Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Константиново

Усадьба Константиново
Усадьба Константиново (Россия, Московская область, Домодедовский район, посёлок племсовхоза Константиново)

Зачастую ориентирами искусно «завуалированных» усадеб служат стройные вертикали колоколен или пучки луковиц-куполов. Неизвестный зодчий расположил усадебный дом Констатиново на высоком береговом откосе и любовно окружил его зеленью. Дом, щедро задрапированный в трепещущую листву, не просматривается с центральных улиц посёлка, густо разросшегося за последнее время. Маяком старинного имения служит церковь Смоленской иконы Божией Матери, удалённая от него почти на километр, и связанная с центром бывшего поместья длинной аллеей.
Скромный по размерам храм строился в 1670-х гг. на средства князя Ю.И. Ромодановского. После реконструкции в 1825—1827 гг. Смоленская церковь получила черты ампира. Над основанием возвели купольную ротонду (разобрана в советское время), расширили приделы и алтарь, растесали оконные проёмы. Новая колокольня, безупречных пропорций, встала на месте своей предшественницы. 





Перепрофилированная культовая постройка оказалась в числе сооружений местной фабрики игрушек. В 2004 году над куполом искалеченной звонницы водрузили крест, а это свидетельствует о том, что в храм вернулись верующие.
Усадьба Константиново фото 1920-х гг.Владельцами Константиново (Константиновского) на разных этапах его существования были: с середины XVII в. по начало XVIII в. — вотчинники Ромодановские, во второй половине XVIII столетия Е.И. Головкина, в начале XIX в. — Р.Е. Татищев, ещё через полвека — Л.И. Похвиснев, позднее Решетовы. В 1882 г. имение перешло к С.А. Пржевальскому, у которого нередко гостил его брат — известный путешественник и исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский. Последний хозяин усадьбы — Д.Н. Загоскин.
Дом, стилистически принадлежащий empire, построили в 20-х гг. XIX столетия. Кирпичный, одноэтажный, на белокаменных сводчатых подвалах, с боковыми антресолями и мезонином над средней частью, он при лапидарной отделке фасадов необычайно монументален и выразителен. Подлинным украшением дома является тосканская колоннада со стороны парка, несущая протяжённый, во всю ширину мезонина балкон. На торцевых фасадах средние части чуть приподняты по высоте и акцентированы фронтонами.
Окрашенный в нежно-голубой цвет, с белёными декоративными деталями, бывший дом Похвисневых поддерживается в более или менее приличном состоянии, и на это есть свои причины... Церковь и господский дом — это всё, что «мы смогли уберечь для потомков» к началу XXI столетия от обширного усадебного комплекса. В начале 1990 — х гг. здешние вандалы расправились с восьмиколонной дорической беседкой-миловидой.
Парк, распланированный когда-то на регулярную и пейзажную части, — частично вырублен, завален стихийными свалками, застроен домами и гаражами. Огромные каскадные пруды, устроенные на реке Рожаи составляют гордость ландшафтного окружения усадьбы. Из двух водоёмов особенно восхищает большой, просторная гладь которого преследует вас на протяжении всего пути от дома к храму.

Наталья Бондарева 

  • Смоленская церковь
  • Усадебный дом
  • Парк с прудами
  • Подъездная аллея

Усадьба Константиново

К усадьбе Константиново, что на реке Рожайке нелегко подобраться со стороны регулярного парка, хотя аллея огромных лип к югу от дома сильно постарела. И обширные пространства старого сада расчищены под футбольное поле и коробку-каток, а ближе к обрыву застроены частными домами и засажена огородами, преграждающими путь к имению. И кому теперь есть дело до этого «вертограда», такого светлого и радостного в летнюю пору, закрывающего землю сотканными в зеленый палантин миллионами ветвей, трепещущих от легких прикосновений ветерка и пронизанных косыми лучами радужного света? Вековой сад все же выстоял, а выстоит ли старый помещичий дом, что примостился у дамбы между двумя копаными прудами? 
Многое изменилось в поместье с приходом советской власти. Только в преданиях жива память о двухэтажном ампирном павильоне с четырехколонным портиком, увитым тонкими стеблями дикого винограда и плюща; о мостике, изящной аркой переброшенном через водный поток; колонных беседках и просторном хозяйственном дворе, стилем похожим на господский дом.
Владельцами Константинова (Константиновского) в разное время были: с середины XVII до начала XVIII в. – вотчинники Ромодановские, во второй половине XVIII столетия Е.И. Головкина, в начале XIX в. — Р.Е. Татищев, еще через полвека — Л.И. Похвиснев, позднее Решетовы. В 1882 г. имение перешло к С.А. Пржевальской. Ее муж, известный московский адвокат, нередко принимал в своей подмосковной родного брата — прославленного путешественника и исследователя Центральной Азии Н.М. Пржевальского. Последним хозяином усадьбы до Октябрьской революции 1917 г. был Д.Н. Загоскин.
Дом в стиле ампир построили в 20–х гг. XIX столетия. Кирпичный, одноэтажный, на белокаменных сводчатых подвалах, с боковыми антресолями и мезонином над средней частью, он при лапидарной отделке фасадов был необычайно монументален и выразителен.
Подлинным украшением постройки являлась тосканская колоннада со стороны парка, несущая протянувшийся во всю ширину мезонина балкон. На торцевых фасадах средние части были чуть приподняты по высоте и акцентированы фронтонами.
Окрашенный в нежно-голубой цвет, с белеными декоративными деталями, дом в последние годы не оставался без внимания, но утраты его отдельных архитектурных элементов налицо: со стороны двора исчезли легкие металлические козырьки на кованных воздушно-узорчатых кронштейнах над входами, утрачено ажурное ограждение террасы и пр. 
Церковь и господский дом — это все, что к началу XXI столетия сохранилось для потомков из большого усадебного комплекса в Константинове. Флигели и службы исчезли в середине XX в.; несколькими десятилетиями ранее были уничтожены так называемые парковые затеи и декоративная скульптура. В начале 1990–х гг. была разрушена последняя из «прелестных деталей парка» восьмиколонная дорическая беседка-миловида.

Огромные каскадные пруды
стоят зеркáлами литыми,
и чаши недвижимой воды
совсем казались бы пустыми,
но в них отразились сады.
И. Бунин

Пруды на реке Рожайке — краса и гордость ландшафтного окружения усадьбы. Из двух водоемов особенно восхищает большой, просторная гладь которого преследует вас на протяжении всего пути от дома к храму.
Вотчинная Смоленская церковь, построенная в 1670–х гг., в 1820–х гг. получила ампирный облик. В советское время сильно обезображенный храм стал часть местной фабрики игрушек. В начале 2000–х гг. началось его восстановление. К 2006 г. церковь отремонтировали и ныне она действует. А вот дальнейшая судьба усадьбы неясна.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

А.Н. Греч «Венок усадьбам»

Константиново

Некогда земли по берегам речки Рожай составляли обширные владения князя Ромодановского, знатного боярина, замещавшего в делах управления царя Петра, боярина, сохранившего, несмотря на реформы, и бороду свою, и длиннополый русский кафтан. Среди деревень и сел, пустошей стоял здесь неподалеку старинный, теперь давно не существующий уже городок Никитск; проходили здесь дороги в приокские села и дальше в приволжские и донские степи. Вдоль дорог вырастали цепи перелесков; на них вырастали не раз сменявшиеся березы, раскачивающиеся под порывами ветра, подымающего клубы пыли с проселков дорог... Потом позднее земли разделились; на опушках лесов, над прудами и реками возникли дома с колоннами, окруженные липами и кленами парков, спрятанные жимолостью и боярышником, благоухающими яблоневыми садами.

Шесть колонн тосканского ордера, над ним мезонин с треугольным фронтоном. Под портиком терраса с далеким видом. Внизу под откосом — луг, слева — один из спадающих террасами прудов, осененный ивами, за ним деревенские дома и ампирная розовая церковь с колокольней. Дальше за рекой песчаный подъем, дорога, вступающая в дальний лес. Субботними вечерами здесь показывалась вереница экипажей, привозившая гостей с московским поездом. Подняв облако пыли над степью, по обрыву лошади тихо съезжали. Их встречали на другой каменной террасе, тянущейся вдоль всего дворового фасада дома с нависающим над ним балконом мезонина. Слышнее цоканье копыт, и вот за поворотом показываются лошади тройкой, осаживаемые у крыльца натянутыми вожжами кучера в традиционной шапке с павлиньими перьями. Старый дом в Константинове был построен, по-видимому, Похвисневыми в 20-х годах XIX века; на одной из колонн зала сохранилась кем-то написанная карандашом дата — 1826 год. Дворовый фасад с террасой и балконом разнообразят два подъезда со стальными зонтиками по краям и окна с полуциркульными завершениями. Дорога, усыпанная песком, обегала вокруг газона с клумбами нежно-розовых гвоздик Malmaison и беломраморной фигурой Помоны в центре. Чудесные цветники были разбиты и с боковой, западной стороны дома, где, как на картинах Манэ, цветы в клумбах и рабатках, стриженая трава и листва деревьев создавали на солнце звучные и вибрирующие красочные симфонии.

В углу сада в тени кленов стоит круглая беседка-ротонда под куполом на ступенчатом основании; по белокаменным столбам ложатся сине-лиловые тени. Традиционная беседка эта — прелестная деталь старинного парка; собственно парк примыкает к другой, восточной стороне дома. Здесь перекрещиваются узкие липовые аллеи, отбрасывая на лужайки куртин тени своих высоких тонких стволов; другие дорожки произвольно проложены в чаще кустов; около одной из аллей монумент — на ступенчатом основании плоский каменный треугольник; нет надписей, нет скульптуры — только мох покрывает белый камень и в швах кладки прорастает трава; травой забвения поросло и предание об этом памятнике. Не то похоронена здесь цыганка, не то зарыта любимая собака... В конце парка вал и ров — здесь снова, роняя сухие листки, раскачиваются ветви берез. На холме между ними стильная березовая беседка; стелется по ветру золотистая рожь, мелькнет синева васильков; в голубоватой дымке дальний лес... Около дома парк перерезает дорога. Здесь стоят хозяйственные постройки, тоже старые, ампирные, и на овальном лугу, замкнутом густыми кустами сирени, снова старинное здание — двухэтажный павильон с четырехколонным портиком, уютно и интимно спрятавшийся в зелени, обвитый плющом и диким виноградом. Здесь рядом пруд, где по вечерам задают концерты лягушки, прекрасный арочный мост через проток, и на той стороне плодовый сад и оранжереи, обведенные кругом аллеей все тех же берез.

Константинове внешне сохранило нетронутой свою старину. Но внутри дома почти не было уже старой обстановки. Главный зал во всю ширину дома, сдвинутый влево с оси его, нарядно разделяли четыре колонны коринфского ордера на две части — столовую и гостиную. Только между столбами колонн остались прелестные [нрзб.]белые обои с цветочками начала прошлого века и стильная бронзовая люстра обручем. Слева шли передняя с лестницей, проходная, узкая диванная во вкусе 50-х годов, устроенная под нависающим маршем лестницы, и угловая с книжными шкафами красного дерева, роялем и старомодными креслами. Здесь протекали вечера в чтении и музыке. По другую сторону зала — боскетная со старинным фарфором на этажерках и полочках, кабинет с какой-то пожелтевшей итальянской картиной, буфетная, комнаты для приезжающих. Наверху, в мезонине — спальни. Новые вещи, новый быт заполнили опустелые комнаты. Традиционная гостеприимная московская жизнь окончилась здесь, как и везде, в 1917 году. С тех пор увезли обстановку, поломали архитектуру, разрушили цветники, порубили парк. Все так же только шумят над курганами вековые березы, и думается, в зеленом шуме этом — глубокая и успокоенная мудрость вечности...

Усадьба Константиново

Константиново. Бывшая усадьба под тем же названием возникла на месте старинной вотчины князей Ромодановских, владевших ею с середины XVII в. до начала XVIII в. Во второй половине XIX в. ею владели Пржевальские. Здесь у своего брата подолгу жил известный путешественник Н. М. Пржевальский. От усадебного комплекса сохранился бывший барский дом, который стоит на высоком берегу р. Рожая. Планировка усадьбы лишена симметрии. Сохранилась полуразрушенная ротонда, которая находится в северо-западной части усадьбы. Она обсажена таволгой дубровколистной (высота до 2 м). Парк, окаймленный длинным прудом, по характеру планировки делится на регулярный и пейзажный. В парке сохранилось 12 интродуцентов и 10 видов местной флоры. В ассортименте явно преобладают лиственные породы. Из хвойных интродуцентов имеется старая с давно срубленной верхушкой ель Энгельмана и несколько суховершинных лиственниц европейских в возрасте более ста лет (высота 28 м, диаметр ствола 61 см). Из лиственных встречаются единичные экземпляры белого тополя в возрасте более 150 лет (высота 32 м, диаметр ствола 70 см). Много цветущих и плодоносящих кустарников: рябинник рябинолистный (высота 1,8 м), сирень обыкновенная (высота 3 м), кизильник блестящий (высота 3 м) и др. Местная флора представлена в аллеях липой мелколистной (высота 30 м, диаметр ствола 50 см), дубом черешчатым (высота 30 м, диаметр ствола 80 см), ивой волчниковой (высота 8 м, диаметр ствола 15 см) и белой (высота 37 м, диаметр ствола 80 см), ясенем обыкновенным (высота 20 м, диаметр ствола 28 см).
В заключение можно отметить, что по видовому составу насаждения особой ценности не представляют. Данный парк может иметь местное значение для организации отдыха сельских жителей.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Константиново

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Константиново 55.438302, 37.712202 Усадьба Константиново

 

Рубрика: Домодедовский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: