Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Гребнево

Усадьба Гребнево (Россия, Московская область, Щёлковский р-н, окраина г. Фрязино) 

Основана в конце XVI в. боярином Б.Я. Бельским. С начала XVII в. она переходит во владение к князьям Трубецким, в 1781 г. имение приобретает генерал Г.И. Бибиков, в роду которого имение остаётся до 1811 г. Архитектурный ансамбль созданный при нём без особых изменений дошёл до наших дней.
Первое что попадается Вам на глаза, когда Вы подъезжаете к Гребнево — это две церкви, разные по цветовому и объёмно-планировочному решению, но одинаково прекрасные.
Наиболее высокая — зимняя Никольская церковь (1786—1823 гг. арх. Ольделли и Дерюгин) представляет собой редкий для той эпохи тип ярусного центрического храма «под звоном». Над колокольным ярусом, в аттиковом этаже находится помещение для механизма башенных часов.
Рядом стоящая летняя Гребневская церковь (1786—1791 гг. арх. Ветров) — ротондального типа, имеет крестообразный план, с овалом в средокрестии. Рукава креста обработаны портиками дорического ордера. Оба здания выстроены в стиле классицизма, имеют прекрасные пропорции и изысканный декор.






Через ограду церковного двора начинается территория усадебного комплекса. Главный дом — двухэтажное здание с антресолями, завершён фронтоном и соединён крытыми переходами с двусветными павильонами. Он стоит на центральной оси парадного двора, в организации которого участвуют четыре флигеля и главные проездные ворота в виде триумфальной арки. Парадный двор огромен, архитектурный ансамбль впечатляет своим размахом и монументальностью.
К сожалению, комплекс уже многие годы брошен на произвол судьбы, хотя предпринимались попытки его возрождения и реставрации. Кто знает, может быть, когда-нибудь мы увидим эту усадьбу в былом великолепии?.. 

Наталья Бондарева

Усадьба Гребнево, парадные ворота1. Усадьба Гребнево, главный дом2. Усадьба Гребнево, парадный зал главного дома3. Усадьба Гребнево, боковые ворота въезда4.
Усадьба Гребнево, башня ограды5. Усадьба Гребнево, парадные ворота6. Усадьба Гребнево, портик Никольской церкви7. Усадьба Гребнево, церковь Гребневской иконы Божией Матери8.

1. Усадьба Гребнево, парадные ворота 2. Усадьба Гребнево, главный дом 3. Усадьба Гребнево, парадный зал главного дома 4. Усадьба Гребнево, боковые ворота въезда 5. Усадьба Гребнево, башня ограды 6. Усадьба Гребнево, парадные ворота 7. Усадьба Гребнево, портик Никольской церкви 8. Усадьба Гребнево, церковь Гребневской иконы Божией Матери

Цитата:

Объект культурного наследия федерального значения, находится в собственности ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России».
В качестве наглядного примера неэффективной методики привлечения инвесторов можно привести усадьбу «Гребнево». Начиная с 2009 г. усадьба находилась в хозяйственном ведении ФГУП «Распорядительная дирекция Минкультуры России», ведомственной структуре Министерства культуры РФ и Росимущества. В 2011 г., в связи с акционированием ФГУП, имущественный комплекс усадьбы «Гребнёво» передан в уставный капитал ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России».
Охранные обязательства, заключенные дирекцией 16.02.2012г., определяют на период 2012—2016 гг. конкретные виды и сроки проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Однако визуальный осмотр усадьбы «Гребнево», состоявшийся в мае 2013 г., позволяет констатировать, что работы по сохранению данного объекта культурного наследия не проводились.
ВОСТОЧНЫЙ ФЛИГЕЛЬ, СГОРЕЛ СОВСЕМ НЕДАВНО!
Все это привело к тому, что на сегодняшний день пять пожаров, шестьдесят миллионов рублей, выделенные в период с 2008 г. по настоящее время на реставрацию объекта, и отсутствие управленческого решения со стороны собственника довели памятник федерального значения до руинированного состояния.
Особое беспокойство вызывают последние пожары: 25 июля 2013 г. огнём была практически полностью уничтожена кровля западного двухэтажного флигеля, второй пожар 29 июля затронул главное здание усадьбы, одноэтажный флигель к западу от триумфальных ворот.
Дирекция заключала договоры на проведение первоочередных противоаварийных работ на памятнике, и даже не с одной компанией. Но вот на состоянии памятника этот выяснившийся факт никак не сказался.
В частности, существует договор с ООО «Саунд Плюс», в соответствии с которым в 2010 г. в Гребнево якобы были проведены противоаварийные работы, обошедшиеся хозяевам в более чем 2 млн. рублей. Позже выяснилось, что у «Саунд Плюс» не было лицензии на реставрацию объектов культурного наследия.
Примерно в это же время Минкультуры Московской области провело свою проверку и определило, что в Гребнево в течение продолжительного времени не проводились работы по его сохранению.
«Памятник находится в аварийном, а частично — в руинированном состоянии».

Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия//Мир искусств (Вестник международного института антиквариата) №1 (5), 2014, с. 67

1. Дом
2. 2-х эт. флигель
3. 1-эт. флигель
4. Ворота
5. Скотный двор
6. Конный двор
7. Каретник
8. Гребневская церковь
9. Никольская церковь
10. Башни ограды


КНЯГИНЯ AННA ДАНИЛОВНА ТРУБЕЦКАЯКНЯГИНЯ AННA ДАНИЛОВНА ТРУБЕЦКАЯ, 171. — 177., дочь князя Данилы Андреевича Друцкого, в первом браке была за Валахским выходцем майором Матвеем Андреевичем Херасковым (Хереско), умершим в 1754 году в должности коменданта города Переяславля, и имела от него трех сыновей, Александра, Петра и Михаила, из которых последний впоследствии прославился, как автор «Россиады», и назывался Российским «Омиром»; 10 Ноября 1755 года молодая вдова вступила в брак с вдовцом князем Никитой Юрьевичем Трубецким. На выбор князя Трубецкого имела решающее влияние та благосклонность, которую оказывал молодой майорше Фельдмаршал Миних. Анна Даниловна была интересной и бойкой дамой: она всюду ездила за армией; в известном положении отправилась под Очаков и разрешилась от бремени в лагерной обстановке, «на Коломенском острове, близ Днепровских порогов». Миних, «toujours amoureux de la belle princesse Troubetzkoi», тянул вверх её мужа и, закрывая глаза на его неспособность и упущения по службе, довел его до высокого поста генерала-прокурора. Княгиня Анна Даниловна разделяла почетное придворное положение своего мужа. В числе прочих «возлюбленных придворных персон» Петра III она, покинутая мужем, присягавшим в то время Екатерине, 28 июня 1762 года принимала участие в злополучной поездке низложенного Императора в Кронштадт.
От брака с князем Трубецким она имела, кроме 5 сыновей и 2 дочерей, умерших в младенчестве, 5 сыновей: Юрия, Алексея, Николая, Александра и Василия, и 5 дочерей: Анну (за А. И. Нарышкиным), Елену (за князем А. А. Вяземским) и Екатерину (монахиня).
Сумароков, умерший в 1779 году, написал наполненную общими местами эпитафию: «К надгробию её Сиятельства княгини Анны Даниловны Трубецкой»:

«Княгини Трубецкой зарыто тело в землю,
Пришли минуты к пей последнего часа,
Уже летит её душа под небеса,
Дом стонет, я, стеня, участие приемлю.
Гласят её друзья: Расстались мы с тобой;
Но всем cии пути предписаны судьбой;
Предписаны они, но всем они ужасны;
Однако, токи слез о мертвых нам напрасны;
Напрасны, но душа неволей токи лиет.
Весь дом умершей, тоскуя, вопиет:
О обща наша мать! уж нет тебя, уж нет.
Чтож делать? ведь, никто пути сего не минет,
Родится, поживет и свет он сей покинет.
Чтож делать, коль нельзя сего переменить?
А, если не дерзнем мы Бога сим винить,
Так он надеждой нам слез ток велит отерти;
А мы надеемся иметь живот по смерти.
Но как? о Боже мой! уходит то от дум;
Душа надеется, но весь мятется ум.
Безмерно вид такой ко представленью труден.
Но Бог и всемогущ, и щедр, и правосуден;
И можем ли о Нем мы это говорить:
Бог создал нас во прах созданье претворить?
Нет, мы сотворены Творца благодарить».

(С портрета, находящегося в Музее Императора Александра III)

МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ ХЕРАСКОВМИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ ХЕРАСКОВ, 1753—1807, потомок валахских бояр Хереско, был младший сын Переяславльского коменданта майора Матвея Андреевича Хераскова от брака его с княжной Анной Даниловной Друцкой; родился в г. Переяславле 25 Октября 1755 г.; рано лишился отца (1754), а мать его, славившаяся красотою, вышла в 1755 г. за князя Н. Ю. Трубецкого, впоследствии генерала-фельдмаршала. Детство Хераскова прошло на Украине, а с 1740 г. в Петербурге, куда переселился его отчим, назначенный генерал-прокурором. В 1745 г. мальчик был отдан в Шляхетный кадетский корпус, где начал заниматься стихотворством, под руководством Сумарокова; в 1751 г. выпущен был поручиком в Ингерманландский полк, но в 1754 г. перешел в гражданскую службу (в Коммерц-Коллегию), а в следующем —определился асессором Конференции только что открытого Московского университета, в котором с 1761 по 1770 г. был директором, а с 1778 по 1802 г. — куратором. Долголетняя деятельность его в университете была чрезвычайно плодотворна; искренно любя просвещение, Херасков сразу сумел окружить себя молодыми людьми с литературными стремлениями (Богданович, Фонвизин, Домашнев, Санковский, Рубан и мн. др.), руководил их затеями и всячески их поддерживал. Женитьба (1760 г.) на Елизавете Васильевне Нероновой (ум. 1809), женщине доброй и с любовью к литературным занятиям, заслужившей ей прозвище «Российской де-ла-Сюз», еще более способствовала тому, что дом Хераскова сделался центром, в котором собирались все, имевшие отношение к литературе и просвещению. С 1770 по 1775 г. Херасков был вице-президентом Берг-Коллегии в Петербурге; здесь познакомился он и вскоре сошелся с Новиковым; оба они одновременно вступили в масоны, переселились в Москву и затем сошлись с известным профессором — масоном Шварцем. Получив (1778 г.) кураторство в университете, Херасков действовал в нем под влиянием и руководством этих замечательных людей, в то же время содействуя издательским предприятиям Новикова. Живя вместе со своим братом, князем Н. Н. Трубецким, главою московских масонов, Херасков — сочувствовал их просветительной и филантропической деятельности, но был далек от увлечения их теоретическими, отвлеченными учениям; практическая деятельность и занятия литературой привлекали его больше; тем не менее Императрица, узнавшая Хераскова во время московских коронационных торжеств, после Новиковской истории стала подозрительно относиться к Хераскову и держала его в немилости до самой своей смерти. Павел I произвел Хераскова в тайные советники, пожаловал ему 600 душ (1797 г.) и Аннинскую ленту (1799 г.); в феврале 1801 г. Херасков вышел в отставку, с чином действ., тайного советника, но в мае был снова назначен куратором университета. Окончательно покинув службу в 1802 г., Херасков жил в Москве, где и скончался 27 Сентября 1807 г.; погребен в Донском монастыре.
Выступив в печати в 1756 г., Херасков продолжал литературную свою деятельность до последних дней жизни, и количество им написанного чрезвычайно велико; последователь ложно-классических теорий, он пробовал свои силы во всех родах словесности: писал оды, басни, эпиграммы, песни, поэмы, трагедии, комедии, драмы, оперы, эпопеи, а также сказки, повести и даже «слезные» драмы. Произведения его доставили ему громкую славу, которой не пользовался до него ни один из наших писателей; но главным образом прославили его две эпические поэмы: «Россиада» (1779 г.) и «Владимир возрожденный» (1785 г.). При жизни Хераскову расточались похвалы, ему был как бы официально присвоен титул Poccийского Гомера и Виргилия; однако, он очень скоро сделался достоянием истории, но, по справедливым словам Дмитриева, следует признать, что Херасков, «честно и добросовестно поработал на писательском поприще, и история нашей литературы должна быть благодарна ему за многое». Херасков был человек очень деятельный, трудолюбивый, благожелательный, веселый и общительный; не лишенный некоторых странностей характера, он был, по своему времени, очень образован и горячо предан интересам литературы и пpocвeщeния, на ревностное служение которым и отдал всю свою долгую жизнь.

(С миниатюры, принадлежащей А. А. Львовой, в Москве)
Примечание: В современном написании Россияда — Россиада.

1746—1803, сын инженера-генерала-поручика Ильи Александровича Бибикова, начальника Тульского оружейного завода (ум. 6 апреля 1784 г.), от второго его брака с Варварой Никитичной Шишковой, был единокровный брат знаменитого Екатерининского деятеля и победителя Пугачева, Александра Ильича Бибикова (р. 1729 г., ум. 9 Апреля 1774 г.). Умерь Г. И. Бибиков в Москве 16 июня 1803 года, в чине генерал - майора, и похоронен в Московском Новодевичем монастыре. На памятнике его высечена следующая стихотворная эпитафия: «Сей хладный камень покрывает  Прах тленный одного из редких тех мужей, Каких Творец , как дар, на землю посылает  Для благоденствия, для радости людей. Геройство, тонкий ум, небесна добродетель, Чистейшей веры огнь в душе его горел; Супруг, отец и друг, несчастных благодетель  Искал он вечности, искал и приобрел. С его потерею все горести постигли  Супругу нежную и с ней двенадцать чад; Она с потоком слез сей памятник воздвигла. Дай, Боже, помощь им, лишенным всех отрад!» Гавриил Ильич Бибиков был женат на Екатерине Александровне Чебышевой (ум. 1 Сентября 1833 г.). Еще один портрет Г. И. Бибикова, в более молодых годах, в военной форме, не особенно хорошего письма, имеется в Москве у П. Д. Хрущова. (С миниатюры, принадлежащей Великому Князю Николаю Михайловичу)ГАВРИИЛ ИЛЬИЧ БИБИКОВ, 1746—1803, сын инженера-генерала-поручика Ильи Александровича Бибикова, начальника Тульского оружейного завода (ум. 6 апреля 1784 г.), от второго его брака с Варварой Никитичной Шишковой, был единокровный брат знаменитого Екатерининского деятеля и победителя Пугачева, Александра Ильича Бибикова (р. 1729 г., ум. 9 Апреля 1774 г.).
Умерь Г. И. Бибиков в Москве 16 июня 1803 года, в чине генерал — майора, и похоронен в Московском Новодевичем монастыре.
На памятнике его высечена следующая стихотворная эпитафия:

«Сей хладный камень покрывает 
Прах тленный одного из редких тех мужей,
Каких Творец , как дар, на землю посылает 
Для благоденствия, для радости людей.
Геройство, тонкий ум, небесна добродетель,
Чистейшей веры огнь в душе его горел;
Супруг, отец и друг, несчастных благодетель 
Искал он вечности, искал и приобрел.
С его потерею все горести постигли 
Супругу нежную и с ней двенадцать чад;
Она с потоком слез сей памятник воздвигла.
Дай, Боже, помощь им, лишенным всех отрад!»
Гавриил Ильич Бибиков был женат на Екатерине Александровне Чебышевой (ум. 1 Сентября 1833 г.).
Еще один портрет Г. И. Бибикова, в более молодых годах, в военной форме, не особенно хорошего письма, имеется в Москве у П. Д. Хрущова.

(С миниатюры, принадлежащей Великому Князю Николаю Михайловичу)

Усадьба Гребнево

Скудеет сокровищница русской архитектуры, развалинам и пепелищам нет конца и счета. Особенно незащищенной и хрупкой оказалась усадебная культура. «Чаще всего страдали дома, перестраивались, гибли. По подсчетам специалистов, их сохранилось не более одного процента», – с горечью отмечает искусствовед В.С. Турчин.
В пору своего наивысшего расцвета усадьба Гребнево могла соперничать с лучшими подмосковными имениями. Сегодня же на всем лежит печать разрухи и уныния, будто свершилось здесь недоброе предсказание или колдовство. Имение это кажется еще более загадочным, когда становится известной тесная связь членов масонского ордена Н.Н. Трубецкого, И. Шварца и М.М. Хераскова с его историей.
В окнах верхнего этажа главного дома сквозит небо, осыпается штукатурка и лепнина с его стен; растаяли, словно призраки, дремавшие на устоях боковых ворот сфинксы и львы; фруктовые сады и парки оделись в траур забвения. 16 лет угасания отделяют Гребнево от былого благополучия, когда здесь было многолюдно и радостно.
Усадьба Гребнево, парадные ворота въездаСело Гребнево на реке Любосивке (Любосеевке) с деревянной в нем церковью во имя Николая Чудотворца, построенной в 1585 г., находилось в «вотчине за Богданом Яковлевичем Бельским, что было прежде за Василием Федоровичем Воронцовым…», – из «Историко-статистического описания», составленного И.Ф. Токмаковым. С начала XVII в. и на протяжении полутора веков имением владели князья Трубецкие, с 1781 по 1811 гг. – генерал Г.И. Бибиков и его наследники, позднее – братья князья А.М. и С.М. Голицыны. Во второй половины XIX столетия поместье купил дворянин Ф.Ф. Пантелеев, затем – купцы 1-й гильдии М.И. и Ф.И. Кондрашевы, устроившие в усадьбе небольшое производство по выделке шелка. Последними владельцами перед Октябрьской революцией 1917 г. являлись купчиха А.М. Копцова, доктор Ф.Г. Гриневский.
Возникновение великолепного усадебного ансамбля (1780–1790-е), с разделением на несколько функциональных зон (жилая, церковная, хозяйственная и ландшафтная), связано с именем Г.И. Бибикова. 
Жилая часть состоит из господского дома и двух пар флигелей (одно- и двухэтажных), далеко отнесенных друг от друга и стоящих на кромке ошеломляющего по размерам курдонёра. Все постройки расположены по правилам строгой симметрии. Замыкают парадный двор ворота в виде триумфальной арки (1818–1819), поставленные взамен готических.
Главный дом, некогда кирпичный и оштукатуренный, с применением в обработке фасадов белого камня, выдержан в стиле зрелого классицизма. Основной трехэтажный объем здания, украшенный портиком коринфского ордера, соединен с двусветными павильонами, расположенными на продольной оси здания; вместо привычных колоннад – крытые галереи.
Двухэтажные флигели, первоначально имевшие хозяйственное назначение и псевдоготический декор, после реконструкции 1818–1819 гг. оделись в ампирный наряд.
Это следующие владельцы усадьбы – Голицыны – пытались искоренить романтический дух ложной готики, насаждая в своем имении строгий и благородный Impair. При Голицыных на церковном дворе рядом с сооруженной Бибиковым летней церковью во имя Гребневской иконы Божией Матери (1786–1791, архитектор И.И. Ветров) появился монументальный теплый храм, во имя Николая Чудотворца (1817–1823, архитекторы И.И. Ольделли и Н.И. Дерюгин).
Усадьба Гребнево, дворецОба храма принадлежат к эпохе расцвета русского классицизма, но если Гребневская церковь от самого подножия до венчающей ее фигуры ангела исполнена легкого изящества, то Никольская церковь – редкий для своего времени памятник «под звоном», подчеркнуто торжественна и наделена в меру массивными элементами декора.
Постройки хозяйственного двора сохранили ложноготическую декорацию. Им стилистически близка частично уцелевшая кирпичная ограда с живописными, в основном, руинированными башенками.
В Гребневе нет компактности и камерности, все подчинено обширным пространствам, во всем ощущается свобода и размах. Будь то огромный курдонер, украшенный встарь цветниками и вышпалерованными зелеными газонами, или громадный Барский пруд с системой протоков, каналов и шлюзов и восемью островами, два из которых казались настоящими материками. Большой остров вмещал регулярный парк с шестилучевой этуалью аллей в центре. Здесь же красовалась беседка, в которой хозяева и гости собирались на вечерние чаепития. Павильоны и мостики, в своих разнообразных ракурсах и сочетаниях рассчитанные на зеркальное отражение в воде, казались, в зависимости от времени года и суток, то эфемерными видениями, то чудесно нарисовавшейся явью. 
Гребневский парк, имевший рядом с домом регулярную и пейзажную части, еще хранит сложный орнамент, образованный пересечением аллей, в основном, липовых и березовых. Его английская часть, поддавшись чарам природы, постепенно превратилась в густой лесопарк. 
В архитектурном облике имения, кроме вышеупомянутых мастеров, оставили свой след архитекторы Д.И. Жилярди, С.В. Грязнов, И.Е. Толстой, Ф.К. Соколов, скульпторы Г.Т. Замараев и Т.Т. Рыбаков. В километре от имения М.Д. Быковский возвел больничный комплекс.
Усадьба Гребнево слыла очагом русской культуры, здесь жил и творил пасынок Н.Ю. Трубецкого – поэт и драматург М.М. Херасков, бывали Г.Р. Державин, Н.И. Новиков и В.А. Жуковский.
После 1919 г. в национализированной усадьбе размещался туберкулезный санаторий им. Семашко, затем Щелковский техникум электровакуумных приборов, подсобное хозяйство НИИ «Платан», Историко-культурный центр. После пожара 1991 г. вполне до того счастливая жизнь имения оборвалась, и Гребнево, обладающее уникальным архитектурным ансамблем, оказалось на грани гибели. Немалую тревогу и озабоченность вызывает и окружение поместья: новые микрорайоны Фрязина визуально вторгаются в исторический, веками складывавшийся ландшафт, вплотную подступают к границам парка.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

Усадьба Гребнево

Это одна из старейших подмосковных усадеб. Свыше полутора столетий она принадлежала Трубецким. С 1772 г. Гребневом владела А. Д. Трубецкая (по первому браку Хераскова, мать поэта).
Поэт Херасков, летние месяцы проводивший в Гребневе, «связал на долгие годы свою судьбу с Московским университетом. Он руководил студенческим театром, издавал при университете первые московские журналы — «Полезное увеселение» (1760—1762) и «Свободные часы» (1763). Лишь 1770— 1775-е годы Херасков провел в Петербурге. В 1778 г. он вернулся в Московский университет, заняв должность его куратора (попечителя).
Сблизившись в Петербурге с Н. И. Новиковым, Херасков содействует его переселению в Москву.
Видная роль, которую играл Херасков в университете, большое литературное имя — все это ставило его в первые ряды литературной жизни Москвы. Друг Н. М. Карамзина И. И. Дмитриев вспоминает, что «по кончине Сумарокова (1777 г.) Херасков считался у нас первым поэтом...

Молодые поэты вменяли себе в обязанность стараться получить доступ к нему и заслужить его внимание». У Хераскова часто устраивались большие литературные собрания, домашние спектакли, его московский дом являлся «сборищем людей образованных и поэтов».
Трубецкой принимал близкое участие в работе «Типографической компании», выполнил для ее изданий ряд переводов. Подобно Хераскову, ему присущ был тот же круг культурных интересов. Как рассказывают современники, у Трубецкого постоянно собирались профессора Московского университета, поэты, художники, музыканты, артисты, много внимания уделялось домашнему театру. В летние месяцы все это происходило в Гребневе.
В начале 1770-х годов Херасков начал работать над крупнейшим своим произведением — эпической поэмой «Россияда». В ней он стремился показать героизм воинов Ивана IV, покоряющих столицу татарского ханства Казань. Плод восьмилетнего труда, «Россияда» была закончена и издана в 1779 г. Можно думать, что многие строки поэмы родились в Гребневе: по свидетельству жены поэта, он «все свои сочинения начинал писать при начале весны».

Мощные суровые леса, темной сенью окружавшие Гребнево, местами открытые холмистые поляны в пышных узорах цветов, узенькая речка Любосеевка, огибавшая в низкой лощине усадьбу, — все здесь тишиной и покоем располагало к творческому труду. Поэтической достопримечательностью Гребнева некогда являлся прозрачный студеный ключ, бивший в парке. Г. Р. Державин, посещавший Гребнево, вспоминает о нем в стихотворении «Ключ», обращенном к Хераскову. Как бы «сравнивая этот родник с Кастальским источником на Парнасе, воде которого приписывалось свойство вызывать вдохновение, Г. Р. Державин пишет:

Сгорая стихотворства страстью,
К тебе я прихожу, ручей:
Завидую пиита счастью,
Вкусившего воды твоей.
Да, честь твоя пройдет все грады,
Как эхо с гор сквозь лес дремуч:
Творца бессмертной Россияды,
Священный Гребеневский ключ,
Поил водой ты стихотворства.

«Россияда» упрочила у современников поэтическую известность Хераскова. Описывая Москву накануне Отечественной войны 1812 г., П. А. Вяземский вспоминает: «Знаменитый творец «Россияды», патриарх московской словесности, доживал тогда, посреди друзей и почитателей, славу долголетнюю и безмятежную. Успехи цветущие и успехи расцветающие искали в его благосклонном добродушии и одобрения и поощрения».
В 1781 г. Гребнево перешло к жене Г. И. Бибикова. Этот генерал екатерининского времени, как рассказывает его внучка, «владел пятью тысячами душ крестьян в разных губерниях. Числа десятин обладаемой им земли он, вероятно, сам не знал: в то время считалось только число душ человеческих, т. е. мужских, в женщинах души не признавали».
При Г. И. Бибикове в Гребневе был создан архитектурный ансамбль усадьбы, дошедший с некоторыми изменениями до нашего времени.
Бибиковы по своим родственным связям занимали довольно видное место в дворянской среде. Брат владельца усадьбы, А. И. Бибиков, был крупным военным и государственным деятелем. Сестра Бибиковых, Екатерина Ильинична, вышла замуж в 1778 г. за великого русского полководца М. И. Кутузова. Выросшая в военной среде, она нередко сопровождала его в походах.

Сыновья Г. И. Бибикова — Павел (убит в русско-турецкой войне 1806—1812 гг.) и Дмитрий состояли при М. И. Кутузове адъютантами. Д. Г. Бибиков участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в Бородинском сражении потерял руку. Впоследствии он был киевским генерал-губернатором и описан Н. С. Лесковым в «Печерских антиках».
Представление о жизни Гребнева при Г. И. Бибикове дают рассказы его внучки Е. И. Раевской, которой посвящено не сколько стихотворений А. И. Полежаева: «Дом там был огромный, каменный, окруженный большими садами, среди которых выкопаны были огромные пруды с несколькими на них островами, а на островах также разбиты сады и выстроены беседки... Когда приезжали гости из соседства или из Москвы, тогда запрягали линейки, ездили всем обществом по широким дорожкам сада, на пароме переправлялись на острова и в беседке чай пили... У дедушки в селе Гребневе выстроен был в саду театр со сценой, кулисами и всякими приспособленными к ним декорациями. Тут играл оркестр из крепостных музыкантов; давались балеты, где фигурировали крепостные же танцовщицы, для обучения которых выписывались учителя музыки и балетмейстер». Знаменитый танцмейстер П. А. Иогель, выведенный Л. Н. Толстым в «Войне и мире», был приглашен из Франции Г. И. Бибиковым и начал свою работу в России с постановок балетов в Гребневе.

В свое время крепостной оркестр Г. И. Бибикова пользовался большой славой. Выдающийся русский ученый-агроном А. Т. Болотов пишет в своих «Записках»: «В особливости щеголял музыкою генерал Гаврило Ильич Бибиков». Дирижером этого оркестра был замечательный композитор Даниил Никитич Кашин, внесший большой вклад в русскую музыкальную культуру. В 1798 г. он получил вольную и смог широко развернуть свою творческую деятельность пианиста, дирижера, педагога, собирателя и пропагандиста русских народных песен. «Он подслушивал их и у ямщиков на большой дороге, и у русского мужика в поле, узнавал их в голосе Сандуновой», — писал современник о его сборнике «Русские народные песни». Богатейшие мелодии народных напевов питали творчество Кашина. Для него, вышедшего из недр народа, была дорога и близка его многовековая песенная культура — «он душою выражал звуки родные». Кашин написал несколько опер, увертюр. Широкое распространение в дни Отечественной войны 1812 г. имели его патриотические песни и гимны. Гребнево, свидетель детства и молодости этого выдающегося художника, является одним из интереснейших памятников музыкального Подмосковья.

Примечание: В современном написании Россияда — Россиада.

С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1962 с. 348-352


Посмотреть на ансамбль можно только с внешней стороны


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Гребнево

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Гребнево 55.947758, 38.093419 Усадьба Гребнево

Рубрика: Щелковский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: