Можайск. Соборный комплекс, Ново-Никольский собор

Соборный комплекс в Можайске (Россия, Московская область, Можайский район, г. Можайск, ул. Бородинская, 8-9)

В Ново-Никольском соборе функционирует небольшой краеведческий музей – вход бесплатный. Теперь каждый желающий может подняться на колокольню и полюбоваться окрестностями с высоты более, чем 50 м – стоимость 100 руб. с человека взимается в виде пожертвования.

Первое летописное упоминание о Можайске относится к 1231 году, когда князь Ярослав (отец Александра Невского) во главе новгородского войска осаждал Можайск, но не смог его взять. Можайск в то время был сильным, хорошо укреплённым городом Смоленского княжества. Центром самостоятельного княжества он стал в 1239 году, а в 1303 году был присоединён к Москве. С этого времени Можайск стал её первым крупным форпостом на западной границе. Поэтому и сложилась пословица «Загнать за Можай», то есть за границу московских владений.
Ещё в первой половине XIII в. Можайск имел детинец с деревянными стенами и башнями. В 1541 году можайская крепость была коренным образом перестроена: вместо прежних укреплений возвели каменные башни и бревенчатые стены, обмазанные глиной, а в 1624—1625 гг. крепость стала полностью каменной. 

Описание соборного комплекса и Ново-Никольского собора в Можайске

Сохранились: Старо-Никольский собор, Ново-Никольский собор, часть каменной ограды, Святые ворота

Достигавшая в окружности 321 сажени, она имела 8 башен, из которых две были проездными. Утратив оборонительные функции, можайский кремль постепенно ветшал и в 1802 г. был разобран.
Соборный комплекс в Можайске, образованный двумя храмами, венчает ныне пустынный кремлёвский холм.
Небольшой по размеру Старо — Никольский собор представляет собой близкую копию храма XIV-XV века. Четырёхстолпный одноглавый, с тремя апсидами он поставлен на подклет. Величественный Ново — Никольский собор — выдающееся произведение псевдоготики, благодаря высоким художественным достоинствам является настоящим украшением города. Это грандиозное здание строилось с перерывами с 1779 по 1814 г. Наличие в его архитектуре классической основы в сочетании с декоративными мотивами ложной готики и национального романтизма побудило исследователей связывать его автора со школой М.Ф. Казакова. Многоярусная соборная колокольня с цилиндрическим ярусом звона служит основным архитектурным ориентиром Можайска.
Здания господствуют в городской среде, хорошо обозримые с ближних и дальних расстояний. В Старо — Никольском соборе — краеведческий музей. В Ново — Никольском соборе уже проходят богослужения и параллельно ведутся реставрационные работы.


___________________

Пару лет назад я приобрела книгу Владимира Куковенко «Масонская архитектура и масоны Можайска» Можайск, 2006, позволившую по иному взглянуть на историю и экстерьер уникального Ново-Никольского собора. Автор в своих исследованиях опирался на научные и архивные источники, к сожалению, Владимир Иванович не приводит названия архивов и номеров фондов, что исключает всякую возможность другим исследователям воспользоваться его находками.Работа В.И. Куковенко основана на серьезных математических выкладках, а так же автор демонстрирует великолепное знание мер русских и иностранных длин.
Теперь у меня сложилось стойкое впечатление, что само строительство и существование собора окутано плотной завесой тайн, а его декоративное убранство наделено масонской символикой (пусть и частично утраченной), несущей глубокую смысловую нагрузку. Прочитанное, всколыхнуло угасший интерес к этой неординарной постройке, в особенности после того, как у меня впервые за 15 лет появилась возможность подняться на колокольню и увидеть чрево храма «изнутри». Приведу несколько наиболее любопытных цитат из упомянутого издания.


«Хотя и принято называть архитектурную форму собора псевдоготической, но, скорее всего, здесь имеет место смешение различных стилей и эпох. По своему облику храм близок к храму Петра и Павла в С.-Петербурге и напоминает больше костел, чем православную церковь. Отличает его от православных храмов и внешний декор: фасады украшены спаренными колоннами и полуколоннами, на фронтоне помещены многочисленные шестиконечные звезды и пирамидки из белого камня, увенчанные шарами. Над входами еще совсем недавно можно было видеть перевернутые треугольники (сейчас все они сколоты).

План Ново-Никольского собора в МожайскеПодобные элементы отделки есть не что иное, как масонские символы, заимствованные на рубеже XVIII—XIX вв. из Западной Европы вместе с учением вольных каменщиков. Определить это достаточно просто — в любой книге по масонству можно найти и рисунки, и подробное объяснение эзотерической сути этих знаков. Значительно труднее ответить на множество вопросов, возникающих вслед за этим: почему эти символы столь обильно украшают православный храм, и что стоит за этим — случайность или преднамеренность? Что должны поведать нам эти символы, и какие тайны они скрывают?

Задавшись подобными вопросами, читатель вряд ли найдет на них ответы. За двести лет, что стоит храм, не появилось ни одного исследования по его архитектуре и символике. Имеющаяся литература по краеведению Можайска крайне бедна и своим количеством, и своим содержанием. Бесполезно искать сведений о Новоникольском соборе в собраниях государственных библиотек, нет их и в Центральном историческом архиве. Весь этот путь настойчивых, но безрезультатных поисков я уже терпеливо прошел, поэтому и говорю об этом с уверенностью. Надо признать, что мы практически ничего не знаем о храме. Ни имени его архитектора (предположительно называют и Казакова, и Бакарева, и некоторых других), мы не знаем даже точного времени строительства. Не сохранилось ни подлинных чертежей, ни документов по собору»...<…>

Строительство Ново-Никольского собора началось на месте его предшественника, сооруженного в в 1682—1685 гг. «Прежде всего были снесены башни и стены крепости, срыты большей частью валы, взамен старого деревянного моста был построен новый, каменный. Откосы крепостного холма, с той стороны, где должен был стоять новый храм, не были достаточно прочны, поэтому они были разрыты и укреплены подпорными стенами и контрфорсами на глубину до десяти сажен (более двадцати метров). Затевалось нечто масштабное, и для уездного города, с населением не более трех-пяти тысяч человек, немыслимо дорогое.
Вызывает вопросы и финансирование строительства. Конечно, народ шел к чудотворной иконе и оставлял свои пожертвования, но трудно поверить, что новый собор строился только на эти деньги. Кто так щедро оплачивал огромные расходы — это тоже одна из загадок.

Отечественная война 1812 года задержала работы, и строительство завершилось лишь весной 1814 года.
В плане храм вписан в неправильный четырехугольник, ни одна из сторон которого не равна другой. Храм (без колокольни) имеет форму прямоугольной трапеции: северная и южная сторона являются основаниями, восточная и западная — боковыми сторонами. Западная сторона меньше восточной на 1,5 м. То же самое повторяется и в колокольне с папертью (они объединены общим архитектурным объемом). Элемент западного фасада развернут относительно поперечной оси здания на 5-6°. Создается впечатление, что храм был построен (а может быть, и спроектирован) весьма небрежно и не профессионально. Когда я полностью вычертил план собора в масштабе, то долго не мог поверить ни себе, ни своим промерам — настолько все это выглядело нелепо.

Читайте также:  Усадьба Лапино

Несколько позднее я имел возможность ознакомиться с отчетом института Спецреставрация за 1980-й год, в котором были помещены чертежи Новоникольского собора. Но там обнаруженных мною разворотов и непараллельностей не было. Должно быть, архитекторам этого института, как и мне, подобная асимметрия показалась настолько несуразной, что они отказались следовать ей и план собора несколько облагородили, выполнив его в прямых углах и параллельных линиях.
По мере накопления графического материала меня уже перестало удивлять подобное пренебрежение точностью: можайский храм выглядел совершенно симметричным и на чертежах Мособлреставрации (1962 г.), и на чертежах архитектора Козиной-Сергеевой (1944 г.) (Указанные материалы хранятся в музее им. Щусева). Эту повторяющуюся ошибку можно объяснить, скорее всего, тем, что промерялся не весь собор, а его половина. Вторую половину на чертежах представляли как зеркальное отражение первой, что и приводило к искажениям. Но чем же можно объяснить асимметрию собора?

Измерительная техника начала XIX века была, конечно же, примитивна, но и она позволяла легко выдерживать размеры и строить прямые углы. Методика вычислений была разнообразной и почти не уступала современной: применялись и линейные, и угловые построения, использовались и геометрические, и тригонометрические формулы, то есть был в ходу весь набор приемов, которыми до сих пор пользуются при проектных и строительных работах. Так почему же можайский храм был построен с искажениями?
План Ново-Никольского собора в МожайскеОбращает на себя внимание и другая странность. Переводя линейные размеры храма из метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, фут, четверть, вершок, дюйм), мы не найдем ни одного размера, кратного единицам измерения... Длина храма 20.23 м, и этот размер не выражается кратно ни саженями (9.48), ни аршинами (28.44), ни футами (66.37). И так с любой линией!

Ни один проектировщик не будет, без крайней необходимости, пользоваться дробными размерами, поскольку они создают огромные трудности при их пересчете и, тем более; вдвойне неудобны при их переносе в натуру. Но архитектор можайского храма с каким-то непонятным упорством множил и множил подобные размеры»...<…>

Далее автор на примерах показывает, что в размерах храма довольно часто встречаются цифровые значения, указывающие на те или иные события, связанные с орденом Храма и его иерархов, а так же число дьявола. Эта загадочная тайнопись цифр прослеживается во всём…
«Стоит обратить внимание и на следующее: абсолютная отметка, на которой стоит храм — 203 м. Как и двести лет назад, так и сейчас в России высоты считались от нуля Кронштадтского футштока, т. е. от репера, отмечающего средний уровень Балтийского моря по многолетним наблюдениям. Поэтому никаких разночтений с измерениями XIX века и теперешними не может быть (кроме точности производимых работ). Переведя высоту из метрической системы в английские футы (которыми пользовались геодезисты того времени), мы получим отметку в 666 футов (202.9968 м)!

Случайное, хотя и с изрядной мистикой, совпадение? Можно с полной уверенностью сказать, что нет, не совпадение. Грунт на месте строительства собора был намеренно поднят, и была отсыпана ровная площадка именно с отметкой 666 футов. И этому есть прямое подтверждение. Как я уже упоминал, сохранились древние проездные ворота крепости — они вмурованы в цокольный этаж собора. Основание этих ворот ниже современного уровня грунта примерно на 2-3 м. Вот это и есть высота насыпного грунта. С технической точки зрения особой надобности в этой подсыпке не было. Необходимость ее видится лишь в плане мистическом».<…>
Далее весьма интересно описывается наличие системы подземных ходов, устроенных в Соборной горе.

«До сих пор коренные можайцы, чье детство прошло вблизи Новоникольского собора, рассказывают о подземных ходах и о пустотах в толще соборных стен, которые уходили куда-то вниз. После войны в этих подземельях нашли пристанище уголовники, и НКВД даже проводило специальную операцию по их уничтожению. Потом все это замуровали, и память о тайных лазах стала забываться. В 2002 году, во время ремонта храма, я спускался в его подвалы. В стенах еще оставались не заделанные проломы, и, заглядывая в них, можно было угадать арочные пустоты, почти полностью засыпанные битым кирпичом и белым камнем. Видимо, это и была сеть тайных ходов. Варварское (не могу подобрать другого слова!) укрепление фундамента собора, проведенное в этом же году, уничтожило последнюю реальную возможность изучения этих подземных ходов. Древняя толща стен основания была безжалостно просверлена по всему периметру, причем употреблялись буры большого диаметра (не меньше 200 мм), и скважины рас​полагались через один метр. Фундамент буквально превратили в решето! Через образовавшиеся каналы заливали раствор цемента, и рабочие рассказывали мне, что в иных местах они заливали несколько машин раствора, но так и не могли заполнить пустот. Нетрудно догадаться, что раствор уходил в подземные ходы. И вся эта работа оказалась не только бессмысленной, но и вредной, так как, не укрепив существенно основания, уничтожила безвозвратно часть уникального архитектурного комплекса».

Уже несколько лет существует опасная тенденция осыпания грунта кремлевского холма. Сегодня (лето 2013 г.) можно видеть, как у западного фасада Никольского храма часть насыпного холма сползла к его подножию… Становится тревожно за сохранность псевдо-готического гиганта. Интересно, встревожил ли этот факт ещё кого то кроме краеведов и случайных фотографов?

Источники:
Владимир Куковенко «Масонская архитектура и масоны Можайска» Можайск, 2006
ПАМО в. 3, Москва, 1999 с. 241-244

Тельтевский П.А. Можайск

Тельтевский П.А. Древние города Подмосковья. М., 1974

На Москве-реке, в 110 км от столицы на запад расположен древний город Можайск. Впервые в летописи он упоминается в 1231 г. До конца XIII в. город принадлежал Смоленскому княжеству, а в 1303 г. вошел в состав Московского княжества как важный укрепленный пункт, контролировавший подходы к Москве и прикрывавший ее с запада. Можайск не раз отражал нападение врагов, рвавшихся к Москве, и вписал немало славных героических страниц в историю нашей страны. Из рода московских князей первым князем Можайска был сын героя Куликовской битвы Дмитрия Донского Андрей (1389—1432). Позднее городом управляли наместники из Москвы, а последним можайским князем был Андрей Углицкий (1481—1491). В XIV-XVI вв. город становится крупным ремесленно-торговым центром.
На очень высоком холме, господствующем над хорошо просматриваемой окружающей местностью, был расположен древний кремль Можайска с насыпными валами и деревянными укреплениями. Древние земляные валы хорошо сохранились до сих пор и дают представление о размерах старого укрепленного ядра города. Этот холм сначала был обособлен и окружен глубоким рвом, а потом узкой земляной насыпью соединен с выросшим городом.

Читайте также:  Усадьба Гребнево

Деревянные стены и башни Можайска существовали с самого основания города; известно, что в XVI в. деревянная крепость ремонтировалась.
Но в описи 1596—1598 гг. отмечается, что деревянные стены (имевшие окружность около 650 м) и башни можайского кремля окончательно пришли в ветхость. Сохранились лишь названия башен: Никольская проездная башня с церковью, башня Кухня, Косая Стрельня, Петровская (с воротами), полубашенье Сурино-колено, Глухая, Красная и др. Перед главными Никольскими воротами через ров (где позднее была сделана насыпь, соединившая разросшийся город с холмом) имелся широкий и длинный мост со стороны посада.
В 1626—1633 гг. можайским воеводой был герой народного ополчения, освободившего Москву от интервентов, Д. М. Пожарский; в 1624—1626 гг. строятся каменные стены и башни можайского кремля.
В настоящее время не сохранилось и следов этих каменных стен и башен; лишь необычно высокий величественный земляной кремль свидетельствует о прошлом неприступной крепости.

В кремле в XVI в. стоял деревянный Никольский собор, а в конце века упоминается каменная Воздвиженская церковь. О дальнейшем каменном строительстве кремля источники молчат. Сохранились только два храма, выстроенные в можайском кремле уже в XIX в. с использованием частей древних храмов.
Сторожевой город Можайск имел в древности своеобразный охранный символ — деревянную статую Николы высотой почти в рост человека, выполненную в XIV в., которая находилась в древнем Никольском храме. «Никола Можайский» изображен стоящим, в его правой руке — поднятый меч, а в левой он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной. Деревянная статуя находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее и является редчайшим образцом объемной скульптуры XIV в. Эта древняя статуя вызывала многочисленные подражания в XVII и XVIII вв. и имеет свою интересную историю. Она, по преданиям, была изображена на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Очень возможно, что редкая на Руси скульптура была предметом гордости горожан, почиталась в древнем Можайске, находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города.

Вблизи кремля, на Якиманской улице, находится один из интереснейших в Можайске памятников архитектуры — Якиманская (Иоакима и Анны) церковь. В далеком прошлом здесь находился Якиманский монастырь, письменные упоминания о котором относятся еще к 1596—1598 гг., когда он уже имел каменную церковь. Позднее, в XVII в., монастырь потерял свою самостоятельность, а в 1735 г. он уже числится как приходская церковь. Окружавшая монастырь слободка вошла к этому времени в черту городской застройки.
Якиманская церковь полна загадок, содержит исторически сложившиеся наслоения, в результате которых возникло своеобразное сооружение, исполненное в дошедшем до нас виде, безусловно, одаренным зодчим. Основу храма составляет почти правильный кубический объем, покрытый четырехскатной кровлей, стены которого выложены из кирпича и белого камня. Центральные части боковых фасадов церкви завершают окна — люкарны с характерными для стиля барокко деталями. Над кровлей виден крупный завершенный куполом барабан, который поставлен на своеобразный постамент. Барабан прорезают четыре крупных арочных проема, в которых размещались колокола. 

С целью создания традиционного пятиглавия выложены четыре декоративные тумбы. С восточной стороны к основному кубу храма примыкает несколько необычная для русского зодчества крупная, почти во всю ширину восточной стены, полукруглая апсида. Детали храма носят смешанный стилевой характер: имеются детали, выполненные, как уже упоминалось, в стиле барокко (наличники окон апсиды, детали люкарн и четырех тумб), а также детали в стиле псевдоготики XVIII в. (убранство основания барабана, тумб «пятиглавия»).
Необычностью композиции не исчерпываются странности этого сооружения. Известно, что храм выложен с использованием частей более древнего, белокаменного храма: северная и западная стены имеют большие участки белокаменной кладки, а южная сохранилась на высоту до верхнего окна как стена храма XIV в.*, включенную в новую постройку XVIII в. как ее часть. Эта стена выложена из прекрасно подогнанных один к другому блоков белого камня и имеет по центру дверной проем, превращенный в окно. Самое любопытное можно увидеть, войдя внутрь храма: при перестройке XVIII в. южная стена поменяла свои фасады — современный наружный ее фасад в первоначальном белокаменном храме XIV в. был обращен в сторону интерьера и, наоборот, наружный фасад древнего храма оказался внутри современной Якиманской церкви.

Древняя стена сохранила в интерьере Якиманского храма детали наружных фасадов сооружений XIV в. — две плоские пилястры-лопатки, членящие фасад на три части, а также портал с приставными колонками и килевидным завершением, который обрамляет вход, превращенный ныне в окно. С наружной стороны южная стена сохранила детали, свойственные интерьеру, например, в ее восточной части имеется глубокая ниша — «печура», служившая местом хранения церковной утвари. Части белокаменного храма XIV в. Якиманской церкви, вероятно, есть самое древнее, что дошло до нашего времени от древнейшего зодчества Можайска.
Удивителен Якиманский храм — его монолитный куб с массивным крупным объемом апсиды несет черты стиля барокко, проступающие в сочной пластике объемов и деталях, а также классицизма, выраженные, например, в характерном завершении храма крупным барабаном с куполом. Талант мастера придал замечательные пропорции общей композиции храма, полной индивидуальности и своеобразия.
На высоком прибрежном холме, возвышающемся над низменной поймой Москвы-реки, на окраине Можайска раскинулся Лужецкий монастырь, основанный еще в 1408 г. монахом Ферапонтом, с именем которого связано также основание знаменитого Ферапонтова монастыря на севере нашей страны — в Белозерье.* Н. Н. Воронин. «Зодчество северо-восточной Руси XII-XV вв.», т. II. Изд. АН СССР, 1961.

Древний собор Лужецкого монастыря построен в первой половине XVI в. Крупный пятиглавый храм выстроен в традициях соборных сооружений, имеет четыре круглых внутренних столба, несущих сводчатое перекрытие и световые барабаны глав. Это древнее сооружение производит сильное впечатление своей величественностью и стройностью. Значительные обновления и перестройки получила древняя трапезная, постройка которой относится к 1577 г., а также надвратная церковь (предположительно конец XVI в.). В 1673 г. в монастыре выстроена колокольня, замечательная по своим деталям и общей композиции — типичное сооружение своего времени. В 1681—1692 гг. в монастыре продолжалось широкое строительство, возводились каменные здания келий, также не избежавшие позднейших искажений, строилась каменная ограда с небольшими угловыми башнями, покрытыми деревянными шатрами.
Новый Никольский собор в можайском кремле начал строиться в 1802 г., но постройка его затянулась и была завершена лишь 12 лет спустя, в 1814 г. Никольский собор — сооружение XIX в., редкое по красоте расположения и живописности среди не только подмосковных, но и всех русских городов. Выстроенное в романтическом стиле псевдоготики неизвестным зодчим здание собора запоминается необычным своим видом, красочной декоративностью.

Читайте также:  Усадьба Авдотьино

Никольский собор поставлен в можайском кремле очень удачно (на самой верхней точке высокого холма) и виден издалека, со многих точек города. Наиболее эффектный вид на собор открывается при подъезде к Можайску с запада: задолго до того, как станет виден город, уже виднеется высокая каменная колокольня собора. Никольский собор — крупное и сложное по объемному построению сооружение, при возведении которого так же, как и в Якиманской церкви, были использованы части более древнего храма. Это послужило одной из причин усложнения плана двухпрестольного храма, каким является Никольский собор. Известно, что в состав северной части собора вошел находившийся на том месте древний храм с двумя столбами и главой с кокошниками, сохранившимися до сих пор (предполагается, что то был храм, построенный в 1684 г.). С западной стороны к основному сложному в плане объему собора, как бы заключающему в себе два храма, примыкает высокая многоярусная колокольня.
Никольский собор, интереснейший в Подмосковье, производит впечатление сооружения стиля русской псевдоготики, но в трактовке архитектурных объемов, в их усложненной пластической характеристике, а также в характере резных белокаменных деталей, щедро расположенных зодчим на фасадах этого удивительного храма, чувствуются отзвуки стиля барокко.

Зодчий четко выражает на фасадах здания собора два яруса-этажа: первый, «подклетный» этаж и высокий основной парадно трактованный второй этаж, имеющий огромные высокие окна, перекрытые двойными арочными перемычками с декоративными лучковыми завершениями наличников и тремя резными белокаменными пирамидками. Тонкие спаренные колонки из белого камня расположены на высоких (до уровня второго этажа) белокаменных тумбах, «обходят» все фасады здания кругом, расчленяя их на отдельные участки; они то подчеркивают многочисленные выступы и раскреповки фасадов, то выделяют круглящиеся апсиды восточного фасада собора.
В Никольском соборе мало излюбленных в сооружениях псевдоготики XVIII-XIX вв. стрельчатых арочных мотивов деталей убранства, здесь они, как правило, «смягчены»: глаз повсюду встречает плавные округлые кривые, более свойственные деталям убранства русских построек конца XVII — начала XVIII вв.
Любовь зодчего, строившего Никольский собор, к пластике архитектурного объема очевидна: мало найдется участков фасада, где стены прямолинейны, они всюду раскреповываются, перебиваются уступами, а наиболее эффектно выглядит восточная стена; она состоит из многих полукружий — волнистая и изящная в членениях, насыщенная светом и тенью, она обращена в сторону входа в кремль со стороны города.

Над стенами, выше венчающего карниза здания, возвышаются многочисленные декоративные башенки с тонкими резными белокаменными колонками и фигурными завершениями. Четыре более крупные своеобразные беседки-бельведера совместно с невысоким барабаном, покрытым низким куполом, образуют пятиглавие.
Отличительной особенностью Никольского собора можно считать сильные черты светскости его архитектуры. Это впечатление создают: развитой венчающий карниз, отсутствие обычных для храма закомар или кокошников и обязательных для храма глав (они заменены здесь изящными воздушными беседками, придающими ему дворцовый вид). Колокольня собора завершена тонким и высоким шпилем, она богато декорирована белокаменными деталями и отличается спокойной уравновешенностью архитектурных масс, легкими ярусами, устремляющихся вверх. Вертикальные декоративные элементы — белокаменные колонны — придают ярусам колокольни, всему зданию собора большую легкость, подчеркивают стройность композиции.
Зодчий Никольского собора нашел в сочетании мотивов русской архитектуры конца XVII в. и романтичного стиля псевдоготики XIX в.- свое индивидуальное понимание прекрасного в архитектуре, воплотив этот свой замысел в красочных и живописных архитектурных формах.

Рядом с Никольским собором с восточной стороны находится Петропавловский собор, построенный в 1849 г. на месте собора, рухнувшего в 1844 г. В композиции Петропавловского собора продолжается цепь загадок, типичных для старинных построек Можайска. Подобно Якиманской церкви и Никольскому собору, последний по времени Петропавловский собор тоже выстроен с использованием частей старого храма, а в композиции собора сделана не совсем удачная попытка сохранить особенности архитектуры древнего храма.
Кубический объем Петропавловского собора имеет с востока. три более низкие апсиды и увенчан одной главой; фасады его расчленены пилястрами на три части, завершенные декоративными изображениями килевидных закомар, и снабжены белокаменным поясом, опоясывающим здание кругом. Портал входа копирует древнюю форму обрамлений с килевидным завершением. Создается впечатление, что все эти элементы композиции собраны здесь воедино с целью сохранить в новом здании черты облика исчезнувшего древнего храма, стоявшего на этом месте. 

Отмеченные особенности характерны для храмов конца XIV — начала XV в. и позволяют исследователям предполагать, что собор, который рухнул, можно отнести именно к этому периоду.
Необходимо отметить, что этот собор в отличие от примечательного в замысле и деталях Никольского собора, выделяется несовершенством замысла и слабостью исполнения, не совсем грамотной, а иногда и наивной трактовкой деталей русского зодчества XVI в., эклектическим сочетанием их с приемами архитектуры XIX в. Убранство Петропавловского собора отличается излишней сухостью, свойственной периоду упадка мастерства в архитектуре второй половины XIX в.
Можайский кремль — один из немногих мест города, которого не коснулась реконструкция. Кипучая жизнь современного Можайска проходит за пределами древних земляных валов этого небольшого укрепления. С кручи земляного кремля далеко видны просторы русской земли, которую на протяжении веков охранял город-воин Можайск. Кремль и его храмы — хранители истории города — удивительно живописны, они запоминаются и навсегда остаются в памяти как интереснейшая архитектурная достопримечательность Можайска.

Панорама

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Соборный комплекс в Можайске. Ново-Никольский собор

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Соборный комплекс в Можайске. Ново-Никольский собор55.509145, 36.010469 Соборный комплекс в Можайске
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: