Памятники Архитектуры Подмосковья

Юдино. Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня в ЮдиноЦерковь Преображения Господня в Юдино (Россия, Московская область, Одинцовский район, Юдино)

Проезд на автомобиле: от Москвы по Можайскому шоссе через Одинцово. В Юдине — правый поворот с трассы на указателе «Успенское шоссе». Миновать ж/д переезд рядом с пл. Перхушково и следовать по главной дороге. Очень скоро, до поворота на Власиху, справа покажется ажурный забор Пюхтицкого монастырского подворья, это и есть бывшая усадьба Юдино, вотчина князей Черкасских.
От дворянского гнезда в Юдине уцелела только барочная церковь Преображения Господня (1720 г.), сооружённая на средства кн. А.Б. Черкасского вместо ветхой деревянной. Об архитектурном комплексе, созданном в 1890-х гг. по проекту архитектора Р.И. Клейна для фабриканта О.М. фон Вогау, остались одни воспоминания…
С 1996 г. здесь располагается загородное хозяйство московского подворья Пюхтицкого женского монастыря (Эстония). Для нужд обители в ограде построены многочисленные жилые и хозяйственные постройки.





Детская летняя колония в имении Лесной городокПо чистой случайности в руки ко мне попало фото детской летней колонии в имении «Лесной городок», что близь Юдинской платформы Александровской железной дороги. Поверхностные поиски самой усадьбы с таким названием или колонии не увенчались успехом, но появилось предположение, а что, если это одна из построек усадьбы Юдино фабриканта Отто Максимовича Вогау, выстроенная архитектором Р.И. Клейном в 1890-х гг.? Как известно зодчий возвел для заказчика главный дом, скотный двор, птичник и хозяйственные постройки (все они утрачены). Стиль деревянного сооружения на снимке вполне соответствует концу XIX в. Остается только искать подтверждения или опровержения этой гипотезы…

Из Холмогоровых:

Село Юдино, «по обе стороны Юдинскаго врага, у речки Дрызны», Московскаго уезда, Медвенского стана, в XVI ст. принадлежало стрелецким сотникам Утешу Некрасову и Федору Холопову с товарищи». В 7135 (1627) г. Юдино значится пустошью, находившеюся «в порозжих землях». 7145 (1637) г. при владельце Лаврентии Григорьеве Булатникове» пустошь Юдино, населенная крестьянами, стало сельцом. В 7150 (1642) г. оно было продано жене Василья Ивановича Нагово, вдове Прасковье с дочерями Настасьею и Анною Васильевыми Нагово. В 7154 (1646) г. Юдино — село с «деревянною в нем церковью во имя Преображения Спасова с приделом Илии пророка; при церкви был во дворе поп Иван Иванов, да в селе находились двор вотчинников, 2 дв. задворных людей, 14 дв. крестьянских и 2 дв. бобыльских». Когда и кем была построена Преображенская церковь – не известно.
В 7156 (1648) г. церковь обложена данью. В приходной книге Патр. Каз. Приказа «жилых данных церквей», за 7156 г., читаем: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Матвея Облесова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григорья, прибыла вновь церковь Преображения Спасова в вотчине Прасковьи Васильевской жены Нагово, в селе Юдине», дани 4 алт. 2 ден., десятильничих и заезда гривна. За последующие 1649—1740 гг. Преображенская церковь в тех же приходных книгах писалась под Загородскою десятиною; с 1712 г. платилось «дани 17 алт. 4 ден.» «7201 (1693) г. генваря 30, по благословенной грамоте и по подписной челобитной, дань антиминс на старой престол в церковь Преображения Господня, в Московской уезд в село Юдино тоя ж церкви попу Алексею». 


По смерти Прасковьи Нагово село Юдино с дер. Трубицыною досталось ея дочери жене кн. Петра Элмурзича Черкаского (ум. 1656 г.) вдове княгине Анне Васильевне с сыном кн. Михаилом. В 7186 (1678) г. в селе числилось 20 дв. и дер. Трубицыной 3 дв. крестьянских. В 1700 г. вдова кн. Анна Вас. Черкаская отдала вотчины внуку своему Девлет мурза Бековичу Черкаскому, принявшему православную веpy в 1697 г. и нареченному во св. крещении Александром.
Около седа Юдина находилась церковная земля Козмы и Дамиана в пустоши, что были некогда приходный погост Козмодемьянской, на Козмодемьянском враге, едучи с Москвы по можайской большой дороге на левой стороне, от Москвы 20 верст, и по писцовым книгам Московского уезда, Таракманова стана, 135 и 136 (1627—1628) гг., значилось: «пашни наездом пахано середней земли 3 чети, перелогом и лесом поросло 17 чети в поле, а в дву потомуж, сена 30 копен, лесу 3 десятины». 

В оброчных книгах Патр. Приказа, написано: 7176 (1668) года, февраля 20, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, в Московском уезде, Таракманова стану, церковные земли пустошь, что был погост приходной Козмодемьянской, на Козмодемьянском враге, прибыла вновь по писцовым книгам, а в нынешнем во 176 году отдана на оброк степенного ключника Якова Булычева крестьянину ево Наумку Юрьеву, потому что та церковная земля лежала впусте многие годы, а оброку велено ему платить по 20 алтын на год, и марта в 1 день те деньги платил он же Наумко». В дозорных книгах 7188 (1680) г. значится: «в пустоши, что был погост Козмодемьянской, церковного кладбища в длину и поперег по 15 сажень, пашни паханой около кладбища десятина, от кладбища к большой дороге лесом поросло десятины, сенного покоса 5 копен, пустошью владеет окольничей Александр Савостьянович Хитрово, оброка платит 21 алтын 2 ден.; от Козмодемьянского врага, по левую сторону кладбища, лесу церковного десятин с 7, лесом владеет Михаил Иванов Нащокин к усадьбе своей — деревне Григорковой; приходом церковная земля к Покровскому попу Архипу села Окулова — вотчины Александра Савостьяновича Хитрово; а в 1695 г. по досмотру оказалось, что смежна церковная земля с селом Юдиным — вдовы княгини Анны Васильевны Черкасской, селом Окуловым — Сибирскаго царевича Василья Алексеевича, деревнею Лековою — Новодевичьего монастыря и сельцом Григорковым — стольника Федора Иванова Нащокина».

В переписных книгах 1704 г. написано: «за князем Александром Бековичем Черкаским село Юдино, а в нем церковь Преображения Господня деревянная, при церкви во дворе поп Алексей Борисов (он же был в 1710 г.), во дв. дьячек Тихон Калинин; да в селе дворы вотчинников, прикащиков, конюшенной и скотной и 6 дворов задворных людей, в них 31 челов.; деревня Юдина, по обе стороны большой можайской дороги, что выселена вновь из села Юдина и из деревни Трубицыной и дер. Костиной Малой, Логиново тож, а в ней 36 дв. крестьянских, людей в иих 106 челов.». Церковная земля в пустоши, что был погост Козмодемььнской, по распоряжению Патриаршего Казенного Приказа была отдана на оброк князю Александру Бековичу Черкасскому с платою оброка 1 р. 19 алтын и казенных пошлин 5 алтын 2 ден. на год. В 1704 г. велено на той церковной земле построить вновь церковь во имя Козмы и Дамиана деревянную и в марте месяце того те года выдана князю Александру Черкаскому из Синодального Казенного Приказа архиереем Стефаном митрополитом Рязанским и Муромским благословенная грамота о строении церкви.

1724 г. июля 17 дня, князя Александра Бековича Черкаского служитель Фплипп Еремеев сын Аверкиев в прошении, поданном в Синодальный Казенный Пряказ, писал, что «поданной в 1703 году благословенной грамоте, господин ево князь Александр Бекович за отлучением Его Величества дальных служб и посольства в Хиву, на церковной Козмодемьянской земле вновь церковь Божию не построил, а по отъезде своем господин ево поручил дом свой и вотчины теще своей боярыне княгине Марье Федоровне Голицыной и приказал ей вновь построить церковь каменную близ означенной оброчной земли на вотчинной своей земле, в селе Юдине, во имя Преображения Господня и придел Козмы и Дамиана и оная церковь каменная построена, и в прошлом 1723 году благословением преосвященного Леонида архиепископа Сарского и Подонского освящена, и той новопостроенной церкви попу с причетники господни ево определил, вместо оной Козмодемьянской земли, толикое ж число из своей вотчинной земли, и чтоб повелено было: Козмодемьянскую церковную землю отдать господину ево в вечное владение и приписать к означенной церкви Спаса Преображения, а предел Козмы и Дамеана освятить и о том освящении предела и о владении землею дать указ».

1725 года, ноября 10, в Синод. Казенном Приказе определено: «в Московском уезде, в Загородской десятине, пустовую церковную Козмодемьянекую землю означенному господину князю Черкаскому отдать в вечное владение, а оброку платить по рублю по 26 алт. по 4 ден., да казенных пошлин по 5 ал. по 4 ден. и взять поручная запись, в которой написать, чтобы тою церковною землею владеть оному господину князю Черкаскому и жене ево и детям и никому не заложить и не продать и к своей крепостной земле не присоединить». После князя Александра Бековича Черкаскаго (1717 г. убитого в Хиве) и его жены Марьи Борисовны (ум. 1717 г. утонувшей на реке Волге, при переезде из Астрахани в Москву) село Юдино принадлежало в 1731—1757 гг. их сыну князю Александру Александровичу Черкаскому. В 1720 г. при Преображенской церкви находился поп Борис.

Наталья Бондарева 

Литература:
В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв.» в. 3, Загородская десятина с. 215. 


А. А. Пузатиков, А. С. Лившиц, К. А. Аверьянов

Юдино

Юдино в старинных документах впервые упоминается в 1504 г., когда московский великий князь Иван III завещал его вместе с соседним Сареевым своему младшему сыну Андрею Старицкому. Князь Андрей Иванович со своим старшим братом великим князем Василием III жил в согласии вплоть до его кончины в конце 1533 г. Вскоре разыгрались драматические события. После Василия III великим князем был провозглашен трехлетний Иван, будущий Грозный. Московские бояре опасались, что претензии на престол выдвинет старший из оставшихся в живых братьев Василия III — Юрий, и поэтому, найдя первый же предлог, арестовали его, обвинили в крамоле и посадили в тюрьму. Все это время Андрей Иванович вплоть до сорочин по великом князе Василии жил спокойно в Москве. Собравшись уехать в марте 1534 г. к себе в Старицу, Андрей стал выпрашивать городов к своим владениям. В городах ему отказали, а дали коней, шубы и кубки. В удел князь возвратился с неудовольствием. Нашлись «доброжелатели», которые сообщили об этом в Москву, а Андрею передали, что в столице его хотят схватить. Приезд Андрея в Москву и личное объяснение с правительницей Еленой Глинской не смогли положить конца взаимным подозрениям, хотя внешние отношения сохранялись доброжелательными. Спустя три года, в 1537 г., Елене донесли, что Андрей собирается бежать в Литву. Старицкого князя вызвали в Москву под предлогом совета о войне с Казанью. Его приглашали трижды, но он не ехал, отговариваясь болезнью. Тогда в Старицу было отряжено посольство из духовных особ и было двинуто сильное войско, чтобы отрезать пути к литовской границе. Узнав об этом, Андрей выехал в Новгородскую землю, где ему удалось возмутить многих помещиков. Настигнутый великокняжеским войском под руководством фаворита Елены — князя Овчины Телепнева-Оболенского, Андрей не решился на битву и согласился приехать в Москву, понадеявшись на обещание, что ему не сделают ничего худого. Но Елена не утвердила договор и сделала своему любимцу строгий выговор, зачем без ее позволения дал клятву князю Андрею. Андрей был заключен в тюрьму, где и умер несколько месяцев спустя, в том же 1537 г. За «приставы» были посажены его жена Евфросинья и малолетний сын Владимир.

Через три года Владимир Андреевич вместе с матерью был освобожден, и ему возвратили отцовские владения. Первоначально отношения царя с двоюродным братом были безоблачными, но первая трещина в них наметилась в 1553 г., когда во время тяжкой болезни Ивана IV многие из бояр отказывались присягать сыну царя младенцу Дмитрию, а желали видеть на престоле Владимира Андреевича. Особенно много в этом направлении действовала мать Владимира Евфросинья. Государь, однако, выздоровел, дело кончилось вроде бы ничем, и отношения между двоюродными братьями оставались ровными. Но в 1563 г. царь внезапно объявляет опалу Владимиру и его матери. Их дьяк, сидевший в тюрьме за какие-то проделки, сделал на них донос. Допрос обвиненных шел в присутствии митрополита и епископов, и, только благодаря заступничеству последних, они были прощены. Тем не менее, Ефросинья была сослана в монастырь, у самого Владимира его бояр взяли на царскую службу, а ему дали других, иными словами — окружили соглядатаями. В 1566 г. был произведен обмен владениями — Владимир Андреевич уступил государю Верею, Алексин и Старицу, получив Дмитров, Боровск и Звенигород. Тогда же и Юдино перешло к Ивану IV. Самому же Владимиру Андреевичу оставалось жить всего три года. В 1569 г. царь послал его в Астрахань. При проезде через Кострому он был торжественно встречен горожанами и духовенством. Это сильно раздражило царя. Он вызвал к себе Владимира Андреевича. Остановившись в трех верстах от Александровой слободы, Владимир дал знать о своем приезде и ждал ответа. Ответом было появление самого государя, сопровождаемого полком всадников. К Владимиру явились опричники Василий Грязной и Малюта Скуратов, выдвинувшие обвинения, что он умышлял на жизнь царя — подкупал повара отравить того ядом. Повар был налицо и подтверждал свое заявление. Никакие мольбы, ни клятвы, ни слезы, ни высказанное намерение удалится в монастырь — ничто не могло спасти Владимира от смерти. Он был казнен вместе с женой и сыновьями.

Судя по отрывочным сведениям в конце XVI в., Юдино принадлежало стрелецким сотникам Утешу Некрасову и Федору Холопову «с товарищи», а позднее запустело. По описанию 1627 г. Юдино значилось пустошью «в порозжих землях». Спустя десять лет, при новом владельце Лаврентии Григорьевиче Булашникове, Юдино заселяется крестьянами и становится сельцом.

В 1642 г. оно продается вдове Василия Ивановича Нагого — Прасковье с дочерями Анастасией и Анной. По описанию 1646 г. в селе значились деревянная Преображенская церковь с приделом Ильи пророка, двор вотчинника, два двора «задворных» людей, 14 дворов крестьян и два бобыльских двора. После смерти Прасковьи село досталось ее дочери Анне Васильевне, вышедшей замуж за князя Петра Элмурзича Черкасского (он умер в 1656 г.), и ее сыну князю Михаилу. При них в 1678 г. в селе числилось 20 крестьянских дворов.

В 1700 г. княгиня Анна Васильевна Черкасская отдала село своему внуку мурзе Девлету Бековичу Черкасскому, крестившемуся в 1697 г. и в крещении получившего имя Александр. В переписных книгах 1704 г. село Юдино значилось за князем Александром Бековичем Черкасским. В нем стояла деревянная церковь, дворы вотчинника, приказчика, конюшенный и скотный и шесть дворов «задворных» людей (31 человек). Здесь же встречается упоминание и деревни Юдино, возникшей рядом: «Деревня Юдино, по обе стороны большой можайской дороги, что выселена вновь из села Юдина и из деревни Трубицыной и деревни Костиной Малой, Логиново тож, а в ней 36 дворов крестьянских, людей в них 106 человек».

Судьба Александра Бековича Черкасского была трагичной. В 1716 г. Петр I направил отряд под его руководством в Хиву, чтобы склонить хивинского хана к российскому подданству и разведать путь в Индию. Во время переезда через Волгу под Астраханью утонула с двумя дочерьми его жена княжна Марфа Борисовна Голицына, дочь воспитателя Петра I — Бориса Алексеевича Голицына. Русский отряд, добравшийся в итоге до цели назначения, был практически весь вырезан хивинцами. После этих событий Юдиным владел до 1757 г. их младший сын Александр Александрович Черкасский.

Единственным памятником того времени осталась каменная Преображенская церковь, сооруженная из кирпича в 1720 г. и освященная тремя годами позже. Форма церкви крайне проста и почти не имеет украшений. На нижнем крестообразном основании храма поставлен приземистый восьмерик, увенчанный восьмигранным барабаном и главой с крестом. К нему примыкают развитые объемы алтаря, приделов и притвора. Внешнее декоративное убранство здания с чертами раннего барокко исключительно просто. В трактовке деталей ощутима связь с предшествующей «нарышкинской» архитектурой. Цельность первоначальной объемной композиции нарушена сооружением в 1893 г. юго-западного придела и надстройкой колокольни.

По сведениям 1786 г. Юдиным владела княгиня Варвара Николаевна Гагарина, а согласно «Экономическим примечаниям» конца XVIII в., в селе Юдино значились два крестьянских двора, где жило 9 человек, церковь, две оранжереи и сад «с плодовитыми деревьями». В деревне Юдино числилось 17 дворов и 225 жителей обоего пола. Владение принадлежало действительной статской советнице Марии Яковлевне Салтыковой. Спустя полвека, в 1852 г. селом владела статская советница Екатерина Григорьевна Адамс, жившая здесь постоянно. Крестьянское население насчитывало 47 человек.

В 1890 г. юдинская усадьба принадлежала Осипу Максимовичу Фон-Вогау и, располагаясь на площади в 822,5 дес., оценивалась в конце века в 26,3 тыс. руб. При имении находилась амбулатория.

Накануне революции в Юдине числился 41 крестьянский двор, а усадьба принадлежала князю К. А. Горчакову. Кроме сельского хозяйства жители занимались извозом и работали на железной дороге. В конце XIX — начале XX в. местная железнодорожная платформа называлась Юдино. Она представляла собой небольшое деревянное здание, освещаемое керосиновыми фонарями. Одновременно на Казанском направлении железной дороги существовала станция с таким же названием. Эти две станции нередко путали, что приводило к недоразумениям. Поэтому здешнюю станцию переименовали в «Перхушково», а платформу около села Перхушкова назвали «Здравницей». Эти названия сохранились и по сей день. У железнодорожного переезда находилась ветеринарная лечебница, возглавлявшаяся врачом А. В. Листовым. По правую сторону от нее на Можайском шоссе стоял дом купца Юргенева с трактиром и лавкой. Позднее здесь размещался сельсовет, а затем магазин. Далее, возле дома Куранова, располагался второй трактир с надписью «Юг». В те годы эти трактиры были своеобразными клубами, где собирались местные и приезжие крестьяне. Здесь пили чай с баранками и обсуждали «последние новости». В доме Куранова местная молодежь устраивала спектакли. В 1917 г. в поселке Юдино создается революционный кружок. Его членами были: гл. врач Перхушковской больницы Александр Леонтьевич Бердичевский, терапевт Анна Петровна Преображенская, помощник врача С. М. Заряхина, юрист Е. А. Доброхотов и его жена Е. А. Доброхотова, артистка Малого театра, ветеринар А. В. Листов, ставший в последствии первым председателем Юдинского сельсовета, и А. М. Соколов, начальник железнодорожной станции. Со временем кружок стал разрастаться и принимать участие во всех местных культурно-массовых мероприятиях — устраивались собрания жителей, читались лекции и доклады. Был построен клуб, где организовывались концерты.

В 1926 г. в селе Юдине проживало 323 человека, а в поселке Юдино числилось 479 жителей. Здесь размещался сельсовет, железнодорожная школа, ветлечебница и оспопрививальный пункт.

Ныне Юдино является центром сельской округи. В южной части села расположились почта, Сбербанк, продовольственный магазин и кинотеатр. На площади перед кинотеатром в 1967 г. была открыта стела с именами жителей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Напротив памятного знака, через дорогу, разместились корпуса Перхушковской фабрики культоваров, где работают жители Юдина, Одинцова и других селений района, На фабрике выпускают шахматы, доски, сувенирные наборы, различные спортивно-рыболовные принадлежности. По данным переписи 1989 г. в деревне Юдино проживало 489 человек, а в поселке Юдино — 647 человек.

Литература: 
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы... М., 1886. Вып. 3. С. 215-219.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Юдино. Церковь Преображения Господня

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Юдино. Церковь Преображения Господня 55.668788, 37.175910 Юдино. Церковь Преображения Господня

Рубрика: Одинцовский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: