Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Рождествено. Рождественская церковь

Усадьба Рождествено. Рождественская церковь
Усадьба Рождествено. Рождественская церковь (Россия, Московская область, Истринский район, с. Рождествено, ул. Пионерская, д.138-а). (Для посещения доступна только церковь)

Проезд на автомобиле: на поворот в Рождествено со старого Волоколамского шоссе есть указатель. Миновав железнодорожный переезд, рядом с пл. Снегири, следуем всё время по главной дороге. Примерно через 4 км среди деревенской малоэтажной застройки станет заметным острый шпиль бывшей усадебной Рождественской церкви.
Первое упоминание деревянного храма Рождества Христова относится к 1628 году. Село именовалось по храму Рождественым и было дворцовым. Немного позднее владельцами этой земли становятся — князь Алексей Михайлович Львов и его наследники. Затем село находится в роду князя Черкасского. С конца XVIII столетия имение Рождествено в собственности графа Ивана Павловича Кутайсова, камердинера и фаворита Павла I. В первой трети XIX века бывший Павловский брадобрей занимается обустройством своей Подмосковной. Возводится новый каменный храм (1811—1823) с домом церковного притча, а в глубине роскошного английского парка строится деревянный дворцовый комплекс с хозяйственными постройками и гротом.





Усадьба Рождествено Кутайсовых, главный дом1. Дом-дворец с ионическими колоннами большого ордера располагался вблизи реки Истры. С высокого берега открывались притягательные виды на заречные леса и луговины, на главы Аносиной Борисоглебской пустыни. А.Н. Греч писал: «Замысел всей усадьбы — палладианский. Это массив дома, от него в линии садового фасада отходящие крылья. И отсюда же со стороны боковых стен, начинаются круглящиеся галерейки, приводящие к двум флигелькам, вынесенным вперёд и образующим полукруг двора. Таким образом, от дома отходят как бы четыре конца. Два из них, на восточной стороне, соединяются поперечной постройкой.
В плане, таким образом, заметна асимметрия. Она сказывается, кроме того, ещё и в том, что галерейки и флигеля не совсем одинаковы по своим размерам. Но с фасада, со стороны в езда, и из парка, со стороны реки, создаётся иллюзорное, правда, впечатление полной уравновешенности и соответствия частей».

Яркий представитель деревянного классицизма — дом в усадьбе Рождествено просуществовал до середины XX столетия. История его гибели не совсем ясна. Дворец находился на территории дома отдыха Усадьба Рождествено Кутайсовых, фрагмент интерьера главного дома«Снегири» (который теперь принадлежит Управлению делами президента РФ).
2. Бесследно исчезнувшие служебные постройки располагались вдоль двора и подъездной аллеи. Две из них были деревянными, с колоннами-столбами. Кирпичное здание конюшен с декором из белого камня по своей архитектуре более напоминало греческий храм, нежели конный двор.
В пейзажном парке неизвестным архитектором, будто случайно, были созданы «видовые картины» для услаждения взгляда: красивая арка каменного моста, переброшенного через овраг; мраморные вазы, увитые диким виноградом, на постаментах из белого камня; романтический грот, сложенный из кирпича и булыжного камня, и т.д. 
Вековой парк с главной четырёхрядной липовой аллеей и искусственные развалины грота оказались на закрытой территории.

Усадьба Рождествено Кутайсовых. Рождественская церковь3. Рождественская церковь находится на селе. Её кубический четырёхстолпный объём с глухим и низким барабаном, перекрытым куполом, кажется излишне грузным по отношению к стройной колокольне с цилиндрическим ярусом звона. Четырёхгранник храма с востока, не имея привычной апсиды, украшен пилястровым портиком, с юга и севера — колонными под треугольными фронтонами. Убранство фасадов так же дополняют арочные проёмы и их имитация с белокаменными замковыми камнями, плоские ниши и руст.
В 1997 году пребывавшая в запустении церковь была передана верующим, сегодня она отремонтирована и действует. 
Об ожесточённых боях Великой Отечественной в Рождествено напоминает памятник, стоящий рядом с храмом. Опустошённое артиллерийскими обстрелами и пожарами село было оккупировано немцами. Церковь, как самое высокое здание на местности, была приспособлена фашистами под огневую точку.

Наталья Бондарева

Изображения в тексте: 1. Усадьба Рождествено Кутайсовых, главный дом (архивное фото); 2. Усадьба Рождествено Кутайсовых, фрагмент интерьера главного дома (архивное фото); 3. Усадьба Рождествено Кутайсовых. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архивное фото).

Граф ИВАН ПАВЛОВИЧ КУТАЙСОВГраф ИВАН ПАВЛОВИЧ КУТАЙСОВ, 1759 — 1854, известный любимец и «брадобрей» Императора Павла, потом граф, вырос при дворе Великого Князя. Маленький турчонок, взятый в плен при штурме Бендер, сумел заслужить и навсегда сохранить привязанность Павла. Научившись в Париже и Берлине парикмахерскому искусству, он исполнял у Великого Князя обязанности камердинера; изучив характер Павла, ловкий и способный, он умел применяться к своеобразным его проявлениям, благодаря чему не только избегал продолжительного охлаждения, но скоро сделался необходим Великому Князю, и сам приобрел на него влияние. По вступлении Павла I на престол, Кутайсов сделан был гардеробмейстером, с чином V класса, затем 6 Декабря 1798 г. пожалован в егермейстеры и украшен звездой Анны 1-й ст., в течение 1799 г. пожалован в бароны (22 Февраля), в графы (5 Мая) и получил Александра Невского; 1 Января 1800 г. пожалован в обер-шталмейстеры, а 19 Декабря получил орден св. Андрея и сделан Мальтийским рыцарем ордена большого креста. Этим успехам служебной карьеры и потоку почетных наград соответствовали щедрые пожалования землями и крестьянами, так что он сделался одним из самых богатых людей в Poссии; но корыстолюбие его не знало границы по словам Державина, он употреблял всякие уловки и интриги, чтобы приобрести по дешевой цене Шклов у Зорича, а гр. Орлов-Чесменский жаловался Воронцову, что к нему стали «придираться» когда он не согласился продать свой конский завод в с. Острове, около Москвы, «торговавшему его у него турецкой крови, французского воспитания, ографствованному Государем».
Кутайсов был одним из самых ненавистных всем фаворитов. Значение его было велико, но у него не было никаких убеждений, и широкие государственные интересы ему были чужды; склонность к интригам, корыстолюб1е, страх за свое положение руководили им. В конце своей блестящей карьеры Кутайсов оставался тем же, чем был при её начале; влияние его было пагубно для его благодетеля, но интригуя против Императрицы, удаляя Нелидову, он плохо понимал, что ускоряет свое собственное падение. 16 Марта 1801 г. Кутайсов был уволен от службы, сначала путешествовал за границей, а затем доживал свой век в Москве, с большим успехом занимаясь сельским хозяйством. Умер 9 Января 1854 года.
От брака с Анной Петровной Резвой (ум. 1848 г.) имел двоих сыновей — Павла (члена Государственного Совета, р. 1782, ум. 1840) и Александра (убитого при Бородине на 29-м году жизни) и двух дочерей— Mapию (за гр. В. Ф. Васильевым) и Надежду (за кн. А. Ф. Голицыным).

(С миниатюры из собрания Великого Князя Николая Михайловича)

Графиня АННА ПЕТРОВНА КУТАЙСОВАГрафиня АННА ПЕТРОВНА КУТАЙСОВА, 176…— 1848, дочь именитого гражданина г. С.-Петербурга, Петра Терентьевича Резвого (р. 1729 г., ум. 1779 г.) от брака с Анной Дмитриевной Кукиной (ум. 1801 г.), была замужем за графом Иваном Павловичем Кутайсовым (см. т. I, № 118) и имела двух сыновей и двух дочерей.
Старший сын, граф Павел Иванович, достиг на гражданской службе звания члена Государственного Совета; второй, граф Александр Иванович (р. 1784 г.), особенно любимый и ценимый всеми его знавшими, в чине артиллерии генерал-майора погиб геройской смертью под Бородиным 26 Августа 1812 года. Дочери — старшая Мария была замужем за графом Владимиром Федоровичем Васильевым и имела одного сына Алексея и трех дочерей: Софью, Анну и Елизавету; вторая дочь — Надежда была замужем за князем Александром Федоровичем Голицыным и имела сына Евгения и дочь Александру.

(С миниатюры, принадлежащей Д. М. Резвому, в С.-Петербурге)

А.Н. Греч «Венок усадьбам»

Рождествено

Усадьба Рождествено КутайсовыхДолжно быть, воспоминания о Павловске стояли перед глазами владельца, когда он проектировал свою усадьбу. И это неудивительно. Павловск, конечно, превосходно знал устроитель Рождествена, известный брадобрей императора Павла I, гр. И.П. Кутайсов.

Прежде всего, самое место для усадьбы было выбрано с большим вкусом — на высоком берегу Истры, с прекрасным видом вдаль на Аносину пустынь, поверх деревьев разросшегося дико и привольно английского парка.

Впечатление дворцовости придает усадьбе въездная аллея. Это сначала обсаженная березами дорога с мостом через овраг. Увы, кому-то понадобилось разломать его арку, оставив тем самым красноречивый монумент своей некультурности. Дорога переходит дальше в обычную аллею из четырех рядов лип, как всегда, образующих проезд и две пешеходные дорожки по сторонам. На равном расстоянии по луговым просекам вдоль дороги стоят мраморные вазы на постаментах из белого камня.

Обвитые диким виноградом, каждая из них как бы является готовым мотивом для элегической виньетки, украшающей страницу старинного альманаха. Уже издали, в просвете сводчатого зеленого коридора, видны белые колонны барского дома. Разросшиеся липы своими ветвями скрывают все остальное; и только при выходе из тенистой зеленой арки вдруг открывается широкий полукруг построек.

Первое, что поражает в Рождествене, — это откровенное дерево, использованное здесь не только как строительный материал, но также и чисто эстетически выраженное. Дерево не оштукатуренное, как в Останкине, Кузьминках и многих других местах; дерево серое, натуральное, приведенное временем к очень благородному тону, на котором выделяются белые оштукатуренные колонны портика.

Замысел всей усадьбы — палладианский. Это массив дома, от него в линии садового фасада отходящие крылья. И отсюда же, со стороны боковых стен, начинаются круглящиеся галерейки, приводящие к двум флигелькам, вынесенным вперед и образующим полукруг двора. Таким образом, от дома отходят как бы четыре конца. Два из них, на восточной стороне, соединяются поперечной постройкой.

В плане, таким образом, заметна асимметрия. Она сказывается, кроме того, еще ив том, что галерейки и флигеля не совсем одинаковы по своим размерам. Но с фасада, со стороны въезда, и из парка, со стороны реки, создается иллюзорное, правда, впечатление полной уравновешенности и соответствия частей. Невольно представляется здесь, в Рождествене, что грандиозные замыслы Палладио не только подхватили архитекторы русского классицизма, применив их в своих сооружениях, — в Таврическом дворце, в Павловске, в Ляличах, в Самуйлове, Райке и многих других местах, но также и другие, более скромные мастера, быть может, и вовсе не знакомые с архитектурой Италии XVI века. Из вторых рук, впечатляясь этими русскими «палладианскими» дворцами, заимствовали они, эти анонимные строители, сложившийся тип усадебного дома, по-своему видоизменив, упростив его во всех этих бесчисленных Рождественых, Вешках, Ивашковых, Панских и т.д. И конечно, вполне логично то, что в России, исконно деревянной — камень заменил лес. Сначала во многих случаях дерево маскируется, подражает в меру возможностей каменной «кладке», но, наряду с этим, в более простых, непретенциозных постройках оно откровенно заявляет о себе, обнаруживая при этом свои законы конструкции, свои формы и детали, теснейшим образом всегда связанные с самим строительным материалом.

Рождествено как архитектурный памятник описано монографически. Однако следует отметить здесь именно те детали, которые составляют отличительные особенности «деревянного классицизма». И они есть. Таковы прежде всего наличники окон, вернее, полочки поддерживаемые простенькими кронштейнами, несомненно, родившимися из практической необходимости отвести от рамы дождевую воду. Затем это колонки галереи и маленьких портиков, украшающих фасады вынесенных вперед флигельков. Это совершенно откровенные столбы, иногда даже чуть искривленные древесные стволы, вверху и внизу обведенные неким подобием базы и капители. Своеобразно также применение рустики — набитые на углах и вдоль стен дощечки продиктованы не чем иным, как желанием замаскировать швы между досками и стык их на углах и, кроме того, уже чисто практически — закрыть щели обшивки. А затем, конечно, своеобразно все красочное решение — сочетание серого дерева и белых оштукатуренных столбов колонн. Не оно ли подсказало такую же, применявшуюся в классицизме расцветку и каменных зданий — или, может быть, сходство здесь только случайное?

Дом в Рождествене, широко раскинувшийся в стороны с полукруглым cour d'honneur, где раньше были традиционные солнечные часы, построен на неровном месте. Вот почему под фасад соединительного корпуса подведен нижний каменный этаж — фундамент. Получившееся как бы совершенно самостоятельное здание украшено четырехколонным портиком, несущим балкон с типичными для классицизма решетками, состоящими из входящих друг в друга кругов. Внутри дом совсем пуст. Но еще в 1925 году стояли здесь кое-какие вещи. В громадном длинном зале, занимавшем целое крыло дома, были целы еще монументальные шкафы, вмещавшие огромную библиотеку, бесследно

исчезнувшую, частью погибшую и обезличенную в хаосе вывозов, бросивших отдельные тома на мостовые книжных развалов Сухаревки, Смоленского рынка и Китайской стены, где новые чудачливые собиратели взволнованно переживали в годы революции радость находок и открытий. Несомненно, сооруженные некогда здесь же, в усадьбе, эти библиотечные шкафы вместе со старинным типичным роялем Вирта наполняли светлую солнечную залу необъятным миром идей и образов. В комнатах левого флигеля была цела еще в начале 20-х послереволюционных годов мебель красного дерева и висело несколько картин и гравюр, в том числе два вида Рождествена работы Фрикке. Тут же сохранилась любопытная игрушечная колясочка в виде люльки на ремнях, точно модель большого экипажа начала прошлого столетия. В парадных комнатах верхнего этажа, в среднем корпусе, где висели прежде портреты владельцев — Кутайсовых и Толстых, была цела скромная лепнина карнизов и угловые, с круглящимися выемками печи. В трехчастное окно-дверь садового фасада, за решеткой перерезающего колонны балкона, открывается в обрамлении колонных капителей несравненный вид, особенно осенью, в солнечный день, когда багряными и золотыми оттенками загораются верхушки лип, кленов, берез и осин, оттененных темной хвоей елок. В этом исключительном виде, в этой вибрации света и красок — одно из самых замечательных впечатлений от Рождествена.

Парк Рождествена по своему типу напоминает парки соседних усадеб Звенигородского уезда — Ильинского, Петровского, Усова. Для него использован естественный высокий берег реки. Здесь прихотливо вьются дорожки, сначала около дома, в кустах буйно разросшейся сирени, потом среди шпалер некогда подстригавшихся акаций. Справа от дома на откосе стоит грот из дикого камня с муфтированными колоннами на гранях и стрельчатыми окнами. Внутри устроено довольно обширное круглое помещение под сферическим куполом. Упавшие камни, ступеньки из плит, вросших в землю, стена, полуразрушенная, с нишами, трава и мох, вросшие в камень, молодые деревца — все это создает впечатление той романтической заброшенности, на которую, конечно, и рассчитывали устроители этой затеи, столь полюбившейся помещичьей России. Прошедшие десятилетия, в особенности же годы разрухи, придали этой нарочитой руине подлинный вид... Другая дорожка, в противоположном направлении, приводит к полукруглой нише, также выложенной диким камнем, где устроена каменная скамейка с расчищенной перед ней просекой, открывающей дивный вид поверх древесных крон. Здесь снова почти тот же ландшафт, что виден из верхних окон дома.

Хозяйственные постройки Рождествена вытянуты в одну линию, вдоль двора и въездной аллеи. Это сначала два деревянных домика с колоннами-столбами, а затем большое кирпичное, с белокаменными деталями здание конюшен. По длинным фасадам расположены арочные окна, узкие же — украшены двумя колоннами в антах. Тип греческого храма явился почему-то наиболее удобным для конюшни или скотного двора в эпоху классицизма. С подобными хозяйственными постройками еще не раз придется встретиться.

Церковь Рождествена находится на деревне. Классическая, она украшена колонными портиками и увенчана куполом на барабане. Однако в пропорциях последнего, вернее в его отношении к массиву здания, чувствуется какая-то недоделанность. Весь храм оказался каким-то приземистым. Внутри два надгробия, облицованные полированными мраморами и гранитами, повествуют красивыми литерами на бронзовых досках об устроителе усадьбы павловском брадобрее графе Кутайсове и о его жене графине Резвой.

Усадьба Рождествено

Рождествено. Усадьба первой четверти XIX в. принадлежала графу И. П. Кутайсову. Сохранились церковь казаковской школы, сооруженная в 1810—1823 гг., хозяйственные постройки, липовые и березовые аллеи, остатки плодового сада. В настоящее время на территории бывшей усадьбы размещается дом отдыха, дом культуры и библиотека. В числе сохранившихся насаждений парка шесть интродуцентов и семь местных видов. Из интродуцентов хорошего развития достигают: лиственница сибирская (высота 22 м, диаметр ствола 80 см), а также живые изгороди из караганы древовидной (высота 7 м), караганы кустарник (высота 2,5 м, диаметр куста 120 см) и боярышника полумягкого (высота 10 м). Из местных видов преобладают береза плакучая (высота 18 м, диаметр ствола 42 см) и липа мелколистная (высота 22 м, диаметр ствола 80 см). Представляют интерес также мощные старые экземпляры дуба черешчатого (высота 19 м, диаметр ствола 80 см), ивы белой (высота 17 м, диаметр ствола 64 см) и вяза гладкого (высота 16 м, диаметр ствола 40 см).

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997




icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Рождествено. Рождественская церковь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Рождествено. Рождественская церковь 55.854773, 37.048800 Усадьба Рождествено. Рождественская церковь

Рубрика: Истринский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: