Терем Асташово (Россия, Костромская область, Чухломской район, Введенский с/с, Осташово)
Прим.: в некоторых источниках, например в ПАКО — Осташево
Отпуск 2020 года из-за пандемии, в виду закрытости некоторых регионов РФ было решено провести в скромной по нашим меркам «кругосветке» Ярославль–Кострома–Солигалич–Вологда–Ярославль с началом и окончанием турне в Москве. По дороге в Солигалич, от Чухломы как раз ответвляется тракт к заветному терему – это примерно 30 км по каменистой грейдерке, проложенной сквозь дремучие леса и заболоченности с сетью мелких речушек. Жилья почти не встречается. Если взглянуть на карту — кусты полузабытых деревень простираются к югу от Воронцово и Фалилеево. В последнем на обочине высится достопримечательность — бесхозный Ильинский храм типа восьмерик на четверике.
Сказка деревянного зодчества
Дорога показалось долгой и немного утомительной, примерно через 40 минут замечаем парковку, а чуть впереди, за купами вековых деревьев в ажурном убранстве красуется башенка дома с высоким шпилем.
Когда то в этой местности было немало затейливых домов, выстроенных для своих семей умельцами вольными крестьянами – отходниками, промышлявшими строительством в Санкт-Петербурге, вот только до сегодняшнего дня сохранились единичные образцы. Да и этот шедевр чудом спасли — сруб одряхлел, башня, накренившись едва держалась. Вокруг дома поднялся труднопроходимый подрост, так что пришлось прорубать почти 2 км чащобы, что бы освободить проезд для техники. Возвел деревянное чудо, в духе ропетовских построек местный плотник Мартьян Сазонович Сазонов (в некоторых источниках Мартиан, отчество Созонтович). Сходство терема с проектом загородного дома И.П. Ропета очевидно (см. ил.), хотя имеется изрядная доля интерпретации.
Архитектура
Из каталога Памятники архитектуры Костромской области:
Двухэтажный деревянный дом – незаурядный, чрезвычайно редкий в Костромской области пример постройки, в архитектуре которой усложненная, несимметричная объемно- пространственная композиция развитого модерна сочетается с насыщенным и разнообразным эклектичным резным декором, интерпретирующим формы русского стиля. Здание сложено из цилиндрованных бревен, перевязанных в обло, поставлено на кирпичный цоколь и обшито снаружи калеванным тесом. Основой его объемного построения является прямоугольный в плане сруб, вытянутый по оси восток-запад. Особенно выразительно дом выглядит с юго-западной стороны. Западный его фасад выделен в центре крупным ризалитом, над которым эффектно возвышается своеобразная светелка терем с балконом. Балкон светелки имеет двускатное покрытые на резных столбиках, дополненное изящным килевидным аттиком с резным навершием. Над юго-западным углом возвышается ярусная башня, увенчанная невысоким шпилем, а над ризалитом в центре южного фасада нависает граненый эркер.
Детали фасадного декора, выполненные с использованием утонченной по рисунку пропильной и объемной резьбы, как и раньше выкрашены в синий, зеленый и красный цвета, стены сруба покрыты охрой.
Овдовев в 52 года, Мартьян не долго горевал, и уже через 8 месяцев женился на 20-летней Елизавете Алексеевне Добровольской – дочери священника из д. Ильинское (о храме упоминалось выше). Семье нужен был свой дом, вот и выстроил мастер добротные хоромы за 2 года (1895-1897 гг.). Чета прожила здесь 16 лет, в 1914 г. совершенно ослепший Мартьян умер, детей от второго брака у него не было. Елизавета покинула дом еще до революционных событий 1917 г., вероятно из-за смуты терем так и не обрел владельца в лице законного наследника и пустовал аж до 1940-х гг.
Забытый архитектурный уникум
В 1943-44 гг. местная власть превратила его в очаг общественной и культурной жизни. Здесь разместились правление колхоза «Новая деревня», почта, сберкасса, библиотека, клуб с кинозалом. В 1970-х гг. началось укрупнение местных коллективных хозяйств. Ради работы местные жители оставляли свои дома и перебирались в Введенское и Ильинское, с реорганизованным совхозом и его отделением. Округа, да и само Асташово обезлюдили, терем забросили… А ведь он мог несказанно украсить, экспозицию Костромского музея деревянного зодчества, только вот музейщики отказались от него, сославшись на отсутствие финансов…
Так был оставлен медленно погибать в непролазной глуши сазоновский уникум, …если бы не энтузиасты! Возрождение было не простым, для реставрации сруб разобрали и перевезли на производственную базу в Кириллов. Над проектом восстановления работали лучшие архитекторы и мастера деревянщики. Постепенно терем обретал свое «утраченное лицо», по обломкам, осколкам, обрывкам, создавались деревянные детали декора, керамические изразцы печей, и принты обоев…
Музей-отель
Теперь здесь музей-отель, в котором комнаты (номера) названы в честь местных гидронимов: Вига, Ида, Ракостель, Нея… Гостям предлагается отдых на самый взыскательный вкус: комфорт, вкусная и полезная еда, всевозможные развлечения, а главное атмосфера старины и уюта, среди подлинных вещей крестьянского быта и антикварной мебели. Первозданная природа и тишина прилагаются.
Источники:
Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Выпуск 1. Виллы, дачи, загородные дома. Барановский В.Г., Стройиздат, М., 2001
Каталог Памятники архитектуры Костромской области, в. VI (Чухлома, Чухломской район), Кострома, 2004, с. 186-188
Архнадзор http://www.archnadzor.ru/2011/12/03/udobstva-vo-dvore/