Дарна. Церковь Воздвиженская (Россия, Московская область, Истринский район, Дарна)
Воздвиженская церковь сооружена по проекту С.В. Шервуда во второй половине 1890-х гг. на средства прихожан. Кирпичное здание с деталями из белого камня — яркий образец эклектизма и стилизации в архитектуре конца XIX в. Его строгая симметрия и выделение композиционных осей, присущие академической школе, сочетаются с дробными формами внешнего убранства, исполненного по мотивам зодчества XVII столетия. Большой квадратный четырехстолпный храм на высоком цоколе, без апсид, соединенный притвором с колокольней из трех ярусов, обладает редкой пятишатровой композицией. Центральный шатер поставлен над световым восьмериком, малые — на глухих парусных сводах угловых компартиментов. Их главы и шатровый верх колокольни, утраченные в годы Отечественной войны, восстановлены в 1990-х гг. Протяженность идентичных фасадов здания скрадывают креповки стен, полуколонки, вертикальные полосы ширинок. Широкая лента узорчатого карниза и ложные закомары над крайними пряслами зрительно подготавливают переход к ярусам кокошников, покрывающих малые шатры.
Описание Воздвиженской церкви в Дарне
Храм освещен преимущественно верхним светом. Его центричность в интерьере не ощущалась, так как восточную алтарную часть отделяли три поставленных в ряд иконостаса. Редкие проемные связи выполнены из прокатной стали, тромпы сложены напуском горизонтальных рядов кладки. При последнем ремонте стены заново оштукатурены и подготовлены к росписи, настлан пол из мраморных плит. Храм образцово отремонтирован.
Сергей Влади́мирович Ше́рвуд (1 мая 1858, Москва — 17 августа 1899, Москва) — русский архитектор, строитель храмов в Подмосковье и особняков в центре Москвы, представитель творческой династии Шервудов. Старший сын художника, архитектора и скульптора, одного из главных идеологов русского стиля в архитектуре Владимира Иосифовича (Осиповича) Шервуда. Представитель творческой династии Шервудов. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1889 году со званием классного художника архитектуры. Помогал отцу.В своих церковных постройках придерживался «неорусской» стилистической ориентации (соборный Казанский храм Шамординского Свято-Амвросиевского монастыря Калужской губернии, 1895—1901), в проектах же частных особняков свободно варьировал различные декоративно-тектонические формулы (необарочный особняк на Пятницкой улице в Москве; известен также под обиходным названием «Дом со львами на Пятницкой»).
Постройки С.В. Шервуда
— Пристройка к церкви святого Николая (1894, Москва, Мясницкая улица) не сохранилась;
— Особняк М. И. Рекк (1897, Москва, Пятницкая улица, 64);
— Особняк (1897, Москва, Новокузнецкая улица, 44), перестроен в 1910 году;
— Церковь Воздвижения Честного Креста Господня (1895, с. Дарна Истринского района Московской области);
— Собор Иконы Божией Матери Казанская в Казанской Амвросиевской пустыни (1895, с. Шамордино Калужской области);
— Доходный дом Московского торгово-строительного акционерного общества (1899—1900, Милютинский переулок, 13);
— Храм святителя Тихона Задонского (1907—1909, Клин), построен по проекту С. В. Шервуда уже после его смерти. Храм был закрыт в 1924 году и в 1990 году вновь освящен в честь святого Тихона Патриарха Всероссийского.
Литература:
ПАМО, в. 2, с. 194-195
Холмогоровы, 3, с. 25
ЦГА г. Москвы, ф. 203, on. 466, д. 19. 1895 г.; ф. 54, on. 149, д. 5, л. 9-10, 27, 43 — 46. 1895 г.