Музей-усадьба Покровское Брянчаниновых

Музей-усадьба Покровское Брянчаниновых

  • Адрес: Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, Покровское
  • Режим работы: с ноября по апрель – с 10.00 до 18.00; с мая по октябрь – с 10.00 до 19.00. Выходной день – понедельник
  • Телефон: (8172) 72-13-65, 8-921-601-79-17, 8-921-601-79-25
  • E-mail: vologdarestoration@mail.ru

Как добраться? Проезд до Покровского осуществляется по Новой Московской дороге. У знака «Винниково-1» необходимо повернуть направо и проследовать 7 километров по дороге до усадебного комплекса

Ах, какая отрада для души в солнечный летний денек эта усадьба Покровское! Ярко розовый дом (1809-1810 гг.), с беленым декором и бордовой крышей, привольно раскинул свои дуги переходов с флигелями на зеленом бархате газона, расцвеченного розами, георгинами и флоксами… от дома расходятся уютные дорожки, погруженные в прохладную тень… где то далеко впереди мерцает зеркалом водной глади пруд…
Стоит упомянуть, что это место прочно облюбовали брачующиеся, так что не рассчитывайте в субботу на тишину и уединение. В означенный день свадьба за свадьбой, и нужно суметь вклиниться между кортежами, что бы заполучить практически безлюдные снимки. Сияют улыбками молодожены, «пыхают» вспышками фотографы, снуют толпы разряженных гостей… шум, гам и суета… короче, забудьте про творческий подход в архитектурной фотографии! Но всё же здесь чудесно, ухоженно и мило. Хороша небольшая Покровская церковь (1811), с миниатюрным ярусом звона над входом, отнесенная чуть в сторону от парадного ядра.

Описание усадьбы Покровское Брянчаниновых

Конный двор – последняя, из дошедших до нас построек, как то совсем не запечатлелся в памяти…
Парк, заложенный в 1810 г., сохранил и старовозрастные деревья и историческую планировку. Структура рукотворного ландшафта подразделяется на три зоны: регулярную, живописную и хозяйственную. Среди древесных насаждений преобладает липа европейская (из них 110 деревьев-патриархов); не многочисленны лиственницы, пихты, дубы, березы, ели и клены. Дендро-картину дополняют кустарниковые: карагана древовидная, лещина, жимолость татарская, боярышник и др.
«Прежде к парку прилегали рыбные пруды с проточной водой, искусственными островками и купальнями. Время разрушило плотины, вода оказалась спущенной, а местами заболоченной.
По периметру парк обнесен земляным валом, заросшим шиповником, акацией и рябиной» — И.М. Чупров «По Вологодской области» М., 1974, с. 42

Покровское – фамильное гнездо дворян Брянчаниновых. Сельцо, вероятно, было пожаловано за заслуги перед Отечеством еще в XVII столетии, а в 1803 г. Александром Семеновичем Брянчаниновым здесь было обустроено новое поместье. После долгих лет предположений и догадок, в ходе реставрационных работ, было установлено авторство проекта имения — Александр Сапожников. По непонятным причинам, совершенно новый ансамбль, всего через десятилетие (1820 г.) перестраивается архитектором и рисовальщиком А.С. Кутеповым (до этого строившим в первопрестольной и её окрестностях: Ахтырке и Коломне).

Усадьба остается в собственности у Брянчаниновых вплоть до переворота 1917 г., затем владельцы перебираются за границу. В 1924 г. в опустевшем Покровском для рабочих и крестьян организуется санаторий «Октябрьские всходы», функционировавший до начала 1990-х гг. После закрытия здравницы, чудом спасенные руководством санатория постройки, начинают ветшать и разрушаться. К счастью, судьба архитектурного ансамбля сложилась благополучно: было принято решение о её возрождении, ремонтно-восстановительные работы завершились в 2009 году.
«В настоящее время в усадьбе размещается культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых» — филиал АУК ВО «Вологдареставрация». Здесь же размещена музейная экспозиция, повествующая о жизни села Покровское, о святителе Игнатии, других представителях рода Брянчаниновых, а также рассказывающая о научной реставрации усадебного комплекса» — http://vologdarestoration.ru/.

План усадьбы Покровское Брянчаниновых

План усадьбы Покровское Брянчаниновых

1. Господский дом 2. Покровская церковь 3. Конный двор 4. Место грота
I — регулярная часть парка, II — живописная часть парка, III — хозяйственная часть парка

Г. Лукомский Вологда в ее старине

В 20-ти верстах от Вологды по проселочной дороге и верстах в 15-ти от уездного города Грязовца находится имение Покровское. Старинный каменный дом, хорошо сохранившийся и поддерживаемый, свидетельствует о лучшей поре классического усадебного строительства. Точных указаний о годе постройки нет, и имя архитектора неизвестно.*
По данным летописи, находящейся в архиве церкви имения, постройку дома можно отнести не позже как к 1809-1810 годам.
Церковь построена позже, именно в 1811 году.
Если эта датировка верна, то дом, построенный предком нынешнего владельца Брянчанинова, являет собой подлинный образец стиля раннего классицизма конца XVIII столетия, влияние которого дошло в такую глушь, какою была Вологодская губерния в те времена, конечно, несколько позже расцвета этого стиля, например, в Москве.

Постройки архитектора Матвея Казакова и его учеников отличаются от последующих сооружений большою нежностью, даже хрупкостью выполнения. Постройки эти с еще тонкими (и чаще парными) колоннами, украшенные консолями балконов, орнаментами в овалах, розанами в восьмиугольниках, гирляндами, ниспадающими с замков перемычек и лежащими вдоль арочек окон. Bсе эти специфически московские детали стиля М. Казакова, отчасти проглядывающие в постройках Калуги (ворота дома Кологривовой) – и так ярко выраженные в зданиях Москвы (д. Липгарда на Мясницкой, д. Шестой гимназии и др.) – запечатлены и в усадебном доме «Покровского».
В самом деле, ни деталей, свойственных Петербургскому зодчему – стиля Louis XVI – Ринальди, ни черт творчества Деламота, или Фельтена не видно в обработке фасада. Но сходство общей композиции его с вышеупомянутым домом Липгарда или даже с воротами в Калуге очень большое. Здесь видна, если не рука одного мастера, то одна школа, одно течение, одно понимание стиля – типично московское, и о каких бы – то ни было характерных для польского классицизма деталях, конечно, здесь говорить не приходится. Но ближайшее рассмотрение архитектуры дома заставляет признать, что и удивительная правильность деталей, и чистота и изящество лепки (арматуры, головы лошадей на кронштейнах, рисунок замка оконной перемычки) не могли быть получены при участии зауряднаго мастера…

Однако, архитектура дома интересна не только по обработке; весь план дома изобличает гибкую фантазию и вместе с тем отличные традиции. Центральная часть, подымающаяся мезанином, одним фасадом выходит в сад, другим обращена в сторону двора.
От этой центральной части отходят два небольших крыла, продолжающихся далее полукружиями и заканчивающихся флигелями.
Фасад со стороны подъезда обработан беднее; здесь красивое пятно – только полукружие, убранное пилястрами и богатыми наличниками над полукружиями окон. Со стороны сада средняя часть – подобие портала; парные колонны поддерживают два прямоугольника, на которые поставлен фронтон; в нем углубление с прекрасной кессончатой нишей. Под нею, как под навесом, балкон, подпертый кронштейнами; между последними круглые окошки и ниже окна залы. На боковых крыльях окна с полукружиями. Низенькая терраса спускается к аллее сада.

На далеком северо-востоке – отзвук виллы Палладио, но переработанный с своеобразным пониманием красоты деталей. Прелестное Покровское – одна из лучших усадеб России.**
Безусловно дом и церковь, выдержанные в одном стиле, типичны для эпохи московского раннего классицизма. Все формы и детали дома указывают с несомненностью и определенностью, как на составителя проекта, как на автора, на Матвея Казакова, или во всяком случае на одного из его лучших учеников.
К дому ведет, как полагается, красивый подъезд, круглая площадка, окаймленная подрезанным кустарником. Внутри дом полон великолепия, круглый белый зал с лепными украшениями и распалубками окон. Звезды усыпают бирюзовый фон между этими распалубками, а в последних лепные орнаментальные украшения пальметты.

В средней комнате потолок украшен живописью: орнамент из мелких розовых и красных роз. В углах написаны вазы; заметны и остатки фриза, также из орнамента каких-то цветов. В арках дверей и окон кессоны с розетками.
Особенно красивы двери в гостиной: деревянные украшения на светлом фоне прелестного рисунка. Кабинет. Красивые двери, белые с зелеными украшениями. Орлы в верхних квадратах, и арматуры в продолговатых. Вся комната светло-зеленая. Потолок украшен живописью в один тон (цвета сепии), изображающей доспехи рыцарей, скомпанованных в виде орнамента. Вся эта комната, так же, как и гостиная, покрыта клеевой краской по штукатурке. В кабинете старинные разрисованные подборы занавесей.
Внешний вид церкви с колоннами и деревянными белыми украшениями. Внутри ее интересный потолок в виде купола: лепные украшения из белых звезд на синем фоне. Купол поддерживается колоннами.
Парк с липовыми аллеями в виде креста, грот из диких камней. Парк хотя невелик, но устроен с большим вкусом.
———————-

* Существует предположение, что строил усадьбу ссыльный архитектор, который и жил все время в «Покровском».
** Строитель усадьбы (А. С. Брянчанинов) с большою любовью относился к своей новой усадьбе и когда в 1812 году он должен был уезжать в Москву в действующую армию, то думал с ужасом, – что будет с усадьбой? «Отрада моя, кому-то ты достанешься?».

Источник:
Г. Лукомский. Покровское. Усадьба Брянчаниновых//Вологда в ее старине. – СПб., 1914

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Покровское Брянчаниновых

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Покровское Брянчаниновых 59.034483, 39.956503 Усадьба Покровское Брянчаниновых

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только