Усадьба Гребнево (Россия, Московская область, Щёлковский район, г. Фрязино, Шоссейная улица)
Официальный сайт: https://usadbagrebnevo.ru/
Парк открыт для посещений: с 8:00 до 23:00
В летний период в усадьбе функционирует временный музей.
Экскурсии и мероприятия: продолжительность 1 час, стоимость для взрослых-250 р., для школьников, студентов и пенсионеров — 200 р.
Контактный телефон: 8 (800) 505-33-93
Основана в конце XVI в. боярином Б.Я. Бельским. С начала XVII в. она переходит во владение к князьям Трубецким, в 1781 г. имение приобретает генерал Г.И. Бибиков, в роду которого имение остаётся до 1811 г. Архитектурный ансамбль созданный при нём без особых изменений дошёл до наших дней.
Первое что попадается Вам на глаза, когда Вы подъезжаете к Гребнево — это две церкви, разные по цветовому и объёмно-планировочному решению, но одинаково прекрасные.
Наиболее высокая — зимняя Никольская церковь (1786-1823 гг. арх. Ольделли и Дерюгин) представляет собой редкий для той эпохи тип ярусного центрического храма «под звоном». Над колокольным ярусом, в аттиковом этаже находится помещение для механизма башенных часов.
Усадьба Гребнево во Фрязино в Подмосковье
Рядом стоящая летняя Гребневская церковь (1786-1791 гг. арх. Ветров) — ротондального типа, имеет крестообразный план, с овалом в средокрестии. Рукава креста обработаны портиками дорического ордера. Оба здания выстроены в стиле классицизма, имеют прекрасные пропорции и изысканный декор.
Через ограду церковного двора начинается территория усадебного комплекса. Главный дом — двухэтажное здание с антресолями, завершён фронтоном и соединён крытыми переходами с двусветными павильонами. Он стоит на центральной оси парадного двора, в организации которого участвуют четыре флигеля и главные проездные ворота в виде триумфальной арки. Парадный двор огромен, архитектурный ансамбль впечатляет своим размахом и монументальностью.
В 2018 г. усадьба была продана на аукционе предпринимателю А. Ковалеву по программе «Зеленый коридор», так что надеемся на скорое возрождение архитектурного ансамбля.
- Ворота парадного двора
- Главный дом усадьбы
- Столовая в главном доме
- Боковые ворота въезда в усадьбу
- Псевдо-готическая башня ограды
- Парадные ворота
- Портик Никольской церкви
План усадьбы
1. Главный дом 2. 2-х эт. флигель 3. 1-эт. флигель 4. Ворота 5. Скотный двор 6. Конный двор 7. Каретник 8. Гребневская церковь 9. Никольская церковь 10. Башни ограды
Персоналии
Княгиня Aннa Даниловна Трубецкая
Княгиня A.Д. Трубецкая, 171? — 177?, дочь князя Данилы Андреевича Друцкого, в первом браке была за Валахским выходцем майором Матвеем Андреевичем Херасковым (Хереско), умершим в 1754 году в должности коменданта города Переяславля, и имела от него трех сыновей, Александра, Петра и Михаила, из которых последний впоследствии прославился, как автор «Россиады», и назывался Российским «Омиром»; 10 Ноября 1755 года молодая вдова вступила в брак с вдовцом князем Никитой Юрьевичем Трубецким. На выбор князя Трубецкого имела решающее влияние та благосклонность, которую оказывал молодой майорше Фельдмаршал Миних. Анна Даниловна была интересной и бойкой дамой: она всюду ездила за армией; в известном положении отправилась под Очаков и разрешилась от бремени в лагерной обстановке, «на Коломенском острове, близ Днепровских порогов». Миних, «toujours amoureux de la belle princesse Troubetzkoi», тянул вверх её мужа и, закрывая глаза на его неспособность и упущения по службе, довел его до высокого поста генерала-прокурора. Княгиня Анна Даниловна разделяла почетное придворное положение своего мужа. В числе прочих «возлюбленных придворных персон» Петра III она, покинутая мужем, присягавшим в то время Екатерине, 28 июня 1762 года принимала участие в злополучной поездке низложенного Императора в Кронштадт.
От брака с князем Трубецким она имела, кроме 5 сыновей и 2 дочерей, умерших в младенчестве, 5 сыновей: Юрия, Алексея, Николая, Александра и Василия, и 5 дочерей: Анну (за А. И. Нарышкиным), Елену (за князем А. А. Вяземским) и Екатерину (монахиня).
Сумароков, умерший в 1779 году, написал наполненную общими местами эпитафию: «К надгробию её Сиятельства княгини Анны Даниловны Трубецкой»:
«Княгини Трубецкой зарыто тело в землю,
Пришли минуты к пей последнего часа,
Уже летит её душа под небеса,
Дом стонет, я, стеня, участие приемлю.
Гласят её друзья: Расстались мы с тобой;
Но всем cии пути предписаны судьбой;
Предписаны они, но всем они ужасны;
Однако, токи слез о мертвых нам напрасны;
Напрасны, но душа неволей токи лиет.
Весь дом умершей, тоскуя, вопиет:
О обща наша мать! уж нет тебя, уж нет.
Чтож делать? ведь, никто пути сего не минет,
Родится, поживет и свет он сей покинет.
Чтож делать, коль нельзя сего переменить?
А, если не дерзнем мы Бога сим винить,
Так он надеждой нам слез ток велит отерти;
А мы надеемся иметь живот по смерти.
Но как? о Боже мой! уходит то от дум;
Душа надеется, но весь мятется ум.
Безмерно вид такой ко представленью труден.
Но Бог и всемогущ, и щедр, и правосуден;
И можем ли о Нем мы это говорить:
Бог создал нас во прах созданье претворить?
Нет, мы сотворены Творца благодарить».
(С портрета, находящегося в Музее Императора Александра III)
Михаил Матвеевич Херасков
М.М. Херасков, 1753—1807, потомок валахских бояр Хереско, был младший сын Переяславльского коменданта майора Матвея Андреевича Хераскова от брака его с княжной Анной Даниловной Друцкой; родился в г. Переяславле 25 Октября 1755 г.; рано лишился отца (1754), а мать его, славившаяся красотою, вышла в 1755 г. за князя Н. Ю. Трубецкого, впоследствии генерала-фельдмаршала. Детство Хераскова прошло на Украине, а с 1740 г. в Петербурге, куда переселился его отчим, назначенный генерал-прокурором. В 1745 г. мальчик был отдан в Шляхетный кадетский корпус, где начал заниматься стихотворством, под руководством Сумарокова; в 1751 г. выпущен был поручиком в Ингерманландский полк, но в 1754 г. перешел в гражданскую службу (в Коммерц-Коллегию), а в следующем —определился асессором Конференции только что открытого Московского университета, в котором с 1761 по 1770 г. был директором, а с 1778 по 1802 г. — куратором. Долголетняя деятельность его в университете была чрезвычайно плодотворна; искренно любя просвещение, Херасков сразу сумел окружить себя молодыми людьми с литературными стремлениями (Богданович, Фонвизин, Домашнев, Санковский, Рубан и мн. др.), руководил их затеями и всячески их поддерживал. Женитьба (1760 г.) на Елизавете Васильевне Нероновой (ум. 1809), женщине доброй и с любовью к литературным занятиям, заслужившей ей прозвище «Российской де-ла-Сюз», еще более способствовала тому, что дом Хераскова сделался центром, в котором собирались все, имевшие отношение к литературе и просвещению. С 1770 по 1775 г. Херасков был вице-президентом Берг-Коллегии в Петербурге; здесь познакомился он и вскоре сошелся с Новиковым; оба они одновременно вступили в масоны, переселились в Москву и затем сошлись с известным профессором — масоном Шварцем. Получив (1778 г.) кураторство в университете, Херасков действовал в нем под влиянием и руководством этих замечательных людей, в то же время содействуя издательским предприятиям Новикова. Живя вместе со своим братом, князем Н. Н. Трубецким, главою московских масонов, Херасков — сочувствовал их просветительной и филантропической деятельности, но был далек от увлечения их теоретическими, отвлеченными учениям; практическая деятельность и занятия литературой привлекали его больше; тем не менее Императрица, узнавшая Хераскова во время московских коронационных торжеств, после Новиковской истории стала подозрительно относиться к Хераскову и держала его в немилости до самой своей смерти. Павел I произвел Хераскова в тайные советники, пожаловал ему 600 душ (1797 г.) и Аннинскую ленту (1799 г.); в феврале 1801 г. Херасков вышел в отставку, с чином действ., тайного советника, но в мае был снова назначен куратором университета. Окончательно покинув службу в 1802 г., Херасков жил в Москве, где и скончался 27 Сентября 1807 г.; погребен в Донском монастыре.
Выступив в печати в 1756 г., Херасков продолжал литературную свою деятельность до последних дней жизни, и количество им написанного чрезвычайно велико; последователь ложно-классических теорий, он пробовал свои силы во всех родах словесности: писал оды, басни, эпиграммы, песни, поэмы, трагедии, комедии, драмы, оперы, эпопеи, а также сказки, повести и даже «слезные» драмы. Произведения его доставили ему громкую славу, которой не пользовался до него ни один из наших писателей; но главным образом прославили его две эпические поэмы: «Россиада» (1779 г.) и «Владимир возрожденный» (1785 г.). При жизни Хераскову расточались похвалы, ему был как бы официально присвоен титул Poccийского Гомера и Виргилия; однако, он очень скоро сделался достоянием истории, но, по справедливым словам Дмитриева, следует признать, что Херасков, «честно и добросовестно поработал на писательском поприще, и история нашей литературы должна быть благодарна ему за многое». Херасков был человек очень деятельный, трудолюбивый, благожелательный, веселый и общительный; не лишенный некоторых странностей характера, он был, по своему времени, очень образован и горячо предан интересам литературы и пpocвeщeния, на ревностное служение которым и отдал всю свою долгую жизнь.
(С миниатюры, принадлежащей А. А. Львовой, в Москве)
Примечание: В современном написании Россияда — Россиада.
Гавриил Ильич Бибиков
Г.И. Бибиков, 1746—1803, сын инженера-генерала-поручика Ильи Александровича Бибикова, начальника Тульского оружейного завода (ум. 6 апреля 1784 г.), от второго его брака с Варварой Никитичной Шишковой, был единокровный брат знаменитого Екатерининского деятеля и победителя Пугачева, Александра Ильича Бибикова (р. 1729 г., ум. 9 Апреля 1774 г.).
Умерь Г. И. Бибиков в Москве 16 июня 1803 года, в чине генерал — майора, и похоронен в Московском Новодевичьем монастыре.
На памятнике его высечена следующая стихотворная эпитафия:
«Сей хладный камень покрывает
Прах тленный одного из редких тех мужей,
Каких Творец , как дар, на землю посылает
Для благоденствия, для радости людей.
Геройство, тонкий ум, небесна добродетель,
Чистейшей веры огнь в душе его горел;
Супруг, отец и друг, несчастных благодетель
Искал он вечности, искал и приобрел.
С его потерею все горести постигли
Супругу нежную и с ней двенадцать чад;
Она с потоком слез сей памятник воздвигла.
Дай, Боже, помощь им, лишенным всех отрад!»
Гавриил Ильич Бибиков был женат на Екатерине Александровне Чебышевой (ум. 1 Сентября 1833 г.).
Еще один портрет Г. И. Бибикова, в более молодых годах, в военной форме, не особенно хорошего письма, имеется в Москве у П. Д. Хрущова.
(С миниатюры, принадлежащей Великому Князю Николаю Михайловичу)
С. Веселовский Подмосковная усадьба Гребнево
Это одна из старейших подмосковных усадеб. Свыше полутора столетий она принадлежала Трубецким. С 1772 г. Гребневом владела А. Д. Трубецкая (по первому браку Хераскова, мать поэта).
Поэт Херасков, летние месяцы проводивший в Гребневе, «связал на долгие годы свою судьбу с Московским университетом. Он руководил студенческим театром, издавал при университете первые московские журналы — «Полезное увеселение» (1760—1762) и «Свободные часы» (1763). Лишь 1770— 1775-е годы Херасков провел в Петербурге. В 1778 г. он вернулся в Московский университет, заняв должность его куратора (попечителя).
Сблизившись в Петербурге с Н. И. Новиковым, Херасков содействует его переселению в Москву.
Видная роль, которую играл Херасков в университете, большое литературное имя — все это ставило его в первые ряды литературной жизни Москвы. Друг Н. М. Карамзина И. И. Дмитриев вспоминает, что «по кончине Сумарокова (1777 г.) Херасков считался у нас первым поэтом…
Молодые поэты вменяли себе в обязанность стараться получить доступ к нему и заслужить его внимание». У Хераскова часто устраивались большие литературные собрания, домашние спектакли, его московский дом являлся «сборищем людей образованных и поэтов».
Трубецкой принимал близкое участие в работе «Типографической компании», выполнил для ее изданий ряд переводов. Подобно Хераскову, ему присущ был тот же круг культурных интересов. Как рассказывают современники, у Трубецкого постоянно собирались профессора Московского университета, поэты, художники, музыканты, артисты, много внимания уделялось домашнему театру. В летние месяцы все это происходило в Гребневе.
В начале 1770-х годов Херасков начал работать над крупнейшим своим произведением — эпической поэмой «Россияда». В ней он стремился показать героизм воинов Ивана IV, покоряющих столицу татарского ханства Казань. Плод восьмилетнего труда, «Россияда» была закончена и издана в 1779 г. Можно думать, что многие строки поэмы родились в Гребневе: по свидетельству жены поэта, он «все свои сочинения начинал писать при начале весны».
Мощные суровые леса, темной сенью окружавшие Гребнево, местами открытые холмистые поляны в пышных узорах цветов, узенькая речка Любосеевка, огибавшая в низкой лощине усадьбу, — все здесь тишиной и покоем располагало к творческому труду. Поэтической достопримечательностью Гребнева некогда являлся прозрачный студеный ключ, бивший в парке. Г. Р. Державин, посещавший Гребнево, вспоминает о нем в стихотворении «Ключ», обращенном к Хераскову. Как бы «сравнивая этот родник с Кастальским источником на Парнасе, воде которого приписывалось свойство вызывать вдохновение, Г.Р. Державин пишет:
Сгорая стихотворства страстью,
К тебе я прихожу, ручей:
Завидую пиита счастью,
Вкусившего воды твоей.
Да, честь твоя пройдет все грады,
Как эхо с гор сквозь лес дремуч:
Творца бессмертной Россияды,
Священный Гребеневский ключ,
Поил водой ты стихотворства.
«Россияда» упрочила у современников поэтическую известность Хераскова. Описывая Москву накануне Отечественной войны 1812 г., П. А. Вяземский вспоминает: «Знаменитый творец «Россияды», патриарх московской словесности, доживал тогда, посреди друзей и почитателей, славу долголетнюю и безмятежную. Успехи цветущие и успехи расцветающие искали в его благосклонном добродушии и одобрения и поощрения».
В 1781 г. Гребнево перешло к жене Г. И. Бибикова. Этот генерал екатерининского времени, как рассказывает его внучка, «владел пятью тысячами душ крестьян в разных губерниях. Числа десятин обладаемой им земли он, вероятно, сам не знал: в то время считалось только число душ человеческих, т. е. мужских, в женщинах души не признавали».
При Г. И. Бибикове в Гребневе был создан архитектурный ансамбль усадьбы, дошедший с некоторыми изменениями до нашего времени.
Бибиковы по своим родственным связям занимали довольно видное место в дворянской среде. Брат владельца усадьбы, А. И. Бибиков, был крупным военным и государственным деятелем. Сестра Бибиковых, Екатерина Ильинична, вышла замуж в 1778 г. за великого русского полководца М. И. Кутузова. Выросшая в военной среде, она нередко сопровождала его в походах.
Сыновья Г. И. Бибикова — Павел (убит в русско-турецкой войне 1806—1812 гг.) и Дмитрий состояли при М. И. Кутузове адъютантами. Д. Г. Бибиков участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в Бородинском сражении потерял руку. Впоследствии он был киевским генерал-губернатором и описан Н. С. Лесковым в «Печерских антиках».
Представление о жизни Гребнева при Г. И. Бибикове дают рассказы его внучки Е. И. Раевской, которой посвящено не сколько стихотворений А. И. Полежаева: «Дом там был огромный, каменный, окруженный большими садами, среди которых выкопаны были огромные пруды с несколькими на них островами, а на островах также разбиты сады и выстроены беседки… Когда приезжали гости из соседства или из Москвы, тогда запрягали линейки, ездили всем обществом по широким дорожкам сада, на пароме переправлялись на острова и в беседке чай пили… У дедушки в селе Гребневе выстроен был в саду театр со сценой, кулисами и всякими приспособленными к ним декорациями. Тут играл оркестр из крепостных музыкантов; давались балеты, где фигурировали крепостные же танцовщицы, для обучения которых выписывались учителя музыки и балетмейстер». Знаменитый танцмейстер П. А. Иогель, выведенный Л. Н. Толстым в «Войне и мире», был приглашен из Франции Г. И. Бибиковым и начал свою работу в России с постановок балетов в Гребневе.
В свое время крепостной оркестр Г. И. Бибикова пользовался большой славой. Выдающийся русский ученый-агроном А. Т. Болотов пишет в своих «Записках»: «В особливости щеголял музыкою генерал Гаврило Ильич Бибиков». Дирижером этого оркестра был замечательный композитор Даниил Никитич Кашин, внесший большой вклад в русскую музыкальную культуру. В 1798 г. он получил вольную и смог широко развернуть свою творческую деятельность пианиста, дирижера, педагога, собирателя и пропагандиста русских народных песен. «Он подслушивал их и у ямщиков на большой дороге, и у русского мужика в поле, узнавал их в голосе Сандуновой», — писал современник о его сборнике «Русские народные песни». Богатейшие мелодии народных напевов питали творчество Кашина. Для него, вышедшего из недр народа, была дорога и близка его многовековая песенная культура — «он душою выражал звуки родные». Кашин написал несколько опер, увертюр. Широкое распространение в дни Отечественной войны 1812 г. имели его патриотические песни и гимны. Гребнево, свидетель детства и молодости этого выдающегося художника, является одним из интереснейших памятников музыкального Подмосковья.
Примечание: В современном написании Россияда — Россиада.
С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1962 с. 348-352
Панорама
Посмотреть на ансамбль можно только с внешней стороны