Солигалич. Воскресенский монастырь (Россия, Костромская область, г. Солигалич, Бульварная улица, 11А)
Координаты: 59.074725, 42.294689
Приехав в Солигалич с подготовленным списком желаемых достопримечательностей, мне оставалось только перемещаться между локациями и снимать, захватывая прилегающие антуражи… В моем перечне под номером два значился Воскресенский монастырь. Его ансамбль играет заметную роль в панорамах города, и притягателен своим живописным силуэтом.
Постройки монастыря относятся к самым ранним из уцелевших сооружений поселения. Обитель известна с XIV в., сложно поверить, что в 1360-е гг. число насельников достигало более трехсот человек. Пустынь процветала, обладая богатыми земельными угодьями, и владея правом на рыбную ловлю в Чухломском и Галичском озерах. Кому интересно — ранняя история пустыни подробно описана в ПАКО, мне же хочется сосредоточить ваше внимание на сохранившихся постройках, сменивших деревянные.
Комплекс формируют Воскресенский собор (холодный) и церковь Богоявления со сторожкой.
Собор Воскресения Господня представляет собой бесстолпный пятиглавый четверик в два света с тремя апсидами. Его композицию дополняют объем пониженной трапезной с примыкающей шатровой колокольней.
«В 1663 г. приступили к копке рвов под каменную соборную церковь Воскресения, а в 1665 г. начали вести кирпичную кладку собора». В 1669 г. собор был готов. Заказчиками выступили игумен монастыря Иосиф Касаткин и келарь Афанасий, строителем — подмастерье Соли ж Галицкой Гаврило Антипьев сын Антоновский. Известны и имена вкладчиков, посадских людей: Ивана Игнатьева сын, его племянник Федор Порфирьев сын Рыжева, наборщик Печатного двора, Егор Кононов сын Коробова, проживавший в Москве, и другие…
В конце XVII в. к центральной апсиде были пристроены два придельных храма: северный – во имя Петра и Павла и южный – во имя пророка Ильи. Тогда же трапезную соединили папертью со звонницей. «На колокольне 6 колоколов, в первом колоколе веса 44 пуда, а седьмой колокол по указу в. г. отвезен к Москве и отдан на Пушечном Дворе…». (В. и Г. Холмогоровы)
С северной стороны паперти имелась «палатка каменная», вероятно для хозяйственных нужд, упомянутая в монастырской описи 1701 г. и в дальнейшем разобранная.
Пожар 1752 г. лишил главы храма покрытия из лемеха, а кровлю «красного» теса. Форма ныне демонтированных глав (из-за аварийного состояния постройки) относится к XVIII столетию.
В 1764 г. монастырь был упразднен, а собор обращен в приходскую церковь.
В 1701 г. иеромонах Воскресенского монастыря Иона сообщал, что «древяная теплая с трапезою во имя Богоявления Господня с двумя приделы церковь за ветхостью созжена», а вместо неё построена (1681) каменная о пяти главах церковь с тем же посвящением.
На фоне монументального собора Воскресения Господня Богоявленская церковь может показаться менее значительной, но это не совсем так… Демонстрируя подчиненность, она заявляет о себе ярким своеобразием тесно поставленного пятиглавия, с изящно-вычурными главками.
В настоящий момент от богатого убранства храмов с великолепными росписями мало что осталось… Службы были прекращены в 1928 г., в 1938 г. в соборе разместили склад Райпотребсоюза, а в теплой церкви – зернохранилище…
Источники:
ПАКО, Вып. IV (город Солигалич, Солигаличский район), Кострома, 2002, С. 90-94
В. и Г. Холмогоровы Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 2, отд. 1 : Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей 1680-1710 и 1722-1746 гг., 1900 г., С. 5-7
Памятная книжка Костромской губернии на 1862 год, Кострома, 1862., С. 338-340