Мякса. Храмовый комплекс церквей Спаса Преображения и Рождества Христова (Россия, Вологодская область, Череповецкий район, Мякса)
Наш маршрут пролегал по берегу Рыбинского водохранилища, мимо села со странным название Мякса. Я решила поинтересоваться историей этого места, имеющего достопримечательность – храмовый ансамбль. Ответ нашла в материалах Бахаревой Надежды Анатольевны.
«Впервые в письменных источниках село Спасское упоминается в 1453 году. 29 марта 1453 г. Карло Малой написал купчую грамоту на села Спасское и Борок, с деревнями, пожнями и ёзами, в Арбужевской волости в Пошехонье, проданные братьей митрополичьего Новинского монастыря Ивану Никифоровичу Пополутову.
Село Спасское в составе Пошехонского уезда находилось более 400 лет. Так, в писцовой книге Пошехонского уезда за 1626-1627 годы, составленной пошехонским писцом Юрием Редриковым, дается следующее описание: «Вотчина пречистыя Богородицы патриарша – Новинского монастыря (что в Москве) село Спасское на речке на Мяксе да деревня церковная, да к сему ж монастырских десять деревень:
Описание храмового комплекса в Мяксе
Сафроново, а Софроньево тож, Алешково, Быстрино, Мамоново, Марьино, Лучкино, Ващажниково, Григорово, Кузьмина, Борок да два Починка: Горошнин и Борок. А в них дворов: монастырский двор, попов двор, дьячков; три двора детенышевых, а людей в них всяких четыре человека; тридцать четыре двора крестьянских, а людей в них пятьдесят три человека; семнадцать дворов бобыльских, а людей в них двадцать два человека; пашни паханые церковные земли худые две четверти…».
Через село Спасское шла древняя большая государственная столбовая почтовая дорога, называемая Пошехонским трактом, идущая от города Белозерска на Москву. По ней возили в Москву к царскому столу белозерский снеток и шекснинскую белорыбицу. Главное богатство края – рыба, и главный торговый путь рыбных продуктов – река Шексна. Конечный пункт назначения товаров – Москва, отправными же пунктами служили ёзы на Шексне. Ёзовая повинность сводилась ежегодно к установке через реку перегородки, у которой ловили скопившуюся здесь рыбу неводами. Ёз ставился весною и убирался зимою, когда кончался рыболовный сезон на Шексне. Рабочие руки давала приписанная к ёзу волость, а материалом обеспечивались из особо отведенных для того участков леса. «А ёз бьют» в весне на полой воде, недели четыре и больше пятнадцать человек; а лес добывают на ёзовое дело в своих лесах.
В первой четверти XVII века население села Спасское на Мяксе составляло 79 человек, проживающих в 54 дворах. Основное занятие крестьян – земледелие. Немалую роль играло и рыболовство. <…>
К 1897 году было открыто 14 лавок. Число жителей Спас-Мяксы составляло 557 человек».
А что же храмы, зафиксировано ли их существование в старинных изданиях? «В документе «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии», издание 1908 г., перечислены церкви села Спасское на Мяксе: 2 церкви, холодная – Преображения Господня, каменная, построена в 1810 году усердием прихожан, теплая – Рождества Христова, каменная, построена в 1785 году, … да предел Казанской иконы Богородицы. В церкви есть особо чтимая икона – Казанская. Часовня каменная на большой дороге. Эти сведения подтверждаются документами Пошехонского духовного правления 1833 г.
<…> Интересную историю оставил краевед, бывший учитель Мяксинской средней школы А.П. Жданов. Она касается церковных колоколов. В 1924 году по оплошности звонаря появилась трещина на главном колоколе. Заказали новый колокол. Заказ был выполнен в Ярославле, и летом 1924 года колокол прибыл в Череповец, так как Мякса не имела пристани. Зимой 1925 года колокол, весивший 283 пуда (4536 кг), на десяти лошадях по льду Шексны был доставлен в Мяксу и долгое время оставался гордостью жителей села.
Название Спас-Мякса сохранялось до 1927 года. В этом году она стала центром Мяксинского района Череповецкого округа Ленинградской области. К тому времени в районе насчитывалось около 200 сел и деревень с населением свыше 30 тысяч человек, 1353 кустаря и десятки кустарных промыслов: маслобойный, плотницкий, скорняжный, драночный, кузнечный, мукомольный, корзиночный. Был развит отхожий портновский промысел.
Каменная теплая церковь Рождества Христова не сохранилась, в период с 2004 по 2008 гг. была выстроена деревянная церковь с тем же посвящением. Храм Преображения Господня не используется, но постепенно возрождается» — Бахарева Н.А.
Источник:
Бахарева Н. А. История села Мякса, Мякса, 2003