Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Середниково

Усадьба Середниково (Россия, Московская область, Солнечногорский район, пос. сан. Мцыри, поворот на Фирсановку с Ленинградского шоссе, не доезжая Зеленограда)

В нескольких километрах от платформы Фирсановка Октябрьской железной дороги в живописной парковой зоне находится одна из самых романтичных усадеб Подмосковья ― Середниково. Архитектурный комплекс имения с его классицистической ясностью и строгой изысканностью, сплавленный с окружающей природой, кажется на редкость совершенным. 
Поместье, основанное князьями Егуповыми-Черкасскими в первой четверти XVII столетия, оставалось во владении этого рода до 1770 г. Затем имение перешло к Н.А. Камынину, в 1775 г. ― сенатору В.А. Всеволожскому, позднее ― его брату С.А. Всеволожскому. При Всеволожском, перенесшем усадьбу на новое место, в конце 1770-х гг. и был создан необычайно гармоничный и целостный усадебный ансамбль в стиле классицизма. Автором проекта называют известного русского архитектора И.Е. Старова. На месте же прежней усадьбы сохранилась небольшая барочная церковь, возведенная в 1693 г. по заказу И.М. Егупова-Черкасского.






После 1811 г. владение трижды переходило из рук в руки. В 1825 г. его приобрел Д.А. Столыпин, в 1869 г. – купец И.Г. Фирсанов, с 1882 по 1917 гг. хозяйкой Середникова была его дочь, известная покровительница искусств В.И. Фирсанова. 
Парадная часть усадьбы рассчитана на постепенное восприятие, она как бы неторопливо раскрывается сначала в просвете долгой подъездной аллеи, по сторонам которой расположились хозяйственные дворы, потом ― за ажурными створками кованных ворот. Почти прямоугольный курдонер образуют главный дом и две пары флигелей, связанные крытой галереей-колоннадой. Все постройки жилой части, отмеченные торжественной простотой, венчают легкие надстройки-бельведеры.
Парковый фасад дворца решен с большой долей лиризма. Это – лучшее украшение Середникова. От полукруглого выступа с балконом во втором этаже по пологому склону к большому пруду широкими уступами спускается лестница, сложенная из больших каменных плит. Ее затеняют пушистые лиственницы, устилающие бархатистой хвоей отполированные до блеска ступени. Боковые дорожки, радиально огибая центральный спуск, также неудержимо стремятся вниз. 
Парк имения спланирован с учетом естественного ландшафта, особенностью которого являются глубокие овраги. По словам И.Г. Пыжова, В.А. Всеволожский не считался с финансовыми затратами на обустройство своих владений, он «насыпал гору сажен в семь вышиной, чтоб поставить на нее беседку, и посадил на горе сосновую рощу. Для реки вырыл другое русло, а из старого сделал пруды, через реку построил мосты, а у самой реки мыльню… на том берегу развел великолепный сад. По концам села стояли башни, словно церкви, а в середине рядами тянулись оранжереи».
Мосты, стягивающие берега оврага, сохранились по сию пору. Особенно эффектен облицованный белым камнем трехарочный Чертов мост, каменным исполином протянувшийся через большой ров.
Усадьба связана с именем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, с 1829 по 1832 гг. неоднократно гостившего в имении своего двоюродного деда. В то время Середниково принадлежало Столыпиным – близким родственникам Е.А. Арсеньевой, – бабушки поэта. 
По словам Б.Г. Федорова, автора биографии П.А. Столыпина, «кроме Алексея и Дмитрия Аркадьевичей, никто из Столыпиных не любил своего знаменитого поэта-сородича М.Ю. Лермонтова» за его вспыльчивый нрав, и по понятным причинам обелиск поэту у дома был поставлен не родственниками, а В.И. Фирсановой, чтившей память мэтра русской словесности.
С деятельностью В.И. Фирсановой связан период обновления жилого комплекса. При ней заново отделываются личные апартаменты и парадные комнаты, в 1890-х гг. плафон овального зала во втором этаже был расписан на темы лермонтовского «Демона» художником В.К. Штембергом. При Фирсановой имение превращается в своего рода культурный центр, в гостях у нее бывал и Ф.И. Шаляпин. 
После Октябрьской революции 1917 г. усадьбу постигла типичная участь дворянских гнезд. Здесь сначала разместился Дом отдыха «Тишина», позднее ― туберкулезный санаторий «Мцыри». В 1992 г. было принято решение о передаче Середникова Национальному лермонтовскому центру, который возглавил потомок поэта и его тезка М.Ю. Лермонтов. Спустя десятилетие усадебный комплекс преобразился, обновленные здания засияли свежей белизной, парк был вычищен и приведен в порядок. Теперь восстановления ждут многочисленные хозяйственные корпуса и обветшавшие мосты в парке.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

P.S. Странно, но с посещением этой усадьбы мне не везёт. В октябре 2002 — центр был закрыт на реконструкцию, в феврале 2006 — кто-то из сильных мира сего праздновал здесь своё бракосочетание... Судя по рекламе в www, Середниково приобретает репутацию местечка для VIP отдыха и корпоротивных вечеринок... 

1. Дом с флигелями
2. Комплекс скотного двора
3. Комплекс конного двора
4. Манеж
5. Ворота и ограда курдонёра
6. Мосты в парке
7. Пруд с островами
8. Парк, переходящий в лесной массив
9. Лестница в парке
План усадьбы Середниково

А.Н. Греч «Венок усадьбам»

Средниково

Есть поэты, чьи имена тесно связываются с русской усадьбой, со старыми, насиженными дворянскими гнездами. Среди них Пушкин занимает по праву самое выдающееся место. Даже те усадьбы, где поэт побывал всего один только день, включаются в «пушкинские места». Месяцы и годы жизни поэта протекли в Михайловском и Тригорском, позднее в Болдине. Вульфовское Берново, Каменка Раевских на Украине, Остафьево, Ярополец, Полотняные Заводы — все эти места не только случайные остановки на пути жизни поэта, но органически связанные с его творчеством этапы или мимолетные вехи творчества. Пушкин созвучен русской усадьбе, русской природе, как созвучны ей позднее Фет и Блок. Совсем иное дело Лермонтов — его воображаемый образ рисуется непременно на фоне Кавказских гор, на фоне скалистых утесов, снеговых вершин и бурлящих в ущельях потоков. Всецело принадлежащий, романтике Лермонтов тяготеет к той стране, которая притягивала к себе все буйное, все искавшее острых переживаний, все красочное и необузданное. Кавказ для русского искусства 30-40-х годов — все равно, будь то живопись, стихи, музыка, — все равно что Левант в творчестве Делакруа, Байрона, Теофиля Готье.

Вот почему Лермонтов и русская усадьба с ее меланхоличной лирикой кажутся несовместимыми. И тем не менее существуют как «пушкинские», так и «лермонтовские места». Одно из них — Средниково, усадьба Арсеньевых 78.

В центре небольшого прямоугольного двора двухэтажный дом, соединенный колоннадами с двумя парами флигелей, повернутых к нему под прямым углом. Несколько засушенной кажется эта архитектура, гладкие плоскости стен, расчлененные лопатками с выступающими над окнами карнизами. Только колонные галереи вносят сюда знакомый и привычный уют. Полукруглый выступ отмечает фасад, обращенный к пруду; пруд лежит низко под пригорком, и к нему ведет лестница-дорожка, устланная плоскими каменными плитами. Вид на этот [извилистый]пруд с чистой, хрустально-прозрачной водой, куда с высоких берегов смотрятся высокие ели, березы и липы, — лучшее украшение Средникова. По краю воды пробегают капризно и причудливо дорожки, проходя по мостам, великолепным монументальным сооружениям из тесаного камня. То здесь, то там опрокидывается в воду арка моста чудесных выисканных пропорций, какие попадаются разве еще в Гатчине и Царском Селе. Обилие хвои, всегда придающей некоторую сумрачность ландшафту, контрасты лиственных деревьев в их осенних расцветках — все это создает, пожалуй, и в Средникове налет своеобразной романтики. Но только здесь, в парке, ибо усадьба с другой стороны, со стороны хозяйственного двора — типичная, хорошо оборудованная подмосковная, с напоминающей палаццо конюшней, с многочисленными службами и хозяйственными сооружениями. С течением лет усадьба перешла в буржуазные руки; память о Лермонтове отметил скромный обелиск серого камня около дома, и в зале появился плафон на лермонтовские мотивы, правда, ужасный по живописи. А позднее, после 1917 года, поселился здесь санаторий для нервнобольных — во всех комнатах дома и флигелей встали белые койки, а на подъезде вывеска «Санаторий Мцыри». Этим отметила новая эпоха свое внимание к поэту.

Почти вся старина ушла из Средникова — тем не менее в одной из верхних комнат дома остался своеобразный лермонтовский уголок: верно, чья-то культурно-заботливая рука развесила по стенам несколько старинных масляных портретов кисти доморощенного художника, портретов, изображающих представителей семьи Арсеньевых. Сюда же перенесены остатки библиотеки в невысоких шкафах с готическими переплетами дверец, кое-что из мебели красного дерева.

Кое-где в доме еще можно было найти своеобразные уникальные вещи — деревянный, резной, светлыми красками раскрашенный канделябр, резные столики, какую-то статую, возможно, стоявшую ранее в саду. Все эти вещи — лишь отдельные фрагменты былой обстановки, судя по ним, довольно любопытной наличием в ней местных, должно быть своих собственных, резных изделий. Но установить по ним общий утраченный ансамбль так же трудно, как трудно узнать книгу по нескольким прочитанным разрозненным листкам.

Усадьба Середниково

Михаил Юрьевич ЛермонтовСотни туристов, школьников и почитателей таланта Михаила Юрьевича Лермонтова каждое лето посещают Середниково. Здесь Лермонтов провел летние месяцы 1829—1832 гг. Декоративный облик этой усадьбы, удачно сочетающейся с окружающей ее местностью, очень романтичен и удивительно соответствует поэтическим настроениям Лермонтова тех лет.
Ансамбль усадьбы создан на рубеже XVIII и XIX веков при В. А. Всеволожском. Богач и вельможа, он владел Середниковом в 1775—1806 гг. От этого времени усадьба хорошо сохранилась. В великолепной планировке, в прекрасно решенной архитектурной связи отдельных построек, в проработке их декора чувствуется рука первоклассного мастера. Некоторые исследователи полагают, что строителем Середникова был выдающийся русский архитектор И. Е. Старов.

Усадебному дому в Середникове предшествует, как обычно, парадный двор. Въезд в него эффектно оформлен воротами и невысокой оградой. В углах двора стоят четыре флигеля. Их облик подвергся частичным изменениям. Изящная колонная галерея соединяет в единое целое флигеля с главным домом. Местами она открытая, и партер парадного двора переходит в свободное пространство парка. Усадебный дом увенчан бельведером со шпилем, который виден издали среди верхушек деревьев паркового массива. С бельведера открывались чудесные виды на старые тенистые аллеи, подернутые ряской пруды, извилистую речку Горетовку, луга и пашни. И, вероятно, не раз юный поэт обозревал отсюда широко раскинувшиеся внизу окрестности усадьбы. Его стихотворение «Желание» (1831 г.), выражающее чувство свободы, рисующее картины далекой родины предков Шотландии, имеет помету: «Средниково. Вечер на бельведере». «29 июля».

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить 
И одну лишь свободу любить?

Вторым фасадом усадебный дом обращен к парку. Почти от самого подножия дома начинается крутой скат — пандус, декорированный широкой каменной лестницей с ритмически чередующимися площадками. Он приводит на берег искусственного большого пруда, спокойная гладь которого замкну та, как в раме, темной стеной обступивших его деревьев. Тишиной и покоем веет от этого пейзажа.

Все тихо — полная луна 
Блестит меж ветел над прудом,
И возле берега волна 
С холодным резвится лучом. 

Пандус окаймлен вековыми лиственницами. Их мощные стволы составляют естественную колоннаду, создающую как бы переход от архитектурных форм к подлинной природе. В Середникове «строился» даже пейзаж усадьбы. При разбивке аллей и дорожек прихотливый рельеф усадьбы, изобилующей ложбинами и оврагами, был использован с большим искусством. Подсыпкой земли и подсадкой деревьев здесь был создан замечательный пейзажный парк. Еще в начале 1860-х годов местное население рассказывало, как В. А. Всеволожский «насыпал гору сажен в семь вышины, чтоб поставить на ней беседку, и насадил на горе сосновую рощу. Беседку эту помнят еще некоторые. Для реки вырыл другое русло, а из старого сделал пруды... развел великолепный английский сад... от сада остался дикий старый лес, который до сих пор слывет у народа английским садом».

К существенным элементам украшения парков принадлежали мосты. Будучи подчас эффектными и выразительными декорациями, они вносили особый художественный отпечаток в ландшафт усадьбы, выявляя и подчеркивая его характер. Одним из прекрасных образцов этих архитектурных сооружений является великолепный трехпролетный арочный белокаменный мост над оврагом в Середникове. Он замечательно вписан в окружающий его пейзаж и очень романтичен по своему облику. Родственник Лермонтова А. Д. Столыпин, рассказывая первому биографу поэта П. А. Висковатову о пребывании Лермонтова в Середникове, сообщил, что «особенно привлекали их воображение развалины старой бани, кладбище и так называемый Чертов мост.

С 1806 г. Середниковом владел А. А. Нестеров, оставивший по себе недобрую память у крестьян: «Жадность была страшная — прутика не сломи. «Ты мой и все мое», — говорил барин. Милости не было. Весь народ: бабы, девки, ребята с утра до ночи работали на барщине; придут домой, а дети еще ничего не ели, и отправятся собирать милостыню по соседним селам. Вся округа так и знала и, если постучатся ночью, то вставали и подавали».
Переменив после А. А. Нестерова ряд владельцев, Середниково в 1825 г. перешло к генерал-майору Д. А. Столыпину, брату бабушки поэта Е. А. Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Участник Бородинского боя, один из образованнейших офицеров русской армии, он являлся автором нескольких статей по вопросам артиллерии. 

Д. А. Столыпин командовал корпусом на юге России, где ввел ланкастерские (взаимного обучения) школы для солдат. Он часто встречался и был близок с П. И. Пестелем. Сохранилась собственноручная записка Александра I, составленная в 1824 г., в которой отмечается, «что пагубный дух вольномыслия или либерализма разлит или, по крайней мере, сильно уже разливается и между войсками». В ней, среди «миссионеров» этого «пагубного духа» — А. П. Ермолова, Н. Н. Раевского, М. Ф. Орлова — упомянут и Д. А. Столыпин. При невыясненных обстоятельствах Д. А. Столыпин скоропостижно умер в Середникове в дни следствия по делу декабристов.

Его вдова Е. А. Столыпина была человеком другого склада. При ней в Середникове царила жестокая эксплуатация крестьян. Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова полагают, что середниковские впечатления от крепостной действительности нашли отражение в его драмах «Люди и страсти» (1830 г.) и «Странный человек» (1831 г.), где управитель «творит что ему любо». Герой этой драмы говорит о помещице-крепостнице: «...до какой степени злодейства доходит женщина... О! проклинаю ваши улыбки, ваше счастье, ваше богатство — все куплено кровавыми слезами». Конечно, было бы весьма рискованно видеть в этих словах буквальную зарисовку с Е. А. Столыпиной, но крестьяне Середникова как при ней, так и ранее, при других владельцах, жили действительно в условиях жесточайшего гнета. Писатель И. Г. Прыжов (его родные были уроженцами Середникова) свидетельствует: «Кнут гулял еще по плечам моей тетки и дяди —крестьян... первые песни, баюкавшие мое бедное детство, были рассказы родных о прелестях крепостного кнута».

Тема свободолюбия, протеста против тирании занимала видное место в творчестве юноши-поэта. 10 июля 1830 г. он написал стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». <...>
Лермонтов посещал и усадьбы, расположенные вблизи Середникова. 
Бывал Лермонтов также и в Большакове. Здесь часто гостила приятельница А. М. Верещагиной — Е. А. Сушкова. К ней обращено несколько стихотворений поэта. В романе «Княгиня Лиговская» он вывел ее в образе Е. Н. Негуровой. Ныне в Большакове на месте усадебных построек находится дом отдыха «Энергия». О времени Лермонтова здесь напоминают старые величественные тополя, тенистая подъездная аллея, пруд.

Жизнь в Середникове была очень оживленной. Как из Москвы, так и из окрестных усадеб, сюда съезжалось много молодежи, устраивались игры, катания на лодках, дальние прогулки. Но, отдавая дань этим развлечениям юности, Лермонтов в Середникове поразительно много работал. 
В конце июля или начале августа 1832 г. Лермонтов уехал в Петербург, навсегда простившись с Середниковом.
В 1869 г. Столыпины продали Середниково. Последняя владелица усадьбы В. И. Фирсанова являлась большой поклонницей поэзии Лермонтова. При ней в 1914 г., в дату столетия со дня рождения поэта, возле дома был установлен па мятный обелиск.
У В. И. Фирсановой нередко бывал в Середникове Ф. И. Шаляпин.

Литература:
С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1962 с. 405-410


Заказ экскурсий: +7-925-010-62-40.  
Консультации и заявки по телефону: +7-495-514-70-27.
Адрес: Солнечногорский район, пос. сан. Мцыри
Часы работы: с 9.00 до 22.00
Сайт: http://serednikovo.su/
Тел. руководство: +7 (985) 220-29-22; 
Проезд: От Москвы по Ленинградскому шоссе [М 10]в сторону Зеленограда, не доезжая города — левый поворот в нас. пункте Елино на Фирсановку (есть указатель). Следуем далее мимо автозаправок и автосервиса до ж/д переезда рядом со станцией Фирсановка, пересекаем железную дорогу и едем все время по главной дороге до усадьбы Середниково
Проезд с Ленинградского вокзала электричкой до ст. Фирсановская, далее авт. № 40 до конечной ост. санаторий «Мцыри».
Проезд от г. Зеленограда авт. № 7 до конечной ст. Фирсановская, далее авт. № 40 до ост. санаторий «Мцыри».





icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Середниково

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Середниково 55.929268, 37.241099 Усадьба Середниково

Рубрика: Солнечногорский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: