Пушкин (Царское Село). Александровский дворец

Пушкин (Царское Село). Александровский дворец (Россия, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая)

Еще один восхитительный дворцово-парковый ансамбль в г. Пушкин Ленинградской области. «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда»: «В 1792—1790 гг. в Царском Селе недалеко от старого дворца был построен новый каменный дворец, предназначенный для старшего сына Павла Петровича (будущего императора Павла I)—Александра. Находящееся за пределами сложившегося дворцово-паркового ансамбля здание дворца очень удачно связано с ним — оно поставлено по оси широкой поперечной аллеи Нового сада и замыкает ее перспективу.
Постройка дворца началась в 1792 году по проекту архитектора Д. Кваренги. Руководство строительными работами было возложено на архитектора И. В. Неелова, а после его смерти в 1793 году на его брата, также архитектора, П. В. Неелова. Внутренняя отделка дворца была осуществлена в 1794—1795 гг. Роспись плафонов в парадных помещениях выполнили живописцы-декораторы Антонио делла Джакомо и Джакопо Феррари.

Описание Александровского дворца в Царском Селе

При переделках и ремонтах дворца в XIX и в начале XX столетия живопись XVIII века была частично уничтожена или заменена. Весной 1796 года дворец был приведен в состояние, пригодное для обитания, но наружные стены оставались Пушкин. План Александровского дворцанеоштукатуренными до 1800 года. На протяжении более чем полутораста лет дворец претерпел значительные изменения.
Общий композиционный замысел Александровского дворца сложился не сразу. Кваренги разработал проект в нескольких вариантах, сохранявших неизменными основные особенности пространственного решения — большую протяженность здания и его конфигурацию в виде сильно растянутой буквы П.
Основной архитектурный мотив, украшающий здание и обогащающий его внешний облик,— колоннада из двух рядов белоснежных коринфских колонн, связывающих между собой два ризалита на главном фасаде. Входы в здание расположены по сторонам колоннады в торцевых стенах ризалитов. Центр садового фасада дворца отмечен полуротондой, перекрытой сферическим куполом. Она обращена в сторону регулярной части Александровского парка.

В 1838 году перед колоннадой дворца были поставлены две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе. Одна из них — «Юноша, играющий в бабки» — отлита из чугуна по модели Н. С. Пименова, другая — «Юноша, играющий в свайку» — по модели А. В. Логановского. Устои каменной лестницы служат для них пьедесталами. В 1903 году под правой половиной открытого дворика С. А. Данини устроил подвал, а в цоколе колоннады пробил окна для его освещения.
Значительным изменениям подвергались интерьеры дворца. В 1817 и в 1826—1827 гг. ряд помещений дворца отделал архитектор В. П. Стасов. Неоднократно переделывался правый (юго-восточный) корпус дворца. Здесь находился Концертный, или Бальный зал, оформленный по проекту Д. Кваренги. Зал был двусветный и занимал всю ширину корпуса. Его стены членились по вертикали пилястрами и колоннами коринфского ордера, облицованными искусственным мрамором.
В 1896—1898 гг. зал разделили перекрытием на два этажа. В первом этаже разместились кабинет Николая II и будуар Александры Федоровны, а во втором — комнаты детской половины. Отделка этих помещений и других личных апартаментов последних представителей династии Романовых выполнялась архитектором Р. Ф. Мельцером в приемах стиля модерн, получившего широкое распространение в 1890-х — начале 1900-х гг.
Дворец открыт со всех сторон. Его фасады, почти лишенные украшений, скупые и лаконичные по формам, легко обозримы. Блестящее мастерство зодчего сказалось в гармоничности пропорций здания, верно найденном масштабе целого и деталей, в особенности на главном фасаде.
Интерьеры дворца отличаются относительной скромностью оформления. Анфилада парадных залов, сохранивших в основных чертах свою первоначальную отделку, расположена вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады — зал с полуротондой, разделенный широкими арками со свободно стоящими в проемах колоннами на три части. Зал перекрыт деревянным крестовым сводом и полусферическим в полуротонде. Кваренги рассматривал его как одно помещение. Позднее среднюю часть стали называть Полукруглым залом, помещение с восточной стороны — Портретным и с западной — Бильярдным залом, или Малиновой гостиной.
Эффект внутреннего оформления основан на сочетании широких плоскостей стен, облицованных искусственным мрамором молочно-белого цвета, с немногими, изысканными по пропорциям и рисунку архитектурными деталями.
К Бильярдному залу примыкало помещение дворцовой церкви, а к Портретному — так называемый Зал с горкой (в нем находилась детская деревянная катальная горка). Двери из Зала с горкой вели в помещения, занятые библиотекой, и в угловую гостиную, заканчивавшую анфиладу парадных апартаментов.
В период фашистской оккупации города Пушкина дворцовые помещения подверглись разгрому. Оставшиеся неэвакуированными предметы обстановки дворца были похищены. На площади перед дворцом фашистские захватчики устроили кладбище.
В 1947—1949 гг. реставрировались фасады и парадные залы. В девяти комнатах при восстановлении уничтожены ложные деревянные своды, сооруженные в середине XIX столетия. В одной из комнат на потолке открылись фрагменты росписи, относящейся к началу XIX столетия. Роспись полностью восстановлена в 1949 году» — Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983.

Литература:
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983, с. 106-110

План Екатерининского и Александровского парков

План Екатерининского и Александровского парков

1. Большой дворец
2. Камеронова галерея, Агатовый павильон
3. Верхняя ванна
4. Нижняя ванна
5. Эрмитаж
6. Эрмитажная кухня
7. Грот
8. Морейская колонна
9. Ворота «Любезным моим сослуживцам»
10. Адмиралтейство
11. «Зал на острову»
12. Чесменская колонна
13. Турецкая баня
14. Пирамида
15. Палладиев мост
16. Готические ворота
17. Башня-руина
18. Гатчинские (Орловские) ворота
19. Караулка у Баболовских ворот
20. «Большой каприз»
21. Концертный зал
22. Кухня-руина
23. Скрипучая беседка
24. «Малый каприз»
25. Вечерний зал
26. Гранитная терраса
27. Фонтан «Девушка с кувшином»
28. Катульский обелиск
29. Собственный садик
30. Александровский дворец
31. Кухонный корпус
32. Павильон на Детском острове
33. Большой каскад
34. Большой Китайский мост
35. Куртина «Озерки»
36. Куртина «Грибок»
37. Китайский театр
38. Гора «Парнас»
39. Памятник «Борцам революции»
40. Драконов мост
41. Железные китайские мосты
42. Крестовый мост
43. Китайская деревня
44. Оранжерейный комплекс
45. Фрагмент Зверинца
46. Шапель
47. Виттоловский пруд
48. Арсенал
49. Ламские пруды
50. Павильон для лам
51. Пенсионерские конюшни
52. Белая башня
53. Руина у Белой башни
А. Лицей
Б. Памятник А.С. Пушкину
В. Дом Китаева

Регулярная часть Александровского парка

Новый сад — старейшая часть Александровского парка — распланирован в середине XVIII века в регулярном стиле. Он расположен на территории, прилегающей к Большому дворцу с северо-запада.
Новый сад был связующим звеном между ансамблем дворца и Зверинцем — лесным массивом, где содержались звери для охоты. Зверинец ограждала высокая каменная стена, построенная в 1750—1752 гг. по проекту Б. Ф. Растрелли. По углам каменной ограды Зверинца находились четыре мощных бастиона. В центре Зверинца па восьмиугольной площадке высился построенный С. И. Чевакинским и переделанный Растрелли павильон Монбижу, не уступавший по красоте замысла Эрмитажу.
Автор проекта планировки Нового сада не установлен. Предположительно можно говорить об участии в его составлении С. И. Чевакинского и Н. Жирара. Строительство парка велось под руководством садовых мастеров К. Шредера и М. Кондакова.
В 1748—1749 гг. был вырыт канал, ограничивший с четырех сторон центральную часть Нового сада. Главная композиционная ось Нового сада совпадает с осью дворца и Старого сада, вторая ось перпендикулярна первой. На пересечении этих осей проектировался фигурный партер с цветниками и круглым бассейном посредине. Теперь здесь, в центре невысокого холма, высится памятник «Борцам революции».
По планировке все четыре больших квадрата Нового сада различались между собой. В каждом из них предполагалось осуществить одну из излюбленных в XVIII веке увеселительных затей. К их устройству приступили в 1750-х гг. В центре первого квадрата была сооружена круглая насыпная земляная площадка с откосами, отделанными дерном. Засаженная кленами и по краю соснами, она сохранилась до нашего времени, как и общая планировка куртины с радиальными аллеями. Акации, высаженные шпалерами в партере первого квадрата, подстригаются.
В следующем квадрате предполагалось устройство «воздушного театра» — театра под открытым небом с дерновыми скамьями. Здесь в 1778—1779 гг. был построен Китайский театр. В третьем квадрате сооружена высокая земляная насыпная гора Парнас с ведущей на ее вершину спиралеобразной дорогой.
В четвертом квадрате Нового сада не было сложных земляных устройств. В 1778 году по проекту И. В. Неелова здесь были вырыты два пруда неправильных очертаний и созданы искусственные островки. Их берега сделаны пологими и устланы дерном. Таким образом, четвертый квадрат получил пейзажную планировку. Аллеи и прямолинейные каналы с затейливыми мостиками создают красивые перспективы Нового сада и усиливают впечатление праздничности, характерное для садово-паркового искусства середины XVIII века — Памятники архитектуры пригородов Ленинграда.

Литература:
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983, с. 110-111

Пейзажная часть Александровского парка

Постройка Александровского дворца повлекла за собой создание на прилегающей к нему территории небольшого пейзажного парка, а затем перепланировку Зверинца. В итоге этих работ регулярная и пейзажная части Александровского парка слились в единое целое. В процессе создания пейзажного парка близ дворца был частично изменен рельеф местности, вырыты новые пруды, посажены дубы, с годами великолепно разросшиеся. Замысел этого парка принадлежал И. В. Неелову (1792 год).
Проект перепланировки Зверинца в пейзажном стиле разработали совместно архитектор А. Менелас и художник И. А. Иванов. Работы начались в 1817 году. В 1818—1823 гг. были разобраны каменные стены, ограждавшие Зверинец, проложены новые дороги и парковые дорожки, высажены тысячи деревьев: дубы, вязы, ясени, клены, липы, березы, ильмы и орешник.
В 1823 году в южной части нового пейзажного парка вырыт пруд, названный Виттоловским. Теперь район пруда — один из живописнейших уголков Александровского парка. В 1825 году были сломаны юго-западный бастион Зверинца и люстгауз в нем для постройки Шанели. На территории юго-восточного бастиона, сохранившего свои стены, возведены Белая башня и служебное здание при ней (так называемая Руина). Украшением Александровского парка стал и Ламский пруд. Он возник в первые годы существования Зверинца, но формирование ландшафта на прилегающей к пруду территории и постройка павильона для лам принадлежат А. А. Менеласу. Этот район парка своеобразен и красив. Здесь на открытых пространствах свободно и широко разрослись могучие дубы — Памятники архитектуры пригородов Ленинграда.

Литература:
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983, с. 118

Большой каскад у Александровского дворца

В 1790-х годах в связи с постройкой Александровского дворца близ него было начато устройство пейзажного парка по проекту архитектора И. В. Неелова. Основное значение имело создание здесь трех новых прудов. Один из них, расположенный к западу от дворца, был особенно обширным. Его назвали Детским после того, как на островке был построен Детский павильон, сохранившийся поныне.
Пруд вырыт в 1795—1796 гг. Вода поступает в него из Крестового канала, окружающего Новый сад. Вода из Детского пруда питает Нижний, вырытый к северу от Александровского дворца. Между двумя прудами была сооружена высокая плотина со шлюзом. В 1817 году А. Менелас придал ей вид естественного каскада. Плотину маскируют нагромождения каменных глыб с растущими между ними деревьями — Памятники архитектуры пригородов Ленинграда.

Литература:
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983, с. 118

Белая башня и руина

В 1821—1827 гг. в Александровском парке, недалеко от Александровского дворца, на месте люстгауза в юго-восточном бастионе Зверинца была построена по проекту архитектора А. Менеласа готическая башня высотой около 32 метров. Стены башни окрашивали в белый цвет, отчего ее и назвали Белой. Вокруг башни был разбит садик, обнесенный чугунной решеткой, а близ нее сооружена искусственная руина в виде развалин средневекового замка. В годы Великой Отечественной войны верхние ярусы Белой башни были разрушены артиллерийским огнем. Сегодня Белая башня восстановлена.
Башня членится на три яруса, поднимающихся кверху ступенями. Широкая квадратная в плане терраса служит основанием для кубического массива первого этажа башни. Высокие арочные оконные проемы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проемов располагаются ниши со статуями русских витязей и рыцарей. Над вторым ярусом поднимается высокий четырехгранный столп, скупо прорезанный оконными проемами и увенчанный зубчатым парапетом. Основные помещения башни — столовая, гостиная и кабинет — отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Большой интерес представляла роспись стен гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами.
Внутренние помещения соединяются винтовой лестницей, которая заканчивается выходом на верхнюю площадку башни. Отсюда открывается великолепный вид на парки, окрестности и далекий город.
Две тождественные по размерам круглые в плане башни старой Руины связаны между собой переходом, прорезанным высокой полуциркульной аркой ворот. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен стрельчатыми арками придают зданию готический характер — Памятники архитектуры пригородов Ленинграда.

Литература:
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983, с. 118

Архивные изображения Александровского дворца и парка

Фото №1-12 из книги «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда», Ленинград, 1983, с. 110-118

Фото №13-32 автора HUMUS

Панорама

Схема проезда

icon-car.png
Пушкин (Царское Село). Александровский дворец

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Пушкин (Царское Село). Александровский дворец 59.720905, 30.392797 Пушкин (Царское Село). Александровский дворец

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только