Усадьба Каменка

Усадьба Каменка (Россия, Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, пл. Октября, 4)

Зигзаг судьбы! В 2006 г. я побывала в усадьбе Каменка, а спустя пару лет Елена Николаевна Подъяпольская передала мне копии обмерочных чертежей и старый снимок с просьбой отрисовать фасады усадебного дома для 4 выпуска ПАМО. На архивном фото я с трудом узнала современную Каменку, пожалуй, только благодаря стрельчатым окнам. При адаптации здания к новым условиям эксплуатации (сегодня здесь функционирует учебное заведение) его исторический облик был утрачен. Не имея своих собственных исследований по данному объекту — прибегаю к материалам ПАМО.
«Усадьба Каменка восходит ко второй половине XVII в., когда в сельце Любимовском, Каменка тож, впервые упомянут двор вотчинника с дворовым и хоромным строением.

Описание усадьбы Каменка

Часто меняя владельцев, сельцо с 1756 по 1769 г. принадлежало кн. А.Н. Волконскому, здесь находился деревянный господский дом с регулярным плодовым садом. В 1770 г. сельцо при обрел М.Г. Окулов, который отстроил усадьбу заново в кирпиче, создав небольшой, но своеобразный архитектурный комплекс, замкнутый наподобие крепости глухой кирпичной оградой с массивными круглыми башнями по углам. Основу комплекса составлял дом с четырьмя флигелями, два из которых соединялись с ним галереями. Регулярный парк позади дома выходил к берегу обширного пруда, устроенного на ближайшем ручье. Вне усадебного ядра размещались хозяйственные постройки, конный, скотный и птичный дворы; были заведены шелковая и суконная фабрики.
Усадьба КаменкаВ XIX в. наследники Окулова постепенно расстались с имением, в 1834 г. продав половину его с усадьбой и шелковой фабрикой А. А. Королькову, а в 1852 г. потеряв оставшуюся часть за долги. В 1886 г. усадьбу купил П.Г. Брунов, организовавший при ней коврово-ткацкую фабрику. Обветшавший дом не использовался, от флигелей оставалось два запущенных здания. С 1903 г. старое «дворянское гнездо» стало принадлежать сыну предпринимателя В.П. Брунову, его последней владелицей с 1911 г. была М.В. Корнеева.
Усадьба сильно пострадала от времени и новой застройки. Разобрана ограда, сообщавшая ей романтический облик, практически уничтожен парк, исчезли хозяйственные строения. Однако до сих пор хорошо читаются границы усадебного комплекса и основа его симметричной осевой композиции. Сохранились главный дом с одним из двух боковых флигелей, подъездная дорога к дому с древесной обсадкой, пруд и фрагменты аллей липового парка.
Трехэтажный кирпичный, вначале неоштукатуренный дом с белеными деталями выстроен вместе с флигелями между 1777 и 1798 гг. в оригинальных формах, основанных на сочетании приемов классицизма и ложной готики. Характер и система взаимосвязи его «готических» элементов указывают на знакомство заказчика с дворцовыми постройками 1770 — 1780-х гг. в окрестностях обеих столиц, что уточняет датировку сооружения. Согласно публикации 1920-х гг. в то время кое-где в помещениях еще стояли «великолепные кафельные печи с расписными изразцами». В советский период дом надстроен и обезличен, переделаны окна. Исследование памятника, проведенное студентами МАрхИ в 1999 г., выявило фрагменты его прежней крайне интересной архитектуры и позволило сделать попытку ее графической реконструкции.
Усадьба КаменкаВ XIX в. наследники Окулова постепенно расстались с имением, в 1834 г. продав половину его с усадьбой и шелковой фабрикой А. А. Королькову, а в 1852 г. потеряв оставшуюся часть за долги. В 1886 г. усадьбу купил П.Г. Брунов, организовавший при ней коврово-ткацкую фабрику. Обветшавший дом не использовался, от флигелей оставалось два запущенных здания. С 1903 г. старое «дворянское гнездо» стало принадлежать сыну предпринимателя В.П. Брунову, его последней владелицей с 1911 г. была М.В. Корнеева.
Усадьба сильно пострадала от времени и новой застройки. Разобрана ограда, сообщавшая ей романтический облик, практически уничтожен парк, исчезли хозяйственные строения. Однако до сих пор хорошо читаются границы усадебного комплекса и основа его симметричной осевой композиции. Сохранились главный дом с одним из двух боковых флигелей, подъездная дорога к дому с древесной обсадкой, пруд и фрагменты аллей липового парка.
Трехэтажный кирпичный, вначале неоштукатуренный дом с белеными деталями выстроен вместе с флигелями между 1777 и 1798 гг. в оригинальных формах, основанных на сочетании приемов классицизма и ложной готики. Характер и система взаимосвязи его «готических» элементов указывают на знакомство заказчика с дворцовыми постройками 1770 — 1780-х гг. в окрестностях обеих столиц, что уточняет датировку сооружения. Согласно публикации 1920-х гг. в то время кое-где в помещениях еще стояли «великолепные кафельные печи с расписными изразцами». В советский период дом надстроен и обезличен, переделаны окна. Исследование памятника, проведенное студентами МАрхИ в 1999 г., выявило фрагменты его прежней крайне интересной архитектуры и позволило сделать попытку ее графической реконструкции.

Дом поставлен на полуподвале, который снаружи, ограниченный междуэтажным карнизом, воспринимается цокольным этажом. Фасады с равномерным шагом проемов симметричны собственным осям. На двух из них центральная часть выделена слабой креповкой, которую венчал небольшой криволинейный остроконечный фронтон. Высокие стрельчатые окна парадного и круглые окна-люкарны жилого верхнего этажей были заключены в плоские ниши. Несложная декорация дома сводилась к оконным бровкам, каннелированным вставкам и фестонам-зубцам в пределах ниш. Необычный романтический облик постройки усиливал средневековый мотив аркатуры во фризе. В сад выходила каменная терраса с широкой лестницей.
Планировка дома, образованная преимущественно капитальными стенами, сильно изменена. Перекрытия балочные. Отделка помещений новейшая.
Небольшой восточный флигель в два этажа поставлен в линию с домом перпендикулярно его оси. Совокупно с симметричным западным флигелем он фланкировал жилой корпус, с которым объединен общностью художественных форм и стилистики. Облик флигеля искажен переделками, но местами в стенах заметны следы прежних округлых и стрельчатых окон. Несложная планировочная система здания основана на принципе симметрии. Центрально расположенный вход обращен к дому, что позволяет предполагать изначальную связь частей комплекса посредством переходных галерей» — ПАМО, в.4, М., 2009, с. 130-132.

Литература:
ПАМО, в.4, М., 2009, с. 130-132

Архивные материалы и чертежи

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Каменка

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Каменка 55.712776, 38.210406 Усадьба Каменка

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только