Рязань. Успенский собор

Успенский собор Рязанского Кремля 1693—1699 гг. (Россия, Рязанская область, г. Рязань, Кремль)

Грандиозное сооружение для своего времени, размеры впечатляют: высота до карниза ~ 28 м, ширина 31 м, длина 45 м, с галереями 41 м в ширину и 56 м в длину; толщина стен может достигать 2,4 метра. Рязанский Кремль прекрасен. Очень приятно, что есть возможность бывать здесь не только днём, но и поздним вечером. Скажем прямо – это большая редкость, когда культовые или музейные объекты доступны после 18.00. Можно побродить по валам, пройтись по площади, заглянуть в Спасо-Преображенский монастырь (который как выяснилось, не запирается допоздна), или спуститься к реке, короче масса вариантов для приятной романтической прогулки под светом фонарей и звезд.
Вероятно, многие любители старины знают о том, как не просто строился главный храм Рязани (предшественник собора рухнул в ночь на 18 апреля 1692 г., из-за инженерных промахов и слабых грунтов); о том, как крепостной архитектор боярина Шереметева Яков Бухвостов, получивший сразу два крупных заказа на строительство – буквально разрывался между подмосковными Уборами и Рязанским Кремлем. Зодчего уже собирались ловить как беглого преступника, заточить в каменный мешок и пытать железом… Шереметеву хватило мудрости не губить талантливого художника.

Описание Успенского собора в Рязанском кремле

«…старый небольшой Успенский собор никак не удовлетворял рязанских владык, не возвышал их престижа. С середины 80-х годов XVII века они вербуют себе московских и иных зодчих, пытаясь заключить с ними контракт на постройку нового грандиозного Успенского собора. В Рязань приезжают Федор Шаритин, Осип Старцев, Яков Бухвостов. Новый собор грандиозных размеров начинает строить Федор Шаритин. Это должно было быть колоссальное здание с тремя притворами, на подклете, с лестницами, но завершающееся по традиции пятиглавием. В постройке Шаритина были обнаружены неисправности; консультировавший ее Осип Старцев, по-видимому, не смог внести исправлений, и она была разобрана. В подряде на новую постройку Старцев конкурировал с Бухвостовым. Предпочтение было отдано Бухвостову, но Старцев, очевидно, тоже не уехал с пустыми руками. Скорее всего, именно его участию (прямому или косвенному) следует приписать возникновение в Рязани в 1692-1695 годах чрезвычайно оригинальной Владимирской церкви (так называемой «Семинарской»), в своем роде единственного памятника древнерусской архитектуры.<…>
Совершенно особую страницу рязанского искусства составляет история возникновения ныне существующего грандиозного Успенского собора.

После того как недостроенный собор Федора Шаритина был разобран и подряд на новую постройку получил Я. Г. Бухвостов, в замысле заказчика — митрополита Авраамия, — очевидно, произошли изменения. Вместо крестообразного в плане собор начали строить в более традиционном духе. Но теперь все внимание было обращено на внушительность композиции и на великолепный декор.
Выбор кубической пятиглавой композиции не требовал ни подклетного этажа с галереями, ни трех ярусов окон в стенах, ни разделения фасадов только узкими вертикальными тягами. Все это было введено несомненно для придания архитектурному образу здания более новаторского вида. Передовым направлением конца XVII века все-таки считалось «нарышкинское» — памятники многоярусного типа, на подклетах с открытыми галереями, изобилующие вертикальными колонками по граням объемов, облегченные «кружевным», белым по красному фону, декором. Все это Бухвостов удивительно изобретательно применил к кубической пятиглавой «соборной» форме. В результате Успенский собор Рязани гораздо ближе по стилю к нарышкинской церкви в Филях под Москвой, нежели к кремлевскому Успенскому собору. Такова сила искусства. На примере рязанского собора можно отлично видеть, что нельзя судить об архитектуре только по иконографической (типологической) стороне произведения.
Несмотря на грандиозность объема, собор не выглядит массивным, к нему совсем не подходит понятие «монументальный». Он, конечно, не воздушный, но действительно легкий. Это достигнуто не только отказом от всяких горизонтальных членений и чрезвычайной субтильностью членений вертикальных, но и очень остроумным оформлением оконных проемов. Они устроены так, что мы совсем не чувствуем, не видим толщи стен. Оконные переплеты придвинуты к наружной плоскости, и между ними и наружной плоскостью устроены еще промежуточные тонкие профили. В результате стены кажутся тонкими, почти невесомыми.

Впечатлению легкости собора, конечно, способствуют и сами оконные проемы — большие, обрамленные тонкими декоративными формами наличников. Наличники облегчаются по мере удаления от земли. В первом ярусе они наиболее кружевные, сандрики похожи на подзоры. Во втором ярусе верхняя часть колонок оставлена без резьбы, а сандрики имеют извивающуюся разорванную форму. В третьем ярусе колонки крученые, а сандрики состоят из двух изящных волюток, обращенных к середине. Мерцающая полоса городчатых кронштейнов под кровлей ослабляет резкость горизонтального обреза кровли. Первоначально этого обреза совсем не было, так как стены завершались сквозным фигурным парапетом.
Барабаны глав тоже пронизаны вертикальными линиями белых колонок. Если сосредоточить внимание на всех белых вертикальных линиях фасадов — сдвоенных полукруглых тягах (их даже нельзя назвать полуколонками), оконных наличниках, кронштейнах карниза, колонках барабанов, — то за ними почти пропадает массивность стены.
Становится понятным, почему автор одной заметки в дореволюционном журнале «Иллюстрация» назвал рязанский Успенский собор «готическим». Нужно учесть, что круговая галерея поддерживалась ранее более легкой сквозной аркадой, что от нее широкие лестницы шли на все три стороны. Это еще более приобщало архитектуру собора к «нарышкинскому» стилю.
Почему же все-таки для собора была выбрана старая «типовая» схема? Потому что в виде композиции «восьмерик на четверике» собор, конечно, выглядел бы не собором, а каким-нибудь вотчинным храмом, как, например, церковь в Дубровицах. И заказчики и зодчие достаточно разбирались в функциональной стороне архитектуры.
Успенский собор оказал некоторое влияние на выбор композиции для Преображенского собора соседнего Спасского монастыря, построенного в 1702 году. Но после великолепного произведения Бухвостова эта полуремесленная постройка кажется незаслуженно переоцененной в литературе о Рязани.

Фото с сайта: http://andcvet.narod.ru/

О белокаменном резном декоре Успенского собора следовало бы написать отдельную книгу. Резное дело в конце XVII века находилось на очень большой высоте. Все, что некогда было возведено в ранг большого искусства владимиро-суздальскими камнерезами, а затем развито и доведено до виртуозности резчиками Поволжья, Белоруссии и, наконец, Москвы, — все это получило прямо-таки эпическое завершение в белокаменной резьбе рязанского Успенского собора. Конечно, не Бухвостов был ее исполнителем, вернее, не он один, так как участие в резьбе он, несомненно, принимал и, вероятно, даже руководил ею, составлял план ее размещения, может быть, даже рекомендовал мотивы.
Среди создателей Успенского собора кроме Бухвостова упоминаются Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов, у которых, вероятно, были еще помощники. Во всяком случае, Бухвостов, Иустинов, Иванов и Парфенов должны разделить славу по созданию декоративной резьбы Успенского собора.
Содержание мотивов резьбы столь богатое, что в кратком очерке трудно их описать. Да, это, пожалуй, и не нужно для общей художественной характеристики резьбы.
Что в ней наиболее поражает? Думается, что прежде всего — разнообразие, но разнообразие не произвольное, а глубоко осмысленное. Всю резьбу можно разделить на четыре рода: растительно-произвольную, стилизованно-цветочную, натурально-растительную и линейно-геометрическую. В первом роде выполнены все картуши на косяках порталов и в тимпанах наличников, а также орнамент нижних частей колонн порталов и наличников. Во втором роде — орнамент верхних отрезков колонн. Частично здесь применен и натурально-растительный орнамент (дубовые листья и виноградные гроздья). В натурально-растительном роде выполнена резьба гирлянд под окнами первого и второго ярусов. Линейно-геометрическая резьба применена в декоре колонок алтарных окон. Но на этом разнообразие резьбы не оканчивается. Участки резьбы, находящиеся ближе к зрителю, выполнены в мелком масштабе и с большей насыщенностью. По мере удаления от зрителя резьба укрупняется и разреживается. На верхних частях колонок второго яруса резьбы нет, на колонках окон третьего яруса она совсем отсутствует и заменена гранными и витыми формами фустов.

Трудно сказать, откуда мастера черпали орнаментальные мотивы. Конечно, у них были альбомы прорисей орнамента лучших построек и произведений прикладного искусства, а также наборы орнаментов из различных книг. К книжному орнаменту ближе всего гирлянды под окнами. Несомненно, мастерами в процессе резьбы создавались и новые композиции или старые мотивы варьировались в новом духе.
Иногда резьбу Успенского собора сравнивают с восточной, имея в виду ее плоскостность. Но это очень неудачное сравнение. При низком рельефе резьба совсем не плоская, она мягко закругленная, не говоря уже о том, что реально-растительное начало, несмотря на стилизацию, нигде не переходит в восточный арабеск или в геометрию. В этом отношении русские камнерезы XVII века были достойными продолжателями своих владимиро-суздальских предшественников.
Не меньшее, если не большее впечатление производит резьба грандиозного иконостаса Успенского собора, выполненная артелью резчиков под руководством мастера С. Христофорова. Резьба по дереву-более трудоемкое дело, нежели резьба по камню. Кроме того, резьба иконостаса в значительной своей части сквозная, так сказать, пространственная. Поэтому приходится удивляться, как такой грандиозный иконостас мог быть выполнен за какие-нибудь десять лет. Резьба иконостаса поражает не только разнообразием мотивов, перекликающихся с мотивами наружной белокаменной резьбы, но прежде всего техническим искусством. Если учесть, что резьба подобного живописно-пространственного стиля появилась на Руси не ранее середины XVII века, то мастера достигли в ней виртуозности всего за пятьдесят лет. Трудно сказать, сколько резчиков работало вместе с Христофоровым, нормы труда в этой области еще не высчитаны. Во всяком случае, Христофоров и его товарищи создали произведение не менее выдающееся, чем собор Бухвостова» — Г.К. Вагнер.

Источник:
Г.К. Вагнер, Рязань, М., 1971, с. 29-33

Панорама

Схема проезда

icon-car.png
Рязань. Успенский собор

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Рязань. Успенский собор 54.636107, 39.748996 Рязань. Успенский собор

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только