Летний клуб Дворянского собрания (Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 72)
Координаты: 54.626365, 39.752652
Соцсети заполонили репортажи о заброшенных деревнях, чудом сохранившихся резных теремах и необыкновенной красоты избах… Деревянное домовое зодчество вновь на пике своей популярности. Причины этого интереса довольно просты:
— заграница на замке — пришло время познавать собственную страну;
— осознание недолговечности деревянной старины…
Но для того, чтобы запечатлеть нечто необыкновенное не обязательно слишком отдаляться от Москвы, прекрасные образцы деревянной архитектуры есть в Твери, Ярославле, Костроме, Владимире, Калуге, Рязани…
В конце XIX столетия в архитектуре Рязани получил распространение «русский стиль», в котором был выстроен целый ряд частновладельческих городских усадеб, доходных домов, и даже общественные здания.
Летний клуб — центр досуга местного дворянства…
Благородное собрание принимало в ряды своих членов только дворян. Встречи на сословных благородных собраниях способствовали патриотическому и эстетическому воспитанию; формированию культуры общения, поведения, выражению эмоций и чувств; социальной адаптации; приобретению полезных связей и дружеских знакомств, заключению брачных союзов и пр. Клубы сословных собраний использовались в основном для увеселения: проведения музыкальных вечеров, балов и маскарадов. Вот как описывал Пушкин Благородное собрание во время бала в «Онегине»:
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Одним из лучших образцов стиля в последней категории является летний клуб Благородного собрания. Клуб не имел постоянного помещения в городе, и был вынужден арендовать на летний и зимний периоды различные усадьбы. В 1886 г. под строительство своего увеселительного заведения он выкупил имение Логиновых, через два года работы были завершены, а в 1902 г. деревянное двухэтажное здание сгорело.
В 1904 г. городской и епархиальный архитектор Иван Степанович Цехановский представил проект нового клуба. По его замыслу сооружение повторяло контуры предшественника, и возводилось на фундаменте утраченной постройки. Простая ступенчатая пирамидальная композиция увенчана башенкой, перекрытой куполом со шпилем. Здание, было поставлено в глубине сада, ввиду чего получило пышный декор только на главном фасаде.
Планировка постройки трехчастная. В средней части был расположен двусветный зрительный зал со сценой, в боковых объемах – фойе, комнаты отдыха и вспомогательные помещения.
Галерея первого этажа проходит вдоль главного и бокового левого фасадов. Перекрытие галереи поддерживают резные деревянные колонны и обрамляет богатый резной карниз. В центральной части второго этажа размещается веранда. Сложный резной карниз с накладками и чередующимися одинарными и спаренными кронштейнами завершает второй этаж.
Изначально здание не имело дробного остекления галереи и веранды, что хорошо видно на старинной открытке. Без него здание имело абсолютно другой вид…
В советское время в клубе функционировал Дом детского творчества, в 1995 г. здание отреставрировано (арх. С.Г. Варганов), но по прошествии 30 лет хотя бы косметический ремонт был бы весьма кстати.
Источник:
Свод ПАИМИ Рязанская область, ч. 1, Москва, 2012., С. 608-609
Т.Т. Фисюк Клубный вечер как современная культурно-досуговая программа: историко-технологический аспект // Ученые записи, научный журнал. Алтайский государственный институт культуры (Барнаул), 2021, № 1 (27)., С. 37