Усадьба Пущино

Усадьба Пущино (Россия, Московская область, Серпуховской район, Пущино)

Как добраться? На автомобиле от Москвы по новому шоссе [М 2]за Серпухов и реку Оку. После моста будет развязка, на которой нужно свернуть в сторону академгородка Пущино. Не въезжая в город, рядом с остановкой напротив местной больницы свернуть влево. Дорога следует мимо корпусов нового оздоровительного комплекса, блуждает среди частной застройки, вскоре становится грунтовой и обрывается. В сырое время года здесь не проехать на легковой машине.

Сохранились: главный дом, два флигеля (один в руинах, другой обезличен), подпорные стенки с гротами, террасный парк с прудами

Я долго откладывала встречу с усадьбой Пущино, мне непременно хотелось, чтобы она состоялась осенью. Осенью яркие краски увядающей природы позволяют острее ощутить красоту и гармонию окружающего мира, располагают к более эмоциональному восприятию.
Мы неторопливо направились к усадьбе, под ногами шелестел густой ковёр из опавшей листвы, сорные травы пожухли и покорно склонились к земле… Пущино оказалось не просто прекрасным, но и удивительно сентиментальным, во многом благодаря своему необычно спланированному парку.

Описание усадьбы Пущино

Усадьба Пущино. Проект реконструкцииИмение на Оке устроено Д. Пущиным в последней четверти XVI века. Владение передавалось по наследству до конца XVII столетия, затем перешло к Арцебашевым. В 1900-х гг. архитектурный ансамбль усадьбы, владельцем которой стал чаеторговец С.В. Перлов, реконструировали в стиле неоклассики.
Двухэтажный, с антресолями, дом, хмурый и мрачный, смотрел на нас наспех заколоченными листовым железом и досками окнами. Две скульптуры разбитых в дребезги львов охраняют его покой… 
Со стороны парка сдержанность фасадов нарушают тонко исполненные барельефы и маскароны, включённые в цветочные орнаменты. Средняя часть была выделена пилястрами (и разобранной ныне аркадой, поддерживавшей балкон).
На верхней каменной террасе с балюстрадой (от балясин которой почти ничего не осталось) захочется задержаться, так как отсюда открываются проникновенные пейзажи. Впереди, за нагими силуэтами деревьев, тускло поблёскивает Ока, ещё далее просматривается равнинный противоположный берег с пожелтевшими полями и зелёная кайма хвойного леса, уступами простирающаяся до горизонта…
Две симметричные лестницы от дома сбегают на нижний ярус с гротами, здесь они соединяются в один центральный лестничный марш, ведущий на среднюю площадку, и снова расходятся по сторонам подпорной стенки, ещё ниже увлекая в парк. Затем дорожки сливаются и устремляются к реке по мостику, устроенному между двумя прудами. Правый водоём почти пересох, а в левом, осыпанном золотой листвой, — отразилось расплавленное солнце и безмолвный романтический парк. Восхитительный ландшафтно-архитектурный ансамбль усадьбы Пущино, по российскому обыкновению, заброшен… 

Читайте также:  Усадьба Гусь-Железный

Н.А. Бондарева Усадьба Пущино

 
Окские ландшафты с каменистыми крутогорьями, слегка волнистыми равнинами и возвышенными песчаными отрогами, поросшими соснами, очаровывают с первого взгляда. Тот, кто смог увидеть их неповторимую красоту, – пронесет полученное впечатление через всю жизнь. К тому же, берега Оки, полноводной и медлительно-царственной, обильно украшены памятниками культового зодчества и произведениями усадебного искусства: Подмоклово, Пущино, Тарасково, а еще Есуково, территориально отнесенное к Тульской области. На эти хрупкие осколки старины сначала обрушилась вся жестокость революционной смуты, а затем они стали жертвами холодного безразличия. Бесхозные, они продолжают разрушаться и погибать в полном небрежении. Одно такое брошенное имение – Пущино, расположенное на окраине одноименного наукограда.
Усадьба в последней четверти XVI столетия принадлежала Д. Пущину и находилась в распоряжении этого рода до конца XVII в. Затем ее собственниками становятся помещики Арцебашевы, П.А. Офросимов и его наследники. Позднее имение числилось за Е.Е. Рогожиным, Е.Е. Вебером, в 1900-х гг. – за известным чаеторговцем С.В. Перловым. Примерно в 1910 г. поместье перешло к помещикам Лосевым, а в 1913 г. – к фабриканту Н.Т. Каштанову.
Средоточие всего архитектурно-паркового ансамбля имения – двухэтажный дом с антресолями (построен Я.И. Арцебашевым не позднее 1799 г. и реконструирован в стиле неоклассицизма в начале XX в.), поставленный на верхней береговой террасе. Мрачновато-серый, он смотрит на мир наспех заколоченными листовым железом и досками окнами. Две скульптуры разбитых в дребезги львов – вероятно, копии с работы А. Барии – охраняют его покой… Со стороны двора в своем четком ритме оконных проемов дом несколько скучен. Монотонность паркового фасада нарушают тонко исполненные барельефы и маскароны, включенные в цветочные орнаменты. Средняя часть выделена пилястрами, со следами примыкания разобранной ныне аркады, поддерживавшей балкон.
На верхней каменной террасе с балюстрадой (от балясин которой почти ничего не осталось) непременно хочется задержаться, отсюда открываются щемящие душу пейзажи. Впереди, за нагими силуэтами деревьев, поблескивает Ока, еще далее просматриваются равнинный противоположный берег с молчаливыми полями и зеленая кайма хвойного леса, уступами простирающаяся до горизонта. А вокруг стелется необыкновенный в своей художественности парк. Кому-то привидится в нем парк-театр, где видовые картины сменяются, как сценические декорации, рождая поток самых разнообразных впечатлений; кому-то – парк-парадиз, где старые тополя своими остроконечными силуэтами напоминают теплые южные страны и даже, быть может, берег Эгейского моря; а кто-то скажет, что это парк-грёза, настолько зыбкой и нереальной кажется красота этого рукотворного сада. «Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств», – отмечал Д.С. Лихачев, и парк усадьбы Пущино красноречиво подтверждает это высказывание.
Здесь нужно непременно оказаться золотой осенью, чтобы отрешиться от суеты и прислушаться к музыке листопада, чтобы ощутить всю красоту прощальной роскоши природы и пронзительность едва оголившихся ландшафтов, спроектированных на принципах неоклассицизма.

Читайте также:  Усадьба Волышово

Листья кружатся, шуршат, 
Ветер с гулом налетает –
И гудит, волнуясь, сад,
И угрюмо замирает.

…Две симметричные полуразрушенные и скользкие от мхов лестницы от дома сбегают на нижний ярус с гротами, чаши которых наполнялись водой. Здесь они соединяются в один центральный лестничный марш, приводящий на среднюю площадку, и снова расходятся по сторонам подпорной стенки, спускаясь в парк. А дорожки вскоре сливаются и устремляются к реке по мостику, устроенному между двумя прудами. Правый водоем почти высох, а в левом, засыпанном бронзовой листвой, отражается предзакатное солнце и безмолвный романтический парк.
О времени реконструкции имения существуют две версии. Историк-писатель Ф.В. Разумовский полагает, что усадьбу перестроили при Перлове, человеке состоятельном, владевшим десятками чайных торговых домов по всей России и в Европе. Ю. Беспалов, автор книги «Южный рубеж Московии», высказал мнение, что Пущино и его парк получили нынешний облик при фабриканте Каштанове. 
После Октябрьской революции 1917 г. прекрасному Пущино никак не могли найти применения. В 1920-х гг. здесь открыли больницу, а в 1970-х перевели ее в новое современное здание. С тех пор имение опустело. Разрушился фонтан парадного двора с крылатыми амурами, превратились в руины служебные постройки, обветшали нарядные лестницы. Но в каком бы жалком состоянии не пребывала эта усадьба, в ее запущенности и неухоженности так велика сила эстетического воздействия, что это граничит почти что с мистической мощью.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

Пущино на грани гибели

Репортаж ТВЦ 19 марта 2019 г. об обрушении кровли главного дома усадьбы Пущино

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Пущино

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Пущино 54.839529, 37.603498 Усадьба Пущино
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: