, 46.320056
Здания Великого Устюга – вечное напоминание о сокровищах российской провинциальной культуры. От больших особняков Булдакова и Усова до маленьких, но элегантных кирпичных домов XIX века, эти строения вызывают мысли о традиционном укладе жизни и семейных ценностях ушедшей эпохи. Не менее интересны сохранившиеся деревянные здания начала XX века, крепко выстроенные из бревен и прихотливо украшенные резными оконными наличниками. Они также являются неотторжимой частью русской северной культуры, но их существование в нашу эпоху подвержено большой угрозе. /Уильям Брумфелд/
Никому не нужный особняк…
Об одном таком деревянном доме эпохи модерна, расположенном на периферии Великого Устюга и пойдет речь. Мало кто из туристов сюда добирается, и уж тем более мало кто обратит внимание на полинявший особнячок в зарослях кустарника, когда в столице Деда Мороза изобилие выдающихся культовых построек и богатых городских усадеб?
Славится великоустюжская земля своими удивительными церквями, с золочеными барочными иконостасами, но так приятно открывать для себя что то малоизвестное, пусть и не столь значительное…
На углу улиц Водников и Энгельса стоит двухэтажное здание конторы Северного пароходного общества «Котлас. Архангельск. Мурман». (Именно так, здесь нет опечатки).
Инициаторами создания нового пароходного общества в 1896 г. выступили предприниматели Яков Андреевич Беляевский, Михаил Криличевский и Фердинанд Егорович Линдес. Коммерсанты планировали заниматься транспортировкой не только зерна, леса, рыбы и угля, но и пассажирскими перевозками. Тогда и появились в их арсенале пароходы «колесники» — «суда с печкой». Стоили они не дешево, каждый по 140000 рублей. На сормовском заводе в Нижнем Новгороде заказали сразу три судна – «Михаил Криличевский» (1909), «Генералом Кондратенко» и функционирующий по сей день «Н.В. Гоголь» (1911).
В 1911 г. общество скупило все пароходы и суда «Северо-Двинского пароходства», владельцем которого являлся Николай Васильевич Костров. К 1914 г. «Северное пароходное общество «Котлас — Архангельск — Мурман» имело 43 парохода, около 100 единиц барж, из них 10 — железные. В 1918 г. общество было национализировано.
Украшением этого крупного деревянного здания в стиле модерн является угловой эркер на три окна, с высокой теремной кровлей. Судя по объявлению о продаже, славные дни компании остались в далеком прошлом, особняк давно заброшен, ветшает и разрушается.
Источники:
Сайт: «Путь легенды – линия полета»
С.И. Верхов (автор-составитель) Великий Устюг. Путеводитель. 2019, С. 65