Мирожский монастырь (Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная, 2)
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
- Режим работы: с 11.00 до 18.00, кроме понедельника
Последний вторник месяца — санитарный день (выходной)- Телефон: 8 (8112) 56-7302
- Экскурсионные группы принимаются по предварительной заявке (25 человек, включая групповода)
- Собор открыт при благоприятных погодных условиях
«Спасо-Мирожский монастырь, 3 класса, в Пскове, на устье реки Мирожи. В 1156 году преподобным Нифонтом, епископом Новгородским, была устроена здесь церковь во имя Преображения Господня, которая сохранилась и доныне. В восьмидесятых годах прошлого столетия под штукатуркой храма открыты фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляют замечательную археологическую редкость на Руси, как памятник древне-русского искусства. В 1902 году окончены были работы по реставрации их, и теперь Мирожский хpaм с его драгоценными фресками вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси. В обители покоятся: первый игумен монастыря Авраамий, скончавшийся в 1158 году, и игумен Василий, убитый Ливонскими немцами в 1299 году. Здесь же находится чудотворная Мирожская икона Знамения Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1198 году и особенно прославившаяся в 1567 году чудесным излиянием слез и многочисленными исцелениями от свирепствовавшего тогда морового поветрия.
Описание Мирожского монастыря
Богоматерь на этой святой иконе изображена во весь рост стоящею с воздетыми руками и с предстоящими ей святыми князьями Довмонтом Псковским и его супругой Марией Дмитриевной, начертанными на иконе уже после ее явления; празднование в честь ее совершается 24 сентября. В монастыре также хранятся древние иконы: святого Александра Свирского, святителя Николая и святого Нифонта, а также и чаша святого Нифонта, вырезанная из дерева. Во время осады Пскова Стефаном Баторием монастырь служил укрепленным пунктом, откуда поляки штурмовали город. Ежегодно 6 августа из городского собора сюда совершается крестный ход» — С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.
Литература:
С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995
План-схема обители
- Спасский Собор
- Церковь св. Стефана
- Колокольня
- Братский корпус
- Настоятельский корпус
- Администрация музея
- Стены ограды
- Святые врата
Из научных источников: Мирожский монастырь
«От Николы Каменноградского улица Розы Люксембург идет к реке Великой. Дойдя до реки и повернув направо, мы увидим Мирожский монастырь. Он расположен на берегу Великой у впадения в нее речки Мирожи. Когда-то это была небольшая, но полноводная река, теперь это ручей, через который переброшены деревянные мостки.
В монастырь можно пройти либо через северные (под колокольней), либо через южные ворота. Мирожский монастырь был основан в XII веке, а по мнению Л. А. Творогова, еще в XI веке.
Он был не только древнейшим и одним из богатейших псковских монастырей, но и важным культурным центром. Как показали исследования Л. А. Творогова, именно здесь был сделан тот список «Слова о полку Игореве», который в конце XVIII века попал в руки А. И. Мусина-Пушкина, который и познакомил нас с величайшим произведением древнерусской литературы.
Монастырские постройки возводились в течение нескольких веков. Древнейшая из них — Спасо-Преображенскийсобор, построенный на средства и по инициативе новгородского архиепископа Нифонта в середине XII века. Собор сложен из чередующихся слоев плинфы и местного известняка. Внутри храма на стене алтаря и между алтарем и диаконником обнажена часть древней кладки, видно чередование слоев плинфы и камня.
На плинфе можно различить знаки, сделанные древними мастерами, — четырехконечные и восьмиконечные кресты. По своему архитектурному типу собор отличается от всех построек не только в Пскове, но и вообще в Древней Руси. Его аналогом является лишь церковь Климента в Старой Ладоге, построенная тем же Нифонтом. По-видимому, Нифонт, грек родом, пожелал соорудить на Руси храмы по византийскому образцу: подобного типа храмы были распространены в восточной части Византийской империи.
В постройке Спасо-Преображенского собора, вероятно, принимали участие зодчие греки. Нижняя часть храма по своему плану близка к квадрату, а верх его первоначально имел форму креста. Этот крест создавался тем, что боковые апсиды наполовину ниже центральной, а на западе им соответствовали пониженные северный и южный углы здания. Продольный неф и трансепт возвышались над квадратным основанием храма, образуя равноконечный крест. Массивный барабан и купол стоят над перекрестьем нефов. Арки на западной части северной и южной стен показывают, какой была здесь первоначальная высота стен. Уже в конце XII века углы храма надстроили до высоты основных сводов.
В XVI веке собор получил западный притвор и звонницу, в XVII веке в северной и южной стене были пробиты широкие окна и двери. Сейчас собор значительно ниже, чем был первоначально, так как уровень земли вокруг него поднялся. Чтобы войти внутрь храма, надо спуститься по лестнице. Внутри храма хорошо виден его крестообразный план: надстроенные верхние углы не открываются в его основное помещение. Все стены собора покрыты фресками.
Спасо-Преображенский собор был расписан в середине пятидесятых годов XII века. Во время осады Пскова Баторием фрески были повреждены, их покрыли штукатуркой и побелили, постепенно их существование забылось. Они были обнаружены случайно во время ремонта храма в 1858 году. В 1889-1893 годах была снята покрывавшая фрески штукатурка, а в 1899—1901 годах артелью Сафонова была произведена неудачная реставрация. Древние фрески были снова закрыты. Их расчистка началась уже после Октябрьской революции.
В 1927-1929 годах была раскрыта приблизительно одна шестая часть всей стенописи; от сафоновской записи были освобождены композиции «Сретенье», «Распятие», «Оплакивание Христа» и некоторые другие. В 1969 году реставрационные работы возобновились.
Система росписи, сюжеты фресок, их композиция отличаются от других известных фресковых росписей Древней Руси. М. Н. Соболева отмечает использование в мирожских фресках апокрифических источников и их близость раннехристианской художественной традиции. Наиболее известна в искусствоведческой литературе композиция «Оплакивание Христа» (в люнете северной стены). Склонившиеся над телом Христа фигуры Богоматери и апостолов выражают глубокую скорбь. Голгофа и крест в верхней части фрески — символ жертвы и смерти Христа— связывают воедино композицию фрески с линией свода над нею. После гибели во время Великой Отечественной войны большей части фресок церкви Спаса на Нередице мирожская стенопись осталась единственной по полноте и богатству фресковой росписью XII века.
Напротив Спасо-Преображенского собора на монастырском дворе сохранился дом настоятеля, построенный в XVIII веке, деревянный, на каменном подклете. Северная часть двора замыкается группой построек. Древнейшая из них — церковь святого Стефана—стоит на самом берегу Великой. Летопись датирует ее постройку 1546 годом, однако архитектура храма полностью принадлежит XVII веку, так что следует предположить, что в конце этого столетия Стефаниевская церковь была построена заново. Дошедший до нас храм — московской архитектуры, с большими светлыми окнами, нарядным узором на фасадах и тремя почти незаметными апсидами. По внешнему виду он мало отличается от гражданских построек. Под церковной трапезной — северные ворота в монастырь, восстановленные в 1945 году, рядом с ними колокольня, построенная в конце XIX века, за нею монашеские кельи (конец XVIII века). С запада, юга и востока территорию монастыря первоначально окружал бревенчатый тын, замененный в 1799—1805 годах каменной стеной» — «По древнерусским городам».
Литература:
По древнерусским городам (Новгород, Старая Русса, Псков, Старый Изборск), М., Профиздат, 1983 г.