Монрепо

Усадьба Монрепо

Монрепо (фр. Mon Repos — мой покой, мое отдохновение) (Россия, Ленинградская область, г. Выборг, Парк Монрепо, д. 19)

Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо»

  • Режим работы:
    Музей-заповедник «Парк Монрепо» открыт для посещения в летний период (с мая по октябрь) с 09:00 до 22:00 ч. ежедневно, без выходных и праздников. С 20-00 до 22-00 ч. парк открыт только на выход.
    В осенне-зимний период (с ноября по апрель) парк открыт для посещения с 09:00 до 20:00 ч.
    С 20:00 до 21:00 парк открыт только на выход.
    Продажа билетов в кассе осуществляется с 09-00 до 20-00 ч.
  • Заказ экскурсий: с 09.00 до 16.00 по тел. 8(81378)2-05-39, 2-59-97 или через кассу музея-заповедника
  • Сайт: http://www.parkmonrepos.org/
  • Адрес: 188800, парк Монрепо, д. 19, г. Выборг, Ленинградская область
  • Телефон: (813 78) 2-59-97, 2-05-39
  • Email: park-monrepo@yandex.ru
  • Вк: ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Парк Монрепо не похож ни на один русский сад, который мне довелось увидеть. Его характер обусловлен естественным ландшафтом, и даже если человек и приложил здесь руку, то в это отказываешься верить…
Огромная подводная ступень,
Ведущая в Нептуновы владенья, —
Там стынет Скандинавия, как тень,
Вся — в ослепительном одном виденье
– писала Анна Ахматова.
Действительно, Монрепо – суровое царство Нептуна иначе как видением, прекрасной грезой не назовешь… Здесь обилие камней, обомшелых скал, хрустально-ледяных ручьев и источников, изумрудных луговин и сумрачных лесов с дорожками, прошитыми узловатым узором корней вековых деревьев. Всё это в обрамлении водных пространств, то огромных, открывающих далекие горизонты, то камерных, направляющих нас на определенные видовые точки. Среди водной глади высятся острова — гранитные исполины.

Суровое царство Нептуна под Выборгом

Они смотрятся в воду, как смотрятся в водное зеркало изысканные павильоны и ажурные китайские мостики, раскрывшие свои белоснежные веера перил… Печальная дождливая погода только усилит восприятие почти мистического синтеза брутальной природы и изящных творений рук человеческих. Однако, будьте готовы к тому, что вам не удастся уединиться, …разве что в «Конце света», ибо парк, даже в самый беспощадный ливень полон туристами. Небольшие группы пестрых зонтов буквально снуют по парку, снять безлюдный пейзаж – сложнейшая задача! Шучу! Если бы не дождь – я бы провела в этом «приюте воспоминаний» много часов, не спеша прогуливаясь по парку и любуясь его величественными пейзажами…

План парка и усадьбы Монрепо

План парка и усадьбы Монрепо

1. Главные усадебные ворота
2. «Китайский зонтик»
3. Скульптура «Лев»
4. Дирекция музея-заповедника
5. Главный усадебный дом
6. Библиотечный
флигель
7. Обелиск братьев Броглио
8. Кедр «Лира»
9. Китайские мостики
10. Колонна двух императоров
11. Турецкая палатка
12. «Пампушинка»
13. Мариентурм
14. «Падающий
камень»
15. Чайная беседка
16. «Липовая
корзинка»
17. Паульштайн
18. Пристань
19. Храм Нептуна
20. Капелла
Людвигсбург
21. Кафе
22. Источник
«Нарцисс»
23. Хижина отшельника
24. «Грот желаний»
25. Скульптура «Вяйнямёйнен,
играющий на кантеле»
26. «Конец света»

Архивные фото усадьбы и её владельцев

Все фото, за исключением портретов №1-4 из коллекции ANDCVET, альбом «Имение барона Пауля Николаи «Монрепо»

1. Барон Андрей Львович Николаи (1737-1820)
2. Баронесса Иоганна Федоровна Николаи (1747-1820)
3. Барон Павел Андреевич Николаи (1777-1866)
4. Баронесса Александра-Симплиция Николаи (1787-1824)
5. Вид на усадебный дом в Монрепо
6. Парк Монрепо двухвершинная пихта и главный дом усадьбы
7. Парк Монрепо двухвершинная пихта
8. Скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле» (скульптор И. Таканен, 1873 г.)
9. Парк Монрепо, центральная липовая аллея
10. Парк Монрепо, вид на капеллу Людвигсбург
11. Парк Монрепо, паромная переправа на остров Людвигштайн
12. Парк Монрепо, вид на капеллу Людвигсбург
13. Парк Монрепо, паромная переправа на остров Людвигштайн
14. Парк Монрепо, источник Сильмии (ныне источник Нарцисс)
15. Парк Монрепо. Вид на остров Любви со стороны острова Людвигштайн
16. Парк Монрепо, вид на остров Палатки
17. Уголок скального парка Монрепо
18. Парк Монрепо, паромная переправа на остров Людвигштайн
19. Мост и плотина в дачной местности Пикрукки (из фотоальбома Николаи имение Монрепо)
20. Водопад Иматра (ныне Финляндия) (из из фотоальбома Николаи имение Монрепо)

21. Уголок парка Монрепо
22. Полуостров Нептуна, храм Нептуна
23. Усадьба Монрепо, вид на библиотечный флигель и др. постройки имения
24. Остров Людвигштайн. Кенотаф на ложной могиле Софьи Николаи
25. Паромная переправа на остров Людвигштайн
26. Баронесса Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи) за столом в кабинете усадебного дома
27. Главный дом в Монрепо, кабинета Софьи Николаевны фон дер Пален (урожд. Николаи)
28. Баронесса Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи) (в центре) с братом бароном Павлом Николаевичем (Паулем Эрнстом Георгом) и родственницей в парке имения Мопрепо
29. Усадьба Монрепо, главный дом, гостиная
30. Усадьба Монрепо, главный дом, столовая
31. Усадьба Монрепо, главный дом, гостиная
32. Семья Николаи-Пален на крыльце усадебного дома; стоят на верхней ступеньке (слева) — граф Константин Константинович фон дер Пален — муж Софьи Николаевны (урожд. Николаи), справа — Николай Васильевич Чичерин — племянник Софьи Егоровны Николаи (урожд.Мейендорф); сидят в центре слева направо: Софья Егоровна Николаи (урожд. Мейендорф), Мария Николаевна Николаи с племянницей Еленой — дочерью фон дер Паленов — Софьи Николаевны и Константина Константиновича, Александра Николаевна Николаи, Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи), Павел Николаевич (Пауль Эрнст Георг) Николаи; на нижней ступеньке слева направо сидят дети фон дер Паленов — Софьи Николаевны и Константина Константиновича Маргарита, Николай (Николас), Софья.
33. Члены семьи Николаи-Пален на крыльце усадебного дома; слева направо: Николай Васильевич Чичерин — племянник Софьи Егоровны Николаи (урожд. Мейендорф), Павел Николаевич Николаи, Александра Николаевна Николаи, Софья Егоровна Николаи (урожд. Мейендорф) с внучкой Софьей; на нижней ступеньке Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи) с дочерью.
34. Сестры Николаи в гостиной усадебного дома; Мария Николаевна (сидит на диване в центре), Александра Николаевна (справа); у их ног сидит Софья Николаевна.
35. Двоюродные сестры Софья Васильевна Чичерина и баронесса Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи) за чаем в гостиной усадебного дома.
36. Члены семьи Николаи-Пален в гостиной усадебного дома: за роялем Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи), рядом с ней — Мария Николаевна Николаи; в группе справа стоит Павел Николаевич (Пауль Эрнст Георг) Николаи, перед ним сидит Александра Николаевна Николаи; крайняя справа Софья Егоровна Николаи (урожд. Мейендорф).
37. Павел Николаевич (Пауль Эрнст Георг) Николаи (слева крайний) в гостиной усадебного дома с сестрами Софьей Николаевной фон дер Пален (урожд. Николаи) (с чашкой в руках), Александрой Николаевной Николаи (сидит в правом углу), Марией Николаевной (на первом плане) и матерью Софьей Егоровной Николаи (урожд. Мейендорф) (сидит в центре).
38. Семья Николаи-Пален в гостиной; слева направо Мария Николаевна Николаи, граф Константин Константинович Пален, за ним стоит его старшая дочь Маргарита, Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи) с дочерью Еленой на руках, Александра Николаевна Николаи (стоит), Софья Егоровна Николаи (урожд. Мейендорф); за столом — дети Паленов Николас и Софья.
39. Семья Николаи-Пален в гостиной; слева направо Мария Николаевна Николаи, граф Константин Константинович Пален, за ним стоит его старшая дочь Маргарита, Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи) с дочерью Еленой на руках, Александра Николаевна Николаи (стоит), Софья Егоровна Николаи (урожд. Мейендорф); за столом — дети Паленов Николас и Софья.
40. Члены семьи Николаи в гостиной; слева направо Александра Николаевна Николаи, Мария Николаевна Николаи, графиня Елизавета Георгиевна фон Гуттен-Чапская (урожд. баронесса Мейендорф) — сестра Софьи Егоровны (Георгиевны) Николаи, баронесса Софья Егоровна (Георгиевна) Николаи (урожд. Мейендорф), спиной сидит Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи).

Архивная карта 

Архивная карта усадьбы Монрепо

А. Бадалов, С. Киселев «Путеводитель по Монрепо»

Описание усадьбы взято из издания А. Бадалов, С. Киселев «Путеводитель по Монрепо», Выборг, 2016 (Публикуется в сокращении)
Ворота входа в усадьбу, выполненные в неоготическом стиле были установлены в Монрепо в 1830-х годах. Автор проекта неизвестен (предполагают, что это Карл Людвиг Энгель). В 1950-х годах исторические ворота усадьбы были утрачены. Их воссоздали по проекту выборгского зодчего Виктора Дмитриева в 1982 году.
Китайские мотивы, популярные в Европе во вт. пол. XVIII в. нашли свое воплощение и в этой северной усадьбе, в дальнейшем мы познакомимся с ними.
Усадебные ворота и Китайский зонтик, хотя и появились в разное время, напоминают нам об одном человеке. Его имя Пауль Николаи. Находясь в Лондоне, Пауль прислал чертежи Китайского зонтика садовнику Бистерфельду, и тот построил павильон по его проекту.
Владельцем Монрепо на тот момент был отец Пауля, барон Людвиг Генрих Николаи, В письме к сыну он пишет: «…уже при въезде меня приятно поразил твой китайский шампиньон на большом камне. Это хорошая, умело выполненная идея».

А усадебные ворота были поставлены в то время, когда владельцем имения стал сам барон Пауль Николаи.
По обе стороны от них идёт невысокая гранитная ограда, названная «Китайской стеной». Она отделяет собственно пейзажный парк от лесного массива. Общая территория музея-заповедника составляет 163 гектара: из них 32 гектара — пейзажный парки 131 гектар лесного массива.
От усадебных ворот пройдите вглубь парка, и через 50 м окажетесь в его центре под названием Шарлоттенталь. Не удивляйтесь, два с половиной столетия назад именно так называлось это место — «долина Шарлотты». Так, в честь своей супруги, дочери выборгского купца, Шарлотты назвал поместье обер-комендант Выборгской крепости Пётр Алексеевич Ступишин (владел имением с 1760 по 1782 гг.) — создатель парка.

Следующий этап истории Монрепо связан с именем принца Фридриха Вильгельма Карла Вюртембергского. Принц Вюртембергский приехал в Россию вслед за своей сестрой, принцессой Софией Луизой Августой Доротеей Вюртембергской. София Луиза вышла замуж за великого князя Павла Петровича и стала великой княгиней Марией Фёдоровной, а её родной брат Фридрих получил пост выборгского наместника. Кроме того, принц стал владельцем имения, ранее принадлежавшего обер-коменданту Ступишину, и дал ему новое название — Монрепо («Mon Repos», франц. «Мой отдых»). Он продолжил создавать пейзажный сад.

Судя по отзывам современников, принц Вюртембергский был человеком энергичным. Он прекрасно разбирался в различных видах искусства. Владея Монрепо около двух с половиной лет, он за этот небольшой период значительно расширил территорию парка. Принц строит новый усадебный дом. Парк начинает приобретать черты того Монрепо, которое, уже при следующих владельцах, войдёт в сокровищницу европейского садово-паркового искусства и станет, по словам путешественника середины XIX века, «идеалом северного сада».
Главный дом усадьбы. На протяжении двух столетий Главный усадебный дом несколько раз менял свой облик. Есть предположение, что именно здесь, на этой насыпной площадке, стоял дом обер-коменданта Ступишина, состоявший, как сказано в описи его наследства, из «большого зала и одной большой и трёх маленьких комнат помимо сеней». Если это предположение верно, то дом Ступишина был затем перестроен, расширен и стал частью дома следующего владельца, принца Вюртембергского, а дом принца, в свою очередь, подвергся основательной перестройке при бароне Людвиге Генрихе Николаи, третьем владельце Монрепо.

В Россию Людвиг Генрих Николаи приехал по приглашению графа Никиты Ивановича Панина, заведовавшего воспитанием великого князя Павла Петровича. В письме Панин предложил Николаи место учителя логики при великом князе. Людвиг Генрих Николаи прошёл путь от учителя великого князя до президента Императорской Академии Наук, здесь он воплотил свою юношескую мечту о «маленьком домике с небольшой прислугой, посреди луга, леса и грациозных ручьёв», создав в своём имении пейзажный парк, удивляющий и поныне…
Усадебный дом перестраивался по проекту близкого друга Николаи, Джузеппе Антонио Мартинелли. Мартинелли более двадцати лет занимал должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. Выйдя в 1796 году в отставку, он поселился в Монрепо и стал помогать Николаи в создании парка — А. Бадалов, С. Киселев «Путеводитель по Монрепо».

Главный усадебный дом стал не просто композиционным центром, но и средоточием семейной и духовной жизни нескольких поколений Николаи, относившихся с трогательной любовью к своему родовому имению. Всё изменилось в 1945 году, когда в усадебном доме открылся Дом отдыха Военно-электротехнической академии связи имени С.М. Будённого. (С 1917 года Выборг — часть независимой Финляндии, после Второй мировой войны город вошёл в состав Советского Союза). Затем в усадебном доме разместился детский сад «Лесная сказка». Во время ремонта 1966-1967 гг. проводилась перепланировка здания, результатом которой стала утрата части старых конструкций. В самом парке в это время размещался Центральный Парк Культуры и Отдыха имени М.И. Калинина.
Почти пять десятилетий бывшее имение Николаи использовалось как место массовых гуляний и спортивных соревнований. В уникальном пейзажном парке, лишённом должного ухода, стали происходить необратимые изменения…

Только в 1988 году, благодаря стараниям выборгской общественности и поддержке академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, был создан музей-заповедник «Парк Монрепо».
Но и после создания музея-заповедника злоключения Главного усадебного дома не закончились. При пожаре 1989 года в восточном крыле дома и флигеле сгорели потолочные перекрытия и частично обгорели венцы сруба.

Монрепо. Библиотечный флигель
Монрепо. Библиотечный флигель. Фото В. Кипиляйнен

Сейчас Главный усадебный дом, памятник эпохи классицизма, находится в стадии консервации. В ближайших планах музея-заповедника — возвращение Главному усадебному дому его исторического облика.
Рядом с усадебным домом расположен Библиотечный флигель. Он также возведён по проекту Джузеппе Антонио Мартинелли. Сначала во флигеле располагались комнаты для слуг и комнаты для гостей. Затем, во второй половине XIX века, в нём размещалась библиотека, собранная двумя поколениями баронов Николаи, одна из крупнейших частных библиотек Великого княжества Финляндского, насчитывающая более 9000 томов. Ступишинская аллея приводит к высокой скале с обелиском. При Людвиге Генрихе Николаи скала увенчивалась Храмом Амура. В 1827 году, вместо обветшавшего деревянного храма, на скале появился обелиск из серо-зелёного мрамора.

Единственный ребёнок Людвига Генриха и Иоганны Маргареты Николаи, Пауль многое сделал для Монрепо. Всю свою жизнь Пауль Николаи посвятил дипломатической работе. Выйдя в отставку в 1847 году в чине действительного тайного советника, он поселился в имении. При нём парковый ансамбль обрёл свою завершённость. Китайские (горбатые) мостики продолжают китайскую тему в Монрепо. Они появились в парке в 1798 году. До этого времени в них просто не было надобности, так как остров, на котором впоследствии установили мраморную колонну, был частью соседнего. Затем между ними был прорыт канал и создан шлюз для регулирования воды в пруду. И уже потом появились разноцветные, словно раскрытые веера, мостики. Автором проекта стал Джузеппе Антонио Мартинелли.

Монрепо
Монрепо. Фото В. Кипиляйнен

Еще одна парковая достопримечательность — «Падающий камень» появился на карте Монрепо в 1840 году. Скалы — естественное украшение Монрепо. Известно, что с некоторыми из них велась серьёзная работа: камни дробили, взрывали, придавали им определённую форму. Возможно, что и эту глыбу подвергли определённой обработке, обточке, чтобы придать ей форму «падающей», а возможно — это творение самой природы. Самосевная берёзка, как бы удерживающая гигантский валун, гармонично вписывается в эту композицию — А. Бадалов, С. Киселев «Путеводитель по Монрепо».

«Липовая корзинка» — ландшафтная композиция в центре «Елисейских полей»: три гигантские склонённые лиственницы, окружённые старыми липами. Лиственницы склонились из-за слабых почв и влияния ветров. Если присмотреться, то можно убедиться, что все деревья на поляне растут под наклоном. Когда липы были моложе, их кронам придавалась форма шара. Метрах в пятидесяти за «Липовой корзинкой» — деревянная скамья под скалой. Мимо скамьи в правую сторону уводит тропинка: она приведёт вас на полуостров Нептуна. Полуостров получил название в честь ещё недавно стоявшего здесь павильона «Храм Нептуна». Сейчас о нём напоминает только фундамент.

Павильоны по античным образцам являлись обязательными для пейзажных парков восемнадцатого столетия. Часто владельцы парков посвящали их различным добродетелям — благочестию, милосердию, дружбе, верности. Вот и храм в Монрепо изначально был назван Л. Г Николаи Храмом Благочестия. Во внутреннем пространстве храма им была установлена скульптурная группа, изображавшая римскую богиню Пиетас с младенцем на руках — символ благочестия и родительской любви. А рядом с храмом, на постаменте, украшенном фигурами дельфинов, — мраморная скульптура Нептуна. Позже (точное время неизвестно) Нептун с дельфинами был перенесён в храм и его стали называть Храмом Нептуна.

Монрепо. Главный дом
Главный дом, фасад со стороны парадного двора. Фото В. Кипиляйнен

В 1948 году обветшавший храм был разобран. По инициативе общественной организации «Pro Monrepos» в 1999 году Храм Нептуна был восстановлен и занял своё историческое место. Летом 2011 года новый храм был уничтожен пожаром. Все мы ждем его воссоздания с нетерпением, но работы пока не ведутся. На соседнем острове, на гранитной скале, пожалуй, самое притягательное и загадочное сооружение усадьбы — капелла Людвигсбург. Она появилась в парке в 20-х годах девятнадцатого столетия. Автор проекта — английский архитектор Чарльз Хитткот Тэтам.

Эрмитаж, Эрихштайн, Людвигштайн — так в разное время назывался этот гранитный остров. Первые два названия дал ему Л. Г Николаи. С Эрихштайном связана легенда о шведском короле Эрике XIV. Реальный персонаж шведской истории, король Эрик XIV, поэтической фантазией Людвига Генриха Николаи был превращён в одного из героев Монрепо — короля Эриха. Как написал Николаи в своей поэме «Имение Монрепо в Финляндии. 1804», король Эрих был заточён своим братом в замке на скале. Девять лет вынашивал Эрих планы мести, но на десятый год коварный брат отравил короля. И вот теперь, каждую полночь дух короля Эриха бродит по гранитному острову, гремит кандалами и страшно воет, пугая всех вокруг…
Ещё не было замка, но уже была легенда — литературная «почва».

Монрепо. Ворота
Главные усадебные ворота. Фото В. Кипиляйнен

И уже затем, на этом легендарном поэтическом «чернозёме» выросла, увенчанная четырьмя башенками, капелла в неоготическом стиле. Случилось это при Пауле Николаи. Остров Людвигштайн стал семейным некрополем Николаи. В послевоенный период истории парка фамильное кладбище было разрушено. В последние годы на острове Людвигштайн проводились восстановительные работы. Была восстановлена надгробная плита над могилой Пауля Эрнста Георга Николаи (1860-1919), вице-президента Всемирного студенческого христианского союза.
В 1820-х годах Людвигштайн с берегом связала паромная переправа. В советский период паром был заменён на деревянный мост. В конце двадцатого века мост был разобран. Сегодня остров Людвигштайн закрыт для посещений. На нём продолжаются восстановительные работы.

Не забудьте побывать на источнике с красивым названием «Нарцисс». Его отметила в своих воспоминаниях Анна Керн.
«Грот желаний». Считается, что если внутри грота загадать желание, то оно сбудется. Говорят, тому есть подтверждения…
Пройдя грот насквозь, вы окажетесь в одном из самых удивительных, самых красивых мест Монрепо. Это — царство скал!
Большинство путешествующих сразу же обращают внимание на высокую старую ель, чьи корни вцепились в гранитную скалу. Тяжёлый камень, сползая со скалы, вдавился в её ствол. Многие смотрят завороженно на эту борьбу дерева и камня.

Представьте себе, что до Людвига Генриха Николаи, почти всё плато, на котором вы стоите, было занято такими же огромными скалами. Затем скалы взрывались, дробились, шлифовались! (Есть предположение, что и грот создан искусственно.) Но всё делалось с тем расчётом, чтобы даже самые внимательные из вас не смогли догадаться, что это сотворено человеком, а не самой природой.
Гранитное ущелье со скульптурой Вяйнямёйнена, главного героя карело-финского эпоса «Калевала», служит естественным продолжением этого самого «каменного» участка парка.
Впервые знаменитый калевалец появился в ущелье в 1831 году. Его автором стал датский скульптор Готтхельф Боруп. Гипсовый Вяйнямёйнен Борупа стал известен тем, что был установлен за четыре года до выхода в свет первого сборника «Калевалы». Он был одет, как античный герой, в короткую римскую тунику, а в руке держал инструмент, похожий на кифару — ведь никто тогда точно не знал, как должен выглядеть герой северных сказаний.

В 1871 году статую разбили вандалы. В 1873 году на месте утраченной появилась новая статуя Вяйнямёйнена, работы финского мастера Иоханнеса Таканена. Она была утрачена в годы Второй мировой войны, но в 2007 году воссоздана петербургским скульптором Константином Бобковым.
Наверное, самым интригующим в Монрепо для многих является место под названием «Конец света». На самом деле объяснение очень простое: «Конец света» находится в Монрепо там, где заканчивается историческая часть парка. И расположен он в нескольких метрах от ущелья с Вяйнямёйненом. Семь гранитных ступеней приведут вас на небольшую площадку. Именно здесь заканчивается исторический парк — дальше лежит лесной массив. Эта площадка и носит название «Конец света» — А. Бадалов, С. Киселев Путеводитель по Монрепо.

Литература:
А. Бадалов, С. Киселев «Путеводитель по Монрепо», Выборг, 2016

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Монрепо

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Монрепо 60.731958, 28.727660 Усадьба Монрепо

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только