Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Гостилицы

Усадьба ГостилицыУсадьба Гостилицы (Россия, Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Гостилицы)

Нонна Мурашова в своей книге «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» писала: «Гостилицкая усадьба, прославленная именитыми владельцами, прошла пять этапов формирования. Основание положил Бурхард-Христофор Миних (1683—1767). Опытного военачальника и инженера пригласил в 1721 году Петр I для строительства каналов и шлюзов на берегу Ладоги. Тогда же император пожаловал ему мызу Гостилицы с огромной лесной дачей. Миних облюбовал для усадьбы живописную долину реки Гостилки, питаемой родниками.
Преобразование природного ландшафта началось с устройства на реке цепи запруд и возведения плотины, дугой охватывающей большое искусственное озеро. На плато левого берега раскинулось село, у плотины поставили мельницу, а усадьбу построили на правом берегу. Ее центром был деревянный в форме куба дом.
Около него разбили регулярный сад с оранжереями и теплицами. К северу от них, за склоном вырыли небольшой пруд, питаемый многочисленными родниками. Но завершить работы по благоустройству усадьбы Миних не успел. Возвысившийся при Анне Иоанновне, прославившийся победами над турками, фельдмаршал был арестован и сослан в Сибирь взошедшей на престол Елизаветой Петровной.





В 1743 году она пожаловала Гостилицы своему фавориту Алексею Григорьевичу Разумовскому (1709—1771). Сюда на грандиозные праздники с фейерверками и охоту приезжала сама императрица с Двором. Скромная миниховская усадьба не отвечала потребностям «новоиспеченного» вельможи.
В 1745 году Разумовский поручил создание загородной резиденции Андрею Васильевичу Квасову. Работы в Гостилицах он вел одновременно со строительством дворца с циркумференцией и Эрмитажа в Царском Селе. Несомненно, что гостилицкие дом и Эрмитаж были отзвуками барочных царскосельских построек. 
Продолговатое, прямоугольное в плане здание с анфиладой комнат архитектор «протянул» вдоль реки Гостилки, перед ним поставил «кавалерские» корпуса, образовав парадный двор. Изящный декоративный Эрмитаж поместил у бровки склона между регулярным садом и «миниховым» прудом. 


Хозяйственный двор Квасов расположил у дороги, ведущей к плотине, неподалеку от него выстроил церковь св. Троицы. Сооруженная несколько позже усадебного дома, в конце 1750-х годов, она — произведение архитектуры переходного периода. Удачно сочетая барочные элементы с классицистическими формами, Квасов создал необычный по тем временам сельский храм. Все постройки были из кирпича, для чего заранее завели завод по его обжигу.
Кардинально изменилась усадьба в екатерининское время, когда Гостилицы перешли к младшему Разумовскому — Кириллу Григорьевичу (1728—1803). Последний гетман Украины, президент Академии наук, генерал-фельдмаршал оказался в 1780-е годы не у дел. К этому времени изменились и пристрастия, и художественные вкусы владельца Гостилиц. В окрестностях Петербурга тогда уже появился Павловский дворцово-парковый ансамбль, оказавший огромное влияние на архитектуру дворянских усадеб.
Построенный в Гостилицах во второй половине 1780-х годов новый усадебный дом был оригинальной вариацией палладианской виллы. Особенно красив был садовый фасад с полукруглой ротондой под куполом, открытой колоннадой, опирающейся на рустованный нижний этаж, поднятый на высокий цоколь. Эффектное подножие здания составлял многомаршевый всход. Полукружия лестницы, ротонды, купола, торжественный ритм сдвоенных колонн, ярусность композиции придавали небольшому кубовидному дому пластическую выразительность. Колоннада служила смотровой площадкой, откуда открывался вид на преображенный долинный пейзаж.

Изображения с сайта: https://vk.com/manorgostil
1. Гостилицы. Дворец. В. Садовников, акварель, 1857 г.
2. Гостилицы. Дворец. В. Садовников, акварель, 1857 г.
3. Гостилицы. Вид от колокольни на парк. Неизвестный художник, акварель, 1801 г.
4. Гостилицы. Дворец. В. Садовников, акварель, 1857 г.
5. Гостилицы. Вид на парк и Чайный павильон. В. Садовников, акварель, 1857 г.
6. Пейзаж в имении Гостилицы под Петербургом, акварель
7. Вид на Троицкую церковь и усадьбу Гостилицы. Худ. Резанов, нач. XX в. Из частного собрания Чирковых
8-10. Усадьба Гостилицы. Фото из набора открыток «Ломоносовский район на старых открытках», изд. Дом «Алаборг», 2013 г.
11. Дворец в Гостилицах. Фото из семейного архива Энгельке
12. Дворец в Гостилицах. Интерьер большой гостиной дворца. (Фото из книги Н. Б. Сухомлин „Село Гостилицы и его окрестности XV-XX гг.“)
13. Усадьба Гостилицы. Проект арх. А. И. Штакеншнейдера. (из книги Г. Г. Поспелова 
14. Усадьба Гостилицы. Грот на восточном склоне долины Гостилки. Фото конца 1980-х гг.
15. Усадьба Гостилицы. Утраченное здание. Фото 1980-х гг.
16. Усадьба Гостилицы. Служебные постройки. Фото 1980-х гг.
17. Усадьба Гостилицы. Чайный павильон. Фото 1980-х гг.
18. Дворец в Гостилицах. Фото 1980-х гг.
19. Дворец в усадьбе Гостилицы. Фото 1980-х гг.
20. Церковь в усадьбе Гостилицы. Фото конца 1980-х гг.


В планировке ядро усадьбы вписывалось как бы в треугольник, сторонами которого являлись река, дорога к плотине и дорога, огибавшая постройки. Главной осью стала липовая аллея, проложенная параллельно реке до «минихова» пруда. По одну сторону аллеи находились усадебные постройки и сохранялся регулярный сад с оранжереями, по другую — перепланированный пейзажный верхний парк. Он переходил по склону в нижний прибрежный. Склон террасировали, устроили каскады, внизу — водные протоки, островки, перекинули мостики. Куртины, группы деревьев и кустарников формировали так, чтобы во время прогулок открывались один за другим непохожие на предыдущие виды. В парковую растительность гармонично вписались декоративные садовые сооружения. На пологом склоне, недалеко от господского дома, построили Чайный домик, имеющий сходство с аналогичными работами Дж. Кваренги. Дорожки, проведенные от Эрмитажа и Чайного павильона, спускались к Малому гроту, устроенному над мощно бьющим ключом. За «миниховым» прудом соорудили другой, Большой грот, циклопической кладки. Внутри него всегда было темно и прохладно. Только косой луч света проникал через отверстие, по стенам стекала родниковая вода, собиравшаяся в бассейн, откуда поток устремлялся в «минихов» пруд.
Автор реконструкции усадьбы неизвестен, по некоторым данным им мог быть Ч. Камерон, построивший позже для К. Г. Разумовского дворец в Батурине.
Сын Кирилла Григорьевича Петр (1751—1823) развил парковую зону, значительно увеличив усадебную территорию, насадил английский парк перед домом, включил на севере новые земли, где сделали большую запруду на реке Гостилке, вырыли пруды, высадили сотни деревьев и кустарников, проложили дорожки. Усадьба стала занимать 88 десятин. После смерти Петра Кирилловича его брат Андрей Кириллович продал в 1825 году Гостилицы Александру Михайловичу Потемкину (1787—1872), женатому на Татьяне Борисовне, урожд. княжне Голицыной, (1797—1869). Весьма известные люди своего времени, они вели широкий образ жизни как в столице, так и в Гостилицах. Интересы новых владельцев обусловили последний этап формирования усадьбы.
В 1840-е годы Потемкины выстроили по проекту А. И. Штакеншнейдера новый дом в стиле английской готики. Романтический облик здания с эркерами, башнями, донжонами, асимметрией объемов сочетался с рациональной, компактной внутренней планировкой. В это время иной вид приобрел и долинный парк. Левый берег был террасирован, построен турецкий павильон, проложены дорожки, установлены разного рода столики и скамейки. На обоих берегах появилось множество фонтанов, цветников и по моде того времени в парк выносили померанцевые деревья в кадках. Как и в елизаветинскую пору, праздники сопровождались фейерверками, для чего на левом берегу выстроили «потешную» крепость. Панораму от плотины подчеркивали высокие ели. Вблизи дворца новые посадки формировали в виде овалов, кругов, букетов, поляны заменили яркими пестрыми цветниками, а липы в аллее — кленами и березами. Правда, ухоженный и оживленный парк потерял поэтичность, присущую долинному ландшафту.
Наследник бездетных Потемкиных продал Гостилицы Федору Егоровичу Врангелю в 1872 году, а он через 17 лет — богатому промышленнику Карлу Федоровичу Сименсу (1819—1906). Последней владелицей была его дочь Мария Карловна Гревениц.
Несмотря на многочисленные утраты в Гостилицах до сих пор прослеживается планировка и поэтапность развития усадьбы. Дворец стоит в руинах, но церковь св. Троицы возвращена верующим и отреставрирована» —
Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии.

Литература:
Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии, Спб., 2005, с. 78-85


Миних Бурхард-Христофор
Миних (Munnich), фон Бурхард-Христофор – русский государственный деятель, фельдмаршал (1683 – 1767). Родился в графстве Ольденбургском. Служил во Франции по инженерной части, но к началу войны между Францией и германской империей перешел в гессен-дармштадтский корпус. Когда во время войны за испанское наследство на англо-голландские деньги был нанят гессен-кассельский корпус, Миних вступил в его состав. В 1712 г. был ранен и взят в плен. В 1716 г. поступил на службу к Августу II. В 1720 г. Миних получил предложение занять в России должность генерал-инженера. Прибыв в Россию в 1721 г., он письменно обязался служить 5 – 6 лет, наблюдая за гидравлическими работами на балтийском побережье. В 1723 г. ему было поручено окончание Ладожского канала. Первому строителю канала, Писареву, покровительствовал Меншиков, в котором Миних нажил себе заклятого врага. С восшествием на престол Екатерины I Миних постарался точнее определить свои отношения к России. Он представил императрице новые «кондиции», которыми обязывался служить в России еще десять лет, после чего мог уехать. «Кондиции» эти были утверждены Петром II, назначившим Миниха главным директором над фортификациями. В 1728 г. он вступил во второй брак с вдовой обер-гофмаршала Салтыкова, урожденной баронессой Мальцан, следовавшей за ним во всех превратностях его судьбы. Когда замыслы верховников, в начале царствования Анны Иоанновны, не удались, Миних сблизился с Остерманом, а через него – с императрицей и Бироном, и стал членом кабинета по военным и внешним делам. В 1731 г. он был назначен председателем комиссии, имевшей целью упорядочить состояние войска и изыскать меры к содержанию последнего без особого отягощения народа. Он начертал новый порядок для гвардии, полевых и гарнизонных полков, образовал два новых гвардейских полка – измайловский и конной гвардии, завел кирасиров, отделил инженерную часть от артиллерийской, учредил сухопутный кадетский корпус, принял меры к более правильному обмундированию и вооружению войск, устроил двадцать полков украинской милиции, из однодворцев белгородского и севского разрядов. Опасаясь влияния Миниха на императрицу, Остерман, Бирон и граф Головкин постарались удалить его из Петербурга. Во время борьбы за польский престол, в 1733 г., Миних был послан на театр военных действий и взял Данциг (1734). Во время турецкой войны он получил главное начальство над армией и при помощи запорожцев совершил походы в Крым, взял Очаков, овладел Хотином (1739), одержал победу при Ставучанах. Он не жалел солдат; это вызывало ропот против Миниха как среди офицеров и солдат, так и среди русского общества. Военные успехи Миниха не имели почти никаких результатов для России. Союзники России, австрийцы, вступили с Турцией в переговоры и заключили в Белграде мир отдельно от России, а 7 октября 1739 г. к этому миру присоединился и Санкт-Петербургский кабинет (см. белградский мир, VIII, 851). Когда Бирон сделался регентом, Миних сблизился с Анной Леопольдовной; 8 октября 1740 г. Бирон был арестован и затем сослан в Пелым, Анна Леопольдовна была провозглашена правительницей: Миних был ее первым министром, но вскоре вынужден был подать в отставку (6 марта 1741 г.). После переворота, возведшего на престол Елизавету Петровну, Миних был отправлен в ссылку, в тот самый Пелым, куда он сослал Бирона. Двадцать лет пробыл Миних в Пелыме. Указом Петра III Миних в 1762 г. был возвращен из ссылки и восстановлен во всех своих правах и отличиях. Во время переворота 28 июня 1762 г. Миних находился при Петре III. Когда дело Петра было проиграно, Миних присягнул Екатерине и был назначен главноначальствующим над портами рогервикским, ревельским, нарвским, кронштадтским и над Ладожским каналом. Он занимался, главным образом, постройкой рогервикской гавани, для которой составил когда-то чертеж. Екатерина II относилась к нему со вниманием: один из первых экземпляров своего «Наказа» она передала Миниху, с просьбой прочитать его и сообщить ей свое мнение. Думают также, что «Записки Миниха», где он старается доказать необходимость учреждения государственного совета, в видах «наполнения пустоты между верховной властью и властью Сената» – написаны для Екатерины и с ее согласия (мнение К. Н. Бестужева-Рюмина ). Личность Миниха не нашла еще беспристрастной оценки в русской историографии: М. Д. Хмыров преувеличивает значение фактов, неблагоприятных для него; Н. И. Костомаров, наоборот, старается представить личность Миниха в возможно симпатичном свете. «Записки фельдмаршала графа Миниха» («Ebauche pour donner une idee de la forme du gouvernement de l'empire de Russie») изданы во 2-м томе «Записок иностранцев о России в XVIII столетии» (Санкт-Петербург, 1874), где помещены также: 1) «Отрывок из дневника Миниха», обнимающий время с мая 1783 г. по сентябрь 1721 г.; 2) статья М. Д. Хмырова: «Фельдцейхмейстерство графа Миниха» и 3) указатель книг и статей о Минихе. – Ср. Костомаров «Фельдмаршал Миних и его значение в русской истории» («Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»).

Словарь Брокгауза и Ефрона

Граф АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ РАЗУМОВСКИЙГраф АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ РАЗУМОВСКИЙ, 1748—1822, старший сын графа Кирилла Григорьевича от брака с Екатериной Ивановной Нарышкиной, родился 12 Сентября 1748 г.; гетман старался дать сыновьям солидное и разностороннее образование, при чем образование графа А. К. Разумовского было закончено продолжительным заграничным путешествием, во время которого он слушал лекции в Страсбурге и посетил Италию и Англию. Записанный при рождении в военную службу, он был произведен Петром III в ротмистры и переименован в камер-юнкеры; в 1775 г. Разумовский был пожалован в действительные камергеры, но уже в 1778 г. вышел в отставку и жил частным человеком в своей великолепной подмосковной с. Горенках. 28 июня 1786 г. он был произведен в тайные советники и назначен сенатором, но самолюбие, оскорбленное отказом Екатерины назначить его президентом Коммерц-коллегии, снова побудило его в 1795 г. удалиться в частную жизнь. Александр I назначил Разумовского 2 Ноября 1807 г. попечителем Московского университета, с производством в действительные тайные советники, а 11 Апреля 1810 г. министром Народного Просвещения. Разумовский, однако, вскоре утомился новой деятельностью и 26 Мая 1812 г. испросил отпуск, к большому неудовольствие Александра I. Охлаждение Государя и болезнь глаз побудили Разумовского в 1814 г. просить об отставке, на которую Император согласился «сверх воли». Последние годы жизни Разумовский провел в Малороссии, в Почепе, где и умер 5 Апреля 1822 года. Останки его, после продажи Почепа графу Клейнмихелю, были перенесены в Спасский Новгород-Северский монастырь; над могилой графа А.К. Разумовского возвышается гробница с надписью, в которой ему присвоено название «бедным помощника, наукам покровителя». От брака с графиней В.П. Шереметевой, Разумовский имел 2 сыновей и 2 дочерей, да от дочери своего берейтора, М. М. Соболевской, имел 5 «воспитанников» и 5 «воспитанниц», получивших Фамилию «Перовских».
Граф А.К. Разумовский был человек тяжелого характера, суровый, мрачный и нелюдимый. К этим качествам присоединялись еще и другие, обусловленные аристократической обстановкой, в которую поставила Разумовских игра счастья. Этот, по выражению Вигеля, «начиненный французскою литературою» внук пастуха считал себя „русским «Монморанси» и с непомерною гордостью смотрел на простых смертных, не взысканных «припадками счастья». Он не доверял людям, прямо не любил видеть их, предпочитая сидеть в своем кабинете, впрочем, при недоверии к людям, он всегда находился под чьим-нибудь влиянием: он был и вольтерианцем, и масоном, и другом иезуитов. Разумовский не был нечувствителен к «чести и похвале» в 25 лет он не прочь был занять какой-нибудь соответствовавший его достоинствам пост, в роде президента Камер — или Мануфактур -коллегии и выходил из себя, когда встречал лишь «постоянные у Двора огорчения», утешая себя тем, что в высших сферах „поставляют в достоинство одни преимущества телесные. Но в то же время ему была свойственна, по выражению его отца, «проклятая леность» и ему скоро надоедали служебные занятия. Его считали знатоком ботаники, и его сад в Горенках и оранжереи были признаны «чудом Poccии». Но этот капризный дилетант разводил свои сады лишь для того, чтобы убить незанятое время, и не был способен к серьёзной научной работе, как брат его, минеролог гр. Григорий. По выражению Вигеля, Разумовский «из познания своих делал то же употребление, что из богатства, наслаждался ими без всякой пользы для других». Кроме того, он был также одержим страстью производить дорогие и ненужные постройки. Продав за 400.000 руб. благоустроенный дом на Воздвиженке, он истратил миллион рублей на постройку дворца на Гороховом поле. Безумная расточительность в соединении с откупными аферами расстроили его громадное состояние, и в последние годы жизни он осаждал Александра I просьбами купить в казну его дом на Гороховом поле. Как министр, он не оставил по себе, по выражению Вигеля, „никакой памяти». При нем был открыт Царскосельский Лицей, было издано много циркуляров, но лично министру принадлежали только написанные им собственноручно—церемониал открытия Царскосельского Лицея да правила для наблюдения за температурой в помещениях этого заведения...

(С портрета Гуттенбрунна, 1801 г.; находится в Музее Императора Александра III.)

Граф КИРИЛЛ ГРИГОРЬЕВИЧ РАЗУМОВСКИЙ Граф КИРИЛЛ ГРИГОРЬЕВИЧ РАЗУМОВСКИЙ, 1724—1805, младший брат гр. Алексея, родился в Лемешах, 18 Марта 1724 года. Возвышение брата, сделавшегося из простого казака супругом Императрицы, повлекло возвышение всего рода. Кирилл в 1742 г., вместе с матерью Наталией «Розумихой» и сестрами, был вызван в Петербург и здесь поручен воспитанию Г. Н. Теплова, сына жены истопника Псковского архиерейского дома, воспитанника знаменитого Феофана Прокоповича, которого напоминал умом и гибкостью характера; в сопровождении его, в 1745 г., Разумовский отправлен за границу, «Дабы ученьем вознаградить пренебреженное поныне время, через 2 года, проучившись в Кенигсберге у Эйлера и в Страсбурге, пожалованный в это время в графы (15 Июня 1744 г.), возвратился в Poccию вполне европейцем: отлично танцевал, говорил по-французски и по-немецки; он с увлечением бросился в вихрь развлечений и иразднеств при дворе, и «все красавицы были от него без ума». В 1746 г., 21 Мая, Разумовский был назначен президентом Академии Наук, «в рассуждении усмотрен¬ной в нем особливой способности и приобретенного в науках искусства»; будучи не хуже своих немецких предшественников, он вел дела также плохо, зато сумел подать руку помощи Ломоносову... 27 Октября 1746 г., уже камергер и Александровский кавалер, Разумовский женился на Наталии Ивановне Нарышкиной. В Феврале 1750 г. он был избран в Глухове в гетманы Малороссии, хотя сам впоследствии не придавал большого значения этой «элекции» и Мазепу считал последнюю гетманом... С необыкновенной помпой прибыль гетман в Малороссию и зажил царьком в Глухове и Батурине; бразды же правления взял в свои руки Теплов. В начале 1752 г. Разумовский подучил Андреевскую ленту. При возвышении нового фаворита, он сохранил прежнее положение, так как был блпзким другом И. И. Шувалова. По мысли их обоих была учреждена Академия Художеств, а когда Шувалов задумал создать Московский университет, гетман не хотел расстаться с мечтой устроить университет в Батурине и вообще старался о поднятии школ в Малороссии. Краткое царствование Петра III причинило не мало огорчения Разумовскому, хотя Государь относился к нему благосклонно и даже назначил его главнокомандующим армией, которая должна была действовать против Дании: гетману казалось и это назначение, и маршировка на плацу пред Измайловским полком насмешкой, а роль шута была ему не по душе. Он сделался ревностным сторонником Екатерины, в которую при том, по её собственному признанно, был раньше влюблен. Разумовский остался и навсегда её преданным другом. Временное охлаждение внесла неосторожная просьба Разумовского о преемственности гетманского достоинства, на что побудил его двуличный Теплов . Когда 10 Ноября 1764 г. гетман был переименован в фельдмаршалы, как бы по его просьба, а гетманство уничтожено, благоволение Государыни было ему возвращено. Проведя 1765— 1767 гг. за границей, Разумовский возвратился в Петербург и здесь 22 июня 1771 г. овдовел. Переехав в Батурин, Разумовский привез туда свою любимую племянницу, графиню С. О. Апраксину, прожившую с ним до конца его дней. Граф К. Г. Разумовский умер 9 Января 1805 г. и похоронен в Батуринской церкви.
О Разумовском существует множество рассказов, характеризующих его доброту и доступность, его щедрость и роскошную жизнь, его грубоватую прямоту, с оттенком чисто малороссийского добродушного юмора. Несмотря на воспитание, путешествия и придворную жизнь, он все-таки оставался хохлом и признавался, что, как заиграют на бандуре, он должен поскорее вспомнить кто он , чтобы не пуститься в гопак. Говорят , что он хранил костюм своей юности, когда еще пас волов, и любил показывать его своим не в меру кичливым сыновьям; впрочем, от одного из них должен был выслушать вполне резонный ответь: «Между нами громадная разница: вы сын простого казака, а я сын русского фельдмаршала». По словам Екатерины II, «он был хорош собой, оригинального ума, очень приятен в обращении и умом несравненно превосходил своего брата, который также был  красавец».
Прилагаемый портрет писан Помпео Баттони в Риме, в 1766 году. 2 Апреля 1791 г. Разумовский писал сыну Андрею: «Портрет Батониев взять можешь, тогда он поселится у вас, а со временем, буде здоровье мое дозволит, то и оригинал может пpиexaть к вам повидаться». Но графу К. Г. так и не удалось побывать у сына, а портрет навсегда остался за границей.

(С портрета Баттони 1766 г.; собственность графа Камилла Разумовского, Троппау, в  Силезии)

Александр Михайлович ПОТЕМКИН и Татьяна Борисовна ПОТЕМКИНААлександр Михайлович ПОТЕМКИН (1787—1872) и Татьяна Борисовна ПОТЕМКИНА, урожденная княжна ГОЛИЦЫНА (1797—1869). 
Весьма известные люди своего времени, они вели широкий образ жизни как в столице, так и в Гостилицах. Интересы новых владельцев обусловили последний этап формирования усадьбы.
В 1840-е годы Потемкины выстроили по проекту А. И. Штакеншнейдера новый дом в стиле английской готики. Романтический облик здания с эркерами, башнями, донжонами, асимметрией объемов сочетался с рациональной, компактной внутренней планировкой. В это время иной вид приобрел и долинный парк. Левый берег был террасирован, построен турецкий павильон, проложены дорожки, установлены разного рода столики и скамейки. На обоих берегах появилось множество фонтанов, цветников и по моде того времени в парк выносили померанцевые деревья в кадках. 


Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987

УСАДЬБА ГОСТИЛИЦЫ

Усадьба расположена в одноименном селе Ломоносовского района, в 23 км от Старого Петергофа. Село это упоминается в Писцовых книгах XVI столетия: «…сельцо и деревня Гостилицы на Ковоши» (р. Коваши). Основанный при первом владельце — генерал-фельдмаршале Б. К. Минихе (автор проектов и строитель многих каналов) парк с каскадами и системой прудов, питаемых водами Черной речки, восходит ко второй четверти XVIII в.
В 1743 г. Гостилицы становятся одним из пригородных мест отдыха семейства Разумовских, привлекших для строительства усадебного дома, парковых служб и павильонов видных петербургских архитекторов, среди которых был и Б. Ф. Растрелли. В это время были построены усадебный дом, кавалерские корпуса и Катальная горка. Проданное в 1824 г. А. М. Потемкину имение продолжает разрастаться и благоустраивается. Последний строительный этап в Гостилицах связан с именем Ф. Е. Врангеля, владевшего ими до 1896 г.
В годы Великой Отечественной войны здания усадьбы сильно пострадали, особенно усадебный дом, но сохранились многие постройки.
Построенный при Б. К. Минихе усадебный дом был значительно перестроен при Разумовских. Отличительной особенностью каменного двухэтажного здания 80-х годов XVIII в. является сложный план с многочисленными объемами башен и ризалитов. Кроме смотровой башни, в южном крыле здания сохранились две восьмигранные башни, фланкирующие широкое крыльцо-галерею в северном торце. Центральная часть фасада, обращенного к реке, выделена полуротондой.

Существует предположение, что в перестройке дворца принимал участие известный архитектор А. И. Штакеншнейдер, но своими объемами и сложностью обработки фасадов он напоминает также дворец Потемкина в Островках на Неве, построенный выдающимся архитектором И. Е. Отаровым.
В годы Великой Отечественной войны дом был разрушен. Все что от него сохранилось — двухэтажная коробка.
Двухэтажный кирпичный Кавалерский корпус к югу от усадебного дома построен в 60-х годах XVIII в. одновременно с двумя другими, образующими курдонер (парадный двор). Он примыкает к одноэтажному флигелю, представляя трапециевидную планировку. Простенки между окнами декорированы плоскими пилястрами дорического ордера.
Западный фасад корпуса украшен высоким фронтоном криволинейного очертания с круглым окном. Общая композиция обработки фасадов характерна для русской архитектуры эпохи раннего классицизма.
Северный кавалерский корпус, построенный в начале XIX в., был предназначен для размещения гостей. Высказывалось предположение, что он сооружен с использованием ранее существовавшей постройки XVIII столетия. Это одноэтажное здание обращено главным фасадом в сторону дороги. Единственными элементами декоративного убранства его являются надоконные фронтоны и сандрики. Западный фасад корпуса украшают две дорические полуколонны по сторонам дверного проема.

Юго-восточный кавалерский корпус построен в 60-х годах XVIII в. симметрично с северным и как бы образует пропилеи парадного двора. Автор постройки неизвестен.
Одноэтажный кирпичный корпус со сложным трапециевидным планом перекрыт четырехскатной кровлей с круглыми чердачными окнами в деревянном резном обрамлении. Фасады юго-восточного корпуса весьма скромны. Окна обрамлены простыми наличниками, а углы декорированы рустом; на торцевом южном фасаде сохранились круглые барочные окна.
Оранжерейный флигель — это каменная одноэтажная постройка с окнами, имеющими циркульное завершение. Из-за неровности местности южная часть флигеля, обращенная к дворцу,— одноэтажная, а северная имеет два этажа. Южный фасад флигеля разбит плоскими лопатками, окна расположены в неглубоких полукруглых нишах. Другие фасады лишены убранства.
Троицкая церковь построена на средства последнего гетмана Украины К. Г. Разумовского неизвестным архитектором и датируется 1764 г. В 40-х годах XIX столетия она была перестроена. Овальная в плане с прямоугольными апсидами и трапезной церковь увенчана массивным восьмигранным куполом. Южный и северный входы фланкируются двумя двухколонными портиками дорического ордера с высокими треугольными фронтонами.

Фасады церкви обработаны крупным рустом и прорезаны десятью большими окнами. Свет в интерьер проникает также сквозь круглые окна барабана купола. Изящных пропорций колокольня с полуциркульными проемами звона и декоративными окнами в куполе своими очертаниями как бы повторяет собственно церковь. Небольшая каменная постройка — дом священника — входит в состав ансамбля и представляет собой типичное сооружение начала XIX в. Оба фасада дома выделены портиками из четырех полуколонн. Окна декорированы наличниками, на торцевых его стенах по сторонам входных дверей размещены неглубокие полуциркульные ниши. В настоящее время дом используется по своему первоначальному назначению.
Парк усадьбы Гостилицы занимает 60 гектаров. Умело используя перепады рельефа, неизвестные архитекторы, инженеры и народные мастера создали в ложбине систему из четырех живописных каскадов, вода в которые поступала из неглубокой речки.
Сохранились очень красивые каменные горбатые мостики, перекинутые через высохшее русло реки. В Гостилицком парке среди деревьев местных пород имеются групповые посадки клена, лип и ясеня. Встречаются здесь отдельные экземпляры сибирского кедра, высаженного при Потемкине, когда из регулярного, скромного усадебного парк превратили в пейзажный английского типа.

Одной из наиболее ранних построек ансамбля, восходящих к середине XVIII в., является Чайный павильон в парке. Здание, возведенное на высоком обрывистом берегу, приписывается творчеству Б. Ф. Растрелли. Чайный павильон представляет собой прямоугольную одноэтажную постройку под двускатной кровлей. На восточном и западном фасадах его устроены два фронтона, вход подчеркнуто выделен фланкирующими окнами с дорическими полуколоннами. Мотив этот присущ и другим зданиям Гостилицкого ансамбля. В середине XIX в. Чайный павильон подвергся существенным перестройкам, однако основные его пропорции сохранились.
Хозяйственный комплекс сформировался в 30-40-х годах XIX столетия и состоит из двухэтажных жилых домов и одноэтажных служебных корпусов. Все постройки каменные, они декорированы характерными деталями классицистического убранства — пилястрами, полуколоннами, нарядными кронштейнами. Внутреннюю планировку сооружения не сохранили.
* * *
Усадебно-парковый комплекс в Гостилицах — один из самых значительных, но малоизученных архитектурных ансамблей в Ленинградской области. Большая часть построек все же сохранилась, но предстоят еще значительные работы по восстановлению всего ансамбля.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Гостилицы

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Гостилицы 59.746580, 29.615750 Усадьба Гостилицы

Рубрика: Ленинградская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: