Введенская церковь в пос. Пет (Россия, Рязанская область, Пителинский район, пос. Пёт*)
Церковь восстанавливается
*Написание «Пет» разнится в разных источниках, в т.ч. картографических. На въезде в населенный пункт «Пет» написано через «е», но местные говорят через «ё».
Очень полюбился Касимов, да так, что за короткий промежуток времени я побывала там трижды. Городок пленил своим живописным расположением, и разноплановым архитектурным наследием (любопытным оказалось тесное соседство православия и ислама). Необычайно интересны и окрестности бывшей столицы «касимовского княжества». Я уже писала на сайте о Гусевском погосте и Гусь-Железном. Не остался без моего внимания и грандиозный храм неорусского стиля в с. Пет, что расположен примерно в 60 км к юго-востоку от Касимова.
Из города выезжаем на юг по мосту через Оку, и следуем через Чинур, Балушево-Починки и др. почти до Потапьево. Дорога размеренно вьется по скучноватой равнинной местности. Иногда среди деревянных домов замечаю церквушки с покосившимися главами, но они кажутся слишком незатейливыми и простыми – ведь я еду в Пет, на встречу с чем-то невероятным и потрясающим… к тому же путь не близкий (учитывая обратную дорогу до Москвы ~ 480 км), поэтому драгоценное время не тратим на остановки.
Введенская церковь в с. Пет
На финальном отрезке пути предвкушала проселок, но на деле оказался вполне «приличный» по российским меркам асфальт. Несколько км пролетают незаметно, и вот уже на открытом безлесом просторе отчетливо видна красно-кирпичная махина Введенского храма… ни заборов, ни оград, сельские дома чуть в стороне от культовой постройки.
Съезжаем с шоссе и останавливаемся почти у подножия. Впечатляет!
Отворяю, приткнутые камнем, грубо-сколоченные врата, и пытаясь не нарушить оглушительную тишину, прохожу в прохладный и сырой сумрак… но встревоженные голуби все же захлопали крыльями, и закружились под самым куполом… запрокидываю голову… и замираю от восторга…
Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчеркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатер. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма. Не следует ли здесь видеть некий символ? Но и на этот вопрос мы не находим ответа…»
От настенных росписей, увы, давно ничего не осталось (за исключением нескольких фрагментов), да и цветная плитка на полах сохранилась не везде, не подвластным времени и вандалам оказалось, пожалуй, только само интерьерное пространство, его захватывающий дух объем…
Приятного путешествия!
Литература:
Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов Рязанские достопамятности М., 1989 с. 65-68