Погост Выбуты

Погост Выбуты (Россия, Псковская область, Псковский район, Выбуты)

Мечтала увидеть и пофотографировать памятники архитектуры и природные ландшафты Псковщины. Не раз слышала восторженные отзывы о Мальском монастыре, Печорах, о погосте Выбуты, легендарном месте для русской истории…
Двигались мы от Пскова на юг по Палкинскому шоссе. Несколько раз казалось, что «проскочили» нужный поворот, но вовремя заметили указатель и свернули налево.
Пейзаж и впрямь эпический. Пыльный проселок, идущий высоким берегом р. Великой перспективной линией в аккурат упирался в белый куб Ильинской церкви XV века. Церковь небольшая, с отдельно стоящей двухарочной колокольней-стенкой, суровая, как все северные храмы, но гармонично сложенная, пригожая. Её белое пятнышко, ослепительное в лучах летнего солнца обрамлено раскидистыми деревами, вросшими в старое кладбище с поклонными крестами. Левее церкви – небольшой загустевший подростом лесок, правее, под обрывом шумно течет река. Великая здесь порожиста и неглубока, преодолима в брод, потому Выбуты имели стратегическое значение для Пскова.
Крупные валуны, торчащие из воды отполированы до блеска. Речные потоки, то охватывают их прозрачными струями, то вскипают хрустальной, искрящейся на солнце пеной.

Описание погоста Выбуты

Любоваться этим зрелищем можно до бесконечности… Спуститесь к реке, и у вас появится возможность расположиться на деревянных мостках, сбросить обувь и просто поболтать ногами в воде, рассматривая в толще воды мальков и причудливо танцующие водоросли… Запрокинешь голову наверх – а там – пушистые облака, неторопливо скользящие по голубому небосводу… и тут вспоминается предание о княгине-правительнице Ольге (около 890 — 969, Киев), ведь Выбуты (Лыбута) — её родина.
«О происхождении княгини Ольги делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только то, что Олег в 903 году привел Игорю жену из Плескова (Пскова), именем Ольга. На основании позднейшей летописи Плесков отожествляли с древней болгарской столицей Плискувой (Плиской) и Ольгу считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и объясняет многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным. Некоторые исследователи отважно отстаивали и отстаивают болгарскую версию происхождения княгини Ольги, оспаривая исключительное право Пскова называться ее родиной. Такое соперничество служит еще одним подтверждением популярности святой во всем православном мире» — писал Н.Г. Розов.

«Легенда повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему очень хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел плывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша, а молодая красивая девушка. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания. Но юная красавица изумила его своею скромностью, разумом и твердостью воли. «Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя». Такой твердый ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с нею» гласит псковский интернет-ресурс.

«По смерти Игоря (945) Ольга стала управлять Киевской землей в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. По летописному рассказу, она жестоко отомстила древлянам, убившим ее мужа, и установила в древлянской земле «уставы и уроки», то есть дань и натуральные повинности. Затем она пошла в Новгородскую землю и здесь, как сообщается в «Повести временных лет», «…установила по Мете погосты (то есть административные центры. — Н.Р.) и дани и по Луге — оброки и дани. Ловища ее сохранились по всей земле и свидетельства о ней, и места ее, и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне».
Таким образом, великая княгиня российская Ольга, родом из Выбутской веси Псковской земли, сыграла выдающуюся роль в создании и упрочении Древнерусского государства, заботясь об укреплении его внешних рубежей и внутреннем устройстве. Проявила она и недюжинные дипломатические способности в работе по сплочению разрозненных славянских княжеств.
В 955 (или 957) году по летописному счислению Ольга отправилась в Константинополь, где приняла крещение; но греческий император Константин Порфирородный рассказывает о пребывании Ольги в Константинополе в 957 году и вовсе не упоминает о ее крещении там. Возможно, Ольга крестилась раньше поездки в Константинополь, в Киеве, где уже тогда было много христиан-варягов.

По известиям (сомнительным) западных летописцев, в 959 году Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать епископа и священников, что и было исполнено, но посланный епископ должен был возвратиться ни с чем. Попытки Ольги обратить в христианство своего сына Святослава были, по летописному известию, безуспешны. Приняв святое крещение, княгиня Ольга способствовала распространению христианства на Руси, строила повсюду храмы и монастыри, основала город Псков и возвела собор во имя Святой Троицы. В 968 году руководила защитой Киева от печенегов.
Умерла Ольга в 969 году в глубокой старости, завещав похоронить ее по христианскому обряду. Канонизирована русской церковью; память ее празднуется 24 июля.

Странно, что на родине княгини Ольги, которую почитали как святую, была поставлена церковь не Ольге, а Илье Пророку. Очевидно, здесь прежде было языческое капище — ведь Илья стал христианским заместителем Перуна. Письменных источников о времени строительства церкви не найдено, но первое упоминание о ней на родине святой Ольги Российской относится к 1585— 1587 годам. В Третьяковской галерее имеется образ Ильи из церкви в Выбутах, который датирован XIII веком. Следовательно, какая-то церковь стояла здесь издревле. Реставрация церкви осуществлена в 1955—1957 годах по проекту архитектора В.П. Смирнова. На лужайке перед Ильинским храмом в 1993 году установлен памятный знак — гранитный камень с надписью, указывающей, что Выбуты — родина святой княгини Ольги.

В полукилометре к северо-востоку от храма находится основание некогда огромного поклонного Ольгинского камня. Рядом с ним в 1888 году была построена каменная Ольгинская часовня. В 1930-е годы и камень, и часовня были взорваны на щебенку для строительства моста через реку Великую. В 1994 году на остатках поклонного камня и часовни сооружена пирамида из камней и установлен памятный кованый крест» — Н.Г. Розов «Ожерелье псковской земли. Дворянские усадьбы» Псков, 2008.

Литература:
Н.Г. Розов «Ожерелье псковской земли. Дворянские усадьбы» Псков, 2008

Схема проезда

icon-car.png
Погост Выбуты

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Погост Выбуты 57.709558, 28.282607 Погост Выбуты

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только