Павловск музей-заповедник

Государственный музей-заповедник Павловск

  • Адрес: Россия, Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., 20
  • Режим работы:
    Парк открыт для посещений ежедневно с 06:00 до 23:00
    Павловский дворец — с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17.00, после 17.15 вход во дворец для посетителей закрыт)
  • Телефон/факс: +7 (812) 452-2155, +7 (812) 465-1104, +7 (812) 452-1536 (заказ экскурсий)
  • E-mail: palace@pavlovskmuseum.ru
  • Входная плата:
    Вход в парк
    — с 06:00 до 09:00 и с 19:00 до 23:00 вход бесплатный;
    — с 09:00 до 19:00 вход платный
    Вход во дворец (жилые комнаты, парадные залы), Собственный садик, павильоны и др. экспозиции осуществляется по отдельным билетам
  • Официальный сайт: http://www.pavlovskmuseum.ru/

Выходные дни (см. отдельные экспозиции на официальном сайте), но в основном вторник, пятница, первый понедельник месяца

icon-car.png
Павловск музей-заповедник

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Павловск музей-заповедник 59.685573, 30.452685 Павловск музей-заповедник

Как добраться до дворца в Павловске?

  • На электричке:
    от Витебского вокзала до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)
    от ж/д станции «Купчино» до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)
  • На маршрутном такси:
    — от станции метро «Московская»
    № 299 до Павловского дворца
    № 545 до Павловского вокзала

    — от станции метро «Звездная»
    № 363 до Павловского вокзала
    а также на автобусе №179 до Павловского вокзала

    — от станции метро «Купчино»
    № 286 до Павловского дворца
    № 545А до Павловского вокзала

    № 521 до Павловского дворца

  • От Павловского вокзала до Павловского дворца можно проехать:
    — на автобусах № 370, 372, 375А, 383, 493
    — на маршрутных такси № 286, 299, 521

Дворцово-парковый ансамбль Павловска

Когда то долина реки Славянки была дикой местностью, с непроходимыми лесами и болотами, изобиловавшими дичью и зверьем. Здесь любили охотиться члены царской фамилии, поэтому не случайно в этом медвежьем углу появилась летняя резиденция – Царское Село.
Долго сохранялись в чреве нетронутого зеленого царства, а теперь только на старинных гравюрах, два охотничьих домика с забавными названиями: «Крик» (утрачен во время ВОВ), и «Крак» (обезличен в нач. XIX в.)

Схема парка в Павловске

Схема парка в Павловске

I Большая звезда
1 Круглый зал
2 Место бывшего Курзала
3 Венерин пруд
4 Остров Любви
II Долина реки Славянки
5 Колоннада Аполлона
6 Холодная ванна
7 Мост Кентавров
8 Чугунные ворота
9 Горбатый мостик
10 Черный мост
11 Храм дружбы
12 Чугунный мост с вазами
13 Большой каскад
14 Висконтиев мост
15 Амфитеатр
16 Пиль-башня
17 Пильбашенный мост
IIa Красная долина
18 Новосильвийсний мост
19 Руина
20 Краснодолинный павильон
III Центральный район
21 Павловский дворец
IIIa Собственный садик
22 Павильон Трех граций
23 Тройная липовая аллея
IIIб Вольерный участок
24 Вольер
25 Памятник Марии Федоровне
IIIв Большие круги
26 Большая каменная лестница
27 Воздушный театр
28 Беседка Росси
29 Молочня
IV Старая Сильвия
30 Двенадцать дорожек
31 «Памятник родителям»
32 Руинный каскад
33 Старосильвийские пруды
V Новая Сильвия
34 Аполлон Мусагет
35 Колонна «Конец света»
36 Мавзолей Павла I
VI Белая береза
37 Круг «Белых берез»
38 Розовый павильон
VII Парадное поле
39 Могила жертв революции
40 Олений мост

В 1777 г. Екатерина Великая подарила сыну Павлу почти 400 га земель, примыкавших к Славянке, постепенно поместье расширялось, и к 1794 г. площадь владений составляла уже 1000 га. Возникшее село по имени цесаревича стало именоваться Павловским, а превратившись в город – Павловском. Восшествие на престол Павла Петровича благотворно сказалось на облике поселения, но после убийства наследника строительный ажиотаж стих, а дворец превратился в «летнею дачу» его вдовы Марии Федоровны.
Начало масштабному архитектурно-парковому ансамблю положили два небольших деревянных строения – Паульлюст (в переводе «Павлова утеха», теперь на его месте дворцовая библиотека) и Мариенталь («Мариина долина», сегодня здесь высится замок «Бип»). Одновременно с их возникновением проводятся довольно невнятные, нерешительные работы по планировке и благоустройству парковой территории (в лесном массиве пробиваются аллеи, кое-где ставятся беседки и статуи). Т.о. происходит закладка будущих центров застройки, которые послужат основой для дальнейшего развития рукотворных ландшафтов.

Современные фотографии

В конце 1779 г. к работам привлекается, только что приехавший в Россию, известный палладианец Чарльз Камерон. Павловск для него чистое полотно, пригодное для самых смелых замыслов и планов. Его фантазия ограниченна разве что скромным бюджетом и мелочной дотошностью заказчика. Концепция Камерона проста: классическая архитектура в чистых и строгих формах на лоне первозданной, девственной природы.
С умением искушенного мастера он «прочитывает» рельеф, используя в создании панорам возвышенности и низины, лесные массивы и открытые пространства… Там, где для обводнения требуются водные ресурсы – используются реки и ручьи, прокладываются каналы, – и тогда рождаются обширные водные зеркала потрясающей красоты или тихие романтические заводи…
Его преобразования все смелее и бесповоротнее, и вот уже на место «Павловых утех» буквально просится иное строение – изысканное и возвышенное.

Строительство нового дворца в духе итальянских вилл началось в мае 1782 г. В это же время возводится ряд павильонов, устраиваются каскады, мосты и прочие парковые затеи. В помощниках у зодчего русский умелец Григорий Пильников, гидротехник Кузьма Петров, дорожных дел мастер Микулин, а также скульпторы, художники, резчики, декораторы, лепщики…
Камерону приходится быть крайне дипломатичным со своенравным и скрупулезным венценосным заказчиком. Взаимное недовольство приводит к тому, что зодчий вынужден покинуть пост главного строителя Павловска. Но уже многое сделано, и парк и дворец обрели черты совершенства, которые сообщил им великий шотландец.
Разве можно забыть его Храм дружбы, образец высочайшей стилистической утонченности. Он буквально врос в ландшафт, сроднившись с ним белокаменной плотью, окруженной венцом белых колонн… Эта небольшая постройка, на мой взгляд, служит самым мощным центром притяжения павловского парка…

Чертежи, отмывки, фото интерьеров

  1. План Павловска конца XVIII века
  2. Вид Пиль-башни С.Ф. Щедрин, гравюра А.Г. Ухтомского
  3. Вид дворца в Павловске и колоннады Аполлона. С.Ф. Щедрин, гравюра А.Г. Ухтомского
  4. Ч. Камерон Капитель для павильона Трех граций (тушь, акварель)
  5. Ч. Камерон Проект колоннады Аполлона 1779 г. (тушь, акварель)
  6. Ч. Камерон Проект Храма дружбы (тушь, акварель)
  7. Храм дружбы, интерьер (современное фото)
  8. Дворец в Павловске, столовая
  9. Павловск, дворец. Интерьер Нового кабинета
  10. Дворец в Павловске, интерьер старой гостиной с гобеленом «Азия»
  11. Угловая гостиная во дворце Павловска
  12. Дворец в Павловске, общий кабинет
  13. Дворец в Павловске, общий кабинет
  14. Греческий зал
  15. Дворец в Павловске, спальня
  16. Угловая гостиная во дворце Павловска

На смену Ч. Камерону приходит В. Бренна, которому предписано придать дворцу и его окружению более эффектный вид, что он и исполнил. Все чаще итальянец визирует сметы и чертежи, ведет основные работы, а участь Камерона окончательно решена – в 1796 г. он уволен «по ненадобности».
Винченцо Бренна вносит коррективы не только в экстерьер дворца и его внутреннюю отделку, но и подвергает серьезным изменениям парковую среду, усилия в основном направлены на ее обогащение декоративными сооружениями, малыми архитектурными формами и скульптурой.
В погоне за созданием чего то сверхзначимого и грандиозного один за одним рождаются его «Большой» трельяж, «Большая» итальянская лестница, «Большой» каскад… Искажается сама концепция поместья, задуманная Камероном как сельская идиллическая вилла. Бренна в Павловском всеми способами пытается пышным декором замаскировать этот образ, надеть на него маску помпезности и напыщенности.

Со смертью Павла I (11 марта 1801) резиденция превратилась во вдовье имение. Здесь царит атмосфера тихой грусти и меланхолии. В этом ключе и работает блестящий декоратор и архитектор Пьетро ди Готтардо Гонзага. Его наивысший вклад в Павловскую усадьбу – это доведенный до совершенства ландшафт долины р. Славянки, поставивший Павловск в ряд шедевров мирового паркового искусства.

От автора…

Лично мне в Павловске больше всего запомнился помимо Храма дружбы и моста Кентавров павильон Трех граций в Собственном садике. Вход в последний осуществляется по отдельному билету. Это небольшое пространство, примыкающее к дворцу, носит камерный, интимный характер. Роскошные клумбы, обилие цветов, скульптура, аллея – хранительница приятной тени, ведущая к грациям – формируют атмосферу покоя, уравновешенности, высокой эстетики. Камертоном здесь выступает павильон, созданный по чертежам Ч. Камерона архитектором П.Д. Шретером в 1801 г. Это небольшая колонная постройка, с портиками по продольным фасадам, увенчанных фронтонами с барельефами. В её глубине, на пьедестале, вокруг колонны, помещены три женские скульптуры – грации, подлинное олицетворение изящества. Любопытно, что скульптурная группа была высечена из мраморного монолита Паоло Трискорни. Поразительное мастерство!

Персоналии — владельцы резиденции

Император Павел I

ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ IИмператор Павел I, 1754—1801, со дня рождения лишен был Императрицей Елизаветой Петровной родительских попечений, находясь сначала под надзором самой Императрицы, а затем— обер-гофмейстера гр. Н.И. Панина, заведовавшего его воспитанием. От природы нервный и впечатлительный, Павел пережил тяжелую жизненную школу, развившую в нем раздражительность и подозрительное отношение к людям. Он был свидетелем низвержения отца, знал о событиях, сопровождавших восшествие на престол его матери, и в течение всего ее царствования чувствовал себя в опальном положении: Екатерина II держала его вдали от дел правления. При таких обстоятельствах Павел, обладавший умом мечтательными пылким, являлся при дворе своей матери молчаливым свидетелем и беспощадным критиком ее правительственной системы, тем более, что воспитатель его, Панин, в борьбе своей с придворными партиями, думал сделать из своего воспитанника политическое оружие и в беседах с ним не щадил Императрицы. Семейная жизнь Павла Петровича также не способствовала его успокоению. Первая супруга его, Великая Княгиня Наталья Алексеевна, рожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, думала подчинить себе своего супруга и в то же время допустила интимную близость к себе одного из друзей детства Цесаревича, гр. Андрея Разумовского.

Вторая супруга Павла, Великая Княгиня Мария Федоровна, не обладала политическими умом, но горячо любила своего мужа и предана была семейным своим обязанностям, дети Павла, родившиеся от этого брака, были, однако, устранены Императрицей от влияния родителей: она сама взяла на себя заботу об их воспитании. Заграничная поездка великокняжеской четы, совершенная в 1781 и 1782 гг., развила кругозор Великого Князя, но сделала для него еще более чувствительными опальное положение при дворе матери, тяжелую зависимость его от нее и даже от ее фаворитов. Цесаревич, мрачный и недовольный, жил в Гатчине, занимаясь там устройством своей маленькой армии по прусскому образцу и составлением проектов преобразования государства. Ужасы Французской революция пробудили в сумрачной душе Павла новую боязнь революционной заразы и укрепили в нем мысль о необходимости править «железной лозою». В последние годы царствования Екатерины неудовольствие Павла Петровича усилилось еще больше, в следствии слухов о намерении Екатерины лишить его престола в пользу Великого Князя Александра Павловича, что, однако, не осуществилось в следствии внезапной смерти Императрицы Екатерины 6 Ноября 1796 года.

Прождав власти слишком долго и как бы боясь, что время не позволит ему внести в жизнь Империи все намеченные преобразования, Павел дал волю нетерпеливой пылкости своего нрава. Указ за указом, одно грозное повеление за другими изменяли всю систему управления, вторгались даже в частную жизнь, в области костюмов, упряжи, языка и т. д.; всякое, даже неумышленное, уклонение отданныхпредписаний; влекло за собой суровое наказание. Какни полезны были многие распоряжения Императора, но система мелочной правительственной опеки, уничтожавшая всю гражданскую и личную свободу граждан, была невыносима для многих, в особенности для дворян; более довольны были Государемкрестьяне и солдаты, на интересы которых Павел обращал особое внимание. Не доверяя дворянам, Павел окружал себя гатчинскими своими приверженцами, из которых особенно выделились Аракчеев, Ростопчин и Кутайсов.

В сфере внешней политики Павел сначала держался принципа мира и невмешательства, затем вступил в коалицию против республиканской Франции, что повело к Суворовским победам в Италии в 1799 г.; но коварство союзников, лишившее Павла острова Мальты, которым он дорожил как гроссмейстер Мальтийского ордена, побудило его оставить коалицию и вступить в тесную связь с Францией; связь эта повела к разрыву с Англией. Внешние дела не отражались, однако, на ослабления сурового режима внутри государства: Император принимал все более и более крутые меры. Особенно вкрался в доверие Павла Петербургский генерал-губернаторгр Пален, умевший питать его подозрительность, направляя ее на лиц, ему преданных, и между тем ставший во главе недовольных для низвержения Павла с престола; в числе заговорщиков были братья Зубовы и подданный английского короля по Ганноверу генерал Беннингсен; им помогали английские субсидии. Император Павел скончался в ночь с 11 на 12 Марта 1801 г. в выстроенном им Михайловском замке.

(В. Боровиковский Портрет Павла I, российского императора)

Императрица Мария Федоровна

Императрица МАРИЯ ФЕДОРОВНАИмператрица Мария Федоровна, 1759—1828, рожденная принцесса Виртембергская, воспитывалась под руководством своей матери в Монбельяре. С детства еще обратила она на себя внимание Императрицы Екатерины, избиравшей невесту для Великого Князя Павла Петровича и, после смерти первой его супруги в 1776 г., сделалась его женой. Получив строгое религиозное воспитание и полюбив своего супруга со всем пылом кроткого любящего своего сердца, Мария Федоровна в этой любви черпала себе утешение в невзгодах пребывания своего при дворе Екатерины и в лишении естественного права воспитывать детей своих, что взяла на себя Императрица. Уединенная жизнь в Павловске и Гатчине, ограниченные денежные средства его, положили основание хозяйственной деятельности Императрицы Mapии, близкому знакомству ее с бытом низших классов населения. Сумрачный характер Павла Петровича доставлял ей немало горьких минут, в особенности в конце царствования Екатерины, когда Павел подчинился влиянию фрейлины Нелидовой, и Мария Федоровна считала семейное счастье свое поколебимым.

По вступлении Павла Петровича на престол, Императрица Мария, убедившись в чистоте намерений Е.И. Нелидовой, вступила с ней в дружбу, чтобы общими силами благотворно влиять на Императора, обуздывая его пылкость и раздражительность. В действительности влияние это не могло быть прочным, потому что Mapия Федоровна не обладала широким государственным умом, и ее политические взгляды по своей мелочности только раздражали Павла; вместе с тем домашняя опека, доходившая до мелочей, побуждала его удаляться от семьи и семейных радостей. Поэтому, в конце царствования Павла, Mapия Федоровна очутилась сама в опальном положении, из которого вышла лишь по вступлении на престол Александра. Кончина Павла I жестоко подействовала на Императрицу Mapию и побудила ее всецело отдаться благотворительной и образовательной деятельности на пользу Poccии. Еще Император Павел поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом, и после того Императрица, в течении 32-х лет, до самой своей кончины, улучшала эти учреждения и основывала новые институты для образования девиц, больницы и богадельни, частью на свои средства, частью на вызванные ею пожертвования; они впоследствии образовали особое ведомство учреждений Императрицы Maрии.

Не сочувствуя Наполеону, Мария Федоровна в политической жизни Poccии содействовала борьбе ее с Францией до 1814 г., когда на Французском престоле опять воцарились Бурбоны. Императрица была поклонницей старых, дореволюционных традиций и решительно воспротивилась браку узурпатора со своей дочерью, Великой Княжной Анной Павловной, как ни желал Наполеон в 1809 г. этого брака для упрочнения союза своего с Россией. Кончина Императора Александра в 1825 г. и последовавшие за ней декабрьские смуты заметно повлияли на здоровье Марии Федоровны, как ни окружал ее своими сыновними заботами Император Николай. Тревоги Турецкой войны 1828 г. окончательно подорвали ее силы: Император Николай едва успел приехать с театра войны, чтобы принять последний вздох умирающей матери. Она скончалась 24 Октября 1828 года.

(А. Рослин Портрет великой княгини Марии Федоровны)

Панорамы


Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только