Мякса. Храмовый комплекс церквей Спаса Преображения и Рождества Христова

Мякса. Храмовый комплекс церквей Спаса Преображения и Рождества Христова (Россия, Вологодская область, Череповецкий район, Мякса)

Наш маршрут пролегал по берегу Рыбинского водохранилища, мимо села со странным название Мякса. Я решила поинтересоваться историей этого места, имеющего достопримечательность – храмовый ансамбль. Ответ нашла в материалах Бахаревой Надежды Анатольевны.
«Впервые в письменных источниках село Спасское упоминается в 1453 году. 29 марта 1453 г. Карло Малой написал купчую грамоту на села Спасское и Борок, с деревнями, пожнями и ёзами, в Арбужевской волости в Пошехонье, проданные братьей митрополичьего Новинского монастыря Ивану Никифоровичу Пополутову.
Село Спасское в составе Пошехонского уезда находилось более 400 лет. Так, в писцовой книге Пошехонского уезда за 1626-1627 годы, составленной пошехонским писцом Юрием Редриковым, дается следующее описание: «Вотчина пречистыя Богородицы патриарша – Новинского монастыря (что в Москве) село Спасское на речке на Мяксе да деревня церковная, да к сему ж монастырских десять деревень:

Описание храмового комплекса в Мяксе

Сафроново, а Софроньево тож, Алешково, Быстрино, Мамоново, Марьино, Лучкино, Ващажниково, Григорово, Кузьмина, Борок да два Починка: Горошнин и Борок. А в них дворов: монастырский двор, попов двор, дьячков; три двора детенышевых, а людей в них всяких четыре человека; тридцать четыре двора крестьянских, а людей в них пятьдесят три человека; семнадцать дворов бобыльских, а людей в них двадцать два человека; пашни паханые церковные земли худые две четверти…».
Мякса. Храмовый комплексЧерез село Спасское шла древняя большая государственная столбовая почтовая дорога, называемая Пошехонским трактом, идущая от города Белозерска на Москву. По ней возили в Москву к царскому столу белозерский снеток и шекснинскую белорыбицу. Главное богатство края – рыба, и главный торговый путь рыбных продуктов – река Шексна. Конечный пункт назначения товаров – Москва, отправными же пунктами служили ёзы на Шексне. Ёзовая повинность сводилась ежегодно к установке через реку перегородки, у которой ловили скопившуюся здесь рыбу неводами. Ёз ставился весною и убирался зимою, когда кончался рыболовный сезон на Шексне. Рабочие руки давала приписанная к ёзу волость, а материалом обеспечивались из особо отведенных для того участков леса. «А ёз бьют» в весне на полой воде, недели четыре и больше пятнадцать человек; а лес добывают на ёзовое дело в своих лесах.
В первой четверти XVII века население села Спасское на Мяксе составляло 79 человек, проживающих в 54 дворах. Основное занятие крестьян – земледелие. Немалую роль играло и рыболовство. <…>
К 1897 году было открыто 14 лавок. Число жителей Спас-Мяксы составляло 557 человек».
А что же храмы, зафиксировано ли их существование в старинных изданиях? «В документе «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии», издание 1908 г., перечислены церкви села Спасское на Мяксе: 2 церкви, холодная – Преображения Господня, каменная, построена в 1810 году усердием прихожан, теплая – Рождества Христова, каменная, построена в 1785 году, … да предел Казанской иконы Богородицы. В церкви есть особо чтимая икона – Казанская. Часовня каменная на большой дороге. Эти сведения подтверждаются документами Пошехонского духовного правления 1833 г.

<…> Интересную историю оставил краевед, бывший учитель Мяксинской средней школы А.П. Жданов. Она касается церковных колоколов. В 1924 году по оплошности звонаря появилась трещина на главном колоколе. Заказали новый колокол. Заказ был выполнен в Ярославле, и летом 1924 года колокол прибыл в Череповец, так как Мякса не имела пристани. Зимой 1925 года колокол, весивший 283 пуда (4536 кг), на десяти лошадях по льду Шексны был доставлен в Мяксу и долгое время оставался гордостью жителей села.
Название Спас-Мякса сохранялось до 1927 года. В этом году она стала центром Мяксинского района Череповецкого округа Ленинградской области. К тому времени в районе насчитывалось около 200 сел и деревень с населением свыше 30 тысяч человек, 1353 кустаря и десятки кустарных промыслов: маслобойный, плотницкий, скорняжный, драночный, кузнечный, мукомольный, корзиночный. Был развит отхожий портновский промысел.
Каменная теплая церковь Рождества Христова не сохранилась, в период с 2004 по 2008 гг. была выстроена деревянная церковь с тем же посвящением. Храм Преображения Господня не используется, но постепенно возрождается» — Бахарева Н.А.

Источник:
Бахарева Н. А. История села Мякса, Мякса, 2003

Схема проезда

icon-car.png
Мякса. Храмовый комплекс церквей Спаса Преображения и Рождества Христова

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Мякса. Храмовый комплекс церквей Спаса Преображения и Рождества Христова 58.890696, 38.193380 Мякса. Храмовый комплекс

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только