Вознесенская Давидова пустынь — (Россия, Московская область, Чеховский район, Новый Быт)
Давидова пустынь был одним из немногих монастырей в Подмосковье, в стенах которого разрешалась фотосъемка. Теперь такой возможности нет!
Основана в 1515 году прп. Давидом. Старец происходил из рода князей Вяземских, и в миру носил имя Даниила. Он прожил сорок лет в Боровском монастыре, прежде чем решился основать свою обитель. В пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семёновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, Давид поселился с четырьмя иноками. Тогда же были возведены первые деревянные здания — кельи, две церкви и трапезная.
При царе Иване Грозном началось сооружение первого каменного храма обители, в честь Вознесения Господня, однако он долгое время оставался недостроенным. Храм разобрали, а на его месте вновь возвели церковь с тем же посвящением. На настоящий момент это самое древнее здание монастыря (1676 — 1682 гг.).
Описание Давидовой пустыни (Новый Быт)
Воскресенский собор принадлежит стилю московского барокко. Пятиглавый, установленный на высокий подклет, он с двух сторон окружён крытой галереей на аркадах, проёмы которой, по всей видимости были заложены.
В 1657 г. пустынь по велению патриарха Никона приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю, в 1712 г. — к Чудову, а в 1764 г. стала заштатной. Лишь в 30-40-е гг. XVIII в. благосостояние обители стало расти, возобновилось каменное строительство. К этому периоду времени относиться нарядная колокольня с курантами в три яруса (перестраивалась во второй половине XIX века). В 1848 г. при игумене Паисии строится двухэтажный братский корпус и угловая башня ограды. Формирование архитектурного ансамбля, растянувшееся на века, завершается к началу XX столетия.
После переворота 1917 г. судьба пустыни схожа с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание. Возрождение ансамбля наметилось только к 1992 г. За это время руинированный комплекс превратился в сказочный городок. Все здания отреставрированы и радуют глаз новой позолотой и яркими красками. Внутреннее убранство храмов так же поражает богатством и великолепием.
План Вознесенской Давидовой пустыни
- Вознесенский собор
- Спасский собор
- Знаменская церковь
- Никольская церковь
- Успенская церковь
- Храм во имя Всех Святых
- Колокольня
- Игуменский корпус
- Братские корпуса
- Надкладезная часовня
- Гостиница
- Угловые башни
- Пруд
М.М. Дунаев Новый Быт
М.М. Дунаев К югу от Москвы, М., 1986 с. 117-125
(прим.: автор называет пустынь Давыдовой, т.ч. это не опечатка)
Дальнейшее путешествие лучше продолжить лесом по правому берегу Лопасни. Того же, кому не хватает терпения, автобус за пятнадцать минут довезет до поселка Новый Быт.
Здесь, на правом крутом берегу реки, издалека открывается впечатляющая панорама Давыдовой пустыни: теснятся храмы, служебные и жилые корпуса, башни, и над всеми сооружениями поднимается высокая колокольня, связующая весь этот ансамбль.
Давыдова пустынь — монастырь древний. Она была основана монахом Пафнутьев-Боровского монастыря Давидом, учеником самого Пафнутия и последователем одного из крупнейших деятелей русской православной церкви Иосифа Волоцкого. Вместе с Иосифом Давид покинул Боровский монастырь вскоре после смерти Пафнутия и отправился с ним в дальнее путешествие по русским монастырям. В этом путешествии сложились окончательно взгляды Иосифа на роль и значение монастырей в жизни Руси, положенные в основу иосифлянства, одного из двух (наряду с нестяжательством) основных церковно-политических течений XVI столетия на Руси. Иосифляне утверждали идею крепких и богатых монастырей, активных и сильных союзников государственной власти.
Несомненно, одним из самых правоверных иосифлян должен был стать и Давид, хотя он и не принадлежал к числу значительных церковных деятелей начала XVI века.
В 1515 году Давид основал Вознесенский монастырь, который впоследствии чаще стал называться его именем — Давыдовой пустынью. Историки монастыря утверждают, что монастырь Давида посетил незадолго до смерти сам Иосиф Волоцкий, одобривший распорядок внутренней монастырской жизни. Из этого можно сделать вывод, что в начале своего существования монастырь как истинно иосифлянский должен был отличаться суровым уставом, широкой благотворительной деятельностью и немалым состоянием.
Каменное строительство в пустыни началось рано, еще в XVI веке. По преданию, покровительствовавший монастырю Иван Грозный выделил средства на строительство собора Вознесения. Но строительные работы в то время не были завершены и продолжены лишь в 1676—1682 годах — с использованием фрагментов XVI века.
От времен Грозного сохранились фундамент и стены четверика до уровня порталов второго яруса, а также портал и проем южного фасада. Все остальное относится уже к XVII столетию.
Вознесенский собор имеет два яруса и прежде был с трех сторон окружен двухъярусной же галереей, теперь сохранившейся лишь со стороны южного и частично западного фасадов. Сохранился также южный Успенский придел, примыкающий к алтарной части собора. Вместе с другим таким же, северным, приделом он замыкал восточные торцы галереи. Открытая некогда аркада этой галереи теперь заложена, галерея оштукатурена, но декор ее, состоящий из небольших квадратных нишек-филенок, местами виден очень хорошо. Прежде в этих филенках помещались муравленые изразцы.
Своды собора опираются на два внутренних столба. С двустолпной конструкцией связан здесь и необычный характер перекрытий. У столь небольшого по размерам храма естественно предположить обычный сомкнутый свод. Однако собор имеет очень сложное по конструкции перекрытие, так как два внутренних столба являются опорой для четырех подпружных арок, несущих центральную часть свода. Южный и северный нефы храма перекрыты лотковыми сводами. Вероятно, эта своеобразная конструкция восходит к замыслу еще XVI века (первоначально не осуществленному). Центральная глава утраченного ныне пятиглавия собора возвышалась над световым барабаном, который частично сохранился.
В верхней части четверика, подобно многим современным ему церквам, собор имеет пояс декоративных кокошников. Под кокошниками — фриз поливных зеленых изразцов, почти незаметных из-за малой величины. Кроме того, стены собора декорированы характерными для московской архитектуры XVII века наличниками с килевидными очельями. Прежде храм выглядел намного живописнее. Особое сожаление вызывает утрата многих изразцов, обильно украшавших когда-то стены собора.
Размерами и внешним обликом Вознесенский собор напоминает приходские московские храмы XVII века. Лишенный пятиглавия, он теряется ныне среди обступивших его более поздних сооружений.
До середины XIX века ансамбль монастыря представлял собой традиционное замкнутое пространство, ограниченное четырехугольником стен монастырской ограды (поскольку обитель никогда не имела самостоятельного стратегического значения, то и мощных крепостных стен у нее никогда не было, но лишь невысокое декоративное ограждение с башенками по углам). Вознесенский собор являлся композиционным центром в панораме пустыни, рассчитанной на восприятие со стороны реки.
Каждый входивший в монастырь через северные Святые ворота (XVII в.) с Успенской надвратной церковью (1740) видел прежде всего центральное композиционное ядро ансамбля — собор со стоящей рядом колокольней (не сохранилась). В 1804 году этот комплекс был дополнен Никольской церковью, выстроенной в классицистическом стиле. Она примыкает к собору с северной его стороны (именно в связи с ее возведением была частично разобрана соборная галерея с северным приделом). Церковь декорирована пилястрами, лепными фризами с растительным орнаментом, гирляндами и масками. По характеру декоративного убранства сооружение особенно близко творчеству Р. Казакова. Интересно, что церковь имеет сомкнутый свод, не характерный для сооружений подобного типа; венчающая храм купольная ротонда как бы маскирует это архаичное перекрытие. В середине XIX века между собором и церковью было встроено здание ризницы и библиотеки.
В связи с предпринятыми во второй половине прошлого века обширными строительными работами монастырский ансамбль получает совершенно иное композиционно-пространственное решение. Прежде всего, в панораме монастыря появляется новая организующая доминанта — высокая колокольня (1845) над новым главным входом в монастырь (старый в связи с этим был заложен), устроенным теперь в западной стене. После этого произошла переориентация всего ансамбля. Местоположение всех возникающих построек стало определяться необходимостью зрительно подкрепить новую высотную доминанту комплекса, перенесенную из прежнего центра на его периферию. Создатели ансамбля (к сожалению, их имена не известны нам) проявили истинное понимание архитектурной гармонии, дополнив ансамбль рядом разместившихся вблизи колокольни новых зданий (гостиница, богадельня и др.), которые хотя и находятся за пределами монастырской ограды, но активно включены во всю объемно-пространственную композицию Давыдовой пустыни. В то же время рядом со старыми Святыми воротами и Вознесенским собором были выстроены Знаменская церковь, массивный Спасский собор и Всехсвятская церковь с трапезной, которые создали более значительное по масштабу композиционное ядро расширенного ансамбля. При этом внутреннее пространство монастыря оказалось лишенным традиционного парадного двора. Таким образом, Вознесенский собор утратил прежнее главенствующее положение в панораме монастыря, — лишь липовая аллея, специально высаженная между новой колокольней и собором, подчеркивает его особое положение в монастырском ансамбле.
История ансамбля Давыдовой пустыни являет собой редкий пример удачного, органичного соединения разновременных и разнохарактерных по стилю сооружений.
Архитектурное единство ансамбля усиливается преобладанием так называемого псевдорусского стиля в оформлении большинства сооружений нового времени, который, по замыслу строителей, как бы вторит древней архитектуре и является своего рода развитием ранних мотивов комплекса. Своеобразным камертоном, определившим стилевое решение новых зданий, стала опять-таки колокольня, доминирующая в силуэте ансамбля. Это наглядный образец «тоновской архитектуры» — она повторяет композицию классицистических, но при этом воспроизводит декор древнерусских сооружений подобного типа. Важно отметить, что если у мастеров прошлого декор всегда был обусловлен функциональными и конструктивными особенностями архитектуры, то здесь его роль сводилась лишь к внешнему украшательству. Любопытный пример: второй, восьмигранный ярус пустынской колокольни имитирует ярус звона древних колоколен, хотя для звона он как раз никогда и не использовался.
Сооружения монастыря, появившиеся вслед за колокольней, в большей или меньшей степени получили декоративное оформление, заимствованное прежде всего у русской архитектуры XVII столетия:
фигурные наличники, пояски нишек-ширинок, городчатые карнизы — все это можно увидеть на зданиях настоятельского корпуса (западнее старых Святых ворот), Всехсвятской церкви с трапезной (восточнее Спасского собора), гостиницы и богадельни, просфорни и сторожки (вблизи колокольни), конного и скотного дворов (в северо-западной части комплекса) и некоторых других. Особого внимания заслуживает массивный собор Всемилостивого Спаса (1900). Ныне он занимает одно из важнейших мест в панораме Давыдовой пустыни. Архитектура собора — пример эклектических построек. Древнерусские элементы (килевидные арки, кокошники, поребрик) не воспроизведены здесь буквально (как в псевдорусских постройках), но в сочетании с иными стилевыми мотивами лишь символично включены в облик храма. В интерьере Спасского собора сохранилась клеевая роспись в духе древнерусской монументальной живописи.
В ансамбль монастыря включены также эклектическая Знаменская церковь, пристроенная к Вознесенскому собору с западной стороны, и два жилых корпуса, вытянутых вдоль южной границы комплекса. Связующим элементом ансамбля стала сооруженная в середине XIX века ограда с четырьмя угловыми башнями.
Не все из перечисленных сооружений Давыдовой пустыни обладают высокой художественной ценностью, но все они без исключения важны как необходимые составные части сложной живописной композиции монастырского ансамбля.
Комплекс пустыни возвышается на крутом холме над Лопасней, в том месте, где река образует плавную излучину. Архитектура монастыря органично вписана в ландшафт, и единство их, единство созданного человеком и природой, представляет несомненную эстетическую и художественную ценность.
В Давыдовой пустыни был похоронен один из героев Отечественной войны 1812 года — генерал Дохтуров.
Не раз приезжал в монастырь Антон Павлович Чехов: пустынь входила в его карантинный холерный участок.