Памятники Архитектуры Подмосковья

Андрианово. Усадьба Марьино

Усадьба Марьино Тосненский районУсадьба Марьино (Россия, Ленинградская область, Тосненский район, д. Андрианово)

Мы кружили по Ленинградской области: Дылицы, Кикерино, Губаницы, Торосово, Извара, Пятая Гора, Тосненский водопад. День стал близится к завершению, когда я вспомнила про последний пункт маршрута – усадьбу Марьино. Было по-питерски хмуро, но к вечеру вдруг выглянуло солнце, щедро позолотившее окрестности. 20 км до Андрианово пролетели в один миг. Я и не предполагала, с каким великолепием меня ждет встреча!
Подробная история усадьбы — в материале Нонны Мурашовой. «Марьино — детище Софьи Владимировны Строгановой, урожд. княжны Голицыной, (1775—1845). В 1793 году она вышла замуж за графа Павла Александровича Строганова и в 1801 году взяла на себя управление Тосненским имением. Его составляли несколько деревень в Новгородском уезде, приобретенные в 1726 году вдовой «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной. Софья Владимировна оказалась весьма энергичной хозяйкой, почти в три раза увеличила поместье и в честь основательницы рода Строгановых дала ему новое название — Марьино.





Софья Владимировна собрала для потомков в документах, чертежах, «прижизненных» видовых картинах всю историю формирования усадьбы на протяжении трех десятилетий. Всего шесть лет, с 1813 по 1819 год, потребовалось на преобразование захудалой усадьбы помещика А. В. Хлебникова в дворцово-парковый ансамбль, расположившийся на 33 десятинах, омываемый с трех сторон реками и ограниченный с четвертой дорогой. Позже осваивались дальние территории.
Посередине участка раскинулся полукругом раскрытый в сторону ручья Повареного дом-дворец. Его строительство началось по проекту А. Н. Воронихина. Центром композиции архитектор сделал старый каменный двухэтажный дом, обновленный и завершенный бельведером. От дома по сторонам отходили полуциркульные двойные, разомкнутые посередине на ширину дома колоннады. С наружной стороны, под углом 45 градусов от центра, к ним примыкали четыре павильона. 


Сквозная колоннада придавала постройке легкость и воздушность, из круглого парадного двора через просветы открывались далекие виды. В 1817 году существенные изменения в проект внес архитектор И. Колодин. Колоннаду он заменил расширенной закрытой галереей, не доведенной даже до середины полукруга, надстроил ее вторым этажом, торцы оформил павильонами, в центральном корпусе вместо бельведера устроил мансардный этаж. Соединение всех частей в единое целое придало дуге большую упругость, зданию масштабность, торжественность и дворцовый вид. Пластичность фасада усиливали портики, отмечающие входы в главное здание, флигеля и павильоны, с высокими лестницами всходов и лежащими на устоях фигурами львов. Интерьеры отделывались по проектам Ортолани, Ф. Торричелли, Дж.-Б. Скотти и И. Колодина.
Совершенно изменилась вся территория вокруг дома. Почтовый тракт, пересекавший усадьбу, был перенесен за Повареный ручей, а через реку Пялью возведен большой трехарочный мост. Деревню Андрианову вынесли за пределы участка и на ее месте соорудили оранжереи, теплицы, развели фруктовый сад. На другом конце усадьбы, на берегу реки Пяльи, построили комплекс «Зеленая мыза» с деревянными служебными и хозяйственными заведениями.

Овражистые берега ручья Повареного разровняли, обдерновали и устроили на ручье цепочку прудов и каскадов, перекинули разнообразные мостики. Берега реки Тосны тоже обдерновали. Вся территория от ручья до реки была преобразована в английский парк с плавными дорожками, куртинами и группами деревьев и кустарников, беседками, гротами, скамейками. От старых построек сохранили лишь каменную церковь св. Троицы. Отдельную зону отдыха устроили на противоположном берегу Пяльи, где на холме поставили «Руину» с зеленой беседкой, откуда была видна вся усадьба с окрестностями.
Созданием английского парка руководил приглашенный Софьей Владимировной в 1816 году А. Менелас. «Зеленую мызу», павильон-руину, многочисленные и разнообразные беседки, гроты, мостики, ограды, решетки проектировал X. Ф. Майер. Видописец Марьина Е. Есаков оставил галерею изображений разных уголков усадьбы, запечатлел все постройки, сады и парки с нескольких видовых точек. Благодаря его рисункам нетрудно представить облик усадьбы того времени.

В 1817 году Софья Владимировна решила увеличить усадьбу, включив обширную территорию за Повареным ручьем, пересеченную многочисленными притоками реки Пяльи, сильно заболоченную. Работами по осушению, посадке рощ на месте погорелого леса руководил инженер А. И. Зандрок. В южной части участка создали большую хозяйственную зону с шале, молочной фермой, птичным и рижным дворами, построенными по проекту X. Ф. Майера, А. Никитина, И. Колодина. Прекрасные дороги, многочисленные мосты, перекинутые через протоки, сделали путь из усадьбы удобным и приятным.
Реконструкцию усадьбы осуществил в 1828—1845 гг. архитектор П. С. Садовников. Он проделал огромную работу по строительству и перестройке зданий разного назначения, планировке Нового парка за ручьем Повареным, сооружению Практической школы Земледелия. В излюбленном им «ложноготическом» стиле он оформил во дворце библиотеку и кабинет, перестроил церковь св. Троицы.
Измененное Марьино воспроизвел в акварельных видах брат архитектора, известный художник В. С. Садовников, видописец столичных проспектов и набережных.

Одновременно с формированием усадьбы Софья Владимировна не оставляла вниманием деревни, где были выстроены новые крестьянские дворы, проложена сеть дорог, создана для крестьянских детей Практическая школа земледелия, из которой вышло немало специалистов по сельскому хозяйству и лесоводству. Только смерть положила конец неутомимой и благородной деятельности замечательной русской женщины. Незадолго до кончины Софья Владимировна, не желая обременять свою наследницу — дочь Аглаиду Павловну Голицыну — убыточным заведением, закрыла Школу, приносившую благие плоды, но требовавшую денежного обеспечения.
Первый капитальный ремонт дворца был произведен князем Павлом Васильевичем Голицыным (1822—1871). Он также обновил парк и фруктовый сад, в придворцовой части устроил цветники и клумбы, нанял специалиста-садовника для разведения оранжерейных и тепличных растений. Мосты, дорожки, шлюзы постоянно подновляли, каналы и пруды чистили, но только в парадной части, территория за Повареным ручьем была заброшена. Дело отца продолжил Павел Павлович Голицын (1856—1914), егер-мейстер, предводитель дворян Новгородской губернии.
Сейчас дворец усилиями арендатора отремонтирован, территория вокруг него благоустроена, но Троицкая церковь, ставшая усыпальницей князей Голицыных, пока разрушается» — Н. Мурашова «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии».

Литература:
Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии, Спб., 2005, с. 189-180

1. Усадебный дом; 2. Церковь Св. Троицы; 3. 2-хэтажный каменный дом; 4. Здание школы; 5. Оранжерея; 6. Музей карет; 7. Солнечные часы; 8. Памятник в честь 200-летия усадьбы; 9. Средневековая башня; 10. Китайская беседка; 11. Грот-колодец; 12. Скамья; 13. Мраморная пергола; 14. Лестница у грота-колодца; 15. Разрушенный грот; 16. Мостик

План усадьбы Марьино Тосненский район Ленинградская область

УСАДЬБА МАРЬИНО

Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987

В нескольких километрах от Московского шоссе, вблизи д. Андрианово, на берегу р. Тосно находится один из наиболее пышных усадебных ансамблей XIX в.— Марьино, названный так в память первой владелицы усадьбы М. Я. Строгановой — жены президента Академии художеств.
Усадебно-парковый ансамбль Марьино создавался выдающимся петербургским архитектором А. Н. Воронихиным и его учеником И. Ф. Колодиным — крепостным владельца усадьбы графа Г. А. Строганова.
Сохранившийся до наших дней каменный усадебный дом возведен в 1814—1819 гг. крепостным архитектором И. Ф. Колодиным (на месте, где раньше стояла более скромная постройка А. Н. Воронихина), использовавшим композиционный замысел своего учителя. Возможно, первоначальное здание было включено в центральную часть более позднего сооружения.
Для подковообразного в плане усадебного дома характерно подчеркнутое выделение центральной части, соединенной с боковыми флигелями пониженной галереей. Центр дома венчает мезонин, перекрытый плоским куполом. Фасады крыльев украшены колоннадой дорического ордера на высоком цокольном основании. Четыре ризалита декорированы четырех-колонными портиками, поддерживающими выступающие балкончики.
Особую нарядность усадебному дому придавала первоначальная палевая окраска фасадов, на фоне которой четко выделялись белые детали — колонны, орнаментальные вставки, венки, двойные замковые камни над оконными проемами. При частых в XIX в. ремонтах окраску заменили более характерной для эпохи классицизм! — охристой.

Противоположный фасад, выходящий окнами на р. Тосно, оформлен более скромно. На первом этаже находились парадные комнаты одной из владелиц имения А. П. Голицыной: нарядная столовая с лепными потолками, порталами, изразцовой печью, исполненными по проекту И. Ф. Колодина; Красная гостиная, стены которой первоначально были обтянуты темно-малиновым штофом. Более поздние владельцы имения заменили отделку желтым кретоном с розовыми букетами и дополнили ее высокой панелью из стюка (искусственного мрамора). Правда, первоначальная роспись плафона на холсте была сохранена, но до наших дней она не дошла, ибо была варварски уничтожена фашистами в годы Великой Отечественной войны.
На первом этаже со стороны главного фасада размещалась Желтая, или Большая, гостиная с двумя декоративными арками. И. Ф. Колодин убранство гостиной исполнил в помпеянском духе, расписав все стены из белого стюка золотом, особенно выделив пилястры. Под скульптурным фризом, опоясывающим интерьер по всему периметру, были помещены сценки с амурами, исполненные на холсте и наклеенные на стены. В том же стиле были выполнены белые резные двери с позолотой и изящный камин.

Из помещений, оформленных по проектам также крепостного архитектора П. С. Садовникова, следует отметить Готический кабинет с резной дверью из орехового дерева, с лепным потолком, пересеченным во всех направлениях рельефными готическими орнаментами, и гербом в центре, с изящным камином, в орнаментике которого также использованы готические мотивы. В оформлении других интерьеров, в частности детских комнат, Садовников применил стюк, произведения живописи, с которыми с самого начала связывался замысел оформления, кафельные печи, камины с вазами, скульптурные бюсты воинов и т. д. Отделка интерьеров, за исключением лепки потолков в парадных помещениях центральной части усадебного дома, к сожалению, не сохранилась. В усадьбе имелась богатая (24 тыс. томов) библиотека и первоклассная картинная галерея.
Помимо усадебного дома, в комплекс входили Марьинская церковь, постройки разного назначения.
Уже в XVIII в. одновременно с первоначальным усадебным домом была возведена одноэтажная каменная церковь в формах строгого классицизма. В конце 1820-х годов по проекту П. С. Садовникова на ее месте строят новую церковь в ложноготическом стиле. Многочисленными деталями — шпилями, стрельчатыми витражными окнами, порталом входа, нарядным куполом на сквозном барабане — церковь напоминала парковые павильоны. Памятник до сих пор нуждается в реставрации.

Территорию парка некогда украшал павильон «Руина», возведенный архитектором X. Ф. Мейером. Многие сооружения в парке возводились по проектам крепостного художника Ермолая Есакова, часть из них воссозданы.
В состав усадебно-паркового ансамбля входили хозяйственные строения: фермы, скотный двор, оранжереи, построенные архитектором И.Ф. Колодиным, а также сараи, экономический дом, житница и кузница.
После Великой Октябрьской социалистической революции усадебного-парковый ансамбль Марьино одним из первых был объявлен музеем Петроградской губернии (1918 г.); с 1927 по 1930 г. он использовался для отдыха ученых.
В годы Великой Отечественной войны комплекс сильно пострадал. При отступлении фашисты взорвали часть усадебного дома. После реставрационных работ, проводившихся в 1959—1965 гг. по проекту архитектора М. А. Сементовской, в нем была размещена школа-интернат. 
Теперь усадьба находится в частной собственности у предпринимательницы Галины Степановой. Ансамбль преобразился, дом ремонтируется (лето 2016 г.), парк благоустроен и щедро украшен цветами, в прудах плещутся зеркальные карпы. Доступ на территорию усадьбы свободный.


Граф Строганов Павел АлександровичСтроганов Павел Александрович (1772—1817), граф, генерал-лейтенант, сенатор, герой Отечественной войны 1812 г. 
Молодость Павел провел в Париже в сопровождении воспитателя Ромма и крепостного художника А.Н.Воронихина, впоследствии знаменитого архитектора, которому в дальнейшем жена Павла Александровича Софья Владимировна (урожденная Голицына) заказала проект усадьбы Марьино.

Павел был блестящим и влиятельным придворным, одним из советников друга своего детства императора Александра I: разрабатывал проекты необходимых реформ, состоял на дипломатической службе. В 1807 году, во время шведской войны, уже являясь сенатором и занимая очень высокое положение, он добровольцем вступил в ряды лейб-гвардии. За необыкновенное мужество, проявленное в боях во время русско-шведской войны 1808—1809 гг., в сражениях с французами при Бородино, Краоне и Париже награжден орденом Св.Владимира 2-ой степени, орденом Св. Александра Невского, орденом Св.Георгия 2-ой степени. Строганова Софья ВладимировнаЕго единственный сын Александр также участвовал в военных действиях и погиб в бою при Краоне. Это горе подорвало силы Павла Александровича, и он скончался в 1817 году.

Чтобы не дать угаснуть знаменитой ветви рода Строгановых, которая после гибели сына Александра закончилась на Павле Александровиче, его старшая дочь и единственная наследница строгановского состояния, Наталья Павловна Строганова, была выдана замуж за своего троюродного брата, известного российского деятеля просвещения Сергея Григорьевича Строганова, и графский титул перешел к нему.

Строганов Сергей Григорьевич (1794—1882), граф, государственный деятель, коллекционер, меценат; почетный член Петербургской Академии наук, генерал-адъютант, генерал-лейтенант. 
Сергей получил блестящее домашнее образование. В 1812 году ушел воевать и дошел с русской армией до Парижа. Когда началась Отечественная война, вступил в действующую армию, Строганов Сергей Григорьевичотличился в ряде сражений, за что получил орден Святого Владимира IV степени с бантом. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813—1814 годов и взятии Парижа. Отличился в Бородинском сражении. Участвовал в турецкой войне (1828) и в Крымской кампании (1855).
Сергей Григорьевич Строганов известен также как археолог, меценат, коллекционер: на свои средства учредил в Москве первую в России бесплатную школу рисования (Строгановское училище); ежегодно он снаряжал на свои деньги научные археологические экспедиции на юг России (результатом этих раскопок в Крыму стали богатые керченские клады и «скифское золото», ныне хранящиеся в Эрмитаже); собрал богатейшую коллекцию древних и средневековых монет, старинных икон, полотен русских и зарубежных Александр Павлович Строгановмастеров. В 1859 основал Археологическую комиссию и был ее президентом до конца жизни.

Строганов Александр Павлович (1794—1814), граф; сын генерала Павла Александровича Строганова и Софьи Владимировны, урожденной Голицыной. 
Строганов Александр ПавловичВ январе 1812 года Александр окончил Училище колонновожатых. В 1813 году юношей был взят отцом на войну. Через несколько месяцев, 23 февраля 1814 года, в сражении при Краоне, где его отец командовал дивизией, граф трагически погиб в возрасте 19-ти лет. Потрясённый гибелью единственного сына, Павел Строганов сдал команду. «Славу Краона» всецело приписали М.С. Воронцову.

Биографии персоналий с сайта http://www.usadbamaryino.ru/

Галина Георгиевна Степанова

Галина Георгиевна Степанова — меценат и владелица музейно-выставочного центра «Петербургский художник» — посетила Марьино в то время, когда искала для покупки загородный участок в этих местах. Она увидела то же, что и все остальные: полуразрушенный дворец, остов стоящей рядом церкви, заросший парк, разбитые дороги и грязные заболоченные пруды. Увидела и поняла, что уехать отсюда и больше никогда не вернуться — просто невозможно. Так у усадьбы Марьино появилась новая владелица.
Каждому культурно развитому человеку очевидна разница между историчностью и «новоделом», она особенно ощутима, если сравнить стоящие рядом здания, скажем, XIX века и образец новейшей архитектуры «под старину». В ситуации, когда речь идет о восстановлении исторического памятника, задача сохранения баланса между подлинностью ушедшей эпохи и ее современным прочтением усложняется в разы. Поэтому восстановление Марьинского дворца, впрочем, как и всей усадьбы, отметившей свой двухсотлетний день рождения, оказалось делом очень непростым. Надо заметить, что новая владелица достойно приняла эстафету своей деятельной предшественницы Софьи Владимировны Строгановой: сделать, казалось бы, невыполнимое — поднять из руин дворец и восстановить значительную часть упаднического парка — удалось благодаря правильно расставленным приоритетам. И надо сразу сказать, что такой подход был оценен по заслугам: в 2011 году Галина Георгиевна Степанова была удостоена национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Владелец».
В соответствии с выбранной стратегией работа в усадьбе началась сразу в нескольких важных направлениях: реставрация дворца, приведение в порядок парковой территории, строительство мостов и очистка прудов.


Фото с сайта http://www.usadbamaryino.ru/

За несколько лет был частично восстановлен дворец. Так, благодаря «документальности» акварелей Е. И. Есакова удалось воссоздать утраченный после пожара 1901 года северный фасад (проект был разработан архитектором ООО «НПРЦ» А. Е. Аверьяновой). Тогда, в начале XX столетия, князь Павел Павлович Голицын не смог выделить средств на восстановление Танцевального зала, располагавшегося по северному фасаду: он был разобран, а на его месте построено крыльцо с балюстрадой, перед которым разбили небольшой сад. При нынешней владелице усадьбы реконструкцию северного фасада было решено начать с восточной галереи и воссоздания утраченного двухуступного ризалита. Одновременно шли реставрационные работы на южном фасаде — восстанавливали два крыльца восточного флигеля и павильон. Заняли свои «сторожевые посты» отреставрированные скульптуры львов перед входами. В ближайшие планы входит возрождение анфилад, строительство бассейна и бани.
Серьезная работа была проделана в интерьерах Марьинского дворца. Удалось сохранить архитектурно-планировочное решение всех помещений центрального флигеля, а в западной и восточной галереях, переживших в XX веке ряд перепланировок, во время которых вместо анфилад появились гостевые комнаты, сегодня расположились комфортабельные гостиничные номера.
Стены отреставрированных помещений украшают картины отечественных мастеров второй половины XX столетия из коллекции хозяйки усадьбы.
В центральном флигеле создана экспозиция копий мебельных гарнитуров разных эпох и предметов дворянского быта XIX столетия. В подвальных помещениях разместился настоящий музей, в его постоянных экспозициях хранятся подлинные здешние «находки с чердака» и тщательно подобранные аналоги предметов хозяйственного и ремесленного быта: коллекции старинных самоваров и прялок, предметов упряжи, винных бочек и бутылок, напоминающих об изобильном винном погребе при Строгановых — Голицыных.
В планах возрождения дворца — реконструкция двусветных помещений Танцевального зала и расположенной перед ним Парадной столовой, а также создание зимнего сада с тропическими растениями и попугаями в галерее между Кухонным и Танцевальным залом.
В ближайшее время во дворце появится своя библиотека, которая сможет предложить посетителям и проживающим в усадьбе гостям книги по истории, искусству, садоводству и художественные произведения – Е. Лекус «Усадьба Марьино. Связь времен».

Литература:
Е. Лекус. Усадьба Марьино. Связь времен. Спб. «Зодчий», с. 61-63

Отель усадьба Марьино

Официальный сайт: http://www.usadbamaryino.ru/
Мероприятия: (812) 914-34-34
Бухгалтерия: (812) 318-15-12, (812) 918-81-25
Уточнить наличие свободных номеров или дат Вы можете по телефону: 8-901-316-00-96
E-mail: usadbamariyno@yandex.ru

Парк усадьбы Марьино

открыт для посещения с 7.00 до 22.00 в дни, когда не проводятся частные мероприятия


icon-car.pngFullscreen-Logo
Андрианово. Усадьба Марьино

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Андрианово. Усадьба Марьино 59.418383, 30.903125 Андрианово. Усадьба Марьино

Рубрика: Ленинградская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: