Усадьба Никольское-Урюпино

Усадьба Никольское-Урюпино (Россия, Московская область, Красногорский район, Николо-Урюпино)

Павильон «Белый домик» недоступен для посещения

В 1621 г. вотчина была пожалована князьям Одоевским, которые сразу же принялись за её обустройство. В середине XVII в. здесь уже стояла деревянная церковь, помещичий дом, и три крестьянских двора. В 1664 — 1665 князь Никита Иванович Одоевский заменил деревянный храм каменным, который сохранился до нашего времени. Колокольня церкви поздняя, 1840 — го г. (архитектор М.Д. Быковский). В 1748 г. усадьба перешла к Долгоруковой, затем к Н.А. Голицыну, в роду которого она оставалась до 1917 г.

Описание

План усадьбы Никольское-Урюпино

План усадьбы Никольское-Урюпино

  1. Зимний усадебный дом
  2. Белый павильон (летний господский дом)
  3. Остатки парков: регулярного и пейзажного
  4. Руины кухонного флигеля
  5. Никольская церковь

Усадьба Никольское-Урюпино, сфинксПри Голицыных в Никольском — Урюпине был сооружён великолепный усадебный ансамбль. Считается, что в его проектировании принимал участие французский архитектор шевалье де Герн, причастный к строительству дворца в Архангельском. Главный дом усадьбы — протяжённый, с массивным фронтоном на тонких колоннах построен в 1809 — 1811 гг. Строили дворец, вероятнее всего, крепостные мастера, не слишком разбиравшиеся в архитектурных тонкостях.
На входной лестнице дома стояли небольшие пушки; их можно было раньше найти и в других усадьбах, так как в старину было в обычае палить из пушек по праздникам и в торжественных случаях. Позднее дворец перестраивался.
Небольшой регулярный парк был создан с большим искусством. Аллеи подстриженных лип, «руинные ворота», остров с беседкой в центре круглого пруда, дамба плотины, обсаженная вётлами.

Выдающаяся постройка усадьбы — одноэтажный, с колонной лоджией, павильон «Белый домик». Здание стиля французского классицизма эпохи Людовика XVI в., с исключительно изящной внешней и внутренней отделкой. Павильон был возведён в 1776-1778 гг. Внутри, особенно в «Золотом зале» (средняя часть здания), сохранилась великолепная отделка стен, тонкая лепка и фрески. Роспись фресками была произведена по гравюрам известного французского художника Буше.
По красоте отделки и торжественности «Золотой зал» является одним из лучших усадебных залов Подмосковья. В нём так же хороша кафельная печь.
После революции в Никольском — Урюпине был устроен музей, который просуществовал до 1930-х гг. Затем в имении расположилась военная часть, позднее имение в аренду взял предприниматель Брынцалов (что, в прочем, не привело к её возрождению). И главный дом, пострадавший от пожара в 2004 г., и белый домик в настоящее время восстанавливаются (уже на протяжении 3-х лет, с 2007 г.).

Уникальные интерьеры «Белого домика» в усадьбе Никольское-Урюпино

Фотографии интерьеров «Белого домика» в усадьбе Никольское-Урюпино — VTSARIN (Виталий Царин)

Обреченный памятник культурного наследия

Усадьба Никольское-Урюпино, сфинксВ 1999 г. известный в те годы депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов заключил на поместье договор аренды на три года и взял на себя обязательство полностью восстановить его. В первый же год он обязался провести необходимые противо-аварийные работы, а затем — полную реставрацию зданий и реконструкцию парка, а взамен требовал передать ему строения и участок в собственность. Однако право собственности на Николо-Урюпино Брынцалову так и не досталось, а реконструировать усадьбу без этого он не стал. В 2001 г. вышло постановление Правительства РФ о понижении статуса усадьбы с федерального до местного, что открывало путь к ее приватизации. Три года памятник разрушался, и в 2001 г. суд расторг с Брынцаловым арендный договор по иску Министерства культуры. После этого Большой дом остался без хозяина, и усадьба продолжала разрушаться. В подвале дома проживали бомжи.
Увы, но и сейчас у усадьбы нет рачительного пользователя. В настоящее время собственником усадьбы является ОАО «Распорядительная дирекция Министерства культуры Российской Федерации»…. В списке погибающих усадеб Дирекции, наряду с Николо-Урюпино, особое беспокойство вызывают усадьбы Никольское-Алабино, Болдино, Гребнево. Усадьбы практически полностью разрушены.

Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия//Мир искусств (Вестник международного института антиквариата) №1 (5), 2014, с. 80

Архивные изображения усадьбы Никольское-Урюпино

Вл.В. Седов «Белый домик» в Никольском-Урюпине»

VIII-MMIII — 31.11.2003
Есть такие памятники, которые обязательно должны сохраняться в целостности — их просто нельзя запускать или разрушать. Таков «Белый домик», великолепный усадебный дом-павильон XVIII в. в усадьбе Никольское-Урюпино (Красногорский р-н Московской обл.). Но этот чудесный дом, свидетельствующий о высотах усадебной культуры, гибнет прямо на глазах, посыпая пространство вокруг себя и полы внутри обломками стуковой декорации, кафельными плитками печей и чешуйками от растрескавшейся гризайльной росписи. Еще в 1920-е гг. здесь был музей, сохранялась обстановка, а теперь держатся только стены. Уже первый взгляд на «Белый домик» говорит о том, что перед зрителем шедевр, одна из вершин русской архитектуры, но достоверных сведений о нем, при этом, мы имеем крайне мало.

Этот небольшой объем с окном-серлианой на фасаде «с приезда» и ионической колоннадой лоджии на парковом фасаде выстроен после 1774 г., когда усадьбу купил князь Н.А. Голицын, владелец Архангельского. Часто называют 1780 г., но это по аналогии с Архангельским, как по аналогии с Архангельским предполагают для домика авторство некоего шевалье де Герна. То, что домик в Никольском-Урюпине принадлежит к памятникам французского классицизма на русской почве — несомненно. Но ни авторство (де Герн, Баженов, французский проект, привезенный Голицыным из Парижа?), ни композиционное решение дома, ни программа скульптур и росписей пока еще не были предметом специального исследования.

И это при том, что мы имеем дело с исключительным изяществом ордерной декорации фасадов и интерьеров в стиле Louis XVI, с изысканной живописью на стенах открытой лоджии и в интерьерах: в центральном «Золотом зале» и в «Палевой», «Голубой» и «Зеленой» гостиных. И при том, что дом несет невероятные по скульптурности коринфские капители на трех фасадах и ионические капители в лоджии, а также хорошо исполненные мифологические барельефы в рамах на фасадах. Отдельные части фасадного декора и фрагменты сцен и орнаментов как живописных, так и скульптурных композиций «Белого домика» нужно искать во французских увражах, в альбомах чертежей ведущих архитекторов Парижа 1760-1770-х гг. Мифологическую программу — на стыке античной мифологии и французской литературной практики XVIII в. Этот дом может открыть пути понимания усадебной культуры эпохи Екатерины II, помочь решить проблему импорта искусства и определить источники влияния и меру их восприятия в русской архитектуре XVIII в. Может помочь только в том случае, если его сохранить или хотя бы начать изучать то, что еще осталось.

Источники:
Торопов С. Никольское-Урюпино // Подмосковные музеи. Вып. 2. M.-Л, 1925. С. 46-54; Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1926. С. 194-196
Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1955. С. 269-272
Памятники архитектуры Московской области. Т. I. М., 1975. С. 289-290
Подъяпольская Е.Н., Разумовская А.А., Смирнов Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 3. М., 1999. С. 144-145

Усадебный парк

Николо-Урюпино. Усадьба известна с первой половины XVII в., когда она принадлежала князьям Одоевским. В течение XVIII в. усадьба переходила от одних владельцев к другим, в 1774 г. была куплена Н. А. Голицыным. Им был разбит регулярный сад. На главной оси усадьбы посреди двора был сооружен Белый домик, затем выстроен жилой Большой дом и службы. Реконструкция была закончена к 1811 г. Без особых изменений усадьба сохранилась до настоящего времени.
Парк по характеру планировки и времени возникновения делится на две части. Регулярный парк с расходящимйся лучами-аллеями ранее стриженных на высоте 3 м лип разбит в центральной части усадьбы в последней четверти XVIII в. На главной оси перед Белым домиком — куртина, заменяющая парадный двор, за домом — партер, в конце которого выкопан пруд с «островом уединения». В глубине парка — еще два пруда. Возле большого дома, огибаемого запруженной речкой, в XIX в. создан обширный пейзажный парк. В регулярной части парка сохранились единичные деревья сосны кедровой сибирской (высота до 26 м, диаметр ствола 80 см), сосны веймутовой (высота 22 м, диаметр ствола 68 см) и ели колючей голубой (высота 18 м, диаметр ствола 49 см). Все три дерева дают семена и вполне зимостойки. Один экземпляр пихты сибирской (высота 28 м, диаметр ствола 41 см) семян не дает. Выделяются куртины из мощных экземпляров сибирской лиственницы, максимальные из них достигают высоты 32 м при Диаметре ствола 115 см, обильно семеносят. Из лиственных интродуцентов на территории парка обнаружено всего шесть видов, не представляющих особого интереса.
В пейзажной части парка барвинок малый образует сплошной ковер. Основными паркообразующими видами в этой части являются: липа мелколистная (высота до 28 м, диаметр ствола 56 см), крупные экземпляры сосны обыкновенной (высота 25 м, диаметр ствола 110 см), дуба черешчатого (высота 28 м, диаметр ствола 200 см), березы плакучей (высота 24 м, диаметр ствола 110 см), клена остролистного (высота 28 м, диаметр ствола 80 см), последний дает обильное возобновление. В парке насчитывается всего десять местных видов. Из мероприятий по уходу за парком можно рекомендовать лишь удаление отдельных поврежденных экземпляров и очистку прудов, а также возобновление старой планировки регулярной части парка. Необходимо заповедовать парк как объект, содержащий ценные экзоты.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Никольское-Урюпино

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Никольское-Урюпино 55.796034, 37.197626 Усадьба Никольское-Урюпино

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только