Усадьба Богословка (Зиновьево)

Усадьба Богословка (Зиновьево) (Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Невский Парклесхоз)

Усадьба богослова у слияния двух рек

Этнопарк «БОГОСЛОВКА»
Как добраться: от ст. метро Ломоносовская на автобусе № 476 или маршрутным такси № 476-М (в сторону пос. им. Свердлова) до парка «Богословка»
Режим работы комплекса Покровского погоста:

  • ежедневно в дни богослужений с 9.00 до 17.00 
    (вечерние службы до их окончания),
  • выходные и праздничные дни с 10.00 до 19.00;
  • летом с 1 июня по 30 сентября с 10.00 до 18.00

Телефоны: 
8 (911) 906-3030 – Покровская церковь
8 (911) 229-3030 – экскурсионное бюро
Официальный сайт: www.bogoslovka.ru

Невский лесопарк, усадьба Богословка
Местность нынешнего Невского лесопарка получила свое историческое название Богословка в 1747 г., после того как императрица Елизавета Петровна пожаловала земли своему духовнику, протоиерею Федору Яковлевичу Дубенскому. После раздела имущества между сыновьями владение досталось Михаилу. Первый деревянный дом в имении был выстроен уже после его смерти вдовой и детьми.
С 1796 г. злой рок буквально преследует семейство Дубенских (один за одним они уходят в мир иной), и в 1825 г. усадьба находится в собственности у последнего представителя этого рода – Александра Михайловича, занимавшего пост обер-прокурора отделения Сената.

Невский лесопарк, усадьба Богословка, часовня Спаса Нерукотворного
Он перестраивает свой городской особняк на Фонтанке, а также занимается благоустройством загородного имения, привлекая к работам архитектора В.И. Беретти. Авторство зодчего неоспоримо, т.к. в 1830 г. Викентий Иванович оставил описание сооруженных им построек (главного дома со службами, скотного и птичий дворов, оранжерей, и всякого рода парковых украшений – мостов, беседок и павильонов).
 Усадьба Богословка, церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Как стал эскиз законченной картиной...

Для господского дома отвели возвышенный участок рельефа. Протяженное здание, сооруженное по излюбленной трехчастной схеме (дом увенчанный бельведером соединен переходами с боковыми флигелями, расположенными на продольной оси), протянулся почти параллельно реке. Строительным материалом послужило дерево. Бревенчатые срубы обшили досками, детали декора сделали несколько грубоватыми, упрощенными, что придавало им характер народного творчества.
Особенно выразительным оказался парковый фасад, выделенный граненой полуротондой с крупными окнами, углы которой обработали полуколоннами большого коринфского ордера.

Невский лесопарк, усадьба Богословка, Покровская церковь

От дома к воде по террасированному склону берега спускалась широкая лестница, завершавшаяся подпорной стенкой, в которой устроили вход в грот. Устои лестницы украсили вазами и скульптурными изваяниями. Парк был спланирован с большим искусством: реки, ручьи, устроенные на них плотины и запруды, водоемы с искусственными насыпными островами – образовали разветвленную и живописную гидросистему. 
Долины и холмы с пологим косогором, 
Ведущим плавно вниз к ручьям или озерам, 
Где то подъем, то — спуск, и услаждает глаз 
Пейзаж, что по пути меняется не раз.

Обновление претерпел и состав древесных насаждений, т.о. скромный северный антураж превратился в удивительно изысканный ландшафт.

Усадьба Богословка, дом крестьянина Е. Костина

Барон Николай Николаевич Врангель«Из-за зеленых кущ деревьев в жаркий летний день приветливо глядят крыши желтого с белым деревянного помещичьего дома. Красива терраса, спускающаяся от дома к воде. Широкая лестница по бокам уставлена мраморными бюстами божеств и античных героев. Дом внутри – простой и широкий, приветливый и уютный. В саду еще сохранился покосившийся Эрмитаж, с вечно заколоченными, уныло глядящими окнами. А парк – большой, бесконечный, зеленый и радостный – так же смеючись, шумит и шепчет листовой» — вспоминал Н.Н. Врангель, побывавший в Богословке в 1910 году.

Упомянутый Врангелем павильон «Эрмитаж» в готических формах — дань архитектурному романтизму, сгорел через 8 лет после его визита в 1918 году. 

Читайте также:  Каньон реки Лава, усадьба Васильково, арочный мост

Продолжение истории

Александр Михайлович Дубенский умер в 1843 г., он завещал свое состояние племяннику – сыну родной сестры Варвары – Николаю Васильевичу Зиновьеву, человеку знатному, состоятельному и влиятельному. Генерал-лейтенант, директор Пажеского корпуса, воспитатель внуков императора Николая I основное время проводил в Петербурге, выбираясь в Зиновьево (так при нем стала называться Богословка) в основном летом. На его день рождения – 8 сентября – сюда стекались многочисленные родственники и именитые гости из северной столицы.
Н.В. Зиновьев умер также бездетным, завещав усадьбу статскому советнику и камергеру Степану Степановичу Зиновьеву.

Усадьба Богословка. Главный дом со стороны двораУсадьба Богословка. Главный дом со стороны двора. Фото с сайта www.pastvu.com

Через 140 лет барский дом безнадежно обветшал и был разобран на рубеже 1960—1970-х гг. а в Невском лесопарке, ставшем излюбленным местом отдыха горожан, решили устроить этнопарк. Здесь намеревались собрать утраченные памятники деревянного зодчества – их точные копии, воссозданные по сохранившимся обмерам. Так в парке появились Покровская церковь (1708 г. Анхимово, Вытегорский уезд), часовня Спаса Нерукотворного (кон.XVIII в. д. Кириллово Архангельская обл.), дом крестьянина Е. Костина (1871 г. д. Верховье, Карелия). Но масштабные замыслы организаторов так и не воплотились, остальные парковые зоны кроме погоста существуют только на бумаге.
Более подробно остановлю свое внимание на многоглавой церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Усадьба Богословка. Главный дом и парковая лестница, вид со стороны рекиУсадьба Богословка. Главный дом и парковая лестница, вид со стороны реки. Фото с сайта www.pastvu.com

А.В. Ополовников о Покровской церкви Вытегорского погоста

Само по себе многоглавие издревле известно на Руси. Летописи донесли до нас сведения о тринадцатиглавой Софии Новгородской, срубленной из дуба во второй половине X века. А двадцатичетырехглавая Покровская церковь была построена близ Вытегры в 1708 году (сгорела в 1963 году). Ее композиционная структура и многие архитектурно-конструктивные приемы не только предвосхитили кижский храм, но и заставили предполагать, что оба эти памятника созданы одними мастерами. Знаменательно и то, что строительство каждого из них народ связывает с именем Петра I, с эпохой великих преобразований в Русском государстве.

Вытегорский погост. Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, фото Прокудина-Горского Вытегорский погост. Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, фото С.М.Прокудина-Горского из альбома 1865 г.

«По смутному народному преданию,— говорится в «Известиях Археологической комиссии»,— церковь сооружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца». Это маловероятно. И в помощи архитектора-голландца вряд ли нуждались русские мастера. Вероятно, голландец вошел в легенду просто как персонаж, олицетворявший высшее техническое мастерство. Что же касается самой архитектуры памятника, то в ней, начиная от общей композиции и кончая самыми незначительными деталями, нет ничего, что говорило бы об участии в ее строительстве иностранца. Каждый элемент здания, будь то восьмерик или бочка, резной столб или подзор, рубленые углы или устройство проемов, полов, потолков и прочего, свойствен только русскому народному зодчеству и типичен для его устойчивых традиций, сложившихся задолго до строительства Покровской церкви.

Вытегорский погост, Покровская церковьПокровская церковь близ Вытегры. Продольные разрезы. Обмер. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.

Известно, например, что при деятельном участии Петра в 1721 году близ Кончозера в Карелии, на Марциальных водах была построена небольшая деревянная церковь. Вот в ее-то архитектуре влияние «голландского стиля» налицо— достаточно взглянуть на сухие очертания обитых железом кровель с готическими шпилями. В основе объемно-пространственной структуры Покровской церкви в Вытегре, как и Преображенской в Кижах, лежит традиционный двадцатистенок, то есть восьмерик с четырьмя прирубами. Он имеет неправильную форму, продольный размер его 12 м, а поперечный — 13,5 м. Схема восьмерика с четырьмя прирубами издавна была популярна на Руси. Об этом говорят и летописные источники. Так, в 1490 году ростовский владыка Тихон пытался заложить в Великом Устюге на месте сгоревшей деревянной церкви другую, «по новому кресчатую». Но устюжанам «тот оклад стал не люб», и они добились права строить церковь «по старине круглу о двадцати стенах». Эта же схема была положена в основу композиционного построения замечательных шатровых деревянных церквей, например, в селах Астафьево, Селецкое, Ненокса Архангельской области. Она же в основе Покровской церкви, где пять ярусов глав.

Вытегорский погост, Покровская церковьПокровская церковь близ Вытегры. Восточный и западный фасады. Реконструкция. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.

Каждый прируб этой церкви был покрыт двумя совмещенными бочками, поставленными одна над другой, и обе они несли на своих коньках по одной главе. Из этих глав и бочек складывались два нижних яруса всей композиции— первый и второй. Третий ярус также состоял из восьми бочек, завершающих каждую грань восьмерика. А четвертый ярус образовывала крещатая бочка, поставленная на малый восьмерик, возвышающийся над третьим ярусом. И самый последний, пятый ярус создавала центральная глава — самая верхняя и самая большая, венчающая всю эту пышную и стремительную композицию, объединенную в один нераздробленный объем.

Покровская церковь близ ВытегрыПокровская церковь близ Вытегры. Западный фасад (вариант без крыльца); план кровли, обмер. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.

Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества — церкви в Вытегре и Кижах — так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами.
Но у Вытегорской церкви есть три характерные особенности, отличающие ее от церкви в Кижах.

  • Первая из них состоит в том, что ее основной массив образуют не три последовательно уменьшающихся восьмерика, а только два, и самый верхний, третий восьмерик, несущий центральную главу, здесь заменен крещатой бочкой.
  • Вторая особенность — в конфигурации трапезной. В Кижской церкви трапезная с западной стороны прямоугольная, а в Вытегорской — со скошенными углами. Благодаря этому обстоятельству центричность Покровской церкви несколько нарушается в сравнении с Преображенской.
  • И, наконец, третья особенность — в построении алтаря. В Преображенской церкви алтарный прируб один, а в Покровской— их три. Членение алтаря вносит некоторую дробность в построение восточного фасада, опять-таки снижая идею центричности всего объема Вытегорской церкви.
Читайте также:  Усадьба Белогорка

Однако эти особенности двух памятников не вносят в их общую композицию существенных различий. Именно в индивидуальных особенностях этих двух однотипных памятников раскрываются многогранные оттенки приемов и методов народного деревянного зодчества, всегда неповторимых даже при кажущейся повторяемости.
Вытегорская церковь не раз перестраивалась. Самые значительные ее переделки были проведены в 80-х годах прошлого столетия. «Олонецкие губернские ведомости» за 1873 год, описывая Вытегорскую церковь и ее переделки, сообщали прежде всего, что «крыльцо о двух входах на юг и на север недавно разобрано и сделано без главы об одном ходе с запада». Здесь же есть ссылка на народное предание, которое говорит, что «при первоначальном построении было поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиугольнике уничтожено четыре главы и, впоследствии, одна глава над крыльцом». <...>

Покровская церковь близ ВытегрыПокровская церковь близ Вытегры. Главы и бочки первого яруса; крыльцо; клирос и его детали. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.

О подлинном облике Покровской церкви можно судить по проекту реставрации. В нем прежде всего воспроизведена общая объемно-пространственная композиция двадцатичетырехглавой церкви. Именно двадцатичетырех-, а не двадцатипятиглавой, как говорилось в упомянутых «Олонецких ведомостях».
Маленькая главка над крыльцом в первоначальном облике церкви не существовала, как не было ее и на аналогичных крыльцах Кижской и Яндомозерской церквей. Кстати сказать, для восстановления недостающих частей крыльца и конструктивных узлов входа Вытегорской церкви — ступеней, поручней, водостока — были привлечены в качестве аналогов подобные же элементы именно этих двух церквей в Кижах и в Яндомозере.
Историко-художественную ценность Покровской церкви трудно переоценить; она, как и другой, кижский, храм, являясь, по существу, одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества, вместе с тем представляет собой и типичное монументальное сооружение Обонежья петровской эпохи.

Литература:
А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г., с.71-85
Н.В. Мурашова Л.П. МыслинаДворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Всеволожский район. Спб., Алаборг, 2011, с. 116 – 124

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Богословка (Зиновьево)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Богословка (Зиновьево) 59.826830, 30.569329 Усадьба Богословка
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: