Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Спасское-Телешево

Усадьба Спасское-Телешево
Усадьба Спасское-Телешево (Россия, Московская область, Солнечногорский район, г. Солнечногорск)

От усадьбы Спасское-Телешево сохранились только фрагменты липового парка (нач. XIX в.) с прудами и церковь, но есть свидетельство о жилых постройках, утраченных почти полвека назад (деревянный барский дом в 1960-х гг., два флигеля в 1980-х гг.), поэтому очерк о Спасском публикуется в разделе «Дворянские усадьбы». Вотчина известна с пер. пол. XVII в. как владение С.А. Граевского, во вт. пол. XVII в. – капитана артиллерии И.Я. Блудова (в некотором роде предпринимателя, устроителя двух фабрик: суконной и полотняной), с 1807 г. – кн. Львовых. До сер. XIX столетия имение принадлежало цензору и литератору кн. В.В. Львову, затем его сыну кн. Г.В. Львову и до 1917 г. – наследникам.
Из воспоминаний кн. Г.Е. Львова об усадьбе и её обитателях: «Дядя Федор Алексеевич был страстным коннозаводчиком. Его лошади брали призы, которые стояли в особой витрине в гостиной. Знаменитый в Москве его гнедой рысак «Булат» был его любимцем. Он часто ездил на нем по Плющихе, как говорил его наездник, «для проминажу», производя это слово от «проминать».





Мы всегда в окна смотрели, как он пролетал мимо нас на Девичье поле. Раз он прокатил на нем нас, и тогда я впервые узнал, что такое рысак и почему у него такой бег.
Рысаки не заступают задней ногой на след передней, а закидывают ее на поларшина вперед, а некоторые чуть не на целый аршин.
Семья тети Софьи Алексеевны состояла из шести дочерей. При ней жили три девицы — Саша, Анна и Елизавета, и еще жили в Москве три замужние дочери — Софья Оленина, Екатерина Гагарина и только что вернувшаяся из Англии Марья Волкова. Дядя Владимир умер за много лет до того, как семья переехала в Москву. Они много лет безвыездно жили в подмосковной, в селе Спасском, около станции Подсолнечной по Николаевской железной дороге. Оттуда и повышли замуж три старшие сестры.
Усадьба Спасское-Телешево
Дядя Владимир был передовой по своему времени человек. Он служил цензором и был удален со службы за пропуск в печать «Записок охотника» Тургенева, которые считались революционными. И сам он был литератором, новатором в специальной детской и народной литературе. Его перу принадлежат «Серый армяк» и «Сережа найденыш» — рассказы для детей, пользовавшиеся большой известностью, и «Дядя Наум», книжка для народного чтения.
Алексей Толстой, Жемчужниковы были родственниками тети Софьи Алексеевны и часто бывали в Спасском. Тургенев тоже бывал в доме, младшая дочь, Елизавета, с его одобрения напечатала в «Вестнике Европы» повесть «Малиновка». Граф Л.Н. Толстой ухаживал за третьей сестрой Александрой и сделал ей предложение. Вообще вся семья была приобщена к литературному миру и к культурной среде. Особенно любимой всеми была сестра Маша. Она вышла замуж за старика 
С.С. Волкова, и говорили, что это была с ее стороны жертва для семьи, которая жила очень бедно, а браком этим она облегчала положение семьи. Волковы жили в Англии, где воспитывали своих двух дочерей Марусю и Соню. Из Англии они вернулись в Москву как раз в год нашего переезда в нее. Маруся и Соня были с нами одного возраста, но мы были — деревенщина, а они девицы высокого английского стиля. Они жили богато, мы бедно, они вращались, что называется в высшем обществе, мы нет. Мы сошлись с ними гораздо позднее, когда эти различия с возрастом потеряли значение.
Сестра Маша была замечательной доброты и очень ласкова до нас. Семья Сони Олениной была ближе к нам, она состояла из сына и двух дочерей, одних лет с нами. Впоследствии, когда я был в университете, я с ними был очень близок и подолгу жил у них. Семья княгини Гагариной Екатерины Владимировны стояла как-то отдельно ото всех, и мы с ними мало видались.
Усадьба Спасское-Телешево
Из трех сестер, девиц, которые жили при матери, самой лучшей мы считали Анну, которая рано скончалась трагической смертью. Она была очень религиозная, мечтала в Спасском устроить женский монастырь, много хлопотала об этом и изучала монашеские общежития. С этой ли целью, или просто на богомолье, поехала она в Тихонову Пустынь — один из новых монастырей, который славился своим устройством и порядком. Там она захворала, и монахи, вместо того чтобы обратиться к доктору, стали купать ее в святом колодце и закупали ее насмерть. Поднялось дело. Оленин поехал в Пустынь и установил, что ее купали насильно несколько раз, когда она только что заболела и потом уже в бессознательном состоянии. По-видимому, у нее был тиф. Обратились с жалобой в Синод. Победоносцев замял дело. Колодезь был доходной статьей монастыря. Богомольцы тысячами стекались в Пустынь, чтобы искупаться в нем. О целебной силе его и чудесных случаях исцеления от всяких болезней ходили бесчисленные рассказы «очевидцев» и раздавались в Пустыни книжки. Опорочить его — значило погубить монастырь. Сестра Анна и стала жертвой этого источника монастырского существования. Все были охвачены возмущением. Бессилие перед властью, покрывавшею вопиющее дело, было оскорбительно и унизительно, но средств борьбы и защиты не было, и дело заглохло. Курбатов — родственник семьи Львовых, недалекий, но воинственный старичок — дошел до того, что, собирая улики, производил химический анализ воды святого колодца и серьезно утверждал, что по анализу никакой святости в ней не оказалось...»

Наталья Бондарева 

Литература:
Князь Г.Е. Львов Воспоминания М., 1998, с. 126-129.
А.Б. Чижков Подмосковные усадьбы М., 2006, с. 197.

Церковь Всемилостивого Спаса в селе Спасском-Телешове
(У Холмогоровых Телешево через «о»)

В селе Телешове исстари находилась церковь Николая чудотворца; когда и по какому случаю она была упразднена—неизвестно. В писцовых книгах Дмитровского уезда в Берендеевском стане 7135 года записано: «за Станиславом Александровым сыном Граевским вотчина, что ему продал во 133 году стремянной конюх Василий Головецкий, сельцо, что было село, Телешово; а в нем место церковное, что была церковь Николая чудотворца, да в селе двор вотчинников, в нем живут деловые люди, да двор прикащиков; пашни церковной, худой земли, перелогом и лесом поросло 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен» (Писц. кн. 628, лл. 87—88).
По смерти Станислава Граевского сельцом Телешовым в 7144—7155 гг. владел Петр Александров Граевский и в 7156 году его вдова Матрена (в другом месте Марина). 
Церковная земля в сельце Телешове отдавалась на оброк разным лицам и в 7162 году числилась на оброке у вдовы Марины Граевской, а оброку на год один руб. (Патр. пр. кн. 19).
В 7158 году вдова Матрена Граевская продала свою вотчину племяннику своему Ивану Ивановичу Рагозину; после его сельцо Телешово досталось в 7162 году его родной сестре Матрене Ивановне, бывшей замужем за Алексеем Марковым, а в 7164 г. она продала это сельцо Афанасью Тихоновичу Зыкову. При нем в сельце Телешове на старом церковном месте построена новая церковь, которая в окладных книгах патриаршего Казенного приказа писалась под IIереславль-Залесскою десятиною.
7183 г. августа 9 села Телешова церкви Преображения Спасова поп Иродион Иоаннов (Дворц. прик. кн. 27, стр. 60).
В переписных книгах 7186 года записано: «за думным дьяком Афанасьем Тихоновичем Зыковым в вотчине село Телешово, Спасское тож, в селе церковь Всемилостивого Спаса; у церкви во дворе поп Сидор Гаврилов, во дв. дьячек Федька Ефремов; да в селе двор вотчинников и 16 дворов крестьян и бобылей» (Переп. кн. 15064, лл. 475—477).
В 7186 г. в окладных книгах патр. Казенного приказа значится: "прибыла в Дмитровскую десятину, по переписным книгам архимандрита Горицкого монастыря Антония, из Переславль-Залесской десятины церковь Всемилостивого Спаса в селе Телешове, вотчине Афанасья Зыкова, дани 24 алтына, заезда гривна (Патр. пр. кн. 91, л. 426). Эта же дань в 200 г.; в 1720—1740 гг. 1 р. 4 алт. (1 р. 12 к.).
После Афанасия Зыкова, умер, в 7192 году, владела селом его жена вдова Авдотья Петровна, потом она отдала это имение в 7206 г. дочери своей Наталье Афанасьевне, бывшей замужем за Иваном Петровичем Лопухиным, умер, в июле месяце 1734 г. (Кн. 15088, № 17).
В 1715 г. в селе Телешове была деревянная церковь Происхождения честного Креста Господня; при ней находились: священники в 1705—1715 гг. Семен Филиппов, в 1729 г.—Савва Семенов, которому дана в 1732 г. пятая патрахильная память, как вдовому попу; дьякон в 1715 г. Василий Иванов; дьячки: Федор Ефремов (1705 г.), Яков Иванов (1715 г.) и пономари Василий Федоров (1705 г.) и Иван Федоров (1715 г.).
В 1736 г. Наталья Афанасьевна Лопухина отдала недвижимое имение, находившееся в разных уездах, детям своим Алексею, Петру, Владимиру и Александру и дочери Настасье, которая с своею частью имения вышла замуж за Алексея Ивановича Жемчужникова. В 1742 г. селом Спасским-Телешово владел Петр Иванович Лопухин (Вотч. колл., по гор. Дмитрову, стар, л., кн. 15088, № д. 17 и мол. л. кн. 1, № д. 36; кн. 5, № д. 22; кн. 28, № 29; кн. 15066, № 397; Патр, прик. кн. 314, л. 55 об.; кн. 335, л. 30).

В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв., в. 11, М., 1913, с. 221-222.


Солнечногорье – страницы истории 
Солнечногорск, 1998, с. 269

Спасское-Телешово

Спасское-Телешово и Спас-Слободка были там, где сейчас находится Спасская церковь и примыкают улицы Спасская и Ленина. В писцовых книгах Дмитровского уезда в Верендеевом стане за Станиславом Александровым, сыном Граевским вотчина, что ему продал в 1625 году стремянный конюх Василий Головецкий сельцо, что было село Телешово, а в нем место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, да в селе двор вотченников, в нем живут деловые люди, да двор прикащика. В 1656 году сельцом владеет Афанасий Тихонович Зыков. При нем на старом церковном месте построена новая церковь. В переписной книге за 1678 год записано: «... за думным дьяком Афанасием Тихоновичем Зыковым в вотчине село Телешово-Спасское — тож, в селе церковь Всемилостивого Спаса, да двор вотчинников и 16 дворов крестьян и бобылей». Бобылями в то время назывались самые бедные крестьяне, несшие облегченную феодальную повинность, безземельные и одинокие люди, живущие в батраках, сторожах, пастухах. В 1700 году дочь Зыкова Наталья, владея селом, выходит замуж за Ивана Петровича Лопухина. Затем селом владеют ее дети — четыре сына и дочь. В 1742 году селом владеет Петр Иванович Лопухин. В середине прошлого века в селе — церковь (построенная в 1759 году) Всемилостивого Спаса с приделами Смоленской иконы Божьей Матери и Святителя Николая, 7 дворов и проживает 67 душ (мужчин — 36, женщин — 31). В 1911 году в селе 17 дворов. Рядом возникает крестьянское поселение Спас-Слободка, на базе которого в 30-е годы был организован совхоз «Спасское». В него входило 20 крестьянских хозяйств со 134 едоками. В районе совхоза разместились, детский дом имени Свердлова, лесопильный и кирпичный заводы, хутор Луканово. В 1965 году Спасское-Телешово и Спас-Слободка вошли в черту города.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Спасское-Телешево

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Спасское-Телешево 56.164527, 36.955497 Усадьба Спасское-Телешево

 

Рубрика: Солнечногорский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: