Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Городня


Усадьба Городня (Россия, Московская область, Ступинский район, Городня), поворот с трассы [А108]недалеко от Малино на Городню и Даниловское.

Бывшее владение боярина С.И. Злобина находится в окружении усадеб: Чиркино, Фёдоровское, Голочелово, Мещерино, Прусы, от которых сохранились в основном культовые постройки. Усадьба Городня с уцелевшей Воскресенской церковью — является крупной жемчужиной в этом «ожерелье» из бывших Подмосковных.
Стройный, белый шатёр церкви Воскресения Христова виден издалека, он безраздельно доминирует в безлесой панораме местности. Но, оказавшись у подножия храма, он производит более скромное впечатление, нежели издали. Эта постройка не подавляет своими размерами, как церковь Вознесения в Коломенском; не шокирует грандиозностью, как церковь Преображения в с. Остров; и не пленяет изяществом, как церковь Рождества Христова в Беседах.






Городня, Воскресенская церковь. Открытка.По преданию строил храм Алевиз (?). Если это и соответствует исторической действительности, то от первоначального замысла зодчего до нас дошло немного, сооружение неоднократно подвергалось переделкам.
Во второй половине XVII в. по заказу князя Я.Н. Одоевского восьмигранный объём церкви окружила двухъярусная галерея, в торцах которой были устроены небольшие приделы (Иоанна Милостивого и Кирилла Белозерского), завершённые четырёхскатными шатрами с глухими барабанами и луковичными главками. На восьмерик храма, декорированный дугами архивольтов и тянутым карнизом, опирается октаэдр меньшего размера, несущий гранёный каменный шатёр с барабаном и главой. С запада к церкви перекинут переход, соединивший храм с миниатюрной классицистической колокольней 1896 г. постройки. И уже в наше время — к восточной грани храма примкнула алтарная апсида.
Декоративные детали в Городнянской церкви сильно упрощены: рамочные наличники окон, примитивного рисунка карнизы, лопатки и консоли. Красота храма скорее в пропорциях, в его царственной осанке, которая оказалась неподвластна переделкам.

Наталья Бондарева 

Воскресенская церковь.
Рядовые посадки старых лип. 

Усадьба Городня

Село Городня упомянуто в Душевных грамотах Иоанна Калиты и Донского: в первой под именем Городенки, а во второй под именем Городни. В начале XVII столетия оно принадлежало Князьям Одоевским, доставшись им неизвестно когда. Может быть, вместе с Князьями Воротынскими, отслужив Литве и возвратясь под сень своего древнего отечества, они удержали и свои древние отчины в Суздальской и Коломенской областях; ибо Иоанн III, оправдывая их пред Казимиром, утверждал за ними их первобытную собственность в Poccии. Оно могло быть пожаловано и В. К. Василием Иоанновичем Кн. Василию Семеновичу, который, вмести с Кн. Мстиславским, отбил Крымского Царевича (Калгу) от берегов Оки, и тем охранил Коломну и самую Москву. Вел. Князь был тогда сам здесь, и мог пожаловать село, бывшее столь близко, так сказать, под руками, на глазах.

Оно могло быть и в числе даров Иоанна IV, как вознаграждение; ибо он отдал город Одоев Кн. Воротынским, происходившим от Одоевских, а после взял его и у них. Известнее всего то, что село Городня принадлежало знаменитому Боярину и Воеводе, Кн. Ивану Никитичу Одоевскому, который, в 1614 году, довершил успокоение Pocсии. Преследуя и поражая Заруцкого и Марину Мнишек от пределов Коломенских до берегов Урала, он пленил их вместе с Ивашкою-Лжецаревичем и прислал в Москву для казни. Этим делом он избавил и Астрахань от покушения Персиян; ибо Шах Аббас желал присоединить ее к своим владениям, а властолюбивую прелестницу, Марину, взять в Испаганский гарем.

Кн. Иван Никитич скончался в 1616-м году. После него владел Городнею сын его, Боярин Кн. Никита Иванович, а за ним внук его, Боярин Кн. Яков Никитич, «наследник (сказано в Сборнике Кн. Долгорукова) ума и доблестей отцовских». У него была только одна дочь, Кн. Анна Яковлевна, которая вышла за Князя Дмитрия Михайловича Голицына, старшего брата Кн. Михаила Михайловича, героя под Шлиссельбургом, под Добрым, под Лесным и под Полтавою. Тогда и село Городня перешло в род Кн. Голициных. Есть в старых записках об этом сели два предания: первое, будто бы оно перешло от Одоевских к Стольнику Князю Димитрию Алексеевичу, который в 1669-м году женился на родной внучке Князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Княжне Агриппине Ивановне; второе что этот двоюродный
брат владельца, усердствуя к святыне здешнего храма, лишь часто живал в Городне и с супругою. Это сбыточнее. В храмовом синодике вписаны два Князя Димитрия (оба двоюродные братья); вписана и Княгиня Агриппина (супруга Кн. Дмит. Алексеевича), и еще Василий (это должен быть Кн. Вас. Васильевич, двоюродный-же брат владельца, знаменитый оберегатель печати и любимицы Софьи). Не смотря на давний переход имения в другой род, крестьяне Городенские не перестают слыть Одоевщиною.

Ныне это село перешло, по родству, от Кн. Голициных к Шереметевым (Ьасилью Александровичу), вместе с селом Богородским, которое находится не в дальнем расстоянии. Здешний огромный храм во имя Воскресения Христова есть один из важнейших памятников начала XVI столетия: он совершенно одной формы с Вознесенским села Коломенского и Островским, и так строен по плану Алевиза, славного зодчего В. Кн. Василья Иоанновича. Исключая двух упомянутых, вышина и громадность всех частей этого храма превосходит все строенные в Москве при сем Государе, что доказывает тогдашнее богатство и значительность Князей Одоевских. (В селе осталось предание, что о построении его была собственноручная летопись Князя Ивана Никитича, которая неизвестно когда потеряна). Высокая двухэтажная, на подобие башни, с подвалами внизу, эта церковь сложена из кирпича и имела главу, в окружности которой было 9 сажен (как глава, так и окны в церкви переделаны с отнятием у них старинной формы). Я входил в подцерковные подвалы, где удивлялся массивности этого здания. 

Оно утверждено на сводах, соединенных толстыми, четверогранными столбами одинаковой формы с средним столбом Кремлевской Грановитой палаты. Там я нашел древние оставленные подсвечники, имеющее вид самых толстых свечей; они покрыты белою краскою, с пурпуровыми разводами. В храме мало древних икон и утварей. В ризнице долго искали требник, подписанный по листам Князем Яковом Никитичем Одоевским, но уверяли что он находится в храме. Я спросил: «где же образ Греческого письма Иоанна Милостивого, за которым, говорят, этот «Боярин сам ездил в Александрию»? — Мне отвечали с равнодушием, которое меня ужаснуло: «Вчерашний день его отвезли в Москву переписывать». 
В храме два придела: один во имя Св. Иоанна Милостивого, построен, сказывают некоторые, Князем Иваном Никитичем, соименным святому, а иные, упомянутым внуком его, Кн. Яковом; другой, во имя Св. Кирилла Белозерского, Князем Дмитрием Алекс. Голициным. Этот Князь лил в Городню колокол, который, неизвестно почему, был взят в Москву и повешен на Иване Великом (вероятно вследствие опалы на Кн. Василья Васильевича, ибо в старину опала простиралась и на родственников).
Близь храма похоронен, в 1744, старец благочестивой жизни, здешний священник Карл, дед почтенного же старца, Архимандрита Спасо-Андроникова монастыря, Гермогена.

Н. Иванчин-Писарев Прогулка по древнему Коломенскому уезду М., 57-63


Проезд общественным транспортом: до ст. Михнево — 75 км, автобусом через Малино на Мещерское — до ост. «Городок» — 32 км, пешком 1 км.

icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Городня

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Городня 55.171289, 38.401331 Усадьба Городня

Рубрика: Ступинский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: