Дмитриевский собор во Владимире (Россия, Владимирская область, г. Владимир, Большая Московская, 60)
Главный княжеский (в отличие от епископского Успенского) храм, построенный великим князем Всеволодом Большое Гнездо на своем дворе в 1194-1197 гг. Развивает придворно-княжеский тип, доводя его до высокой репрезентативности и артистизма. Одноглавый и четырехстолпный храм первоначально был окружен низкими крытыми галереями, а у северо-западного и юго-западного углов имел лестничные башни с всходами на хоры. Башни и галереи разобраны в процессе реставрации XIXв. Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов.
Арочный фриз впервые имеет рельефные человеческие фигуры между колонок (в интерколумниях). Древними являются только фигуры в западной части северного фриза. Среди них — изображения князей Бориса и Глеба. Остальные фигуры появились в реставрацию ХIХ в. (спорными остаются сидящие фигуры западного фасада; возможно, они относятся к XIII в.).
Описание Дмитриевского cобора во Владимире
Южный фасад считался «княжеским», так как князья входили в храм через южные двери. Вероятно, поэтому в замковой части южного портала помещен рельеф царя Соломона, сидящего на своем знаменитом троне в виде фигур львов. Слева и справа от Соломона расположены парные львы, что напоминает изображение Соломона на портале собора в Страсбурге. В аркатурном фризе южного фасада находились фигуры русских князей, в том числе владимирских. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет идею мудрого и сильного царя. Преобладание в скульптуре образов льва и грифона указывает на дальнейшее развитие великокняжеской эмблематики. Однако усиление символизма и космологизация всего замысла привели к снижению рельефа, в чем усматривается отход от романского стиля и сближение с Византией (Болгарией). В центральной закомаре дана фигура царственного певца, играющего на псалтыри. Долгое время шли споры, изображает этот рельеф Давида (как в церкви Покрова на Нерли) или Соломона. Расчистка надписи около нимба показала, что центральной фигурой всех трех фасадов Дмитриевского собора является тоже царь Давид. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа (почти круглая скульптура!). Справа от Давида на южном фасаде изображено Вознесение Александра Македонского на небо. Довольно популярный в средневековье фантастический сюжет, взятый из романа Псевдо-Калисфена понимался как символ силы царской власти.
Дмитриевский собор во Владимире в фотографиях С.М. Прокудина-Горского
Особенностью владимирского рельефа являются фигурки львов, которые держит в руках Александр. Главным (в культовом отношении) был западный фасад храма. В левой закомаре изображен царь Давид, за которым следует Соломон. В центральной закомаре — Давид-псалмопевец. В скульптуре западного фасада обращают внимание сюжеты подвигов Геракла (символизировавшего в средние века Христа): борьба с немейским львом, лернейской гидрой, стимфалийскими птицами и др. В отличие от других фасадов фигуры святых во фризе (между колонками) даны сидящими. Существует мнение, что они выполнены в XVI в., что спорно. Рельефы льва и Сирина в арочках фриза — работа XIX в. Двери западного фасада символически тесно связаны с христологической идеей (Христос — двери рая), поэтому в резьбе именно западного портала наиболее ярко выражена мысль об охране от злых сил. Символом их являются многочисленные химерические образы в резьбе архивольта, подготавливающие так называемый тератологический стиль. В правом (южном) прясле верхнего яруса западного фасада — скульптура в закомаре перепутана. Слева узнается Никита, избивающий беса. Наиболее интересны рельефы кентавра с мечом в руках и льва (напавшего на оленя), восходящие к романским прообразам. Рельеф человеко-дракона редок и в романском искусстве.
Два скачущих св. воина входят в ряд аналогичных рельефов, протягивающихся одной линией по западному и южному фасадам. Среди св. воинов — Георгий Каппадокийский. Герой, борющийся с птицей, — часть одного из подвигов Геракла (борьба со стимфалийской птицей; передняя часть птицы — плод реставрации XIX в.). В центральном прясле верхнего яруса переплетенные шеями птицы относятся к символике неразрывного союза. Обращенный к городу северный фасад выражает своей скульптурой идею сильной княжеской власти уже прямо, а не символически. В левой (восточной) закомаре фасада изображен сам князь Всеволод III. Впрочем, эта идея подчинена более общей идее мудрого библейского царя Давида (рельеф центральной закомары). Сохраняется и образ Соломона (рельеф западной закомары). Именно на этом фасаде в аркатурном фризе представлены князья Борис и Глеб. Князь Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне с младшим сыном на коленях. Справа и слева к Всеволоду подходят в склонении другие сыновья. Редкий пример светской скульптуры, позволяющий говорить о портретной тенденции. Основная резьба западной части северного фриза сохранилась от XII в. В интерколумниях находятся рельефные фигуры князей Бориса и Глеба, архидиаконов и других святых.
Князья изображены мучениками, с крестами в руках и, повидимому, с портретным сходством: Глеб — молодой, безусый; Борис — с бородкой. Оба в княжеских шапках. Резьба именно этих фигур наиболее пластична. Некоторые рельефы в тимпанах арочек (лев и др.) — плод реставрации XIX в. В центральном прясле второго яруса северного фасада вверху снова дан царь Давид на троне с псалтырью в руках. Его пению внимают птицы и звери. Львы в знак смирения припали на передние лапы. Грифоны с ланями в лапах символизируют торжество горнего начала. Среди других символов останавливают внимание образы переплетенных шеями львов и птиц, что означает неразрывный союз. Слева от окна полуфигуры святых в арочках изображают апостолов Петра и Павла. Справа от окна рельеф в круге — плод реставрации XIX в. Архивольт северного портала несет резьбу на всех тягах, кроме внешнего вала. В вершине верхней резной ленты изображен деисус, по сторонам которого среди растительного орнамента размещены звери. Резьба северного архивольта отличается особой тонкостью. В резьбе барабана грифоны, птицы и другие существа в круговом плетении перемежаются с изображениями святых. Львиные маски в ступенчатых треугольниках символизируют княжескую принадлежность Дмитриевского собора. Полумесяц под крестом — древний символ священства власти. Капители внутренних столпов — все львиные.
Два лежащих льва повторяют мотив, известный по Успенскому собору и церкви Покрова на Нерли. Но там львы были обращены головами в разные стороны, а здесь — к центру. По сравнению с львами церкви Покрова Дмитриевские львы менее фольклорны, но конец хвоста у них разработан более орнаментально. В этих образах животный эпос и эмблематизм уравновешивают друг друга. Дмитриевский собор и его богатейшая скульптура созданы большой артелью княжеских мастеров, среди которых, вероятно, были выходцы и с Балкан. По оригинальности всего образа представляет уникальное явление средневекового искусства. От росписи интерьера, выполненной в конце XII в., сохранились фрагменты «Страшного суда» в западной части храма, под хорами. На центральном своде, по его склонам, изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Считается, что автором всех фигур апостолов и ангелов южного склона был греческий (солунский?) мастер. Сложные и разнообразные повороты фигур как бы беседующих друг с другом апостолов, свободная и вместе с тем строгая драпировка одеяний, а главное, глубоко психологическая трактовка образов выдают руку большого мастера. Особенной выразительностью отличается лицо апостола Марка, говорящее о том, что портретные тенденции отнюдь не были чужды искусству XII в. Лица ангелов северного склона приписываются русскому мастерству (помощнику главного мастера). В них больше чисто земной красоты, душевной простоты, что за много веков предвосхищает искусство Андрея Рублева. Небольшие фрагменты росписи конца XII в. имеются в юго- западном углу собора, на малом своде. Здесь изображены «Рай» и «Шествие праведных в рай» — Г.К. Вагнер.
Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 359-361