Болшево. Церковь Косьмы и Дамиана

Усадьба Болшево. Церковь Косьмы и Дамиана (Россия, Московская область, г. Королев, ул. Станционная, д. 43)

По государевой грамоте 1613 г., при воцарении Михаила Романова, Болшево, ставшее к этому времени деревней было отдано боярину Федору Ивановичу Шереметеву. В деревне было всего три крестьянских двора, а деревянная церковь, вероятно, пришла в ветхость или сгорела. В шереметевскую вотчину входили деревня Городищи, «что была пустошь», а «в ней крестьянских дворов – 4» и пустоши, которые недавно были деревнями: Комаровка, Подлипки, Костино, Усады, Савинская, Дутово, Селезнево, Лошаково… Итого — 2 деревни и 10 пустошей.
Ф.И. Шереметев был ловкачом, служил Борису Годунову, Лжедмитрию, В.И. Шуйскому; входил в «семибоярщину» — правительство, образовавшееся после свержения Шуйского и фактически передавшее русский престол польским интервентам. С тем же рвением боярин был слугой Романова. Как пишет историк И.Е. Забелин, «достопамятная служба Федора Ивановича началась в 1618 г. по случаю переговоров о мире с поляками, проведенных с большим успехом на радость царя и всех людей Московского государства…

Описание бывшей усадьбы Болшево

Заслуга Федора Ивановича возвысила его в боярской среде особым приближением к царю, как одного из самых доверенных лиц».
Женитьба на Ирине Борисовне Черкасской, двоюродной сестре Михаила Романова упрочила положение боярина. Он имел обширные земельные владения, в которых насчитывалось более 2500 крестьянских и бобыльских дворов. Возглавляя Аптекарский приказ, Ф.И. Шереметев наблюдал за лечением царя Михаила Федоровича, который и умер на руках своего «ближнего» боярина. Ф.И. Шереметев дожил до глубокой старости, пережив всех своих детей от трех браков, кроме двух дочерей.

Усадьба Болшево. Церковь Косьмы и ДамианаШереметев отписал болшевскую вотчину внуку – Михаилу Никитовичу Одоевскому, потомки которого владели этой землей более столетия. О первом владельце Болшева из рода Одоевских — князе Михаиле Никитовиче, мы не имеем каких-либо сведений, разве что его имя упоминается в списке стольников. Всю свою службу он провел при дворе, часто сопровождая царя Алексея Михайловича в поездках на богомолье и государственным делам. Едва вступив в 1651 г. в наследство Болшевом, он в 1652 г. внезапно умер.

После смерти Михаила вотчина переходит к его сыну Юрию Михайловичу. В 1661 г. в нее входило сельцо Болшевево где располагался княжеский двор и три двора крестьянских, и деревни Городище, Баскаки, Комаровка, Новинки, в которых имелось 20 крестьянских дворов с населением 89 человек мужского пола и 8 дворов бобыльских, то есть не имевших всего хозяйства, с населением 19 человек мужского пола. Деревня Костино была отписана на Государя и отдана боярам Кузьминым.

При Юрии Михайловиче в 1680 г. в Болшеве возводится деревянный храм во имя Косьмы и Дамиана, освященный двумя годами позднее. Последним владельцем Болшева из рода Одоевских был правнук Юрия Михайловича — князь Петр Иванович Одоевский. Он прожил долгую жизнь и оставил по себе добрую память.
Князь Петр Иванович родился в 1740 г., получил хорошее домашнее образование, много путешествовал, но при этом подолгу жил в своем болшевском имении.

В 1776 г. он «предоставил Болшево с деревнями на содержание учрежденного им «убежища бедных». За собой оставил лишь поместье, расположенное недалеко от церкви. Петром Ивановичем в селе были выстроены две церкви – в 1786 г. ныне действующий храм Косьмы и Дамиана, и в 1800 г. теплая Преображенская церковь, ныне сильно перестроенная. Сохранилось её описание: «… теплая церковь без колокольни, однопрестольная… каменная с круглым куполом над аттиком с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими ветхого и нового завета масляными картинами».

О владельце имения Петре Ивановиче Одоевском мемуарист Вигель вспоминал: «Дом князя Одоевского, коего сделался я частым посетителем, не был шумен, пышен, как другие дома богатых в Москве людей, но он был, однако же, верное изображение тогдашних нравов древней столицы… В одеянии, поступи, в самом выражении лиц господских людей виден характер господина… Вид спокойствия, довольство, даже тучность домашней прислуги князя Одоевского, почтительно-свободное ее обхождение с хозяевами и гостями, вместе с тем заметный порядок и чистота показывали, что он отечески управляет домом. Действительно, он был барич, который, по достижении совершеннолетия, долго путешествовал за границей и, возвратясь оттуда, сохранил в доме своем обычаи старины, прибавив к ним устройство и опрятность, которые заимствовал он у европейских народов.

Усадьба Болшево. Церковь Косьмы и ДамианаОн был сухонький старичок, но весьма живой и, как говорят французы, еще зеленый. Мне сказали, что он отставной полковник, а я, признаюсь, сначала принял его за отставного камергера…». Скончался князь Одоевский в возрасте 86 лет, в 1826 г. и был похоронен в Косьмодамиановской церкви.
Болшево и его окрестности исконно суконный край. Здесь функционировала парусиновая фабрика Пастухова, о работе которой была осведомлена сама императрица Елизавета Петровна. Недовольная качеством парусины, она в 1749 г. издала указ с наставлением Пастухову «завод в наилучшем виде как можно содержать» и выпускать ткани «хорошей доброты». Содержатель поспешил исправиться и вскоре получил хорошую оценку своих полотен от Мануфактур-коллегии.

Фабрика Пастухова была типичной для начала и середины XVIII в. — фабрикой-поместьем с натуральным хозяйством. На той же территории размещались кузница, токарная и столярная избы, скотные амбары, конюшня с сенником, погреба с продовольствием «для корму фабричных служителей и лошадей». При фабрике жили приписные крестьяне, для которых в стороне от светлиц были построены избы «с сенями и огородами».
В начале 50-х годов Пастухов перестал арендовать землю в Болшеве у княгинь Одоевских, а купил сельцо Лапино вместе с пустошами Вилы и Подлипки и перевел в Лапино свою фабрику. Из 13 парусных и полотняных фабрик, созданных при Петре I, дотянули до 70 — 80 годов XVIII столетия лишь 5, среди них – предприятие Пастухова.

Но жизнь не стоит на месте, фабрика ветшала. В довершение бед — пожар 1768 г. уничтожил дорогое иностранное оборудование и несколько строений. Пытаясь выбраться из финансовых проблем, Прокофий Дмитриевич в 1774 г. ввязался в аферу, был обманут и лишился фабрики. Мануфактура вернулась к Пастуховым только в 1799 г., а в 1803 г. её приобрел купец Федор Пантелеевич Пантелеев. Разоренная мануфактура потребовала солидных вложений и перевооружения, т.к. новый владелец решил выпускать здесь вместо полотна шелк. Через 25 лет, при сыне купца Ф.Ф. Пантелееве предприятие было переоборудовано в бумаготкацкую. На ней вырабатывался плис – «бумажный бархат».

Наталья Бондарева по материалам книги Позамантир Р.Д., Бондаренко Л.К. Королев — Калининград, М., 1998

Суконный край

На протяжении всего XIX в. производственная специализация Болшева и Лапина четко сохранялась: в Лапине работало прядильное и бумаготкацкое производство — бывшее Пастухова — Пантелеева, а в Болшеве — красильное Рабенека. В 1832-36 гг. Франц Рабенек, купец 2-й гильдии, перестраивает и расширяет фабрику. В 50-х гг. фабрика имеет 2 летних сушильни, 22 чана и 50 котлов с печами, и специализируется на окрашивании бумажной пряжи, плиса и кумача, а так же сукна в «андрианопольский» алый цвет. После смерти Ф. Рабенека в 1860 г. фирма переходит к его сыну Герману, продолжая называться «Франц Рабенек и сыновья».

Расширение фирмы совпадает с новым экономическим этапом развития страны. Так же, как когда-то изжила себя петровская «посессионная» мануфактура, так теперь уходит в прошлое принадлежавшая одному владельцу и его семье сравнительно небольшая фабрика, сменяясь укрупненным, технически оснащенным производством, основанным на кооперативных началах. В России тех лет возникает масса паевых товариществ и акционерных обществ. Вчерашние владельцы фабрик — теперь пайщики, держатели контрольных пакетов акций, они занимают высокооплачиваемые и престижные должности содиректоров новых объединений.

Ведущее положение в «Товариществе бумагокрасильной фабрики ф. Рабенек» получают владельцы крупных торговых домов, объединяющих одновременно промышленную и торговую деятельность: Даниил Васильевич Стукен, Герман Романович Шпис, Гуго Максимович Вогау. Все они так или иначе связаны родственными узами с семейством Рабенек или между собой. Фирма по существу остается семейной, с доступом узкого круга людей.
Развивающемуся производству становятся тесны старые рамки. Как писала одна из тогдашних газет, «современная промышленность требует свободной покупки земли, ей нужны торфяные болота, каменоломни, леса, пастбища, реки с берегами для плотин и т.д.».

В Болшевской округе уже не дворяне, а купцы-промышленники приобретают земельную собственность. На протяжении 70-х — середины 80-х годов Товарищество бумагокрасильной фабрики Ф. Рабенек, и связанные с ним лица покупают у крестьян и частных владельцев ненаселенные земли при деревнях Власово, Костино, Комаровка, в Заовражье, в пустошах Баскаки, Сугорская, Усады. Часть этих земель идет на расширение фабричных территорий, часть используется под дачи фабрикантов.

Наталья Бондарева по материалам книги Позамантир Р.Д., Бондаренко Л.К. Королев — Калининград, М., 1998

История храма Косьмы и Дамиана в Болшево

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г. В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.
В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.
В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).
В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 1929—1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.
Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репрессированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.
Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.
В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.
Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.
Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

Источник:
http://kosmo-domians.cerkov.ru/

Схема проезда

icon-car.png
Болшево. Церковь Косьмы и Дамиана

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Болшево. Церковь Косьмы и Дамиана 55.933536, 37.862621 Болшево. Церковь Косьмы и Дамиана

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только