Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Полотняный Завод


Усадьба Гончаровых Полотняный Завод (Россия, Калужская область, Дзержинский район, пос. Полотняный Завод, ул. Трудовая)

Усадьба расположена на реке Суходрев. Своему названию она обязана возникшему здесь в начале XVIII века полотняному производству. Некогда на этом месте располагался погост Взгомонье, позднее — село Згомонь. Местные крестьяне издавна занимались пеньковым промыслом и ткачеством. В 1718 г. здесь по указу Петра I был выстроен завод по производству парусного полотна и бумажная мельница.
Компаньонами купца были его племянник Г.И. Щепочкин и А.А. Гончаров, которые после смерти Т.Ф. Карамышева «полюбовно» разделили в 1735 г. имущество и фабрики. Так образовались два завода и две усадьбы, вошедшие в литературу под именами Полотняный Завод Гончаровых и Полотняный Завод Щепочкина, составляющие историко-архитектурный и природный музей-усадьбу Полотняный Завод. Эти предприятия можно считать на то время крупнейшими в России. Производимое парусное полотно отличалось изрядным качеством и даже экспортировалось в Англию, для нужд британского флота, а бумага считалась лучшей в стране. 





Полотняный Завод А.В. Средин1. За коммерческие успехи в 1742 г. купец А.А. Гончаров был произведён в чин коллежского асессора, что давало право на потомственное дворянство.
«После А.А. Гончарова в 1785 г. усадьбой владел его сын Н.А. Гончаров и с этого же года — его сын А.Н. Гончаров (дед Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина), с 1832 г. до 1860 г. — его внук Д.Н. Гончаров, затем — его сын Д.Д. Гончаров (женатый вторым браком на O.K. Шлиппе, владевшей усадьбой Детчино), последняя хозяйка до 1917 г. — вдова его сына Д.Д. Гончарова актриса В.К. Гончарова (урожд. Бергман)» — А.Б. Чижков и А.А. Зорин в книге «Калужские усадьбы», М., 2007.
Усадебное строительство началось во второй половине XVIII столетия. На рубеже 1760 — 1770-х гг. был сооружён большой трёхэтажный дом строгой архитектуры, гостевой флигель, разбит парк. В усадебный комплекс входила одноглавая Спасская церковь (утрачена), и Спасские ворота при въезде на церковный двор.

От огромного паркового ансамбля, который создавался несколько десятилетий мало что уцелело, да и сам дворец в 1942 г. был полностью разрушен. Восстановление усадьбы началось только в 1970 г., а к 200-летию А.С. Пушкина (который бывал здесь дважды у родителей своей жены Н. Гончаровой) были восстановлены интерьеры дома и открыта музейная экспозиция. Непременно посетите этот музей!
Итак, в 1830-е годы усадьбу несколько раз посещал А.С. Пушкин вместе со своей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В 1907 году на «Полотняный Завод» для написания интерьеров впервые приехал А.В. Средин. Художник увлекся не только видами имения, но и его историей. В течение нескольких лет он серьезно занимался изучением семейного архива Гончаровых, и в 1910 году опубликовал в журнале «Старые годы» большую статью «Полотняный Завод», где впервые было напечатано неизвестное письмо А.С. Пушкина 1831 года. После выхода статьи интерес А.В. Средина к «Полотняному Заводу» не угас. В последующие годы он продолжал заниматься историей семьи Гончаровых и писать замечательные усадебные виды, два из которых сейчас хранятся в собрании ГИМ.

В гостиной на стене справа представлен портрет Варвары Афанасьевны Бибиковой (1749—1816), урожденной Гончаровой, двоюродной прабабки Н.Н. Гончаровой (сейчас — Калужский областной художественный музей).
Основной темой произведений А.В. Средина являлись интерьеры дворцов и усадеб, написанные тонко, в нежной колористической гамме. Преимущественно это камерные работы, в которых, по меткому выражению художественного критика С.К. Маковского, «еще живы тени прошлого». Эстетические взгляды А.В. Средина находили множество точек соприкосновения с ретроспективной направленностью творчества мирискусников, хотя сам художник не являлся членом и экспонентом объединения. (Искусство интерьера XIX-XX вв. Из собрания ГИМ, музея МГХПА им. С.Г. Строганова, СПГХПА им. А.Л. Штиглица и МАРХИ)

А.В. Средин (1872-1934) Закрытая веранда с цветами в горшках в усадьбе Гончаровых «Полотняный завод» в Медынском уезде Калужской области. 1916 г. ГИМ2. А.В. Средин (1872-1934) Гостиная с портретной галереей в усадьбе Гончаровых «Полотняный завод» в Медынском уезде Калужской области. Середина 1910-х гг. ГИМ3. Портретная в имении Гончаровых Полотняный завод Калужской губернии. А.В. Средин. Сер. 1900-х гг.4. Зала в Полотняном Заводе А.В. Средин 1912 г.5.
Усадьба Полотняный Завод, фрагмент интерьера6. Усадьба Полотняный Завод, гостиная7. Усадьба Полотняный Завод главный дом8. Усадьба Полотняный Завод9.

1. Художник А.В. Средин. Полотняный Завод 
2. Художник А.В. Средин (1872—1934) Закрытая веранда с цветами в горшках в усадьбе Гончаровых «Полотняный завод» в Медынском уезде Калужской области. 1916 г. ГИМ
3. Художник А.В. Средин (1872—1934) Гостиная с портретной галереей в усадьбе Гончаровых «Полотняный завод» в Медынском уезде Калужской области. Середина 1910-х гг. ГИМ
4. Художник А.В. Средин. Портретная в имении Гончаровых Полотняный завод Калужской губернии. Сер. 1900-х гг.
5. Художник А.В. Средин. Зала в Полотняном Заводе. 1912 г.
6. Усадьба Полотняный Завод, фрагмент интерьера
7. Усадьба Полотняный Завод, портретная
8. Усадьба Полотняный Завод, главный дом
9. Усадьба Полотняный Завод, вид на церковь

А.В. Средин писал также парадные залы Вязём и Остафьева, Архангельского и Кускова, бережно сохранённые без новшеств и изменений потомками Голицыных, Юсуповых, Шереметевых, интерьеры чудного, погибшего уже в наши дни, усадебного дома Обнинских в Белкине, словно итальянское палаццо щедро расписанного фресками. (Кстати, несколько ранее, в 1904 году, Белкино писал и В.А. Серов). В отличие от интерьеров Жуковского, по обыкновению смотревшего из дома в светлый сад или парк, взгляд Средина был, как правило, направлен вглубь старинных гостиных, увешанных тёмными портретами в тускло поблескивавших золочёных рамах. В «портретах комнат» его более интересовала гармония плотных, чуть «запылённых» густых тонов — глубокого зелёного, синего, красного, дополненных игрой тусклых бликов на позолоте и хрустале. «Средин — этот поэт задумчивых зал и грустных гостиных, верен себе в своих нежных, напоминающих пастель красках и меланхолических настроениях». (М.В. Нащокина)

Усадьба Полотняный Завод Щепочкина. «После смерти Г.И. Щепочкина в 1781 г. усадьбу наследовал его сын П.Г. Щепочкин, с 1834 г. владела его дочь генеральша баронесса М.П. фон Бистром (её муж барон А.А. фон Бистром участник заграничных походов русской армии 1812—1814 гг.), в середине XIX в. — её дочь А.А. Пирогова, мужем которой был выдающийся хирург Н.И. Пирогов (их свадебное торжество происходило здесь в усадьбе); в 1910-х гг. — купец Прохоров. Сохранились трёхэтажный главный дом 1770-х гт. в стиле классицизм с росписями и интерьерами конца XVIII в., два простой архитектуры служебных здания XVIII в., пруд. Фабрики Щепочкиных со временем пришли в упадок и закрылись, оранжереи и теплицы утрачены» — А.Б. Чижков и А.А. Зорин в книге «Калужские усадьбы», М., 2007.

Наталья Бондарева

1. Дом Гончаровых
2. Спасские ворота
3. Хоз. постройки
4. Ворота конного двора
5. Ворота в парк
6. Дом Щепочкина
7. Памятник А.С. Пушкину
8. Беседка 
9. Фабричные постройки
10. Пруд
11. Место Спасской церкви
12. Место заречного сада
13. Место плодового сада
14. Английский парк
15. Место Красного сада


С. А. Сидоров (Московский журнал № 11 НОЯБРЬ 1998)

Звездный час Александра Средина
Поездка московского художника А.В.Средина в 1907—1909г.г. в усадьбу Гончаровых. Полотняный завод обернулась «звездным часом» всей его жизни

Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907—1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным «звездным часом» всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Засел за изучение семейного архива Гончаровых. И — о, неожиданная удача! — отыскал неизвестное даже для тогдашних хозяев имения письмо Пушкина, направленное 25 апреля 1831 года деду Натальи Николаевны Гончаровой — Афанасию Николаевичу. Впервые опубликовал его в журнале «Старые годы» за июль—сентябрь 1910 года в своей статье, посвященной Полотняному Заводу. Письмо сразу вошло в обязательную пушкиниану и ныне широко известно. Учитывая трагическую судьбу архива Гончаровых в Полотняном Заводе после 1917 года, можно утверждать, что Средин спас его от неминуемой гибели.

В статье также впервые и весьма подробно рассказал Средин о посещении гончаровского дома великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных его богатствах. И — какая ирония судьбы! — именно эта статья и приведенное в ней письмо Пушкина, а не его творчество, принесли ему много лет спустя признательность потомков. Теперь ни один ученый, литератор или журналист, занимающийся Полотняным Заводом, не может обойтись без цитаты из статьи Средина.
Но как художник Александр Средин почти неизвестен. Его работы, разбросанные по разным музеям, не изучаются, не публикуются. Его жизнь и творчество обойдены вниманием искусствоведов. Словно какое-то зловещее табу наложено на его имя. Между тем собранные мной буквально по крохам сведения о нем говорят о Средине как о художнике большом, ярком и незаурядном, достойном находиться в истории отечественной культуры.

Он родился в Москве в 1872 году. С блеском окончил естественный факультет Московского университета и был оставлен приват-доцентом на кафедре геологии. Перед молодым ученым открывалась многообещающая карьера. Однако он увлекся живописью и науку оставил. Брал уроки у таких знаменитых художников, как К.А.Коровин и В.А.Серов. Затем обучался в Париже — у Ж.-П.Лорана и Ж.-Ж.Бенжамена Констана.
После возвращения в Россию Средин становится активным членом «Союза русских художников». Он прекрасно владеет живописью, рисунком, акварелью, гуашью, пастелью. Пишет пейзажи и портреты. Выступает и как театральный художник. Иллюстрирует журналы «Аполлон», «Весы», «Золотое Руно», «Нива». Но главная его тема — интерьеры дворцов, старинных усадеб и церквей.
Александр Средин находил истинное наслаждение в изображении ампирных залов с их блеском мраморных колонн, глянцем начищенных паркетов, с их стильной мебелью красного дерева, матовыми отсветами бронзовых подсвечников с дрожащими огоньками свечей, серебром фамильной посуды, фарфора, хрусталя, тяжелым бархатом портьер. И конечно, — в изображении старинных портретов, как бы возникающих «из тьмы былого» — из полумрака анфилады комнат. Он находил в интерьерах стилевую гармонию, только ему подвластную, видел их музыку. Один из критиков справедливо сказал: «Средин — это поэт задумчивых залов и гостиных, он верен себе в своих нежных, напоминающих пастели красках и меланхолических настроениях».

Одаренность Средина, несмотря на несхожесть их художественных манер, отмечал И.И.Левитан, назвав его в письме к А.П.Чехову 27 ноября 1898 года «талантливым человеком». Столь высокую оценку у Исаака Ильича получить было нелегко. Обычно сдержанный и замкнутый, он охотно посещал дом Срединых, подолгу беседовал с Александром Валентиновичем.
Да и Чехов хорошо знал Средина. Он познакомился с ним, вероятно, через его старшего брата Леонида Валентиновича Средина, известного ялтинского врача. Имя Александра Валентиновича часто встречается в записных книжках писателя, в его переписке с О.Л.Книппер-Чеховой. 30 января 1903 года Чехов спрашивает ее: «Чем занимается в Москве преподобный Саша Средин?» А вот фраза из другого письма:"Тебя пишет Средин? Да, это удовольствие, но удовольствие, которое можно претерпеть один раз в жизни. Ведь ты уже писалась Срединым?"
Портрет Ольги Леонардовны, исполненный Александром Срединым, ныне находится в Доме-музее А.П.Чехова в Ялте.
Семью Срединых связывали с О.Л.Книппер-Чеховой дружеские отношения. 11 декабря 1902 года она сообщает А.П.Чехову: «была (в театре ставили „Дядю Ваню“. — Е.К.) Надежда Ивановна с Сашей и его женой — и в восторге...»

Саша — это Александр Валентинович Средин, Надежда Ивановна — его мать.
Из письма Ольги Леонардовны — Антону Павловичу от 28 декабря 1902 года: "Видела Сашу с женой (Марией Григорьевной. — Е.К.). Из письма от 9 февраля 1903 года : «Сегодня вечером были у нас Бальмонт с женой, Надежда Ивановна с Сашей... Мария Григорьевна не была, у нее умерла мать, и она сидела дома». 30 января 1903 года Антон Павлович спрашивает жену: «Что поделывает Надежда Ивановна?» Снова спрашивает 23 января 1903 года: «Чем занимается в Москве преподобный Саша Средин? Как его здоровье, как жена?»
А вот что сообщает Чехов 24 сентября 1901 года Леониду Валентиновичу Средину: «Передайте Александру Валентиновичу, что я очень извиняюсь перед ним, мне все последние дни было дозарезу некогда, нездоровилось, так я и не попал к нему, хотя нужно было. Скажите ему, что скоро приеду и постараюсь искупить свою вину».

О чем шла речь? Не о портрете ли Антона Павловича, который хотел написать Александр Валентинович? Наверное, Чехов так и «не искупил свою вину». Правда, одну «чеховскую» работу Средин все же сделает: «Комнату Чехова в его ялтинском доме». Но она, вероятнее всего, исполнена уже после смерти писателя. Теперь картина экспонируется в Московском музее А.П.Чехова.
Из письма Ольги Леонардовны — Антону Павловичу от 15 января 1901 года: «Если будешь в Алжире, отыщи Сашу Средина, адрес его, кажется, есть у тебя». Алжирский адрес, действительно, встретился мне в записных книжках писателя. И другие его адреса были в них указаны.
Есть в записных книжках Чехова и такие пометки: «Анкета (?) Средину...исто...указы (музыка Мендельсона); Средин имеет 1 том и 3 выпуска 11-го (Брокгауз — последний 68)». Как их понимать? Не знаю.

Теплые отношения связывали художника и с актрисой Марией Николаевной Ермоловой, близким другом брата — Леонида Валентиновича. Интересно ее мнение о его портрете, написанном в 1899 году, — ныне он находится в Государственной Третьяковской галерее: «...Ваш брат — большой талант. Он так сумел схватить Вас, как только мог сделать большой художник, и чего не мог сделать даже Нестеров. И детали мне нравятся... Одним словом, я в восторге...»
Многие произведения Александра Средина в той или иной форме посвящены Пушкину. Так, в Московском Государственном музее А.С.Пушкина я обнаружил большую коллекцию «пушкинских» работ художника, состоящую из четырнадцати (!) холстов, картонов и рисунков — эскизов декораций и костюмов к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Ее поставил К.С.Станиславский в 1922 году на сцене своей московской оперной Студии. На работах Средина имеются подписи Станиславского, что, очевидно, означало их одобрение.

Живописные холсты и картоны Средина невелики по размерам. Написаны они в обычной для него броской, экспрессивной манере, в пепельно-изумрудной, коричневато-палевой гамме. Они не столько театральные эскизы, сколько вполне самостоятельные, законченные картины. Это относится и к таким холстам, как «Пушкинская комната в доме Гончаровых Полотняный Завод», «Интерьер ХVIII века», «Дом Лариных», «Бал в доме Лариных», «Встреча Татьяны с Онегиным», «Татьяна пишет письмо Онегину», «Спальня Татьяны». В них явно ощущается «интерьерный» характер творчества Средина, влияние его картин, созданных в Полотняном Заводе, Кускове, Остафьеве, Вяземах, Архангельском, во многих других дворцах и усадьбах. Там-то и «списывал» Средин обстановку бальных залов, гостиных, портретных, столовых, буфетных, спален, различных комнат, «заселяя» их в театральных эскизах соответствующими персонажами. Нет, нет, не статистами, а вполне индивидуальными, четко очерченными героями пушкинских произведений.

В Центральном Государственном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки я обнаружил еще четыре акварельных эскиза костюмов персонажей «Евгения Онегина» — Татьяны, Ольги, Онегина. А в Центральном музее имени А.А.Бахрушина — два эскиза к опере П.И.Чайковского «Пиковая дама», а также пять акварелей к неосуществленной постановке МХТ «Горе от ума». Одно из лучших «пушкинских» произведений Средина — «Портретная в гончаровском доме Полотняный Завод» — хранится в Государственной Третьяковской галерее. Две замечательных полотнянозаводских картины — «Памяти Н.Н.Пушкиной» и «Внутренность церкви» — хранились в Калужском музее. Они погибли во время оккупации города фашистами в конце 1941 года.

Основную же часть творческого наследия Александра Средина составляют «чистые» интерьеры различных форм и наименований. Полный список уцелевших картин и графических листов я представить не могу. Это кропотливое дело специалистов, если кто-либо из них наконец-то займется изучением творчества талантливого художника. Тем более, что многие его работы придется отыскивать в частных коллекциях. Мне же удалось найти его произведения, находящиеся в некоторых музеях. Так, в Третьяковской галерее обнаружилась «Комната в калужском имении Обнинских Белкино» (1907 год). В Рязанском художественном музее — один из лучших листов художника — «Гобеленовая гостиная Кусковского дворца графа С.Д.Шереметева». О популярности этой гуаши свидетельствует то, что она побывала на выставках «Союза русских художников», Московского товарищества художников, Орловского общества любителей изящных искусств. Она с большим успехом представляла в 1911 году русское искусство на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году гуашь переезжает в Рязань, где становится одним из первых экспонатов только что организованного музея. Здесь же теперь пребывает картина Средина «В комнате вечером», очевидно, исполненная в Кускове или Дубровицах и также обошедшая несколько выставок. Ульяновский художественный музей обладает холстом «Интерьер. (У окна)», датированным 1916 годом. Мне удалось установить, что работы Средина находятся также в музеях Екатеринбурга, Волгограда, Одессы, Ялты.

Но местонахождение большинства произведений художника неизвестно. А ведь Александр Валентинович был очень трудолюбивым человеком. Об этом можно судить по каталогам выставок «Союза русских художников», в которых он участвовал ежегодно с 1906 по 1923 год. А сколько работ он давал на другие выставки?!
Как сложилась жизнь Александра Средина после 1917 года? Вначале он вполне лояльно встретил новую Советскую власть, пытался с ней сотрудничать. Средин активно работает в профессиональном Союзе художников «Изограф», в Комиссии по охране памятников искусства и старины и Московском Совете рабочих и солдатских депутатов, входит в общественный совет Румянцевского музея. В июне 1918 года он — сотрудник Музейного отдела Народного Комиссариата Просвещения. Занимался сохранением уже бывших дворцов и усадеб, например Архангельского. Пытался спасти историко-художественные, книжные и архивные богатства Полотняного Завода.

Но жилось ему очень нелегко. В Российском Государственном архиве отыскал я любопытный документ — удостоверение, подписанное заведующей Музейным отделом Н.И.Троцкой, о том, что «А.В.Средин — профессиональный художник, он кроме комнаты для жилья, имеет право на комнату-мастерскую в квартире ? 2 в доме Шлипе, угол Гагаринского и Староконюшенного переулков, эти комнаты уплотнению или реквизиции не подлежат».
Но чем он должен был заниматься в своей мастерской? Ведь «усадебные» его интерьеры, «голубые» и «розовые» гостиные, главные в его творчестве, уже не находили спроса, не выражали «новую революционную современность», все они были уже — «в прошлом». Кое-как зарабатывал Средин салонными «розами». Кое-что закупил у него Наркомпрос.
В 1923 году был ликвидирован «Союз русских художников». Многие его члены эмигрировали. Уехал из Советской России и Александр Средин. Жизнь его и творчество в эмиграции мне не известны. Умер он, по некоторым сведениям, в 1934 году.

Приложение

Письмо А.С.Пушкина, найденное А.В.Срединым в семейном архиве Гончаровых в Полотняном Заводе
«Милостивый государь Дедушка Афанасий Николаевич,
Приношу Вам искреннюю мою благодарность за прием моего поверенного и за письмо, драгоценный знак Вашего ко мне благорасположения. Будьте уверены в беспрекословном согласии моем на все, что будет удобнее для Вас. Мне нельзя было принять доверенности одной, ибо чрез то долги и недоимки могли увеличиться, и имение могло быть, наконец, совершенно потеряно. Если Вам угодно вместо 300 обещанных душ дать покамест Наталье Николаевне доверенность на получение доходов с оных и заемное письмо, с условием, что при жизни Вашей оставалось оное заемное письмо недействительным — дай Бог, чтобы оно и долее оставалось таковым! В таком случае вексель должен быть дан от крепостных дел на столько сот тысяч рублей, сколько Вы желаете дать душ крестьянских, для того, чтобы при конкурсе кредиторов действительно досталось бы 300 душ, а не в десятеро меньше. Таковые векселя с таковыми же условиями Вы безо всякого опасения могли бы дать и прочим Вашим внукам и доверенность на управление в случае только их замужества.
Надеюсь, что Вы не будете гневаться на меня за мою откровенность. Во всяком случае ожидаю разрешения Вашего и имею счастие с чувством глубочайшего почтения и преданности остаться, Милостивый государь Дедушка
Вашим покорнейшим слугой и внуком
Александр Пушкин».

Музейный комплекс «Полотняный Завод»

Адрес: 249850, Калужская область, Дзержинский р-он, пос. Полотняный Завод, ул. Трудовая

Телефон: (48434) 7-4379.

Время работы музея: с 10 до 18.00, выходной: понедельник и вторник. Последняя пятница месяца — санитарный день.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Полотняный завод

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Полотняный завод 54.738348, 35.995417 Усадьба Гончаровых Полотняный завод

Рубрика: Калужская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: