Памятники Архитектуры Подмосковья

Колычево. Воскресенская церковь

Колычево. Воскресенская церковь
Воскресенская церковь в Колычево (Россия, Московская область, Домодедовский район, Колычево) 

В Воскресенской церкви, вознесённой на возвышенный берег Пахры, уже с дальних расстояний угадывается значительный архитектурный памятник конца XVIII в., манящий красочным многоцветием, и праздничным сиянием куполов.
Село — старинная родовая вотчина, основанная Фёдором Алексеевичем Колычевым. Оно впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича в 1406 г. под названием Колычевское.
В 1710 г. в селе (по сведениям И.Ф. Токмакова) упоминается каменный храм. В 1711 г. эти земли были вотчиной светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. В 1767 году Колычево замежевано в Подольский уезд за ведомством Дворцовой Канцелярии; в 1782 г. по указу императрицы Екатерины II на месте села основан город Никитск (в честь Никиты Борисовича Колычева) с примежеванием к нему особого уезда; в 1797 г. город Никитск по не ясному высочайшему волеизъявлению прекратил своё существование. Его короткая история, длинною всего в 15 лет не оставила нам даже остатков крепостных валов, а ведь они имели здесь место.






Воскресенский храм, которым мы любуемся сегодня, воздвигнут на средства прихожан в 1697 году. В конце XVIII столетия белокаменный четверик был разобран до уровня карниза алтарной апсиды, и перестроен в кирпиче. Вытянутый по высоте куб основания получил наружное декоративное убранство, имитирующее стилевые приёмы позднего московского барокко.
Каменный наряд, охватывающий боковой портал, устремляясь выше — валиком обрамляет шестигранный киот. Поднимаясь до окон второго света, он берёт их в рамочные наличники с боковыми колонками и дивными по рисунку оконными очелиями. Чем ближе к завершению стен, тем декор богаче и интенсивнее. Он достигает своего апогея в широком фризе, с резными изящными раковинами в «фальшивых» закомарах.
Ампирная двухпридельная трапезная палата была поставлена в 1834 г.; эклектичная, перегруженная деталями колокольня — в 1873 г.
В ходе недавних ремонтно-восстановительных работ декоративные элементы храма были окрашены суриком и умброй. И без того красивый памятник получил сказочное убранство. Храм действующий.

Наталья Бондарева


Г.А. Наумова «Прогулки в окрестностях Горок». М., 2006

Село Колычёво и город Никитск

Если продолжить наше путешествие дальше, вниз по течению р. Пахры, то мы заметим, что она поворачивает на северо-восток. Её крутой левый берег становится пологим и с него вдали открывается прекрасный вид на высокую колокольню Колычёвской церкви. «Между с. Пахриным и расположенным в 5 верстах ниже от него с. Колычевым (до 400 жителей) Пахра течет между известняковыми стенами. Это Колычево, вместе со смежной дер. Шестовой было, в 1781 г., обращено в город под именем Никитска»80. Эти сведения можно прочитать в «Настольной и дорожной книжке для русских людей» за 1899 год. 

Подробное описание Никитского уезда любознательный путешественник может найти в книге «Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами», где записано: «город Никитск окружается со всех сторон полями и ровными местами, а к восточной стороне небольшими овражками; расположен по обе стороны р. Пахры, на коей находится плотовый перевоз»81. Город основан по повелению императрицы Екатерины II «на поднесенный Московской губернии план октября в 5 день 1781 г. к удобнейшему правлению, доставлению жителям ближайшего суда и расправы и споспешествованию их блага, на основании изданного устроения вновь губерний в 7 день ноября 1775 г. учреждения удостоен имени, прав и преимуществ города». Герб Никитска представлял из себя щит, в верхней части которого находился герб Московский, а в нижней — в желтом поле три белых камня, положенные два вместе, а третий наверху, что свидетельствовало о наличии в городе и уезде каменоломен. Достойных внимания зданий в городе не было, кроме каменной пятиглавой церкви и колокольни, сооруженной из белого камня. Имелись также казенные строения: дом для присутственных мест, в котором размещались уездный суд, дворянская опека, нижний земский суд, городническое правление, уездное казначейство, городовой магистрат, сиротский и словесный суд; народное училище, винный магазин, питейный дом, харчевня, кузница. Население состояло из людей разного звания: «купечества 1, 2 и 3 гильдии 50, а объявленного от них капиталу 10021 руб., мещан 30, священно и церковнослужителей 6, разночинцев 101, крестьян живущих в самом городе 84, а в д. Шестовой 96 душ, а всех с находящимися при должностях дворянами и приказнослужителями 747 человек»83. Из списков видно, что в самом городе проживало только две дворянские семьи — секунд-майора И.И. Васильева и барина Н.О. Соловьева, который по избранию занимал должность заседателя в уездном суде. Часть жителей занималась хлебопашеством, а большая участвовала «в ломке и приготовлении» белого камня, который отвозили для продажи в Москву и другие соседние места в большом количестве, а также «упражнялись» в кладке каменных зданий в Москве, Петербурге и других городах.

Обычных торгов в городе Никитске не было – все необходимое привозили из Москвы, кроме овощей: капусты, редьки, моркови и прочих, которые выращивали в своих огородах. Ярмарка проводилась на Троицын день (Пятидесятница — один из православных праздников, отмечаемый на 50-й день от Пасхи, посвященный сошествию Святого Духа на апостолов. К особенностям этого праздника относится то, что в этот праздник храмы, равно как и дома верующих, украшаются деревьями, травами и цветами). В этот день приезжали жители из близлежащих селений и торговали разными крестьянскими изделиями.

Кроме городской ярмарки, в самом уезде торги устраивались ежегодно 8 сентября в большом старинном селе Верхнем Мячкове, где купцы из Москвы и других городов продавали шелковые, бумажные ткани и прочие мелочные товары, а местное крестьянство – свои рукоделия. В с. Ильинском — 20 июля, куда съезжались из разных городов купцы и мещане с разным мелочным товаром, а крестьяне со своими изделиями.

В Никитском уезде на тот период было 72 села, 71 сельцо и 168 деревень и в них проживало крестьян мужского пола 28191 и 28560 женского пола. Предводителями дворянства в разные годы были представители известных родов и фамилий: граф Д.М. Матюшкин (1782—1785 гг.), князь И.С. Гагарин (1785—1788 гг.), А.А. Лопухин (1788—1791 гг.) и другие. Среди дворян уезда значились – княгиня А.Ф. Белосельская., вдова, владевшая 116 душами крестьян в сельце Ивахнине; генерал-аншеф граф А.Г. Орлов-Чесменский, русский военный и государственный деятель.( Фото № 44) За победы у Наварина и в Чесменском бою в 1770 г. получил право присоединить к своей фамилии наименование Чесменский84. Он имел обширные владения – с. Остров с деревнями Ирининское, Слобода, Мильково, Катино, Зябликово, Орлово, Андреевское, Богдановка и Прудищи, где проживало 3240 крепостных, здесь была выведена новая порода лошадей путём скрещивания арабской и фрисландской пород – так называемые орловские рысаки; М.А. Спасителева, вдова, проживавшая в сельце Горки и владевшая 64 душами мужского пола; генерал-аншеф граф И.П. Салтыков, военный губернатор Москвы (1794 – 1804 гг.) в селе Петровском имевший 602 души и т.д. 

Главными промыслами и занятиями жителей уезда было хлебопашество, ломка белого камня, жжение извести, коневодство. Среди крестьян было распространено отходничество на заработки. В результате накопления первоначального капитала происходило превращение части зажиточных крестьян в предпринимателей. Ещё в 1757 г. крестьянин с. Колычёва Иван Кузьмич Смирнов просил разрешение на строительство в Москве и Петербурге фабрик замши, на организацию и строительство которых он мог использовать до 4000 рублей86. За годы существования Никитского уезда в купечество из крестьянского сословия записалось шесть человек87. Помимо этого, крестьяне занимались извозом в Москве и отъезжали в места, «откуда привозят разные товары в Москву и на другие ярмарки, а от частого обращения по городам расторопны, учтивы и неглупы, а по хорошему и сухому местоположению, здоровы, росту среднего, а женщины лицом недурны, и занимаются летом в сажении в огородах и собирании грибов и ягод, которые продавая, получают немалую прибыль; а зимою, как и везде обыкновенно, прядут лен и шерсть и ткут для домашнего обихода и на продажу холстину и сукно»88. Крестьяне носили обыкновенную одежду: серые и черные кафтаны из домотканого сукна, шерстяные балахоны из овечьей и коровьей шерсти, а зимой овчиные шубы. Из обуви – кожаные коты (женские полусапожки или ботинки, башмаки с высокими передами, с алой суконной оторочкой), сапоги, а кто победнее – лапти. Женщины также имели крашеные телогрейки, а побогаче – китайчатые нагольные шубы. «Избы были самые обыкновенные, без труб, с двумя небольшими волоковыми окошками (оконце или проем четверти в полторы в крестьянской избе с волоком, задвижным изнутри ставнем для выпуска дыма) и одним красным, покрытые соломой, а те, которые при дорогах – дранью».

Город находился в стороне от больших дорог и водных путей, поэтому не развивался и зачах. В 1794 г. Никитск перестал существовать как уездный город и был превращен в заштатный. В таком качестве он просуществовал до 1802 г. Указ Сената гласил: «Заштатный город Никитск по бедности обывателей его, дабы не обременять их содержанием ратуши и прочими повинностями, обратить по-прежнему в казенное селение, позволив купцам и мещанам, буде они пожелают, переписаться в другие города».

Церковь в честь Воскресения Христова в с. Колычеве существовала уже в ХVII в. Она была деревянной. В «Историко-статистическом и археологическом описании села Колычева» автор И.Ф. Токмаков писал: «Каменный храм в честь Воскресения Христова в с. Колычеве построен прихожанами в 1697 г.; в 1834 г. пристроена к нему трапезная теплая церковь с двумя приделами: по правую — во имя Всемилостивого Спаса, а по левую, — в честь Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных». (Архистратиг – архангел Михаил – предводитель небесного воинства в его борьбе с сатаной, с тёмными силами зла. Архангел Михаил почитался на Руси как самый верный помощник в ратных делах). В 1873 г. 26 августа была освящена новая каменная колокольня. Средства на строительство колокольни были пожертвованы вдовой священника этой церкви А.А. Афанасьева, Ольгой Степановной (4.433 р.), московским купцом Д.Ф. Баклышовым (2000 р.). Московские купцы братья Правоторовы безвозмездно отпустили 100 бочек извести. В 1885 г. приходской священник А.Ф. Малинин написал прошение в Московскую Епархию с просьбой о разрешении ему в небольшом каменном холодном доме при церкви обучать детей грамоте. Но когда в 1886 г. школа была объявлена открытой, то был такой наплыв детей (80 человек), что и половину их некуда было поместить. И только благодаря заботам попечительницы, потомственной почетной гражданки М.Я. Мещериной, владелицы имения Дугина, взявшей на себя расходы, школа , временно , была открыта в наемном крестьянском доме.

С 1895 г. школа помещалась в собственном здании, с квартирою для учителя. Помещение было вместительным и светлым. Долгие годы в этой школе проработала учительницей Н.А. Смирнова. Наталья Алексеевна приехала в с. Колычево юной девушкой, после «окончания двенадцатиклассной гимназии и имела право работать учительницей и домашней гувернанткой. Она подружилась с семьей Мещериных, особенно с Николаем Васильевичем, художником, часто бывала в их доме. Смирнова Н.А. воспитала и обучила не одно поколение крестьянских ребятишек. 

В 1900 г. обветшавший иконостас в теплом Храме, в пределе в честь Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, был заменен новым, который был устроен на средства частью церковные, а в основном на благотворительные, из которых наиболее крупными жертвователями были упомянутая уже М.Я. Мещерина и крестьянин д. Жеребятьевой С.П. Пчелкин.

К достопримечательностям храма, свидетельствовавшим о его древностях, принадлежали резное изображение Спасителя, сидящего в темнице, и икона Святой Мученицы Анисии, которая была перенесена в колычевскую церковь с другими иконами во время уничтожения приписного храма в с. Лукине94. В начале 1990-х гг. ХХ в. церковь была вновь освящена и начались восстановительные работы.

По данным земской статистики на рубеже ХIХ-ХХ вв. в с. Колычево проживало 197 жителей, в нем была церковно-приходская школа и находился сотский (крестьянин, выбиравшийся сельским сходом для выполнения общественных обязанностей, надзора за порядком), а в д. Шестово – 194 человек.

Между с. Колычевым и д. Шестовой ходил паром, владельцами которого были несколько поколений семьи крестьян Чуркиных. Богатые крестьяне Ильевцевы имели небольшой кустарный канительный цех (канительный промысел – канитель золотая, серебряная или мишурная трубчатая витушка для золотошвейных работ; вначале ее тянут, потом плющат, затем навивают). Крестьяне, а в основном это были женщины, занимались набивкой папиросных гильз табаком. Братья Аксеновы содержали чайную. Также в селе было два магазина, казенная винная лавка. 

С. Колычево с храмом Воскресения Христова неоднократно изображали на своих полотнах московские художники — частые гости имения Дугина Н.В. Мещерина.

Литература:
Г.А. Наумова «Прогулки в окрестностях Горок». М., 2006, с. 40-43


icon-car.pngFullscreen-Logo
Воскресенская церковь в Колычево

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Воскресенская церковь в Колычево 55.493467, 37.859144 Воскресенская церковь в Колычево

 

Рубрика: Домодедовский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: