Парское. Церковь Иоанна Предтечи (Россия, Ивановская область, Родниковский район, село Парское)
Координаты: 57.012268, 41.711087
Фото росписей публикуются с любезного согласия духовенства прихода с. Парское
Собственно храм имеет внушительные размеры, составляющие в длину и ширину 20 аршин (14,33 м) и в высоту, до вершины сомкнутого свода – 30 аршин (21,34 м). Помещение, свободное от несущих столпов наполнено воздухом и светом. Трапезная имеет такие же размеры, но меньшую высоту – 13 аршин (9,25 м). Она соединялась с храмом посредством огромной, великолепно украшенной арки, «убранной по сторонам иконостасом».
Главный семиярусный иконостас с витыми колоннами, с богатой резьбой и позолотой во вкусе рококо поражал масштабом и великолепием. Его вновь позолотили в 1855 г., стоимость работ составила 4200 руб. Алтарная преграда от низа до верха на образах была «залита» металлическими ризами, в зависимости от расположения — серебряными позолоченными, медными посеребренными или просто серебряными. К примеру, четыре ризы на главных образах (работа известного художника Ретнева) с позолотой, стразами и драгоценными камнями обошлись в 9000 руб.
Этой невероятной роскоши должно было соответствовать и остальное убранство, которое заключалось в лепной вызолоченной по полименту* отделке и росписях стен. В 1830 г. на эти цели было израсходовано более 5000 руб. серебром.
* Полимент составляют из сиены жжёной, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной плите курантом до идеальной тонкости и затем просушиваются. Засушенная смесь и называется полиментом. Перед позолотой полимент размачивался и разводился на томлёном яичном белке.
С потолка храма свешивалось паникадило с 48 подсвечниками из посеребрённой меди, весом в 41 пуд.
Медведевы — иконописных дел мастера
Стенописи были выполнены темперной краской по графье (своеобразный набросок для предстоящей монументальной росписи в виде заглубленного контура, процарапанного по левкасу или штукатурке). Автором предположительно называют выдающегося мастера перв. трети XIX в., уроженца села Тейкова Шуйского уезда Владимирской губернии Т.А. Медведева.
Тимофей Алексеевич организовал артель, в которой в разное время работал вместе со своим младшими братьями Епифаном и Василием, а так же с сыновьями. «В настоящее время известно, что артелью Медведева с 1804 по 1845 гг. расписаны семь храмов в городе Ярославле и пять церквей в городе Угличе, одна церковь в посаде Большие Соли Костромского уезда, соборный храм в городе Шуя и церковь в селе Васильевском Шуйского уезда Владимирской губернии, две церкви в городе Мышкине и одна в Ростове Великом» — Н.Н. Исаева
По одним данным «иконописец, уроженец Тейково», получивший среди коллег почетное прозвище «академик», благодаря высоким заработкам освободился от крепостной зависимости, а по другим — так и не получил вольную… Медведев, обладавший большим талантом, и пользовавшийся высоким авторитетом, опираясь на итальянские образцы живописи создал своеобразную школу иконописного и монументального искусства, с многочисленными последователями и учениками.
Воплощенная им программа стенописи, обусловлена западным влиянием на русскую культуру и изменившейся типологией храма, где между частым расположением окон в два света, живописные клейма оказались как нельзя кстати. Разделенные между собой элементами архитектурного ордера и орнаментальными бордюрами, они прекрасно организовывали поверхность стен.
«Элементом, нивелирующим разностильность и объединяющим стенопись в ансамбль, в росписях артели Т. А. Медведева является их «уборка», то есть архитектурное, скульптурное и декоративное оформления, исполненные в технике гризайли. Именно эта техника в исполнении мастера Е. А. Медведева распространилась и на сюжетные композиции» — Н.Н. Исаева.
Однако взятые за основу Медведевым западно-европейские референсы вызвали в среде славянофилов неодобрение и обвинение в подражательности. Литературный критик Степан Петрович Шевырёв писал о росписях Медведева в Угличе: «Характер живописи итальянский. След академического влияния прошёл везде. Ведь есть же у нас поприще для художников. Церковь своими превосходными преданиями предлагает богатейшее содержание. Художники не скованы ни требованиями, ни особенными условиями. Искусству дана свобода. Отчего же нет великих произведений? От того, что одно подражание не создаст их. Нужен свой дух, своя жизнь».
Источники:
М. Поливанов Церковь св. Иоанна Предтечи в селе Парском, Кострома, 1860
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Ивановская область, ч. 3, Москва, 2000. С. 183-188
М. Бутов Тимофей Медведев. Художественная школа крепостного крестьянина//Углече поле, №2 (28), 2016, С. 78-85
Н.Н. Исаева Церковные стенописи Т. А. Медведева и мастеров его круга//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Вып. 8: XII — XX вв. М., 2010 С. 409-438
Е.В. Сергеева Новая система церковной декорации в эпоху петровского барокко// Кунсткамера. 2022 №1 (15). С.157–167.