Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411
  • Режим работы: ежедневно, кроме понедельника и вторника,
    с 10.30 до 17.00 – летом,
    с 10.30 до 16.00 – зимой (с 15 сентября по 15 мая)
  • Телефон/факс: +7 (812) 432-0828 (для справок), +7 (812) 432-0834 (научный отдел)
  • E-mail: penates@nimrah.ru

Как добраться?

  • На автомобиле: из Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе по указателям
  • Общественным транспортом: э/п от Финлянского вокзала до ст. «Репино», от ст.м. «Черная речка»: авт. №211, м/т№400

Сохранились: дом И.Е. Репина, башенка Шехерезады, беседка храм Озириса и Изиды, артезианский колодец, могила И.Е. Репина, пруды, парк

Красота северного побережья Финского залива необыкновенно притягательна, не зря же его облюбовали представители творческой интеллигенции (писатели, музыканты, художники, актеры), построившие здесь свои уютные дачи, или снимавшие в наем дома в сезон отпусков… но музеефицирована лишь одна усадьба, один единственный дом – Ильи Ефимовича Репина.

История усадьбы И.Е. Репина «Пенаты»

Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899 г. Он бывал здесь наездами, и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г.).
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага,в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним пристанищем — под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром.
1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Вторая жена художника — Наталия Борисовна Нордман (1863-1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.

Она писала в завещании: «…дом ни в коем случае не должен быть обитаем. Картины и все те вещи, которые по усмотрению моих душеприказчиков могут служить выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича, а так же и моих должны быть оставлены на своих местах с целью придать домику вид музея и сохранить в нем отпечаток личности художника». Сам художник в 1916 году внес «лепту» в размере около 30000 рублей на счет Академии на содержание будущего музея.

Архивные фотографии усадьбы Пенаты

Фото из книги Е. Травиной «Комарово и Репино. Келломяки и Куоккала. Дачная жизнь сто лет назад», СПб, 2014

  1. Пенаты. И.Е. Репин в кабинете за работой
  2. Федор Шаляпин позирует Репину, 1914
  3. В зимней мастерской Пенат
  4. Репин в зимней мастерской Пенат
  5. И.Е. Репин и Н.Б. Нордмаг-Северова среди гостей у беседки «Башенка Шехерезады» в парке Пенат, 1912 г.
  6. В парке Пенат 27 мая 1905 года: И.Е. Репин, В.В. Стасов, Л.Н. Андреев, М. Горький, И.Р. Тарханов, Л.Н. Яковлева, А.м. Андреева, М.Ф. Андреева, Е.П. Тарханова-Антокольская, А.Н. Шабанова, Н.Б. Нордман-Северова
  7. Столовая в Пенатах, 1940
  8. Беседка-храм Озириса и Изиды в парке усадьбы Пенаты

Однако разразилась Великая Октябрьская революция, внесшая в миропорядок свои коррективы: Великое Финляндское княжество в декабре 1917 г. вышло из состава России,и Куоккала вмиг оказалась за рубежом, а русский художник стал гражданином Финляндии.
С 1908 г. на территории «Пенатов», недалеко от отца, в собственном доме с семьей проживал его сын — Юрий Репин, тоже живописец. В 1922 году из Петрограда в «Пенаты» переехала и дочь Вера, помогавшая не только по хозяйству: в любом деле — от организации выставок до продажи картин она был ценным советником и деятельным помощником.

После смерти отца Вера Ильинична сохраняла нетронутой его мастерскую, показывала студию всем желающим. Но, не смотря на труды, в 1930-х гг. имение постепенно приходит в упадок…
30 ноября 1039 г. началась Советско-финляндская война. Правительство Финляндии предложило местному населению пограничной зоны эвакуацию вглубь страны. Вера и Юрий покинули усадьбу отца. События развивались стремительно — передовые войска вошли в опустевшую Куоккалу в первый же день перехода через границу. Сама усадьба не пострадала, но в домах И.Е. Репина и Юрия оказались брошенными личные вещи, картины, наброски, важные документы… Пограничники незамедлительно взяли усадьбу и находившиеся в ней художественные ценности под охрану. В «Пенаты» срочно командировали сотрудников Научно-исследовательского музея — Иосифа Бродского и Шаю Меламуда, которые ознакомились с коллекцией картин, состоянием дома и парка. Они составили подробную опись имущества,а картины и архив (фотографии, письма и документы) опечатали в отдельной комнате репинского дома.

Музей Пенаты

Усадьбе требовался ремонт, но в Академии художеств постановили, что в Пенатах, в кротчайшие сроки может быть организован музей, который был открыт 18 июня 1940 г. Невероятно, но только за два месяца функционирования культурного учреждения его гостями стали 40000 человек.
Июнь 1941 – вновь война — Великая Отечественная. Последовала эвакуация экспонатов и предметов меблировки в Ленинград.
Роковой июнь 1944 г.– «Пенаты», оказавшиеся в центре боевых действий сгорели до тла. С конца 1940-х годов началась большая подготовительная работа по воссозданию усадьбы. В 1949-м деревня Куоккала была переименована в Репино, и получила статус поселка. Вскоре после расчистки фундамента дома и уборки прилегающей территории здесь уже проводятся экскурсии.

Обмеров дома не существовало, поэтому его восстанавливали по сохранившемуся фундаменту и многочисленным архивным фотографиям. Проектом занималась архитектурная мастерская Ленпроекта. Параллельно велись строительные работы в имении и архивные поиски в хранилищах, сбор материала для воссоздания интерьеров. Для наполнения музея экспонатами весьма пригодилась опись вещей, составленная в 1939-1940-х гг. Например, смогли подобрать такой же рояль фирмы Беккер, как стоял у Репина. Приобреталась недостающая мебель и другие предметы обстановки, аналогичные бывшим в «Пенатах». То, что не удалось купить, создавали реставраторы, художники и архитекторы. Знаменитый обеденный стол с вращающейся серединой мог быть восстановлен полностью, благодаря тому, что в архиве Русского музея был найден чертеж подобного стола, с описанием его конструктивных особенностей, и т.д.

Мемориальный дом-музей Ильи Репина открыл свои двери для посетителей в апреле 1962 года, и вот уже десятилетия не иссякает поток поклонников таланта великого передвижника. Если не записаться на экскурсию заранее, то можно прождать на деревянной скамейке перед особняком, в надежде попасть в дом художника и час и более, а то и вовсе придется приехать в следующий раз… ведь так много желающих прикоснуться к вещам и предметам быта, которые были истинным «выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича Репина».

Схема проезда

icon-car.png
Музей-усадьба И.Е. Репина Пенаты

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Музей-усадьба И.Е. Репина Пенаты 60.155902, 29.896642 Музей-усадьба И.Е. Репина Пенаты

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только