Государственный музей-заповедник Павловск
- Адрес: Россия, Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., 20
- Режим работы:
Парк открыт для посещений ежедневно с 06:00 до 23:00
Павловский дворец — с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17.00, после 17.15 вход во дворец для посетителей закрыт)- Телефон/факс: +7 (812) 452-2155, +7 (812) 465-1104, +7 (812) 452-1536 (заказ экскурсий)
- E-mail: palace@pavlovskmuseum.ru
- Входная плата:
Вход в парк
— с 06:00 до 09:00 и с 19:00 до 23:00 вход бесплатный;
— с 09:00 до 19:00 вход платный
Вход во дворец (жилые комнаты, парадные залы), Собственный садик, павильоны и др. экспозиции осуществляется по отдельным билетам- Официальный сайт: http://www.pavlovskmuseum.ru/
Выходные дни (см. отдельные экспозиции на официальном сайте), но в основном вторник, пятница, первый понедельник месяца
Как добраться до дворца в Павловске?
- На электричке:
от Витебского вокзала до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)
от ж/д станции «Купчино» до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)- На маршрутном такси:
— от станции метро «Московская»
№ 299 до Павловского дворца
№ 545 до Павловского вокзала— от станции метро «Звездная»
№ 363 до Павловского вокзала
а также на автобусе №179 до Павловского вокзала— от станции метро «Купчино»
№ 286 до Павловского дворца
№ 545А до Павловского вокзала№ 521 до Павловского дворца
- От Павловского вокзала до Павловского дворца можно проехать:
— на автобусах № 370, 372, 375А, 383, 493
— на маршрутных такси № 286, 299, 521
Дворцово-парковый ансамбль Павловска
Когда то долина реки Славянки была дикой местностью, с непроходимыми лесами и болотами, изобиловавшими дичью и зверьем. Здесь любили охотиться члены царской фамилии, поэтому не случайно в этом медвежьем углу появилась летняя резиденция – Царское Село.
Долго сохранялись в чреве нетронутого зеленого царства, а теперь только на старинных гравюрах, два охотничьих домика с забавными названиями: «Крик» (утрачен во время ВОВ), и «Крак» (обезличен в нач. XIX в.)
Схема парка в Павловске
I Большая звезда
— 1 Круглый зал
— 2 Место бывшего Курзала
— 3 Венерин пруд
— 4 Остров Любви
II Долина реки Славянки
— 5 Колоннада Аполлона
— 6 Холодная ванна
— 7 Мост Кентавров
— 8 Чугунные ворота
— 9 Горбатый мостик
— 10 Черный мост
— 11 Храм дружбы
— 12 Чугунный мост с вазами
— 13 Большой каскад
— 14 Висконтиев мост
— 15 Амфитеатр
— 16 Пиль-башня
— 17 Пильбашенный мост
IIa Красная долина
— 18 Новосильвийсний мост
— 19 Руина
— 20 Краснодолинный павильон
III Центральный район
— 21 Павловский дворецIIIa Собственный садик
— 22 Павильон Трех граций
— 23 Тройная липовая аллея
IIIб Вольерный участок
— 24 Вольер
— 25 Памятник Марии Федоровне
IIIв Большие круги
— 26 Большая каменная лестница
— 27 Воздушный театр
— 28 Беседка Росси
— 29 Молочня
IV Старая Сильвия
— 30 Двенадцать дорожек
— 31 «Памятник родителям»
— 32 Руинный каскад
— 33 Старосильвийские пруды
V Новая Сильвия
— 34 Аполлон Мусагет
— 35 Колонна «Конец света»
— 36 Мавзолей Павла I
VI Белая береза
— 37 Круг «Белых берез»
— 38 Розовый павильон
VII Парадное поле
— 39 Могила жертв революции
— 40 Олений мост
В 1777 г. Екатерина Великая подарила сыну Павлу почти 400 га земель, примыкавших к Славянке, постепенно поместье расширялось, и к 1794 г. площадь владений составляла уже 1000 га. Возникшее село по имени цесаревича стало именоваться Павловским, а превратившись в город – Павловском. Восшествие на престол Павла Петровича благотворно сказалось на облике поселения, но после убийства наследника строительный ажиотаж стих, а дворец превратился в «летнею дачу» его вдовы Марии Федоровны.
Начало масштабному архитектурно-парковому ансамблю положили два небольших деревянных строения – Паульлюст (в переводе «Павлова утеха», теперь на его месте дворцовая библиотека) и Мариенталь («Мариина долина», сегодня здесь высится замок «Бип»). Одновременно с их возникновением проводятся довольно невнятные, нерешительные работы по планировке и благоустройству парковой территории (в лесном массиве пробиваются аллеи, кое-где ставятся беседки и статуи). Т.о. происходит закладка будущих центров застройки, которые послужат основой для дальнейшего развития рукотворных ландшафтов.
Современные фотографии
В конце 1779 г. к работам привлекается, только что приехавший в Россию, известный палладианец Чарльз Камерон. Павловск для него чистое полотно, пригодное для самых смелых замыслов и планов. Его фантазия ограниченна разве что скромным бюджетом и мелочной дотошностью заказчика. Концепция Камерона проста: классическая архитектура в чистых и строгих формах на лоне первозданной, девственной природы.
С умением искушенного мастера он «прочитывает» рельеф, используя в создании панорам возвышенности и низины, лесные массивы и открытые пространства… Там, где для обводнения требуются водные ресурсы – используются реки и ручьи, прокладываются каналы, – и тогда рождаются обширные водные зеркала потрясающей красоты или тихие романтические заводи…
Его преобразования все смелее и бесповоротнее, и вот уже на место «Павловых утех» буквально просится иное строение – изысканное и возвышенное.
Строительство нового дворца в духе итальянских вилл началось в мае 1782 г. В это же время возводится ряд павильонов, устраиваются каскады, мосты и прочие парковые затеи. В помощниках у зодчего русский умелец Григорий Пильников, гидротехник Кузьма Петров, дорожных дел мастер Микулин, а также скульпторы, художники, резчики, декораторы, лепщики…
Камерону приходится быть крайне дипломатичным со своенравным и скрупулезным венценосным заказчиком. Взаимное недовольство приводит к тому, что зодчий вынужден покинуть пост главного строителя Павловска. Но уже многое сделано, и парк и дворец обрели черты совершенства, которые сообщил им великий шотландец.
Разве можно забыть его Храм дружбы, образец высочайшей стилистической утонченности. Он буквально врос в ландшафт, сроднившись с ним белокаменной плотью, окруженной венцом белых колонн… Эта небольшая постройка, на мой взгляд, служит самым мощным центром притяжения павловского парка…
Чертежи, отмывки, фото интерьеров
- План Павловска конца XVIII века
- Вид Пиль-башни С.Ф. Щедрин, гравюра А.Г. Ухтомского
- Вид дворца в Павловске и колоннады Аполлона. С.Ф. Щедрин, гравюра А.Г. Ухтомского
- Ч. Камерон Капитель для павильона Трех граций (тушь, акварель)
- Ч. Камерон Проект колоннады Аполлона 1779 г. (тушь, акварель)
- Ч. Камерон Проект Храма дружбы (тушь, акварель)
- Храм дружбы, интерьер (современное фото)
- Дворец в Павловске, столовая
- Павловск, дворец. Интерьер Нового кабинета
- Дворец в Павловске, интерьер старой гостиной с гобеленом «Азия»
- Угловая гостиная во дворце Павловска
- Дворец в Павловске, общий кабинет
- Дворец в Павловске, общий кабинет
- Греческий зал
- Дворец в Павловске, спальня
- Угловая гостиная во дворце Павловска
На смену Ч. Камерону приходит В. Бренна, которому предписано придать дворцу и его окружению более эффектный вид, что он и исполнил. Все чаще итальянец визирует сметы и чертежи, ведет основные работы, а участь Камерона окончательно решена – в 1796 г. он уволен «по ненадобности».
Винченцо Бренна вносит коррективы не только в экстерьер дворца и его внутреннюю отделку, но и подвергает серьезным изменениям парковую среду, усилия в основном направлены на ее обогащение декоративными сооружениями, малыми архитектурными формами и скульптурой.
В погоне за созданием чего то сверхзначимого и грандиозного один за одним рождаются его «Большой» трельяж, «Большая» итальянская лестница, «Большой» каскад… Искажается сама концепция поместья, задуманная Камероном как сельская идиллическая вилла. Бренна в Павловском всеми способами пытается пышным декором замаскировать этот образ, надеть на него маску помпезности и напыщенности.
Со смертью Павла I (11 марта 1801) резиденция превратилась во вдовье имение. Здесь царит атмосфера тихой грусти и меланхолии. В этом ключе и работает блестящий декоратор и архитектор Пьетро ди Готтардо Гонзага. Его наивысший вклад в Павловскую усадьбу – это доведенный до совершенства ландшафт долины р. Славянки, поставивший Павловск в ряд шедевров мирового паркового искусства.
От автора…
Лично мне в Павловске больше всего запомнился помимо Храма дружбы и моста Кентавров павильон Трех граций в Собственном садике. Вход в последний осуществляется по отдельному билету. Это небольшое пространство, примыкающее к дворцу, носит камерный, интимный характер. Роскошные клумбы, обилие цветов, скульптура, аллея – хранительница приятной тени, ведущая к грациям – формируют атмосферу покоя, уравновешенности, высокой эстетики. Камертоном здесь выступает павильон, созданный по чертежам Ч. Камерона архитектором П.Д. Шретером в 1801 г. Это небольшая колонная постройка, с портиками по продольным фасадам, увенчанных фронтонами с барельефами. В её глубине, на пьедестале, вокруг колонны, помещены три женские скульптуры – грации, подлинное олицетворение изящества. Любопытно, что скульптурная группа была высечена из мраморного монолита Паоло Трискорни. Поразительное мастерство!
Персоналии — владельцы резиденции
Император Павел I
Император Павел I, 1754—1801, со дня рождения лишен был Императрицей Елизаветой Петровной родительских попечений, находясь сначала под надзором самой Императрицы, а затем— обер-гофмейстера гр. Н.И. Панина, заведовавшего его воспитанием. От природы нервный и впечатлительный, Павел пережил тяжелую жизненную школу, развившую в нем раздражительность и подозрительное отношение к людям. Он был свидетелем низвержения отца, знал о событиях, сопровождавших восшествие на престол его матери, и в течение всего ее царствования чувствовал себя в опальном положении: Екатерина II держала его вдали от дел правления. При таких обстоятельствах Павел, обладавший умом мечтательными пылким, являлся при дворе своей матери молчаливым свидетелем и беспощадным критиком ее правительственной системы, тем более, что воспитатель его, Панин, в борьбе своей с придворными партиями, думал сделать из своего воспитанника политическое оружие и в беседах с ним не щадил Императрицы. Семейная жизнь Павла Петровича также не способствовала его успокоению. Первая супруга его, Великая Княгиня Наталья Алексеевна, рожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, думала подчинить себе своего супруга и в то же время допустила интимную близость к себе одного из друзей детства Цесаревича, гр. Андрея Разумовского.
Вторая супруга Павла, Великая Княгиня Мария Федоровна, не обладала политическими умом, но горячо любила своего мужа и предана была семейным своим обязанностям, дети Павла, родившиеся от этого брака, были, однако, устранены Императрицей от влияния родителей: она сама взяла на себя заботу об их воспитании. Заграничная поездка великокняжеской четы, совершенная в 1781 и 1782 гг., развила кругозор Великого Князя, но сделала для него еще более чувствительными опальное положение при дворе матери, тяжелую зависимость его от нее и даже от ее фаворитов. Цесаревич, мрачный и недовольный, жил в Гатчине, занимаясь там устройством своей маленькой армии по прусскому образцу и составлением проектов преобразования государства. Ужасы Французской революция пробудили в сумрачной душе Павла новую боязнь революционной заразы и укрепили в нем мысль о необходимости править «железной лозою». В последние годы царствования Екатерины неудовольствие Павла Петровича усилилось еще больше, в следствии слухов о намерении Екатерины лишить его престола в пользу Великого Князя Александра Павловича, что, однако, не осуществилось в следствии внезапной смерти Императрицы Екатерины 6 Ноября 1796 года.
Прождав власти слишком долго и как бы боясь, что время не позволит ему внести в жизнь Империи все намеченные преобразования, Павел дал волю нетерпеливой пылкости своего нрава. Указ за указом, одно грозное повеление за другими изменяли всю систему управления, вторгались даже в частную жизнь, в области костюмов, упряжи, языка и т. д.; всякое, даже неумышленное, уклонение отданныхпредписаний; влекло за собой суровое наказание. Какни полезны были многие распоряжения Императора, но система мелочной правительственной опеки, уничтожавшая всю гражданскую и личную свободу граждан, была невыносима для многих, в особенности для дворян; более довольны были Государемкрестьяне и солдаты, на интересы которых Павел обращал особое внимание. Не доверяя дворянам, Павел окружал себя гатчинскими своими приверженцами, из которых особенно выделились Аракчеев, Ростопчин и Кутайсов.
В сфере внешней политики Павел сначала держался принципа мира и невмешательства, затем вступил в коалицию против республиканской Франции, что повело к Суворовским победам в Италии в 1799 г.; но коварство союзников, лишившее Павла острова Мальты, которым он дорожил как гроссмейстер Мальтийского ордена, побудило его оставить коалицию и вступить в тесную связь с Францией; связь эта повела к разрыву с Англией. Внешние дела не отражались, однако, на ослабления сурового режима внутри государства: Император принимал все более и более крутые меры. Особенно вкрался в доверие Павла Петербургский генерал-губернаторгр Пален, умевший питать его подозрительность, направляя ее на лиц, ему преданных, и между тем ставший во главе недовольных для низвержения Павла с престола; в числе заговорщиков были братья Зубовы и подданный английского короля по Ганноверу генерал Беннингсен; им помогали английские субсидии. Император Павел скончался в ночь с 11 на 12 Марта 1801 г. в выстроенном им Михайловском замке.
(В. Боровиковский Портрет Павла I, российского императора)
Императрица Мария Федоровна
Императрица Мария Федоровна, 1759—1828, рожденная принцесса Виртембергская, воспитывалась под руководством своей матери в Монбельяре. С детства еще обратила она на себя внимание Императрицы Екатерины, избиравшей невесту для Великого Князя Павла Петровича и, после смерти первой его супруги в 1776 г., сделалась его женой. Получив строгое религиозное воспитание и полюбив своего супруга со всем пылом кроткого любящего своего сердца, Мария Федоровна в этой любви черпала себе утешение в невзгодах пребывания своего при дворе Екатерины и в лишении естественного права воспитывать детей своих, что взяла на себя Императрица. Уединенная жизнь в Павловске и Гатчине, ограниченные денежные средства его, положили основание хозяйственной деятельности Императрицы Mapии, близкому знакомству ее с бытом низших классов населения. Сумрачный характер Павла Петровича доставлял ей немало горьких минут, в особенности в конце царствования Екатерины, когда Павел подчинился влиянию фрейлины Нелидовой, и Мария Федоровна считала семейное счастье свое поколебимым.
По вступлении Павла Петровича на престол, Императрица Мария, убедившись в чистоте намерений Е.И. Нелидовой, вступила с ней в дружбу, чтобы общими силами благотворно влиять на Императора, обуздывая его пылкость и раздражительность. В действительности влияние это не могло быть прочным, потому что Mapия Федоровна не обладала широким государственным умом, и ее политические взгляды по своей мелочности только раздражали Павла; вместе с тем домашняя опека, доходившая до мелочей, побуждала его удаляться от семьи и семейных радостей. Поэтому, в конце царствования Павла, Mapия Федоровна очутилась сама в опальном положении, из которого вышла лишь по вступлении на престол Александра. Кончина Павла I жестоко подействовала на Императрицу Mapию и побудила ее всецело отдаться благотворительной и образовательной деятельности на пользу Poccии. Еще Император Павел поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом, и после того Императрица, в течении 32-х лет, до самой своей кончины, улучшала эти учреждения и основывала новые институты для образования девиц, больницы и богадельни, частью на свои средства, частью на вызванные ею пожертвования; они впоследствии образовали особое ведомство учреждений Императрицы Maрии.
Не сочувствуя Наполеону, Мария Федоровна в политической жизни Poccии содействовала борьбе ее с Францией до 1814 г., когда на Французском престоле опять воцарились Бурбоны. Императрица была поклонницей старых, дореволюционных традиций и решительно воспротивилась браку узурпатора со своей дочерью, Великой Княжной Анной Павловной, как ни желал Наполеон в 1809 г. этого брака для упрочнения союза своего с Россией. Кончина Императора Александра в 1825 г. и последовавшие за ней декабрьские смуты заметно повлияли на здоровье Марии Федоровны, как ни окружал ее своими сыновними заботами Император Николай. Тревоги Турецкой войны 1828 г. окончательно подорвали ее силы: Император Николай едва успел приехать с театра войны, чтобы принять последний вздох умирающей матери. Она скончалась 24 Октября 1828 года.
(А. Рослин Портрет великой княгини Марии Федоровны)