Усадьба Ярополец Чернышевых (Россия, Московская область, Волоколамский район, Ярополец)
Координаты: 56.137759, 35.833280
ООО «Парковая реставрация» в марте 2014 г. разработала проектную документацию по реставрации парка и восстановлению исторического облика территории по объекту: «Усадьба Чернышевых», расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, с. Ярополец. Проектные работы выполнялись на субподряде у ООО «АК-Проект» по заказу Министерства Культуры Российской Федерации. В настоящее время усадьба и церковь недоступны — обнесены заборами. В храме ведутся восстановительные работы.
Находится к северо — западу от Волоколамска, в 0,5 км от усадьбы Гончаровых, сложилась как дворцово-парковый ансамбль в первой половине 1760-х гг.
Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З.Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы.
Описание усадьбы Ярополец Чернышевых
План усадьбы
- Дворец
- Обелиск
- Парк
- Парадные ворота курдонёра
- Боковые ворота курдонёра
- Конный и скотный дворы
- Службы
- Церковь
- Колокольня
- Пруд
Захар Григорьевич — самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.
Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» — портретными барельефами на стенах.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.
Казанская церковь (1798 г.) оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками — насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона — белоснежные. Немного мрачно, но торжественно. Зал церкви- усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг.
А теперь вернёмся к жестокой действительности… Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы…
Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем.
Что же теперь осталось от «Версаля»? Думаю, Вы видите сами. Унылую картину запустения как нельзя лучше дополняет сказочный ярополецкий парк, с причудливо изогнутыми деревьями…
Персоналии
Граф Захар Григорьевич Чернышев
Граф З.Г. Чернышев, 1722—1784, генерал — фельдмаршал, сын графа Григория Петровича (р. 1670 г., ум. 1745) от брака с близкой к Петру Великому особой, Евдокией Ивановной Ржевской (Авдотья — бой-баба р. 1695 г., ум. 1747 г.), родился 18 Марта 1722 г.; начал свое служебное поприще в гвардии, а в 1742 г., в чине капитана, причислен был к русскому посольству в Вене, но был там недолго, и, спустя два года, назначен был камер — юнкером ко двору Наследника престола Великого Князя Петра Федоровича. Здесь он имел возможность обратить на себя внимание Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей Императрицы, и приобрести её особое расположение. Но придворная жизнь Чернышева продолжалась недолго, до 1748 г.; вновь отдавшись военной служба, Чернышев принимал участие в Семилетней войне, при чем командовал корпусом в чине генерал — поручика в битве при Цорндорфе; в 1761 г. умному, распорядительному Чернышеву удалось взять Берлин и наложить на него контрибуцию. По кончине Императрицы Елизаветы, Петр III задумал помочь Фридриху II против Австрии и назначенные для этой цели корпуса поручил в командование Чернышеву. Екатерина, вступив на престол, возвела давнего своего любимца в генерал-аншефы и наградила орденом св. Андрея, а в 1763 г. назначила его вице-президентом Военной коллегии. На этом поприще Чернышев приложил много труда, так как в период его управления коллегией Россия вела беспрерывные войны с Польшей и Турцией, и, кроме того, внутри государства свирепствовал Пугачевский бунт.
В 1775 году Чернышев назначен был президентом Военной коллегии, с возведением в звание генерал — Фельдмаршала, но, вследствие ссоры с Потемкиным, уже в следующем году назначен был генерал — губернатором Белоруссии, только что присоединенной от Польши по первому разделу. Чернышев и здесь много поработал на пользу края, связав Белоруссию крепкими узами с Poccиeй и подняв в ней промышленность и торговлю. Уже в 1780 г. Екатерина, проезжая по Белоруссии, сказала графу: «Если бы я сама не видела такого устройства в Белоруссии, то никому бы не поверила, а дороги ваши, как сады». Такую заботливость об упорядочении жизни и быта населения проявил Чернышев и в Москве, куда назначен был главнокомандующим 5 Февраля 1782 года.
Женат был на Фрейлине (с 1762 г.) Анне Родионовне Вейдель (р. 1744 г., ум. 9 июля 1850 г.), позднее (с 15 Авг. 1775 г.) статс-даме, женщине гордой и высокомерной; детей у них не было.
Граф 3. Г. Чернышев умер 29 Августа 1784 года.
Н.А. Бондарева «Усадьба Ярополец Чернышевых»
Однажды побывав в Яропольце Чернышевых, мысленно возвращаешься сюда снова и снова. Увиденное потрясает. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец», волшебный парк с причудливо изогнутыми, странного силуэта деревьями… Все это будоражит воспоминания и будит воображение…
История Яропольца (Еропольца, Ерополча) уходит корнями в глубь веков. В XVII в. сельцо числилось государевой вотчиной, где были устроены среди многочисленных протоков запруженной Ламы, по одним сведениям, царские псарни, по другим – зверинец. В селе стояла одноглавая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1684 г. по повелению царевны Софьи удаленный от Москвы Ерополч с соседними деревнями и землями был пожалован Петру Дорофеевичу Дорошенко – плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышевым.
Григорий Петрович Чернышев, купивший часть Ерополча, был из племени «птенцов гнезда Петрова». Он начал карьеру 16-летним юношей в чине стольника, а через четыре десятилетия получил назначение сенатором и был пожалован в генерал-аншефы. Еще через год определен в Московскую губернию генерал-губернатором.
Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г. Позднее этот храм стал важным композиционным звеном в новом планировочном замысле дворцового комплекса.
В 1745 г. усадьбу унаследовал средний сын Чернышева – Захар Григорьевич, предпринявший реорганизацию родового поместья – огромной территории, размером в 6,5 тыс. га, с центром в селе Ярополец. На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений. К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля в духе аристократических резиденций.
Двухэтажный с мезонином дворец, соединенный с пониженными флигелями и хозяйственными корпусами крытыми галереями – является сооружением высокого художественного уровня. Здание возведено в стиле раннего французского классицизма, предположительно архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. В декоративном оформлении дворца применена плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с грациозными по рисунку гирляндами и лепными замками.
Внутреннее убранство дома соответствовало его утонченной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» – портретными барельефами на стенах работы скульптора Ж.-Д. Рошетта.
Пространство перед домом занимал обширный зеленый газон с ровными рядами шарообразных лип. Парадный двор, ограниченный хозяйственными комплексами, имел трое ворот. Из них наиболее представительными были центральные, выполненные в виде круглых зубчатых башен, над которыми некогда развевались фамильные штандарты Чернышевых.
Обогнув ярополецкий дворец, попадаешь на главную, так называемую Версальскую аллею, совпадающую с продольной планировочной осью, один конец которой закреплен Казанской церковью. Навстречу вам открывает объятия странный, будто зачарованный парк с огромными деревьями-«канделябрами», давно не знающими заботливых рук садовников. Парк стремится к большому округлому пруду широкими уступами террас, на самой нижней из них высится обелиск, облицованный розовым и черным полированным гранитом, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. От времени цветной гранит покрылся сетью мелких трещинок, белокаменное основание памятного знака подернулось бархатом мхов…
«Зеленые кабинеты», узорчатые клумбы, фонтаны и мостики – где все эти затеи прихоти, услаждавшие взор?
Нет больше в Яропольцах мечети – символа победоносного мира с Турцией, заключённого в 1774 г. Проект одноэтажного, купольного павильона стиля тюркери, с отдельно-стоящими по сторонам минаретами, заимствовали из альбома чертежей теоретика и практика садового искусства У. Чемберса. Разрушена оранжерея, античные и готические постройки. Утратам Яропольца Чернышевых несть числа… Да и то, что сохранилось (после революционного вихря, после бомбёжек и артобстрелов Великой Отечественной) – оставлено медленно разрушаться и погибать.
В любой момент может обрушится обветшавшая церковь Казанской иконы Божией матери, имеющая деревянные конструкции. Двухкупольное здание, объединившее посредством притвора собственно храм и родовую усыпальницу, связывают с именем Матвея Казакова.
Церковь сооружалась по заказу набожной супруги Захара Григорьевича – Анны Родионовны и была достроена уже после смерти фельдмаршала, в 1798 г. Строительство храма, поставленного на месте предыдущего, возможно, даже с включением стен и фундамента своего предшественника, затянулось почти на два десятилетия.
Интерьеры церкви были решены в излюбленной цветовой гамме архитектора Казакова – синий, белый и золотой.
Зальное пространство Казанской церкви оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая роскошную люстру. Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной ограды с золотыми колонками – насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона – белоснежные. Несколько мрачно, но торжественно.
Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева, напротив, жизнеутверждающе светел. В апсиде усыпальницы еще сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева – плоская пристенная пирамида, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами.
В неподвижных водах большого пруда отражается сказочный ярополецкий лес и небосклон, с неподвижно застывшими облаками… Мертвое безмолвие разлилось вокруг… «Русский Версаль» словно погрузился в сон вечности, изредка нарушаемый заезжими туристами.
Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007
С. Веселовский «Усадьба Ярополец Чернышевых»
К числу памятных пушкинских мест принадлежит и Ярополец. Летом 1684 г. он был пожалован гетману Правобережной Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко, принесшему присягу русскому правительству. Пушкин упомянул П. Д. Дорошенко в «Полтаве».
Последние годы жизни П. Д. Дорошенко прошли в Яропольце, где он умер в 1698 г. Его могила на центральной площади села отмечена мавзолеем.
После смерти П. Д. Дорошенко Ярополец был разделен между его сыновьями Александром и Петром. С этого времени судьбы обеих частей Яропольца различны. В одной из них крупным сановником А. А. Загряжским, женившимся на дочери А. П. Дорошенко, был построен в 1770-х годах великолепный дом-дворец и ряд служебных зданий. <…>
Второй половиной Яропольца потомки П. Д. Дорошенко владели до 1717 г., когда ее купил генерал-аншеф Г. П. Чернышев. После смерти Г. П. Чернышева в 1745 г. владение перешло к его сыну 3. Г. Чернышеву, получившему в 1773 г. звание фельдмаршала. Командуя отдельным корпусом, он в 1760 г. взял Берлин. В последние годы жизни (1782—1784) 3. Г. Чернышев был главнокомандующим (генерал-губернатором) Москвы. В это время старшим адъютантом при нем
состоял в чине полковника будущий соратник Н. И. Новикова И. П. Тургенев. Он, очевидно, бывал у своего начальника в Яропольце. Прах фельдмаршала, умершего в 1784 г., покоится в мавзолее приусадебной церкви.
При Чернышеве усадьба отстраивается наново. Главный дом по пышности оформления походил на дворец. Ему предшествовал широкий парадный двор, в который вели чугунные въездные ворота, изысканные по рисунку. По сторонам от них стояли круглые башни, увенчанные зубцами. Великолепный парк, частично регулярный, частично пейзажный, с павильонами, беседками, каналами, спускался от дома к реке Ламе. Этот парк считался одним из лучших в Подмосковье.
С Яропольцем также связан декабрист Захар Григорьевич Чернышев, офицер Кавалергардского полка. По инициативе П. И. Пестеля в этом — самом аристократическом полку царской, армии Южное общество создало свою группу. Южане предполагали в момент восстания использовать эту группу, по своему положению близко стоявшую к правящей верхушке, для провозглашения республики и физического устранения членов царской семьи.
Входивший в нее Чернышев в дни восстания декабристов находился в отпуске, вне Петербурга. Но мужественное поведение на допросах усугубило его вину в глазах Верховного уголовного суда, приговорившего Чернышева к каторжным работам. С 1829 г. он служил рядовым в кавказских войсках, с редкой храбростью участвовал в боях, был тяжело ранен. Лишь в 1833 г. его произвели в офицеры. Через несколько лет Чернышев получил разрешение выйти в отставку и вновь поселился в Яропольце.
Его сестра Александра Григорьевна также связана с Яропольцем. Она была замужем за одним из вождей Северного общества Никитой Муравьевым, автором проекта декабристской конституции. Женщина героического склада, А. Г. Муравьева первая из жен декабристов, последовавших за мужьями, приехала в Читу. С собой она привезла известное стихотворное послание А. С. Пушкина сосланным декабристам «Во глубине сибирских руд…»
Близкие отношения с Чернышевыми поддерживал выдающийся медик М. Я. Мудров. Он обладал замечательной библиотекой по медицинским вопросам. В 1812 г., при приближении войск Наполеона к Москве, «все книги, составлявшие… богатство и ученую роскошь», он вывез в Ярополец. Там они были спасены. В 1813 г. ученый пожертвовал свое книжное собрание Московскому университету.
Источник:
С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1962 с. 382-385
Выдержка из Пояснительной записки к Проекту реставрации усадьбы Чернышевых,
выполненного в 2014 г. архитектором В.А. Еропкиным
Краткая историческая справка с анализом хронологии объекта реставрации (основных этапов формирования главного дома усадьбы)
Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых, а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом, местом заповедной царской охоты. С 1684 года село было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко. О застройке, которая была произведена в селе, никаких данных нет, сохранилось лишь упоминание о деревянной церкви Иоанна Предтечи.
Основание дворцово-паркового ансамбля многие исследователи приписывают графу Григорию Петровичу Чернышеву, который купил в 1717 году землю под усадебную застройку у наследников гетмана Дорошенко. В частности, к его деятельности относят начало строительства дворца с дополнениями и переделками при последующих владельцах.
После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын – Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Императрица высоко ценила административные способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб.
В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец.
Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.
Необычно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.
Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок. На башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб.
В «Экономических примечаниях» к генеральному межеванию Волоколамского уезда, датированных тем же 1766 годом, дается описание полностью сформированного ансамбля усадьбы. О дворце там говорится: «Дом господской в три этажа, каменный, хорошей архитектуры».
Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, несвойственном подмосковной усадьбе, является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с гирляндами. Карнизы и лепнина оживляют облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшают парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания выделена мезонином. Главный парадный фасад, выходящий на красный двор, в центральной части имеет аттиковый этаж с овальными окнами. Поверхность стен фасада тонко декорирована лепными гирляндами, наличником с замковым картушем из белого камня, подоконником и подоконными деталями также из белого камня, изящным карнизом и лепниной под окнами. Так же выглядит в целом фасад главного дома, выходящий в парк. Полуциркульные переходы, относящиеся уже к 19 веку, несколько отличаются по архитектуре от главного дома, но достаточно тонко ему ассистируют вместе с двумя воротами по обеим сторонам Красного двора, выходящими во дворы каре.
В целом надо отметить уникальность как композиции дома с двумя каре, так и масштабность градостроительной системы.
Одним из автором проекта, по всей вероятности, являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени Жан Батист Валлен-Деламот, известный как создатель зданий в Петербурге таких, как Академия Художеств и Гостиный Двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева, брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем». Дворец выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму.
А.В. Чекмарев пишет: «Вероятное авторство Валлен-Деламота заставляет пересмотреть место и значение ярополецкого дворца в архитектурном наследии Подмосковья. Следует еще раз подчеркнуть, что в Яропольце до наших дней дошел один из редчайших памятников французского неоклассицизма первой половины 1760-х гг., почти не представленного в усадебной архитектуре.
Кроме тех зданий, которые видел З.Г. Чернышев, во время военных действий в Европе, в это время распространялись увражи с французской и итальянской архитектурой.
У Чернышева конечно были эти увражи. Был он и хорошо знаком с архитектором Валлен-Деламотом. Но руководителем работ и соавтором постройки по-видимому был сам З.Г. Чернышев. Помогали ему в этом ученики архитекторов.
Необходимо еще отметить, то в Яропольце были свои кирпичные заводы на которых изготовлялся не только кирпич, но и черепица.
З.Г. Чернышев умер в 1784 году, а в 1787 году, в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. По всей вероятности сгорела и оригинальная кровля.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами. Сохранилось описание хозяйственных построек: «… по сторонам оного службы, конный и скотный двор построены четырёхугольными замками каменными, крытые черепицею, четырехугольными башнями, соединенные между собой каменными стенами, как составляют господский двор».
После 1917 года в усадьбе была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны госпиталь. В годы войны обе соседние ярополецкие усадьбы были заняты немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями.
Несмотря на значительность и уникальность памятника, а так же на продолжительное время изучения объекта, в силу сложившихся обстоятельств, исследования велись фрагментарно и непоследовательно. Долгое время работы были остановлены вовсе из-за прекращения финансирования. В начале 20 века было создано Общество исследователей русской усадьбы. Ими опубликованы статьи и материалы по усадьбе Чернышевых. Со статьями, посвящёнными усадьбе, в разное время выступали С.А. Торопов, Н.Я. Тихомиров, но их материалы в основном описательного характера. Памятник исследовали А.П. Седов, после войны и разрушения его в 1941-1942 г., А.С. Фуфаев. оставивший описание и обмеры схематического характера. В 1946-1948 годах архитекторы Н.Я. Тихомиров и А.С. Фуфаев составили паспорта на памятники ярополецкой усадьбы Чернышевых. Общий объем разрушений здания дворца оценивался в 70% от его прежнего состояния.
С 60-х годов ХХ века усадьбы находится в ведении Московского авиационного института и предназначается для размещения в ней базы отдыха.
В 1960-х-70-х годах трестом Мособлстройрестварция проводятся исследовательские и проектные работы, над памятником работали архитекторы А. Кузнецов, Н.Д. Недович, В. Беркут, Е.Е. Савва, работа которых легла в основу разработанному в 1970-х-80-х годах институтом ГИПРОВУЗ проекту реставрации и приспособления усадьбы под базу отдыха Московского авиационного института. Реставрационные работы были прерваны из-за прекращения финансирования. Были восстановлены разрушенные части стен дворца, установлены балки перекрытий, лестница на второй этаж, покрыта крыша. Материалы обследования в настоящие время утрачены.
Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени остов главного дома и фасады в целом восстановлены, но в процессе восстановления (в 1970 г.), были утрачены многие оставшиеся следы старых форм.
В архивных документах есть запись о покраске балясин парадной лестницы, но при рассмотрении проекта реставрации объенинения «Росреставрация» 1980 г., нет парадной лестницы. В проектах французских архитекторов, а именно на них ориентировался Чернышев при строительстве своего дворца, парадным лестницам отводилось большое помещение при входе в здание. Рассматривая обмерные чертежи Фуфаева и Кузенецова можно отметить, что планировка здания не была такой симметричной как на планах приспособления сделанных в 1970-80 годах и даже выполненных в натуре. Более ранний проект приспособления (1952 г.) качественно отличается от всех остальных, согласуясь с обмерными чертежами и принципами планировки французских проектов подобных зданий.
По рассмотренным материалам приходишь к выводу, что в выполненных ранее проектах реставрации нет решений по крыше, по парадной лестнице и домовой церкви. Представленный настоящий проект – попытка ответить на эти вопросы и обосновать принятые решения.

