Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Подмоклово

Усадьба ПодмокловоУсадьба Подмоклово (Россия, Московская область, Серпуховский район, Подмоклово). Церковь в Подмоклово отремонтирована.

Усадьба Подмоклово находится напротив Серпухова, на противоположном берегу р. Оки. Что бы добраться до него, проследуйте по новому Симферопольскому шоссе через мост (в самом Серпухове дороги через Оку нет) и сверните на указателе «На Лукьяново».
Церковь Рождества Богородицы (1714—1722) — яркая представительница итальянского барокко. Она была выстроена по заказу князя Григория Фёдоровича Долгорукова (1656—1723).
Объём храма в виде двусветной купольной ротонды окружён в первом ярусе открытой арочной галереей, превращённой на уровне второго света в балкон с балюстрадой. Опоры галереи снаружи декорированы каннелированными пилястрами ионического ордера. Пилястровый мотив получил дальнейшее развитие на теле ротонды, где ритмично чередуются оконные проёмы и плоские силуэтные наличники красивого рисунка, завершенные лучковыми или ломаными сандриками. Развитой фриз богато декорирован головками ангелов и гирляндами. Изысканное архитектурное убранство дополняет тонкая профилировка карнизов и архивольтов арочных проёмов галереи. Купол с повышенной стрелой подъёма прорезают световые и ложные люкарны, и завершает массивная глава.



style="display:block; text-align:center;"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-7395482930842155"
data-ad-slot="3324302692">








После 1816 года рядом с церковью была возведена колокольня и каменная ограда, но эти архитектурные сооружения не сохранились, так же, как и усадебный дом. Руины флигеля неподалёку.
Неповторимым украшением церкви являются 16 скульптур святых, установленных на балюстраде над галереей. Это довольно редкое применение круглой скульптуры в православном строительстве.
Ещё в 1970 — е годы пять скульптур были сняты с парапета для реставрации, но на свои прежние места они не вернулись, а пополнили экспозицию Серпуховского художественного музея. Храм, являющийся шедевром русского зодчества, в 1993 г. передан верующим. Обветшавшие фасады и протекающую кровлю местный священник пытается ремонтировать самостоятельно, и это при том, что церковь имеет статут памятника Федерального значения.

Наталья Бондарева 

1. Церковь Рождества Богородицы
2. Руинированный флигель
3. Место главного дома
4. Место второго флигеля 
План усадьбы Подмоклово


«Увядающий шедевр» (Подмоклово)//Мир музея №10, 2009
Наталья Бондарева

УСАДЬБА ПОДМОКЛОВО

Ока в окрестностях Серпухова и Каширы царственно широка. Ее атласную ленту мягко стискивают бархаты заливных лугов и рассеченные на ровные квадраты пашни, но характерными для этих мест являются высокие берега с отвесными кручами, поросшие коренастыми красноногими соснами. На самых высоких точках рельефа, сквозь порыжевшие кроны деревьев просматриваются маковки церквей и колоколен, видны ржавые, десятилетиями не крашеные крыши и полинявшие колонны старых барских домов. Юг Подмосковья исключительно богат памятниками старины: Баскачи, Кропотово, Тарасково, Пущино, Троицкое, Подмоклово… О Подмоклове, местечке, которое регулярно «подмокало» во время разливов Оки, наш рассказ.

Лучшая пора для посещения этой подмосковной стороны — осень, тогда архитектура и ее
природное окружение воспринимаются острее, драматичнее. Лучи солнца наполняют янтарным светом пожелтевшую листву, порывистый ветер срывает ее с ветвей, долго кружит в воздухе золотым вихрем и бросает на пыльную дорогу и затянутый бурой ряской пруд. Западная сторона храма ярко освещена, в высоких окнах сияют яркие блики... Аркада круговой галереи с причудливыми тенями под сводами, напротив, наполняется приятным сумраком. Как начнет темнеть, над Окой поднимутся туманы. Они
растекутся белой пеленой над окрестностями, охватив легким шлейфом округлый стан церкви. Алый диск солнца будет медленно плыть над сельскими домами и закатится прямо за крыши. С реки потянет сыростью и ароматом прелых трав...

Подмоклово — наиболее близкое к первопрестольной землевладение князья Григория Федоровича Долгорукова, видного государственного деятеля и дипломата петровского времени. В 1714 году он начал хлопотать о замене прежней деревянной церкви каменной, так как отправление службы в ветхом храме стало невозможным. Получив отпуск и вернувшись ненадолго из Европы в Россию, князь занимается домашними делами, а заодно заключает с артелью каменщиков первый подряд на строительство подмокловской церкви. Однако вскоре последовал указ Петра I «о запрете всякого каменного строения» вне Петербурга. На преодоление трудностей ушло несколько лет, договор на поставку кирпича и белого камня, означавший возобновление работ, был подписан Долгоруковым только в 1718 году.

Благодаря поискам исследователя В.В. Зубарева были обнаружены новые архивные источники, позволившие установить достоверную дату сооружения Рождественской церкви — 1714 – 1722 годы. Документальные свидетельства подтвердили имя заказчика и открыли имена подрядчиков, камнерезов и зодчих, причастных к созданию и осуществлению проекта. Первоначально церковь строилась «по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина» (1), а в дальнейшем было велено «все делать против аблизу или с повеления иноземца Андрея Шулца» (2). Фамилии этих мастеров прозвучали в истории русской архитектуры только однажды, других сведений о них не имеется.

Со смертью дипломата в 1723 году строительство в Подмоклове было приостановлено, оставалась невыполненной отделка интерьера, иконостас, столярные работы. Культовое сооружение простояло неосвященным до 1754 года.
Церковь Рождества Богородицы стилистически принадлежит к итальянскому барокко. Объемная композиция памятника проста: двусветная ротонда, поставленная на ступенчатый стилобат, в нижнем ярусе охвачена открытой арочной галереей, превращенной на уровне второго света в балкон с балюстрадой. Декоративное убранство необыкновенно элегантно и отличается мастерством исполнения. Опоры галереи снаружи отделаны каннелированными пилястрами. Пилястровый мотив получил дальнейшее развитие на теле ротонды, где ритмично чередуются оконные проемы и плоские силуэтные наличники изысканного рисунка, завершенные лучковыми или ломаными сандриками. Фриз декорирован головками херувимов и гирляндами из цветов и экзотических плодов, увитых лентами. Сооружение перекрыто куполом с повышенной стрелой подъема и увенчано световой главой.
Появление культовой постройки в стилевой европейской системе в русской глубинке в начале XVIII столетия, да еще с применением в экстерьере круглой скульптуры можно назвать явлением экстраординарным, хотя прецедент был создан десятью годами ранее, когда была возведена церковь в голицынских Дубровицах. Там и стиль иноземный, и скульптура на парапете, но несколько иная барочная отделка, пышная и перегруженная.

О подмокловской скульптуре, изготовленной из мячковского известняка, следует сказать несколько слов отдельно. Двенадцать апостолов и четыре евангелиста расположены на балюстраде галереи. «Если двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее размещаются изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. За ними следуют скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей.

Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с ключами в руке» (3). Теперь доподлинно известно, что их авторы — наши соотечественники, а моделями, скорее всего, послужили простолюдины. Вот мнение научного сотрудника ВХНРЦ имени Н. Э. Грабаря Н. Банковского о работе древних скульпторов: «...в исполнении фигур чувствуется неуверенность, робость, зависимость от формы каменного блока. И одновременно в характере лепки голов видны большое умение, замечательная моделировка, характеристика каждого персонажа. Такая же уверенность и знание заметны в выполнении рук, ступней ног. В этих важных фрагментах так же высокий уровень мастерства. Виртуозно, с подчеркнутой небрежностью складки тканей покрывают фигуры, в которых они призваны скрывать недостатки их выполнения» (4).

К концу XX века некоторые изваяния сильно пострадали от времени и вандалов, пять из них были сняты с балюстрады и отправлены на реставрацию. После реставрационных мероприятий статуи пополнили экспозицию Серпуховского художественного музея. На опустевших тумбах вместо оригиналов планировалось установить копии, с тех пор прошло почти пятнадцать лет, а тумбы по-прежнему пустуют…
Неудивительно, что сама усадьба, оставаясь в тени знаменитого храма, до сих пор не изучена, сведения о ней малочисленны и отрывочны. Небольшой, но гармоничный усадебный ансамбль в стиле раннего классицизма окончательно оформился к концу XVIII века. Можно предположить, что строительство его состоялось еще при Долгоруковых, владевших имением до 1784 года. Затем владение перешло к помещику П. Ф. Тютчеву, далее к Васильчиковым, фабрикантам Рябовым.

По сторонам П-образного курдонера находились усадебный дом и два флигеля (до наших дней сохранился только восточный, названный в ПАМО северным. Он ориентирован, как и алтарь храма на восток, поэтому, на мой взгляд, не может быть северным). Время утраты западного корпуса и господского дома не установлено, в ПАМО высказано предположение, что «флигель, по-видимому, уже давно выполнял роль усадебного дома» (5).
Флигель — кирпичный, двухэтажный с подвалом, в семь световых осей по продольному фасаду. Нижний этаж рустован и отделен от верхнего межэтажным карнизом. Основную художественную нагрузку несут окна, их обрамляют рамочные наличники с замковыми камнями и простыми полочными сандриками над ними.
Восточный фасад кажется более нарядным по сравнению с западным, на нем хорошо читается пилястровый портик ионического ордера, к тому же он имеет остатки руинированного фронтона, что наводит на мысль, что этот фасад, возможно, был главным, а, следовательно, должен был смотреть во двор... Тогда вызывает сомнение расположение парадного двора, приведенное в ПАМО (6).

Парк в Подмоклове проектировался и закладывался в соответствии с действовавшими принципами и представлениями о садово-парковом искусстве того времени. Он сочетал регулярную и пейзажную составляющие. От парадной части к храму ниспадали широкие ступени террас; дом и церковь соединяла аллея, совпадавшая с главной планировочной осью имения. Вид сквозившего в конце аллеи Рождественского храма, главенствовал среди других панорамных картин. Сегодня, с утратой большинства деревьев подъездной аллеи, эта картина разрушена. Террасированный парк украшали пруды, объединенные в единую систему, питаемую подземными ключами. От нее уцелели разрозненные, пересохшие или заболоченные водоемы с остатками периметральной обсадки.

На протяжении последних двух десятилетий в России особенно ощутимо небрежение к объектам культурного наследия. Очередной пик вандализма пришелся на послеперестроечное время и, похоже, далек от завершения. Храмы, и в особенности усадебные ансамбли разбираются на кирпич, горят, и нередко без лишних разбирательств идут под снос.
Подмоклово пережило не одну волну разрушений. Нет больше хозяйственного комплекса (на западной периферии имения видны остатки фундаментов отдельных строений), утрачено парадное ядро. Его единственная компонента — флигель, служивший в советское время детским интернатом, представляет собой кирпичный остов без кровли и перекрытия. Заросший парк потерял свою привлекательность, частично вырублен, замусорен, захожен.

Ничто более не напоминает о существовании колокольни (1861), Святых ворот и церковной ограды. Но все же время сохранило для нас самое ценное в Подмоклове — «наиболее раннюю из дошедших до настоящего времени от всей первой половины XVIII века ротонд» (7).
Памятник такого художественного уровня нуждается в постоянной опеке и охране со стороны государства. Я бываю в усадьбе почти ежегодно и отмечаю для себя изменения, происходящие в его облике. Множество слоев покраски привели к тому, что тонкие декоративные элементы теряют рельефность и отточенность форм. Вот уже много лет в барабане купола частично отсутствует остекление, сам купол имел протечки, пока некий благотворитель, по словам священника, не пожертвовал на «починку кровли». Огорчает вторжение в антураж памятника опор электропередач и частных огородов, почти вплотную подступающих к подножию храма.

Создается впечатление, что священник остался с вверенным ему приходским храмом (имеющим статус памятника федерального значения) и его проблемами один на один.
Несмотря на сенсационные открытия, Подмоклово хранит еще множество тайн и загадок. Близится 300-летний юбилей подмосковной ротонды.
Вряд ли возможно за тот небольшой срок, оставшийся до знаменательной даты, привести увядающий шедевр в образцовый порядок, вернуть красоту его интерьеру, незатронутому предыдущей реставрацией.

1. Зубарев В. В. Храм-ротонда в селе Подмоклово// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика. М., 1991. С. 112.
2. Там же. С. 116.
3. Звягинцев Л.И. Викторов А.М. Белый камень Подмосковья, М., 1989, с. 95-96.
4. ПАМО. Т. 2. 1975. С. 237 – 238.
5. Банковский Н. Апостолы из Подмоклова // «Мир музея». № 3, 1995. С. 48.
6. ПАМО. Т. 2, 1975. С. 237.
7. Зубарев В. В. Храм-ротонда в селе Подмоклово// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика. М., 1991. С. 119.

Усадьба Подмоклово

Подмоклово. Усадьба основана в середине XVIII в. близ села, которым владел князь Н. С. Долгоруков. Сохранился барский дом (прим.: руинированный флигель) в стиле раннего классицизма, церковь Рождества богородицы (1754 г.) в стиле барокко, партерные пруды, система каскадных прудов и террасированный усадебный парк с отдельными липовыми и тополевыми аллеями.
Усадьба имеет четкое осевое построение с ориентацией на р. Оку. В направлении реки к северу и к оврагу идет склон. Территория парка входит составной частью в село Подмоклово. Пруды обсажены тополем белым и бальзамическим, кроме них из интродуцентов встречаются лишь кустарники: сирепь обыкновенная и венгерская, таволга дубровколистная, пузыреплодник калинолистный. Местных видов в парке 11. Среди них преобладает клен остролистный (высота 20 м, диаметр ствола 66 см), ясень обыкновенный (высота 14 м, диаметр ствола 29 см), липа мелколистная (высота 19 м, диаметр ствола 64 см) и вяз гладкий (высота 18 м, диаметр ствола 50 см).

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Подмоклово

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Подмоклово 54.867087, 37.346596 Усадьба Подмоклово

 

Рубрика: Серпуховский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: